Географтческте предпосылки формирования русского культурного архитипа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Географтческте предпосылки формирования русского культурного архитипа



· Этнос, к которому относится русский народ, появиля на восточно-европейской равнине примерно в XIV в.

 

· Характеристики климата:

 

I)Неустойчевый (резкий перепад температур)

1-Терпение.

2-Поэтому психологическим понятием культурного архитипа русского человека стало «авось»-наклонность дразнить счастье, играть на удачу;

II) Непредсказуемость

1-Работа в авральном режиме;

2-Коллективизм;

3-Отношение к территории как к «Земле матушке» препятствовало появлению понятия «собственность»;

4-Работал он поэтому неохотно;

III) Обширность территории ----------щедрость, расточительность;

IV) Обилие природных ресурсов -----нерационализм хозяйствования;

Социальные связи

· В Киевской Руси господствовал общинно-демократический тип соц. связей и соборно-нравственный тип культуры.

· Со временем отношния перетекли в Монархические «государь-подданные»

 

·  На кануне татаро-монгольского нашествия возникает «Министериалитет»- служба недоговорного характера, при которой слуга ноходится в прямой и безусловной зависимости от господина.

 

· Социальная сфера имеет двойную направленность по горизонтали и по вертикали.

· Соборность- установка на приоритет целого и возможность совершенствования частей, только в силу их неразрывного единства с целым.(поцелуйный этикет, объятия).

· Соборность имеет обратную сторону- «сабость».Склонность к размышлению не всегда приводит к действию.Слабость функции конкретной деятельности и волевой мобилизации.

· Социоцентричность- внутри общины действует принцип -»Быть как все».

· Русский человек склонен к формальной свободе произвола (своеволия), которая является оборотной стороной подчинения.

· Русское общесво сильно иерархично.

 

· Культурный архитип русского человека формирует его как: открытого, гостиприимного, терпеливого, готового помочь, миродюбивого, надёжного, безответственного, ленивого, непрактичного.

Государство

Хронология

- В российской цивилизации государственность выступает доминантной формой социальной интеграции.

1) Испытывая постоянное давление и угрозу из вне российское государство формировалось как «Военно-национальное»

2) В эпоху Московского государства сложился тип «Вочинного государства». Цари, князья считали всю страну своей собсвенностью.

3) Затем образовалось «Регулярное» государство.Действуя в рамках мобилизационого развития государство перегружало народ, опираясь на силу и деспотичную форму управления.

 

Особенности культурного архетипа:

· Характерен культ гос. власти;

· Для русского человека-царь заботливвый отец, а врагом для него являлся чиновник.

· Под идеалом понималась единаличная, сильная, справедливая власть

· Всеобщая надежда на государство привело к иждивенческим настроениям.

· Для русского архитипа характерен-экстенсивизм. Перманентная военная угроза, потребность в обороне, внешнеполитическая экспансия формировали воинственность настойчивось к борьбе против общего врага.

 

14. Особенности социокультурной мифологии российского тоталитаризма и материальная культура советской эпохи

Тридцатые-сороковые – время упрочения командно-административной системы, основы тоталитаризма, а также жестокого преследования всякого инакомыслия. Механизм тоталитаризма беспощадно перемалывал судьбы самых незаурядных и бескомпромиссных деятелей культуры. «Культурная революция» понималась в те годы как важная составная часть процесса коллективизации и индустриализации. Она предполагала создание нового человека – винтика в громадном механизме тоталитарной системы. Для этого массы − именно так называли людей в то время − должны были обладать элементарными знаниями и навыками. А культура, дающая привилегию думать, осознавать, рассуждать и свободно творить в данном контексте была бесполезна и даже опасна. Командно-административная система требует от человека только исполнительность, а не творчество. Поэтому ставилась задача лишь элементарного окультуривания: массовой подготовки производственных кадров, ликвидации безграмотности и обязательного школьного образования. При этом система образования была поставлена под тотальный идеологический контроль, который должен был обеспечивать полную лояльность по отношению к власти.

Развитие культуры в эпоху сталинского тоталитаризма не подаётся однозначной оценке. С одной стороны, в эти годы культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную ценность.

Вместе с тем, в отдельных областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым можно отнести сферу образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные», например, история, всеобщая и отечественная. С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

В годы Великой Отечественной войны сфера образования перенесла большие потери: были разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи. Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах.

Сложными оказались годы тоталитаризма дляотечественной науки. В СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука и возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

Но в то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.

15. Художественная культура как подсистема культуры. Аспекты бытия художественной культуры: духовно-содержательный, морфологический и институциональный

Художественная культура- это совокупность материальных и духовных ценностей, имеющих эстетическую значимость и влияющих на чувства и эмоции людей.

Ядром является искусство (художественное, образное отражение жизни). Произведения иск-ва - это материальное воплощение культуротворческой деятельности человека.

Одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллект-чувственного отображения бытия в худож образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности Изучением Хк традиционно занимались философия и эстетика (как раздел философии), истор науки, иск-ведение и лит-ведение При этом Хк рассматривалась в основном как совокупность нескольких видов искусства, к-рые исследовались в онтологич, генетич, историко-хронологич, формально-стилевом, художественно-технол и иных "внутрихудож" ракурсах познания Осн акцент делался преимущественно на анализе духовно-мировоззренч и творч проблем искусства, на худож качестве произведений и проф мастерстве их авторов, на психологии творчества, восприятия и интерпретации худож образов Более или менее целостное представление об искусстве формировалось в осн эстетикой (философией искусства) в ракурсе осмысления сущности прекрасного и творчества как способа его выражения Внетворч аспекты Хк (социал, функциональные, коммуникативные и пр), так же, как и ее место в системе культуры в целом, при этом почти не затрагивались или анализировались только с позиций "духовного производства", противопоставляемого материальному

С культурологич позиций Хк структурно включает в себя подсистемы: собственно худож творчества (как индивидуального, так и группового); его организационной инфраструктуры (творч ассоциации и организации по размещению заказов и реализации худож продукции); его материальной инфраструктуры (производств и демонстрационные площадки); худож образования и повышения квалификации (включая практику творч конкурсов); организованной рефлексии процессов и рез-тов худож творчества (худож критика и пресса, разл области научного искусствознания); эстетич воспитания и просвещения (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству); реставрации и сохранения худож наследия; техн эстетики и дизайна (художественно оформленной продукции утилитарного предназначения); художественно-творч самодеятельности населения; гос политики в области Хк и ряд иных подсистем более частного порядка Содержат ядро Хк - искусство (включая худож лит-ру) как один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумуляции этого знания и социального опыта людей (прежде всего нравств аспекта их взаимодействий), порождения и селекции специфич ценностных установок индивид и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в худож образах Худож образы при этом построены на вербальной, изобразит, звуковой или пластич имитации наблюдаемых или представляемых объектов, процессов, коллизий,ощущений и тп с целью проектирования неких эталонных образцов нормативного сознания и поведения (нередко подаваемых в контрасте с их антиподами), имеющих в конечном счете дидактич предназначение, а также стимулирование с позиций этих ценностных эталонов соответствующей социальной практики людей Фактически искусство проектирует мир воображаемых реалий (или наблюдаемых, но подвергнутых субъективной авторской интерпретации), выстроенных т о, чтобы акцентировать внимание людей на тех нравств, этич, эстетич и иных проблемах, к-рые актуализируются в данном произведении При этом поднимаемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, инициируя ответное эмоц переживание зрителя, читателя, слушателя, его осознанное или латентное соотнесение самого себя с предметом переживания, и при этом "обучают" его на этом примере, вызывают в нем стремление к подражанию полюбившимся ему образам и образцам (те рекомендуемым эталонам) В отличие от других форм познания мира, аналитически расчленяющих его на отд познаваемые сегменты и объекты, искусство стремится к познанию и образному отображению действительности в ее целостном, синтезированном виде посредством создания ее комплексных моделей со специфически расставленными акцентами противопоставления позитивного начала (способствующего консолидации и взаимопониманию людей) негативному (ведущему в конечном счете к социальной деструкции и разобщению людей) Социокультурные функции искусства и Хк в целом в значит мере связаны, во-первых, с нравств осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в худож образах В этой функции Хк коррелирует с религией и философией, хотя и реализует подобные задачи своим специфич способом Во-вторых, с задачами социализации и инкультурации личности, введения ее в актуальную для сооб-ва систему нравств и эстетич ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравств аспекте реальный социальный опыт человеч взаимодействия, а также в искусственно конструированный нравств опыт, выстроенный на основе придуманных образов и жизненных коллизий Это ведет к существ расширению общего объема такого рода опыта, осваиваемого людьми, увеличению числа показат примеров, рекомендуемых культурных образцов Такого рода функция превращает искусство в один из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общ-ва, ведет к включению его элементов в работу механизмов воздействия на сознание людей, отличающихся наиболее массовым распространением (в системы массового образования, средств массовой информации, в инструментарий полит агитации и пропаганды и тп) И в-третьих, важнейшей функцией Хк является задача проектирования эстетически организованной (в пространств, декоративном, интеллект, эмоц и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей Эта функция тесно связывает искусство со сферой материального производства и строительства, на стыке с к-рыми существуют дизайн, декоративно-прикладное творчество, архитектура и монументальные жанры изобразит искусства И ценностно-социализирующая, и средоорганизующая функции Хк были заложены уже в самом истор происхождении этого явления В этой связи необходимо отметить, что худож деятельность (генерирующая ценности в образном выражении) и искусство (творчество и мастерство) имеют разл генезис, специфика к-рого в большой мере определила осн характеристики Хк как целостности

Сущность художественной культуры заключается в том, что художник образно познает и моделирует фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Любая область художественной культуры, всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Художественный образ – это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, воплощенное в глине, краске, камне, звуках, фотографии. Виды искусства – это устойчивые формы творческой деятельности, различающиеся по способам его материального воплощения:

-  изобразительное искусство

-  литература

-  музыка

-  архитектура и прикладное искусство

Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность. Автор перерабатывает события и факты, взятые из действительности, воспроизводит новую реальность – художественный мир.

3 основные функции искусства:

-  познавательная – «истина»

-  эстетическая «красота»

-  нравственная – «добро»

Главной целью искусства является социализация человека, утверждение его самоценности

Художественная культура – это целенаправленный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в таких продуктах творчества, которые несут в себе художественный образ. Художественная культура является подсистемой культуры. Художественная культура существует в предметном бытии - в художественных вещах, в художественно-выразительном теле.

Общественное назначение искусства и культуры состоит в интерпретации и эстетической оценке действительности. Человек с помощью литературы и искусства познает себя и окружающий мир, преобразует его.

Познание художественного образа имеет три важных аспекта: духовно-содержательный, институциональный и морфологический.

Художественный образ может выражаться в форме метафоры (картина Шагала про старомодные покосившиеся часы). Художественные образы становятся общепринятыми художественными символами («Мертвые души»). Художественный образ рождает произведение искусства (словесные, музыкальные, изобразительные, визуальные и т.д.). Произведение искусства пересказать невозможно, ибо это лишает его смысла.

Языки искусства складываются на базе всех семиотических средств культуры - словесных (язык культуры слова), жестомимических (язык танца, пантомимы, актерского искусства), звукоиннатационных (музыкальный язык), пластических (языки живописи, графики, скульптуры, архитектуры, прикладных искусств дизайна).

Эпоха первобытности – самый длительный период истории человечества, охватывает каменный век и включает палеолит, мезолит, неолит. Адекватно оценить характер и особенности первобытной культуры возможно лишь при условии понимания специфики мышления человека древности. Мифология представляет мировоззрение первобытного общества. Самым ранним изобразительным искусством первобытной эпохи считается изображение руки и волнистые линии, прочерченные на глине. В центре палеолитического искусства было животное, в центре мезолитического стоит человек.

В первобытную эпоху каждое произведение искусства имеет определенное функциональное значение: идеологическое, общеобразовательное, социальное, познавательное, эстетическое. Эстетическое начало является неотъемлемым качеством каждого художественного произведения.

На развитие художественной культуры влияло многообразие эпох и народов, где особое место занимало самосознание культур, проявлявшееся в их художественно-образных компонентах. Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство. Искусство — часть художественной культуры.

Все, что мы называем прекрасным, возвышенным, трагическим, идеальным, комическим, безобразным создается с помощью художественной культуры. Она помогает вырабатывать эстетические вкусы и создавать идеалы, которые являются культурой нации и позволяют объединяться различным народам. Именно это позволяет сказать: «Красота спасет мир!»

Художественная культура проявляется в различных формах: архитектуре, скульптуре, музыке, слове и создается с помощью цвета, линии, мелодии. Художественная культура тесно связана с понятиями гений и талант, вдохновение и наитие, ибо они являются основой культуры.

16. Архитектура как умение, мастерство, знание, профессия

Выпишем подряд ключевые слова зодческого ремесла — той работы, которая других работ не лучше и не хуже и отличается от них тем, что у нее собственное содержание и свои приемы его обработки. Умение. Мастерство. Звание. Профессионализм. Осмысление. Творчество.Эти слова выписаны в соответствии с законовременным закреплением их в истории культуры. Произвольно менять их местами нежелательно. Знание выросло из умения. Мастерство возникло, когда личные умения и знания стали состязаться на ристалище культуры — вместе с Олимпиадами. Чтобы профессионализм мог противопоставить себя дилетантизму, требовалось сначала, чтобы вообще возникли профессии, воспроизводящие себя через школу. Для того чтобы осмысление отделилось от знания, нужно было, чтобы профессионал увидел в себе индивида, соотносящего себя с миром культуры, который всегда шире и глубже, чем мир профессии. Наконец, чтобы творчество могло быть противопоставлено репродукции, воспроизведению образца, требовалось особое условие: слова «новое» и «лучшее» должны были стать синонимами.

Умение — это совокупность приемов, приводящих к успеху при соблюдении правильной последовательности действий.

Это такая совокупность действий, по поводу которой обычно даже не задаются вопросом: почему, собственно, если делать одним способом, получится нужный результат, а если делать иначе - не получится?

Пока мы имеем дело с умением, вопрос «почему» незаконен, так как причинность задана мастеру извне, традицией или заказом. Этот вопрос уместен в более поздние времена, а здесь, в самом начале, его место занимают совсем иные вопросы: «как» и «в какой последовательности».

В границах умения знание передается из рук в руки - от мастера к ученику, будь то знание свойств материала или "тайны" египетского треугольника. Однако в развитии деятельности непременно наступает такой момент, когда такое "перекладное" знание, сохраняя все свое значение, достраивается иным - письменным. Уже говорилось, что строителям храма Геры на Самосе и зодчему Парфенона оказывалось почему-то весьма важно не только добиться совершенства выполнения работы, но и сразу же написать о ней книгу. По-видимому, они ощущали, что как ни велико содеянное, готовое сооружение само не способно передать все, что автору представлялось ценным и важным. Они знали, что современникам и потомкам нужно было непременно передать своего рода "ключ" к восприятию сооружения.

Мастерство словно спрятано, упаковано внутри умения, но, чтобы возникла и утвердилась идея мастерства, нужно было совершенно особое сочетание условий.

Разумеется, обыденная речь не напрасно подразумевает под мастерством высший уровень умения. Этого, однако, недостаточно. Наличие высшего уровня предполагает всегда существование и среднего, и низшего уровней, соизмеряемых по одному типу задачи, будь то испытание на звание мастера в средневековом цехе или обычный экзаменационный вопрос в университетах. Иными словами, употребление слова "мастерство" непременно предполагает сравнение, сопоставление подобного и вместе с тем разнящегося качеством. За этим словом укрыто особое отношение: не решение задачи как таковое, но способ и уровень ее решения подлежат оценке. Мастерство всегда и непременно означает рядоположение, сопоставление качеств -соревнование, соперничество, ристание.

17. Архитектура как профессиональная культура: доминанты профессионального сознания

Профессиональная культура архитектораэто системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально-значимых качеств личности, формирующихся в процессе проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности.

На начальном этапе обучения большинство студентов имеет средний уровень развития профессиональной культуры. В этот период активно развиваются личностно-профессиональные качества и художественные способности, формируется необходимый уровень специальных и профессиональных знаний, происходит творческое самоопределение в проектной деятельности. Студенты выделяют у себя такие профессионально важные качества, как: способность к генерированию новых идей (56 %), объемно-пространственное мышление (44 %), работоспособность (38 %),

художественные способности, художественный вкус, творческая активность (25 %), владение визуально-изобразительными средствами (19 %), ответственность за проектную деятельность (6 %). Наличие профессиональных навыков отметили 31 % будущих специалистов-архитекторов. Они полагают, что эти качества формируются, в основном, за счет таких дисциплин, как архитектурное проектирование (88 %), изобразительное искусство (66 %), объемно-пространственная композиция (37 %), история искусств и начертательная геометрия (31 %). Именно эти предметы являются основными на первом и втором курсе. Вместе с тем, студенты отмечают и профессионально-недопустимые качества специалиста - это лень (37 %), отсутствие гуманности, человеческой доброты (25 %), безответственность (19 %), низкий уровень профессионального мастерства и компетентности (19 %), отсутствие честности (13 %), низкий уровень профессиональных знаний (13 %), низкая работоспособность (13 %).

Второй период — третий и четвертый годы обучения — этап стабилизации, дает фундаментальное широкое архитектурное образование, которое способствует дальнейшему развитию у студентов качеств учебно-образовательной подсистемы: проектной культуры, навыков научно-исследовательской деятельности, профессиональных знаний и умений. Студенты к этому периоду, в основном, умеют использовать в своей проектной деятельности междисциплинарные знания, у них вырабатывается определенный художественный вкус, профессиональная этика, достигают определенного уровня развития художественные способности, фантазия, объемно-пространственное мышление; формируются личностные качества: v коммуникабельность, ответственность за последствия своей деятельности, творческая активность, взаимопомощь, уверенность в себе. Именно в этот период наступает стабилизация. Анализируя процесс формирования профессиональной культуры на этапе стабилизации, можно отметить, что динамика роста уровня профессиональной культуры будущих архитекторов увеличивается в среднем на 20 %, происходит это за счет увеличения числа студентов с высоким уровнем профессиональной культуры. А это значит, что большинство студентов уже овладели профессиональными навыками, проектной культурой, у них преобладает устойчивая мотивация в учебно- * профессиональной деятельности и стремление к самосовершенствованию.

Третий этап формирования профессиональной культуры - этап специализации, где студент помимо общей профессиональной подготовки выбирает и осваивает ту или иную специализацию, получает более углубленные знания в выбранном направлении. Повышенное требование предъявляется к выражению индивидуального профессионального почерка выпускника и его соответствия высоким эстетическим требованиям архитектурной профессии

Ну так же имхо сказать про всякие доминанты разных времен..бла-бла-бла

18. Современные тенденции профессиональной коммуникации и развития профессиональной культуры

Истоки новой архитектуры, которую принято называть современной, зарождались во второй половине XIX в. под влиянием бурного развития промышленности, прогресса науки и техники. В этот период складываются социальные, экономические, технические и художественные предпосылки возникновения «новой» архитектуры XX в. Рациональные тенденции пробивали себе дорогу в архитектуре на фоне господствующих эклектики и стилизаторства.

На рубеже XIX и XX вв. новый стиль — модерн прервал спокойное тысячелетнее развитие традиционализма. Эволюционное развитие исторических стилей сменилось революционными, качественными скачками и появлением рациональных направлений. Начало XX в. (межвоенный период) связано с расцветом новаторских идей.

Западноевропейский авангард 1920-х годов, представленный в Европе функционализмом, неопластицизмом и экспрессионизмом, обратился к основам формотворчества, он стремился рационально осмыслить конструкции, функции и формы. Эти тенденции совпадали с поисками советского архитектурного авангарда, который также занимал лидирующие позиции в мировой архитектуре.

После Второй мировой войны в странах Запада возрождается новый функционализм как продолжение но-вационной (рационалистической) линии развития архитектуры. Смена господствовавшей направленности второй половины 1950-х годов сопровождалась появлением гаммы различных противоречивых архитектурных течений на Западе. Многие направления последующих десятилетий: структурализм, необрутализм, метаболизм, техницизм, хай-тек, деконструкти-визм, неомодернизм, минимализм и другие — в своей основе продолжали идеи авангарда. На рубеже XX и XXI вв. хай-тек стал смыкаться с идеями экспрессионизма: возникла его разновидность — техноэкспресеионизм. Произведения неомодернизма также приобрели черты большей выразительности и скульптурности. Наметились тенденции сближения направлений рационалистической линии развития архитектуры с синтетической линией.

Заявленные в начале и середине XX в. концепции архитектуры модернизма были отодвинуты в 1970-е годы новым эклектизмом-постмодернизмом. Возродился историзм. Направления, использующие традиции и методы историзма, постепенно переродились в новую эклектику.

Постмодернизм перестраивал профессиональное сознание архитекторов, приводя к полистилизму и допуская иронию и гротеск в отношении исторических заимствований. Он выявил наряду с профессиональными предпочтениями наличие вкусов массового потребителя, а также наметил средовой подход, связанный с вниманием к окружению. В русле постмодернизма наметился еще один слой — популистский (китчевый), рассчитанный на имитацию эстетических ценностей в соответствии со вкусами заказчика, которые архитектор-профессионал зачастую не разделяет.

В конце XX в. одновременно сосуществовали разные стилистические направления в соответствии с быстрой сменой эстетических предпочтений. Если в начале XX в. шло освобождение от декоративных одежд историзма, создание объемов простой геометрии, то в конце XX в. пошел обратный процесс — к нарочитой усложненности и театральной декоративности. Реакцией на постмодернизм вновь стала концепция неомодернизма с ее авангардными поисками, а затем и концепция минимализма в архитектуре.

Эта постоянная борьба, противостояние новаторских течений и историзма отражает смену исторических циклов. В XX в. архитектурой правили идеология и утопические концепции, наблюдалась быстрая смена творческих стилистических направлений, связанная со сменой эстетических предпочтений. В неоднородном обществе по-прежнему сосуществуют авангардное (генерирующее новые идеи) и традиционное искусство (совершенствующее стандарты и каноны, отрабатывающее типы). Эти линии в архитектуре XX в. практически не прерываются, они то отходят на второй план, то вновь заявляют о себе. Маятник предпочтений постоянно колеблется между авангардом и историзмом, новизной и традицией. Все эти направления находятся в определенном взаимодействии, обогащают друг друга и видоизменяются.

XX в. был веком активных творческих поисков. Закончилась целая эпоха со своими сложностями и противоречиями. Наступает постиндустриальная коммуникационная эпоха, век информации и новых технологий.

Техника в XX в. стала источником метафор архитектурной формы, она стала диктовать новые ценности. В современном архитектурном творчестве велика роль технологий — конструкций, материалов, инженерного оборудования. Наиболее весомой из них в конце XX в. стала «архитектура высоких технологий», которая дала свободу формообразованию, использованию новых конструкций и материалов. В архитектуру и строительство пришла техника нового поколения. С помощью компьютеров стало возможным совершенствовать расчеты и воплощать в жизнь практически любые фантазии архитекторов.

На протяжении XX в. велика роль ярких творческих личностей, генераторов новых идей в архитектуре, на рубеже XX и XXI вв. их роль особенно активизируется. Развивается интеллектуальная, концептуальная авторская архитектура, которая не всегда вписывается в сложившиеся направления и претендует на самостоятельность и индивидуальность. Меняются эстетические ценности, но остается стремление к созданию образности в архитектуре. В центре художественных процессов стоит творческая личность архитектора-мастера, которая создает современную архитектуру. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в творчестве ряда современных японских архитекторов, таких как К.Курокава, Ш.Такамацу, К.Кикутаке, Т.Андо, Х.Хараидр.

Наряду с тенденциями глобализации продолжают развиваться региональные и национальные культуры. В конце XX в. эти направления стремятся к объединению, интеграции.

На рубеже XX и XXI вв., естественно, возникает и ставится вопрос о подведении итогов ушедшего столетия и о перспективах развития зодчества. «Очевидно, что архитектура в XXI веке будет развиваться в соответствии с общемировой тенденцией — через диалектический синтез процессов глобализации и национальных региональных традиций»

19. Сравнительно-исторический метод в работах Э. Тайлора. Теория «первобытного анимизса» и ее критическое осмыслениев классической английской антропологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.059 с.)