Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные формы правления и проблемы их классификации.
Если глава гос-ва отчит – республ; нет- монархия (при этом неважно, как называется). ФП – это способ организации высших органов гос. власти, включающий порядок образования и деятельность высших и местных гос. органов, порядок взаимоотношения их между собой и с населением. ФП – наиболее древний и важнейший элемент формы гос-ва. Классификация: 1) Одной из широко распростр. и признанных в юр. литературе является классификация ФП по количественному критерию (в зависимости от числа лиц, стоящих у власти, правящих). 2 вида: Монархия и Республика. МОНАРХИЯ Признаки: источник власти и ее носитель – монарх/ он не несет юр. отв-ти/ передача власти, как правило, по наследству. РЕСПУБЛИКА – ФП, при кот. все высшие органы власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются представительными органами (парламентом). Признаки: разделение властей/ проведение выборов, референдумов/ наличие парламента/ юрид. ответственность представителей гос. власти/ осн. источник власти и ее носитель – народ.! ПРОБЛЕМЫ: упрощенность. Руководствуясь только количественным критерием, порой весьма трудно провести различие между отдельными формами гос-ва и ответить на принципиально важные вопросы: кого следует называть правящими? Если тех, в чьих руках сосредоточено все распоряжение гос. властью, то под определение монархии как власти одного лица подойдет только «абсолютная монархия». Если под правящими подразумевать тех, в чьих руках не сосредоточено не все распоряжение властью, а только функции исп-ой власти, тогда большинство современных республи, имеющих единоличного главу исп власти, президента, окажуться также подходящими под определение монархии. + количественный критерий не дает возможности провести четкую грань в ряде случаев м/у монархической и республиканской формой. Это подтолкнула ряд исследователей на разработку других критериев (Н: Аристотель использовал колич. критерий + общая польза, благо и интерес; Монтескье: критерий – различные принципы орг. деят-ти гос власти: добродетель – основа демократии, умеренность – аристократии, честь – монархии, страх – деспотии). 2) Дополнительно стали выделять юр. критерии и на их основе проводить классиф. ФП: а) Коркунов: критерий – «юр положение» правящих лиц. Республика – правящие лица несут ответственность. В монархии – нет.
б) Кистяковский: критерий – «юр положение носителя власти», выражающееся в выборности (в республиках) или наследственности (в монархиях) власти. ПРОБЛЕМА: история знает не только наследственные, но и выборные монархи. 3) деление ФП на монархии и республики – самая общая классификация. Глубокое и разностороннее исследование форм правление требует дальнейшего разделения основных форм на виды и подвиды. Монархии классифицируется по степени концентрации власти в руках одного лица – монарха. На современном этапе развития общ-ва и гос-ва выделяют 2 вида М.: дуалистическая и парламентарная. - дуалистическая – переходная форма от абсолютной к конституционной. Формально-юрид-ое разделение власти м/у монархом и парламентом; исп. власть в руках монарха, законодат-ая – у парламента; парламент однако фактически подчиняется монарху (Н: Марокко, Кювейт). - парламентарная (или конституционная) – наиб. Распространенная форма монархии: статус монарха формально и фактическ ограничен во всех сферах осущ-ия гос власти; зак. власть у парламента; исп власть у правительства, подотчетного парламенту; законы утверждает монарх (данная прерогатива имеет формальный хар-р) Н: Англия, Голландия, Швеция). ПРОБЛЕМА: 1) фактически существует еще одинвид монархии - Выборная (глава гос-ва избирается на 5 лет особым советом представителей монархических штатов федерации. Н: Малайзия). Является ли она монархией? 2) абсолютной монархии сейчас нет. Республики классифицируют на основе степени причастности всего населения или его части к процессу осущ гос власти, главенствующего положения в системе высших органов госвласти тех или иных институтов (президента или парламента) др. 2 основных вида: президентская и парламентарная. - президентская - президент и парламент избираются народом/ президент – глава государства и правительства/ парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия/ правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока полномочий президента. (США, Канада, Арг-на,Браз-я). - парламентская – президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией/ организация правительства на основе парламента/ главная роль у парламента/ премьер-министр по сути первое лицо/ парламент утверждает гос. бюджет, критикует деятельность правительства. (Германия, Италия, Австрия)
ПРОБЛЕМЫ: 1) ни президентской, ни парламентской республик почти нет в чистом виде. Зачастую смешанные (Президент и парламент избраны народом/ и президент и парламент участвует в формировании и отстранение правительства/ правительство несет двойную ответственность/ парламент может выразить недоверие правительству. (Франция(?), РФ (суперпрезидентская),Финляндия). + названные формы правления принадлежат современному капиталистическому гос-ву. Формы правления, свойственные иным типам: - рабовладельческому: основные ФП: монархия (жесткая централизация всей гос власти в рукахнаслед монарха); аристократическая республика (Рим с 6 по 1 век до н.э. Ог=рганы гос власти – народные собрания; магистры – ДЛ, выбранные из класса рабовладельцев); демократическая республика (Н: Афинское гос-во. Высший орган – народное собрание). - феодальному: наиболее распространенная форма – монархия (виды: раннефеодальная – слабая центральная королевская власть, Европа с 6 по 9 в.в.; сословно-представительная – с 10 по 15 в.в. усиление власти монарха;, абсолютная – 14-19 в.в.); редко – аристократическая республика (власть в руках богатой верхушки населения).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.004 с.) |