Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общий вид парусного вооружения шлюпки.
Шестивесельный ял имеет ОДНОМАЧТОВОЕ рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются РАНГОУТ — МАЧТА и РЕЕК, паруса — ФОК и КЛИВЕР, СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ — снасти для поддержания рангоута, БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ — снасти для подъема и управления парусами.
На рисунке: 1 — флюгарка; 2 — флаг; 3 — задний нок-бензельный угол фока; 4 — нок рейка; 5 — реек; 6 — шкала; 7 — слаблинь; 8 — люверс; 9 — бензельный угол фока; 10 — ракс-бугель с гаком; 11 — бугель с обушками; 12 — фал; 13 — третная стропка; 14 — мачта; 15 — бензельный угол кливера; 16 — полубензель; 17 — передний нок-бензельный угол кливера; 18 — верхняя шкаторина фока; 19 — передняя шкаторина фока; 20 — задняя шкаторина кливера; 21 — верхняя шкаторина кливера; 22 — передняя шкаторина кливера; 23 — кренгельс для переноса шкотов; 24 — галсовый угол кливера; 25 — кливер-галс; 26 — галсовый гак; 27 — нижняя шкаторина кливера; 28 — банты; 29 — бугель с гаком; 30 — фока-галс; 31 — галсовый угол фока; 32 — кливер-шкот; 33 — нижняя шкаторина фока; 34 — шкотовый угол кливера; 35 — риф-штерты; 36 — риф-банты; 37 — боуты; 38 — фока-шкот; 39 — шкотовый угол фока; 40 — задняя шкаторина фока; 41 — слаблинь. РАНГОУТ.
Мачта на шестивесельном яле одна, называется ФОК-МАЧТОЙ и служит опорой для парусов. Изготовляется из сосны или ели (клееная). Её длина — 5,5 м. Нижний конец мачты — ШПОР выполнен ЧЕТЫРЕХГРАННЫМ и для прочности обшит МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ОКОВКОЙ.
1 - ТОП МАЧТЫ; 2 - БУГЕЛЬ С ОБУХАМИ для крепления верхних концов вант; 3 - ВАНТИНА; 4 - ШКИВ ДЛЯ ФАЛА; 5 - РАКС-БУГЕЛЬ; 6 - БУГЕЛЬ С ГАКОМ для крепления фока-галса; 7 - ШПОР МАЧТЫ в оковке; 8 - КОУШ; 9 - ТАЛРЕПНЫЙ УЗЕЛ (крепление штерта к вантпутенсу); 10 - ВАНТПУТЕНС.
Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты — в районе НАМЕТКИ (100 мм). В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше НАМЕТКИ на мачте укреплен БУГЕЛЬ С ГАКОМ для осаживания и крепления ФОКА-ГАЛСА.
На верхний конец мачты — ТОП — в уровень с ее верхним срезом надет и закреплен шурупами БУГЕЛЬ С ОБУШКАМИ для крепления ВАНТ. Ниже БУГЕЛЯ в мачте вырезано сквозное отверстие, в которое помещен ШКИВ. Через ШКИВ пропущен ходовой конец фала (ФОКА-ФАЛА).
ВАНТЫ служат для КРЕПЛЕНИЯ МАЧТЫ. Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4—6 мм. В оба конца вант ВПЛЕСНЕНЫ металлические КОУШИ — металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним КОУШАМ ВАНТ крепятся ШТЕРТЫ — концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми ТАЛРЕПАМИ (Та́лреп — устройство для стягивания и выбирания слабины такелажа, кабелей) для обтягивания и крепления вант к ВАНТ-ПУТЕНСАМ. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.
ФАЛ (канат, предназначенный для подъема и спуска парусов) делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема РЕЙКА с парусом. КОРЕННОЙ КОНЕЦ ФАЛА крепится к ОБУХУ РАКС-БУГЕЛЯ, а ХОДОВОЙ КОНЕЦпропускается через ШКИВ в мачте и крепится за НАГЕЛЬ. РАКС-БУГЕЛЬ - металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту и служит для удержания РЕЙКА с парусом у мачты. Кольцо РАКС-БУГЕЛЯ обшивается кожей. МАЧТА с ВАНТАМИ и ФАЛОМ хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.
РЕЕК — изготовляется из сосны или ели. Имеет длину 4,3 м. ОКОНЕЧНОСТИ РЕЙКА называются НОКАМИ. На концах РЕЕК имеет зарубки, с помощью которых ПОЛУБЕНЗЕЛЯМИ по рейку растягивается верхняя ШКАТОРИНА паруса. Для усиления прочности на РЕЕК наложена дубовая ЖЁЛОБООБРАЗНАЯ планка, называемая ШКАЛОЙ. ШКАЛА крепится к рейку в трех местах полубензелями. На расстоянии одной трети от переднего НОКА РЕЙКА укреплена ТРЕТНАЯ СТРОПКА, служащая для соединения рейка с ракс-бугелем. ТРЕТНАЯ СТРОПКА изготовляется из тонкого стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса ТРЕТНАЯ СТРОПКА очком надевается на гак РАКС-БУГЕЛЯ.
1 - РЕЕК; 2- ШКАЛА; 3- ТРЕТНАЯ СТРОПКА; 4 - ПОЛУБЕНЗЕЛИ; 5 - ЗАРУБКА НА НОКЕ РЕЙКА.
ПАРУСА.
Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей специальную водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов — ФОКА и КЛИВЕРА, имеющих форму неправильных четырехугольников площадью 14,6 и 5,8 кв.м.
Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые ШКАТОРИНАМИ, окантованы тросом особого пологого спуска — ЛИК-ТРОСОМ. Лик-трос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет только один СПЛЕСЕНЬ, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение — вверху. Углы парусов при их работе испытывают наибольшее натяжение и поэтому дополнительно укреплены кусками парусины — БАНТАМИ и полосами из парусины — БОУТАМИ, нашитыми с обеих сторон паруса.
ВЕРХНИЙ ПЕРЕДНИЙ угол ФОКА и ВЕРХНИЙ ЗАДНИЙ угол КЛИВЕРА называются БЕНЗЕЛЬНЫМИ. ВЕРХНИЙ ПЕРЕДНИЙ угол КЛИВЕРА называется ПЕРЕДНИМ НОК-БЕНЗЕЛЬНЫМ углом, ЗАДНИЙ ВЕРХНИЙ угол ФОКА — ЗАДНИМ НОК-БЕНЗЕЛЬНЫМ углом. ПЕРЕДНИЕ НИЖНИЕ углы ФОКА и КЛИВЕРА называются ГАЛСОВЫМИ, а ЗАДНИЕ — ШКОТОВЫМИ.
По всей длине верхней ШКАТОРИНЫ фока и кливера пробиты отверстия — ЛЮВЕРСЫ, которые для прочности по краям обметаны ниткой или окованы латунью. Через ЛЮВЕРСЫ, расположенные у верхних углов паруса, вяжутся ПОЛУБЕНЗЕЛИ, которыми парус растягивается по РЕЙКУ, через остальные люверсы продет СЛАБЛИНЬ, прихватывающий парус к РЕЙКУ по всей длине верхней ШКАТОРИНЫ.
1 - ЛИК-ТРОС; 2 - СЛАБЛИНЬ; 3 - ТРЕТНАЯ СТРОПКА; 4 - РАКС-БУГЕЛЬ; 5 - ФАЛ; 6 - ПОЛУБЕНЗЕЛЬ.
В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты У ФОКА ДВА РЯДА ЛЮВЕРСОВ, а У КЛИВЕРА ОДИН РЯД ЛЮВЕРСОВ, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя — РИФ-ШТЕРТЫ, служащие для уменьшения площади парусов в свежую погоду. РИФ-ШТЕРТЫ крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на РИФ-ШТЕРТАХ с обеих сторон паруса вплотную к нему. Для прочности в районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты РИФ-БАНТЫ.
К ШКАТОРИНЕ заднего нок-бензельного угла фока пришит военно-морской флаг, а под ним — ФЛЮГАРКА размером 30х50 см. Поверх БАНТОВ к парусине заднего нок-бензельного угла с обеих сторон пришиты четырехугольные отрезки парусины размером 30х30 см, на которых черной краской написан цифровой позывной (номер) шлюпки.
Все нижние утлы паруса для крепления ГАЛСОВ и ШКОТОВ имеют КРЕНГЕЛЬСЫ — петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые КОУШИ, предохраняющие КРЕНГЕЛЬСЫ от перетирания. КРЕНГЕЛЬСЫ имеются также на уровне риф-штертов и служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов. ГАЛСЫ служат для обтягивания и крепления галсовых углов паруса и изготовляются из растительного троса окружностью 25 мм. Галс фока называется ФОКА-ГАЛСОМ, галс кливера — КЛИВЕР-ГАЛСОМ. Фока- и кливер-галсы имеют длину 125 см. ШКОТЫ служат для управления парусами и изготовляются из троса окружностью 30 мм. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются ФОКА-ШКОТАМИ или КЛИВЕР-ШКОТАМИ. ФОКА-ШКОТЫ имеют длину 15 м, КЛИВЕР-ШКОТЫ — 9м.
На рисунке – крепление кренгельса к парусу: 1 – ЛИК-ТРОС; 2 – БАНТ; 3 – ПОЛОТНИЩЕ; 4 – ЛЮВЕРС; 5 – КРЕНГЕЛЬС; 6 – КОУШ; 7 – ОБШИВКА ЛИК-ТРОСА (хлопчатобумажные нитки).
РАНГОУТНЫЙ ЧЕХОЛ.
Рангоутный чехол выкраивается из парусины в виде прямоугольника, сторона которого на 25 см длиннее рейка. С одной стороны (обращенной к корме шлюпки) чехол на 1/3 длины сшит в виде мешка цилиндрической формы. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты ЛЮВЕРСЫ.
Для быстрой шнуровки (расшнуровки) удобно применять не ШТЕРТ, а ряд СТРОПОК, ВПЛЕСНЕННЫХ в ЛЮВЕРСЫ одной из кромок чехла. Длина СТРОПОК несколько больше расстояния между ЛЮВЕРСАМИ. Шнуровка производится одновременно с обоих концов чехла и поэтому требует меньше времени.
В РАНГОУТНОМ ЧЕХЛЕ хранится ПАРУС с РЕЙКОМ, галсами и шкотами. На рисунке – РАНГОУТНЫЙ ЧЕХОЛ:
1 — ЛЮВЕРСЫ; 2 — СШИТАЯ ЧАСТЬ ЧЕХЛА; 3 — ПЕТЛИ (СТРОПКИ).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.022 с.) |