Джин Шарп «От диктатуры к демократии» Конспект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Джин Шарп «От диктатуры к демократии» Конспект



Планирование стратегии

 

любое стратегическое планирование требует от разработчиков сопротивления глубокого понимания всей ситуации конфликта, включая рассмотрение физических, исторических, правительственных, военных, культурных, социальных, политических, психологических, экономических и международных факторов.

Прежде всего, демократическим лидерам и разработчикам стратегии требуется оценить цели и важность дела. Целью данных конфликтов должно служить создание свободного общества с демократической системой управления.

В условиях диктатуры население и гражданские организации весьма слабы, правительство же слишком сильно. Без исправления данного дисбаланса, новые правители могут, при желании, стать такими же диктаторами.

Политическое неповиновение вносит вклад в более равномерное распределение эффективной силы путем мобилизации общества против диктатуры. Знания и опыт, приобретенные в борьбе, снизят вероятность легкого подчинения общества потенциальным диктаторам. Данный сдвиг в соотношении сил, в конечном счете, намного повысит вероятность установления прочного демократического общества.

 

Разработка генеральной стратегии

 

В соответствии с оценкой ситуации и выбором средств, разработчики генеральной стратегии должны создать общий набросок возможностей развития конфликта. Такой общий план должен охватывать период от текущей ситуации до будущего освобождения и установления демократической системы. При создании генеральной стратегии разработчики должны ответить на множество вопросов. Например:

● Какие основные препятствия стоят на пути свободы?

● Какие факторы будут способствовать достижению свободы?

● На какие основные силы опирается диктатура?

● Какие слабости имеет диктатура?

● Насколько уязвимы источники силы диктатуры?

● Какие силы на стороне демократов и основного населения?

● Какие слабости имеются у демократических сил и основного населения и как они могут быть преодолены?

● Каков статус сторон, непосредственно невовлеченных в конфликт, кто оказывает помощь или может ее оказать как диктатуре, так и демократическому движению, а также какими способами?

 

По окончании тщательной разработки генеральной стратегии, здравый смысл призывает сделать ее широко доступной. Большое количество сторонников будут действовать с большим желанием, если они будут понимать как общую концепцию, так и отдельные инструкции. Такие знания потенциально могут оказать весьма положительное воздействие на их моральный дух, готовность принимать участие и правильно действовать. Знание отдельных характеристик генеральной стратегии также потенциально может привести к разногласиям и измене в самом лагере диктаторо в.

 

Планирование стратегии кампаний

 

При планировании стратегий отдельных кампаний сопротивления, стратеги политической борьбы должны рассмотреть множество задач и проблем. Среди них:

● Определение конкретных целей кампании и их вклада в выполнение генеральной стратегии.

● Выбор конкретных методов или политического оружия, наилучшим образом подходящих для воплощения выбранных стратегий. Необходимо помнить, что достижение основных целей складывается из результатов правильно избранных и воплощенных отдельных мелких шагов.

● Определение того, должны ли быть связаны, или как должны быть связаны экономические вопросы с общей политической борьбой. Если экономические методы будут широко применяться в борьбе, необходимо уделить внимание устранению их последствий после свержения диктатуры.

● Заблаговременное определение наилучшей руководящей структуры и системы связи для начала борьбы сопротивления.

Доведение новостей сопротивления до основного населения, до диктаторских сил и международных средств массовой информации.

● Планирование социальной, просветительской, экономической и политической деятельности для удовлетворения потребностей собственного населения в процессе развития конфликта.

● Кроме того, разработчики стратегии сопротивления должны принять меры для сохранения порядка и удовлетворения социальных нужд собственными силами во время массового сопротивления диктаторским властям. Это не только создаст альтернативные независимые демократические структуры и удовлетворит истинным требованиям, но и снизит доверие к призывам к безжалостным репрессиям, направленным на прекращение беспорядков и беззакония.

Репрессии и контрмеры

 

Разработчикам стратегии необходимо оценить вероятные меры и репрессии - в особенности уровень насилия - производимые диктатурой в ответ на действия демократического сопротивления. Необходимо определить, как противостоять, нейтрализовывать или избегать возможных возросших репрессий без подчинения.

Для предупреждения репрессий хорошей практикой для стратегов является использование тактики и методов, не только приводящих к достижению цели кампании, но и снижающих вероятность или возможность жестоких репрессий.

Разработчики планов должны указать, какие меры должны приниматься для поддержания дисциплины ненасильственных действий, а также создать защиту от жестокостей. Лидеры всегда должны опасаться присутствия агентов провокаторов, чья задача сводится к подстрекательству демонстрантов к насилию.

 

Верность стратегическому плану

 

С момента появления подробного стратегического плана и признания правильности фундаментального исследования, задачей про-демократических сил становится постепенное продвижение вперед. Изменения в тактике и промежуточных целях, конечно же, возникнут - хорошие лидеры всегда должны быть готовы использовать новые возможности. Такие уточнения не должны входить в противоречие с целями генеральной стратегии или целями конкретной кампании. Тщательная реализация выбранной генеральной стратегии и стратегий конкретных кампаний в большой мере способствует достижению успеха.

Стратегам политического неповиновения необходимо постоянно оценивать эффективность выполнения генеральной стратегии и стратегий конкретных кампаний. Возможно, что борьба проходит не так удовлетворительно, как ожидалось. В таком случае нужно рассчитать, какие требуются изменения в стратегии.

 

Выборочное сопротивление

 

В начальный период борьбы весьма полезными могут быть отдельные кампании с различными конкретными целями.

Первые более или менее конкретные политические действия могут быть ограничены в своих масштабах. Они должны разрабатываться частично для проверки настроения населения и влияния на него, а также для подготовки его к продолжению борьбы путем отказа от сотрудничества и политического неповиновения.

При планировании стратегии для выборочного сопротивления необходимо определить ограниченный круг проблем, вызывающих недовольство, символизирующих основные притеснения диктатуры. Данные проблемы могут стать подходящими целями кампаний по достижению промежуточных стратегических целей в рамках общей стратегии.

Промежуточные стратегические цели должны быть достижимы на текущем или предполагаемом уровне влияния демократических сил. Это поможет одержать серию побед, полезных для поддержания боевого духа, а также обеспечит благоприятные для долгосрочной борьбы сдвиги в соотношении сил.

Стратегии выборочного сопротивления должны в основном концентрироваться на конкретных социальных, экономических или политических проблемах. Такой выбор может быть сделан для сохранения некоторой части социальной и политической системы вне контроля диктаторов, захвата контроля над некоторой частью, находящейся под диктаторским контролем, или же для препятствования достижению диктаторами отдельных целей. Если имеется возможность, кампании выборочного сопротивления должны ударять по одному или более слабых мест диктатуры. Таким образом демократы могут получить наибольший возможный эффект при данном уровне влияния.

Слабости диктатур включают:

Сотрудничество множества людей, групп или институтов, необходимых для управления системой, может быть ограничено или прекращено.

● Система в своем функционировании может стать инертной, менее способной быстро адаптироваться к новой ситуации.

Подчиненные, боясь вызвать недовольство начальства, могут давать неточную или неполную информацию, необходимую для принятия решений диктаторами.

Идеология может стать расплывчатой, а мифы и символы системы шаткими.

● Если существует сильная идеология, влияющая на восприятие реальности, строгая приверженность ей может вызвать невнимание к действительным условиям и потребностям.

Снижение эффективности и компетентности бюрократического аппарата или чрезмерный контроль и регулирование могут сделать неэффективными политику и функционирование системы.

Внутренние институциональные конфликты и личное соперничество и вражда могут повредить или даже разложить функционирование диктатуры.

● Могут обостриться региональные, классовые, культурные или национальные конфликты.

Отдельные круги полицейских или вооруженных сил могут действовать в собственных интересах, даже против воли авторитетных диктаторов, включая переворот.

● Поскольку решения в рамках диктатуры принимаются весьма немногими людьми, вероятны ошибки в суждениях, политике или действиях.

 

Обычно в начальный период борьбы невозможно быстро и полностью перекрыть источники власти диктаторов. Поэтому в большинстве случаев быстрая кампания полного отказа от сотрудничества и неповиновения является нереалистичной стратегией для кампаний против диктатуры, находящихся на ранних стадиях.

 

Развал диктатуры

 

Совокупным эффектом организованно проведенных успешных кампаний политического неповиновения должно стать усиление сопротивления, возникновение и расширение участков общества, в которых диктатура не имеет эффективного контроля. Такие кампании также дают важный опыт того, как отказываться от сотрудничества и как организовывать политическое неповиновение.

Полное сотрудничество, послушание и поддержка увеличивают число необходимых источников силы и, соответственно, расширяют возможности власти любого правительства.

С другой стороны, сокращение сотрудничества с агрессорами и диктаторами со стороны народа и институтов может истощить источники силы, от которых зависят все правители. Без таких источников власть правителей ослабляется и в конечном итоге растворяется.

Умелое стратегическое планирование политического неповиновения диктатуре должно быть направлено на важнейшие источники силы диктаторов.

Источники политической власти включают:

Авторитет, уверенность людей, что власть является законной и что их моральный долг подчиняться ей;

Человеческие ресурсы, число и значение лиц и групп, которые подчиняются, сотрудничают или предоставляют помощь правителям;

Умения и знания, необходимые для режима, чтобы выполнять конкретные действия и предоставляемые сотрудничающими лицами и группами;

Нематериальные факторы, психологические и идеологические факторы, заставляющие людей подчиняться и оказывать помощь правителям;

Материальные ресурсы, степень контроля или доступа правителей к богатству, природные ресурсы, финансовые ресурсы, экономическая система, а также средства связи и транспорта;

Санкции, наказания, грозящие или применяемые против непослушных или отказывающихся сотрудничать, чтобы заставить их подчиниться и сотрудничать, необходимые для существования режима и проведения его политики.

 

По мере укрепления гражданских институтов, противостоящих диктатуре, население вопреки желанию диктаторов все быстрее строит независимое общество вне пределов их контроля. Когда диктатура вмешается с целью остановить "эскалацию свободы", можно применить ненасильственную борьбу в защиту данного завоеванного пространства.

С течением времени такое сочетание сопротивления и институционального строительства может привести к свободе де факто.

Даже когда режим еще занимает позиции в правительстве, иногда появляется возможность создать демократическое "параллельное правительство". В конце концов параллельное демократическое правительство может полностью заменить диктаторский режим в качестве элемента перехода к демократической системе. Затем в должном порядке будет принята конституция и проведены выборы.

Стратеги демократических сил должны заранее предвидеть время, когда демократические силы смогут перейти от избирательного сопротивления к массовому неповиновению. Во время промежуточного периода необходимо проводить кампании избирательного сопротивления со все более значительными политическими целями. Вовлекать в него необходимо более широкие массы населения всех уровней общества.

 

Блокирование переворотов

 

Еще до падения диктатуры члены правительства старого режима могут попытаться опередить борьбу за демократию, инсценировав государственный переворот, чтобы перехватить победу народного сопротивления. Они могут провозгласить свержение диктатуры, но на деле будут стремиться навязать новую подкрашенную модель старого режима.

Существуют способы, при помощи которых перевороты, направленные против нового освобожденного общества, могут быть предотвращены. Простое знание такой возможности защиты иногда достаточно, чтобы предотвратить саму попытку этого. Подготовленность может предотвратить переворот.

Немедленно после совершения переворота путчисты требуют признания легитимности, то есть признания их морального и политического права управлять страной. Поэтому первый основной принцип защиты от переворота - отказ в легитимности путчистам.

Путчистам также необходимо, чтобы гражданские лидеры и население оказывали им поддержку, колебались или оставались пассивными. Второй важный принцип защиты от переворота - оказать сопротивление путчистам путем отказа сотрудничать и неповиновения. Если перевороту отказать в легитимности и сотрудничестве, он может погибнуть от политического истощения.

 

Разработка конституции

 

Новая демократическая система потребует конституции, устанавливающей желаемые рамки демократического правления. В конституции должны быть сформулированы цели правительства, границы государственной власти, способ и сроки выборов, в ходе которых будут отобраны правительственные чиновники и законодатели, неотъемлемые права граждан, а также отношения национального правительства с местными органами управления.

В пределах центрального правительства должно устанавливаться четкое разделение власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Необходимо установить жесткие ограничения на деятельность полиции, службы разведки и вооруженные силы, запретив им любое вмешательство в политику.

Предпочтительно, чтобы конституция устанавливала федеральную систему со значительными правами, делегируемыми региональным, районным и местным уровням управления.

Если конституция, содержавшая многие из этих положений, существовала ранее в истории новой свободной страны, может оказаться предпочтительным ввести ее в силу вновь, внеся в нее необходимые и желательные поправки.

Почетная обязанность

 

Население, накопившее опыт использования политического неповиновения, менее уязвимо перед будущими диктатурами.

Население должно быть постоянно готовым сыграть свою роль и применить политическое неповиновение и отказ от сотрудничества против потенциальных диктаторов, а также сохранить демократические структуры, права и процедуры.

Широко цитируемое выражение "Свобода не дается даром" справедливо. Нет силы извне, которая дала бы угнетенному народу желаемую свободу. Людям необходимо научиться самим завоевывать ее.

Джин Шарп «От диктатуры к демократии» Конспект

 

Эффективное свержение диктатуры с минимальными жертвами требует выполнения четырех первоочередных задач:

● Необходимо укрепить решимость, уверенность в себе и навыки сопротивления угнетенного населения;

● Необходимо укрепить независимые социальные группы и институты угнетенного народа;

● Необходимо создать мощную силу сопротивления;

● Необходимо разработать мудрый стратегический план освобождения и четко провести его в жизнь.

Необходимость в стратегическом планировании

 

Для выбора эффективных путей завоевания свободы требуется весьма тщательный анализ, основанный на реалистичной оценке ситуации и возможностей населения.

Чем важнее цель или чем серьезнее последствия неудачи, тем важнее становится планирование. Стратегическое планирование повышает вероятность того, что будут мобилизованы и эффективно использованы все ресурсы. Это в особенности относится к демократическому движению, которое обладает ограниченными ресурсами и последователи которого подвергаются опасности, но которое при этом пытается свергнуть мощную диктатуру.

 

Трудности планирования

 

К сожалению, часто большинство членов групп демократической оппозиции не понимают необходимости стратегического планирования, не привыкли или не обучены стратегическому мышлению. Вместо этого встречаются следующие случаи:

простая реакция на инициативы диктатуры. Таким образом, оппозиция всегда защищается, стремится сохранить ограниченные свободы или бастионы свободы, в лучшем случая замедляя установление диктаторского контроля или создавая некоторые проблемы для новой политики режима.

● некоторые читают, что если они просто будут настойчиво, твердо и достаточно долго провозглашать свою цель, она каким-то образом осуществится. Другие предполагают, что если они перед лицом существующих проблем просто живут и наблюдают в соответствии со своими принципами и идеалами, то они делают все, что могут, для их осуществления. Поддержка гуманитарных целей и приверженность идеалам - это великолепно, но совершенно недостаточно для свержения диктатуры и достижения свободы.

Интуиция. некоторые "чувствуют", что они должны делать, и на этом основывают свои действия. Такой подход является не только эгоцентричным, он не может дать никакого руководства для создания генеральной стратегии освобождения.

● Кто-то основывается на "блестящую идею", пришедшую кому-то в голову. Вместо этого требуется действие, основанное на тщательном просчете "следующего шага" на пути к свержению диктатуры. Творчество и блестящие идеи весьма важны, но их необходимо использовать для улучшения стратегического положения демократических сил.

● некоторые советуют: "Делайте все одновременно". Это невозможно, особенно для сравнительно слабых движений. Более того, такой подход не дает подсказки, с чего начать, на чем сконцентрировать усилия и как использовать ограниченные ресурсы.

● Другие могут признавать необходимость какого-то планирования, но способны делать это лишь на краткосрочной или тактической основе. Они не способны мыслить и анализировать стратегически, позволяя себе постоянно отвлекаться на сравнительно мелкие вопросы, часто отвечая на действия противника вместо того, чтобы захватить инициативу в руки демократического движения.

● Некоторые не разрабатывают всеобъемлющую стратегию свержения диктатуры по другой важной причине. У них нет внутреннего убеждения в том, что диктатура может быть свергнута их собственными усилиями. Поэтому планирование таких действий рассматривается ими, как романтическая трата времени или занятие бесполезным делом. даже без реальной надежды такие люди противостоят диктатуре по причине своей честности и, возможно, для истории.

Результаты такого отсутствия стратегического планирования часто плачевны: силы движения распыляются, действия не эффективны, энергия тратится на мелкие проблемы, преимущества не используются, а жертвы бесполезны. поскольку всеобъемлющие стратегические планы освобождения редко или никогда не разрабатываются, диктатуры представляются гораздо более стабильными, чем они на деле являются.

 

Четыре важных термина стратегического планирования

 

Генеральная стратегия, стратегия, тактика и методы

Генеральная стратегия является концепцией, которая используется для координации и непосредственного применения всех соответствующих и имеющихся ресурсов группы, которая стремится достичь своих целей в конфликте.

Генеральная стратегия, обращая главное внимание на цели группы и ресурсы в конфликте, определяет наиболее подходящие методы действий, осуществляемых в ходе конфликта.

Стратегия является концепцией того, как наилучшим образом добиться конкретных целей в конфликте, действуя в рамках генеральной стратегии. Стратегия отвечает на вопрос, вступать ли в борьбу, когда и как ее вести, а также как добиться максимальной эффективности в борьбе за достижение определенных целей. Стратегия также включает действия по использованию одержанных побед.

стратегический план дает общее представление, как должна развиваться кампания и как ее различные компоненты должны сочетаться, чтобы наиболее способствовать достижению ее целей.

При разработке стратегии демократы обязаны четко сформулировать свои цели и определить методы оценки эффективности усилий, предпринимаемых для их достижения. Такое определение и анализ позволяют стратегам составить точные требования для достижения каждой из поставленных целей.

Тактика означает умелое использование имеющихся в наличии сил с наибольшей выгодой в невыгодной ситуации. Тактикой является действие ограниченного масштаба, предпринятое для достижения ограниченной цели. Тактические победы, которые не ускоряют достижение стратегических целей, могут в конечном итоге оказаться бесполезной тратой энергии.

Тактические бои являются средствами создания условий, благоприятных для нанесения решающего удара по противнику. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы те, кто отвечают за планирование и проведение тактических операций, могли умело оценить ситуацию, используя для этого наиболее подходящие методы. Потенциальные участники должны быть обучены использованию избранных способов и конкретных методов действий.

Метод означает конкретное средство действия.

 

Существует разные группы методов:

переговоры не являются реалистичным способом устранить сильную диктатуру при отсутствии мощной демократической оппозиции. Разрешение проблемы путем переговоров не достигается оценкой справедливости обсуждаемых проблем. Хотя это и может послужить предметом интенсивных обсуждений, реальные результаты переговоров возникают из оценки абсолютной и сравнительной силы сторон в переговорах.

Люди, полагающиеся на средства насилия, выбирают тип борьбы, в котором угнетатели почти всегда имеют преимущество. Диктаторы прекрасно подготовлены к применению насилия. Диктаторы имеют преимущество в военной технике, вооружениях, транспорте и вооруженных силах.

Военный переворот оставляет существующее несправедливое распределение власти между населением и элитой, управляющей правительством и вооруженными силами.

Выборы в качестве инструмента значительных политических изменений при диктатуре непригодны. Такие выборы являются лишь строго контролируемым плебисцитом, обеспечивающим одобрение народом кандидатов, уже отобранных диктаторами. Под давлением диктаторы могут согласиться на новые выборы, но, манипулируя ими, усаживают гражданских марионеток в правительственные кабинеты. Диктаторы не для того захватывают власть, чтобы позволить выборы, которые могут сбросить их с трона.

Многие люди, страдающие от жестокой диктатуры делают ставку на внешние силы. Они считают, что лишь международная помощь может оказаться достаточно мощной, чтобы свергнуть диктатора.

Но в этом есть несколько неприятных моментов:

● Иностранные государства зачастую терпят или даже напрямую помогают диктатуре в целях обеспечить собственные экономические или политические интересы.

● Иностранные государства также могут не сдержать свои обязательства по оказанию помощи в освобождении ради достижения другой цели.

● Некоторые иностранные государства будут предпринимать действия против диктатуры лишь для того, чтобы добиться собственного экономического, политического или военного контроля над страной.

 

Наиболее эффективным методом борьбы с диктатурой является ненасильственная борьба, или по другому политическое неповиновение, которое обладает следующими характеристиками:

● Оно не признает, что исход борьбы будет решаться средствами, избранными диктатурой.

● Диктатуре трудно бороться с ним.

● Оно может значительно усугубить слабости диктатуры и перекрыть ее источники силы.

● Оно на деле может распространяться широко или концентрироваться на конкретной цели.

● Оно приводит к ошибкам в суждении или действиях диктаторов.

● Оно может эффективно вовлекать население в целом или общественные группы и институты в борьбу за ликвидацию жестокой власти отдельных лиц.

● Оно помогает распределить реальную власть в обществе, расширяя возможности построения и поддержания демократического общества.

 

Планирование стратегии

 

любое стратегическое планирование требует от разработчиков сопротивления глубокого понимания всей ситуации конфликта, включая рассмотрение физических, исторических, правительственных, военных, культурных, социальных, политических, психологических, экономических и международных факторов.

Прежде всего, демократическим лидерам и разработчикам стратегии требуется оценить цели и важность дела. Целью данных конфликтов должно служить создание свободного общества с демократической системой управления.

В условиях диктатуры население и гражданские организации весьма слабы, правительство же слишком сильно. Без исправления данного дисбаланса, новые правители могут, при желании, стать такими же диктаторами.

Политическое неповиновение вносит вклад в более равномерное распределение эффективной силы путем мобилизации общества против диктатуры. Знания и опыт, приобретенные в борьбе, снизят вероятность легкого подчинения общества потенциальным диктаторам. Данный сдвиг в соотношении сил, в конечном счете, намного повысит вероятность установления прочного демократического общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.42 (0.085 с.)