Критерии включения детей раннего возраста в программу Раннего вмешательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии включения детей раннего возраста в программу Раннего вмешательства



Хотя в разных странах, как и в случае с возрастным диапазоном, используются различные критерии включения ребенка в программы раннего вмешательства, существует также ряд общих критериев, а именно (Hebbeler, Spiker, Mallik, et al., 2003; NEILS, 2007, Eurlyaid, 1993):

1. Дети с отставанием в развитии в любой из областей на более чем 2 стандартных отклонения. Отставание должно быть выявлено при помощи нормированных шкал3. В различных Штатах Америки также используются такие показатели, как отставание в развитии в любой из областей на более чем 12 месяцев по сравнению с популяционными нормами; отставание на 33% в одной области, на 25% в двух областях или на 20% в трех областях;

2. Дети, которые имеют «особые потребности» для успешного развития, обучения и адаптации в обществе. Как правило, это дети с установленными диагнозами или конкретными нарушениями, ведущими к отставанию в развитии, например, хронические соматические заболевания, генетические нарушения (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, и др.), двигательные нарушения при различных неврологических заболеваниях (ДЦП, нейромышечные заболевания), множественные нарушения, нарушения аутистического спектра, сенсорные нарушения;

3. Недоношенные и маловесные дети (экстремально низкая масса тела при рождении менее 2,5 килограмм);

4. Дети, родившиеся от матерей, употреблявших алкоголь или наркотические вещества во время беременности;

5. Дети, подвергавшиеся насилию и депривации (включая детей из семей, входящих в группу социального риска и детей, находившихся какое-то время в системе группового ухода вне семьи).

 

Основные требования, принципы и инструменты Раннего вмешательства

Как обсуждалось ранее, несмотря на свое разнообразие, эффективные и действенные программы Раннего вмешательства должны отвечать ряду общих требований (Eurlyaid, 1993, Guralnick, 2008). При этом наличие общих требований не подразумевает снижение разнообразия программ Раннего вмешательства. Это разнообразие представляет собой естественный и необходимый ответ на различные потребности детей с трудностями развития. Зачастую данное разнообразие также связано с культурными, политическими, экономическими и общественными процессами, определяющими контекст формирования и развития программ и услуг для детей с ограниченными возможностями. С другой стороны, независимо от культурных различий, экономических возможностей а также состояния здоровья и особенностей развития, основные потребности и цели большинства детей и их семей являются универсальными, что диктует необходимость использования общих подходов и принципов при формировании стратегии развития систем Раннего вмешательства как на уровне отдельных проектов и служб, так и на национальном уровне принципы раннего вмешательства

стратегия развития систем раннего вмешательства

внедрение программ Разнообразные потребностей детей и их семей Разнообразие в международном сообществе

Культура

Политика

Ресурсы

Обязательства

Общая доступность. Как правило, услуги Раннего вмешательства являются общедоступными, т.е., отвечают на запрос любой семьи, обеспокоенной состоянием ребенка или его развитием. При этом семьи могут обращаться по собственному желанию или по направлению других служб/организаций независимо от того, получают ли они услуги в другом месте.

Географическая доступность Важно, чтобы услуги Раннего вмешательства предлагались недалеко от места проживания семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями. Возможность легко и быстро добраться до места расположения служб Раннего вмешательства крайне актуальна для семей, проживающих в сельской местности. Во многих странах уделяется особое внимание нивелированию разницы в предоставлении услуг городскому и сельскому населению.

Финансовая доступность. Во всех странах с развитой системой Раннего вмешательства услуги детям и их семьям предлагаются бесплатно или за минимальную оплату. Финансирование осуществляется из государственного бюджета, поступающего из систем здравоохранения, социальной защиты и образования. Финансирование также может осуществляется через страховую медицину или через негосударственные некоммерческие организации. При этом различные формы финансирования зачастую сосуществуют. Иногда услуги предлагаются частными центрами и оплачиваются самими родителями, но это противоречит принципу финансовой доступности Раннего вмешательства, особенно принимая во внимание тот факт, что семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями, согласно исследованиями Всемирного Банка, находятся в группе самых малообеспеченных семей (Braithwaite & Mont, 2009). Наталия Доброва-Крол ©Международный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) 12

 

Междисциплинарная работа. Специалисты службы Раннего вмешательства представляют различные дисциплины, их работа сопровождается постоянным обменом информацией и экспертизой и строится на партнерских взаимоотношениях. Исследования и практических опыт показывают, что междисциплинарная командная работа является наиболее эффективной моделью, позволяющей удовлетворять специфические потребности детей и их семей. В состав междисциплинарной команды обычно входит: педиатр, физический терапевт (специалист по физической реабилитации), специальный педагог, специалист по коммуникации (специалист по альтернативным неречевым формам коммуникации), логопед, психолог, специалист по социальной работе, координатор. Также в команду могут входить эрготерапевт, специалисты по оценке зрения и слуха и другие специалисты (Аксенова и др.., 2012).

Разнообразие программ и услуг. Это требование непосредственно связанно как с различными потребностями детей и их семей, так и с постоянно меняющимися потребностями развивающегося ребенка и семьи. Междисциплинарность и межведомственность являются важными предпосылками в обеспечении разнообразия программ Раннего вмешательства.

Ниже приведены некоторые примеры программ и услуг Раннего вмешательства:

 психологическое консультирование родителей и ближайшего окружения ребенка;

 информирование опекунов о том, как сопровождать ребенка в его развитии;

 физическая реабилитация моторного развития;

 ортопедическое лечение, включая ортезирование и протезирование;

 эрготерапия;

 занятия в сенсорной комнате;

 логопедическая терапия;

 групповые занятия;

 услуги социального работника;

 вспомогательные средства для улучшения зрения или слуха;

 лекотека (выдача развивающих игрушек на дом);

 дататека (выдача компьютерных игровых и коммуникативных программ на дом);

 визитирование на дому, в больнице, в роддоме;

 родительский клуб;

 проведение праздников;

 координация услуг;

 специальные транспортные услуги для доставки в центры Раннего вмешательства;

 

Помимо вышеперечисленных требований, предъявляемых к программам Раннего вмешательства, существует также ряд основополагающих принципов, на которых основывается работа служб Раннего вмешательства вне зависимости от содержания программ, которые они предлагают. Российская Ассоциация совместно с Европейской Ассоциацией Раннего Вмешательства выделяет следующие базовые принципы работы служб Раннего вмешательства:

1. Услуги службы Раннего вмешательства семейно-центрированы и ориентированы на особенности каждой семьи. Обобщение накопленных данных о влиянии качества раннего взаимодействия на формирование привязанности младенца и матери и последующее социально-эмоциональное развитие и формирование личности ребенка

Наталия Доброва-Крол ©Международный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) 13

 

 

привело к созданию семейно-центрированных программ раннего вмешательства. Семья является той естественной средой, в которой ребенок растет и развивается, поэтому, именно семья, в большей степени, чем отдельный ребенок, является первичным получателем услуг Раннего вмешательства, в том объеме, в котором она сама этого желает. Термин «семейно-центрированные программы» означает, что вся деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку семьи и выработку таких навыков, которые обеспечивают наилучшие условия для развития и обучения их ребенка.

2. Услуги охватывают все стороны жизни и развития ребенка. Скоординированные услуги, охватывающие все стороны развития и жизни ребенка, помогают избежать фрагментацию и нестыковки в системе услуг, направленных на поддержку семьи и ребенка.

3. Услуги направлены на развитие ребенка в естественной среде. Раннее вмешательство должно проводиться в естественной среде, то есть в тех условиях, которые формируют повседневный контекст жизни ребенка и семьи и в которых обеспечивается ежедневный опыт и контакты с близкими людьми. Именно поэтому домашнее визитирование является важным инструментом раннего вмешательства, позволяющим предложить освоение новых навыков не в незнакомом кабинете специалиста, а именно в той среде, которая хорошо известна ребенку, и в которой он будет осваивать, и в дальнейшем применять эти навыки. Обучение в естественной среде максимально гарантирует приобретение ребенком функциональных навыков и умений и обеспечивает их успешное закрепление в будущем.

4. Научность и доказательность. Практика Раннего вмешательства строится на интеграции современных исследований, научно обоснованных методах, с учетом экспертного мнения специалистов и семей.

 

Важными инструментами Раннего вмешательства являются оценка и составление индивидуальной программы реабилитации (ИПР). Оценка, как правило, ориентирована на весь процесс оказания помощи ребенку и его семье и осуществляется сразу после как можно более раннего выявления проблемы. Оценка в целом направлена на исследование особенностей развития ребенка, его сильных сторон, потребностей, и помогает определить и совместно с семьей спланировать программу вмешательства. Скрининг и диагностика является частью оценки и при необходимости осуществляется в начале процесса Раннего вмешательства. На рис. 4 представлена схема процесс-ориентированной оценки ИПР.

Результаты оценки не являются статичными. Поскольку ситуация ребенка и семьи постоянно меняется, важно проводить мониторинг развития и следить за достижением ожидаемых результатов, а также регулярно проверять соответствует ли ИПР потребностям ребенка и его семьи на данный период времени. Необходимо также подчеркнуть, что семья играет центральную роль на всех этапах этого процесса.

Оценка является также основой при разработке ИПР, который как правило, содержит описание потребностей и ресурсов семьи, играющих важную роль в развитии и функционировании ребенка, описание целей и основных ожидаемых результатов, а также описание стратегии и перечень мероприятий по их достижению.

Наконец, особое внимание в системе Раннего вмешательства уделяется переходу или выходу ребенка из службы Раннего вмешательства. Как правило, этот план определяют и составляют специалисты, в нем находят отражение приоритеты, желания и потребности ребенка, а также существующие ресурсы. Для осуществления плавного перехода ребенка из службы Раннего вмешательства важно не только взаимодействие с другими организациями, но и межведомственная координация и взаимодействие между службами системы здравоохранения, образования и социальной защиты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.018 с.)