Играем в ассоциации. Лето — Открытость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Играем в ассоциации. Лето — Открытость



 

Иногда представляйте себя прозрачным. Чувствуете?.. Вам не надо тратить усилия на то, чтобы что-то скрывать, — вы и так неуязвимы. Вы абсолютно расслабленны и чувствуете огромный приток сил (которые обычно растрачиваете на охрану и защиту своих границ, сражения с ветряными мельницами). Сейчас вы в безопасности и просто наслаждаетесь окружающим миром, лучами света, проходящими через вас, вы видите людей, слышите разговоры, любуетесь облаками, удивляясь гармонии всего происходящего. Открытость делает вас неуязвимым.

 

Суть в существе твоем отражена,

Не сможет тайной долго быть она,

Не потому ль, что суть любой натуры

В поступке, словно в зеркале, видна.

Ибн Сина (Авиценна)

 

Вы привыкли поступать в зависимости от того, кто на вас смотрит. С одними вы кажетесь сильным, с другими — слабым, в зависимости от того, какое нужно произвести впечатление. Вы даже представить себе не можете, сколь отличного мнения о вас придерживаются разные люди. Так каковы же вы на самом деле? И не стоит ли избрать более надежный критерий для своих поступков, нежели мнение окружающих?

 

ОН ВСЕ ВИДИТ

Шел человек по дороге в большой город. Смотрит — фургон стоит.

Не подвезешь ли меня? — спросил он кучера.

Подвезу, — ответил тот, — да только за деньги. На том и сошлись. Забрался человек в фургон, и кучер погнал лошадей. Только отъехали, как заметил кучер на поле стог пшеницы. Решил он стащить охапку-другую, но, опасаясь, что кто-нибудь увидит, сказал человеку:

— Пойду возьму пшеницы, а ты гляди по сторонам: если кто увидит — подай мне знак. Выслушал его человек и ничего не сказал. Побежал кучер к стогу, схватил большую охапку сена и бегом назад. А человек ему знак подает: мол, кто-то увидел. Кучер в испуге бросил пшеницу, вскочил на козлы и давай лошадей нахлестывать.

Отъехав от поля, оглянулся он — вокруг ни души.

Ты обманул меня, — напустился он на человека. — Кто видел, что я пшеницу взял?

Бог видел, — ответил человек, указывая на небо. — Он все видит, ничто не укроется от него. Перестаньте сверять свои действия с Общественным Мнением!

Тетя Маша с третьего этажа, пристально следящая за всеми вашими перемещениями в пространстве и знающая о вас даже то, чего вы сами о себе не подозреваете, несомненно, является высшим авторитетом в вопросах морали и нравственности, но у вас-то и своя голова на плечах есть! Или вы настолько не доверяете себе, что готовы возложить ответственность за свою жизнь на кого угодно? Или для вас страшнее всего то, что придется объяснять друзьям и близким, почему это вам внезапно пришло в голову поступить именно так? Хотите, я подарю вам универсальное объяснение на такой случай? Только т-с-с-с…

 

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ПОГОДЫ

Незнакомец зашел в магазин Муллы Насреддина за товаром и увидел на стене надпись: «Этот магазин будет закрыт двадцать восьмого августа по причине погоды».

Поскольку было только пятнадцатое августа, человек спросил Муллу, как он может знать за столько дней, какая будет погода.

Ну, — сказал Насреддин, — если будет небольшой дождь, я пойду на рыбалку. Если сильный дождь — я останусь дома и буду работать своими инструментами.

Но откуда вы знаете, что будет дождь? — спросил человек.

Не имеет значения, будет дождь или нет, — ответил Насреддин. — Если будет солнце, я пойду на рыбалку или буду работать своими инструментами; так или иначе все зависит от погоды.

Помните, что приобретенные вами опыт и знания, ваши убеждения и ваша вера — все это существует и имеет ценность только для вас. Даже самые близкие вам люди, которые, казалось бы, и так согласны с вами по многим вопросам и которым вы хотите предложить (что на практике часто означает «навязать») ваше знание — это ДРУГИЕ люди. Между вами, несомненно, существует понимание. Но существует и иллюзия понимания, которая возникает из-за того, что в одни и те же слова вы вкладываете различный смысл.

 

ЙОГ

Однажды Насреддин увидел странного вида здание, перед дверьми которого сидел йог, погруженный в размышления. Мулла решил, что он может научиться чему-нибудь у этой впечатляющей фигуры, и начал разговор, спросив у сидящего человека, кто он такой.

 

Я йог, — сказал человек, — и провожу время, пытаясь достичь гармонии со всем живым.

Это интересно, — сказал Насреддин, — потому что однажды рыба спасла меня от смерти.

Йог попросил его остаться с ним, говоря, что за время, которое он потратил на то, чтобы добиться гармонии с животным миром, он никогда еще не был близок к такому общению, которого достиг Насреддин.

После нескольких дней совместного размышления йог попросил Муллу рассказать ему больше о его чудесном опыте с рыбой, ибо «теперь мы знаем друг друга лучше».

— Теперь, когда я знаю тебя лучше, я сомневаюсь, получишь ли ты пользу от того, что я поведаю, — сказал Насреддин.

Йог настаивал.

— Ну, хорошо, — сказал Насреддин, — рыба действительно спасла мне жизнь. Мне как-то пришлось голодать, а она меня поддерживала в течение трех дней.

Вы, я полагаю, не раз сталкивались с ситуацией, когда что-то, что казалось вам безусловно прекрасным, ваши друзья считали просто отвратительным. Развейте эту идею… То, что кажется безусловным мне, совершенно дико звучит для вас. Но рискните изменить свою точку зрения — ведь мир от этого не рухнет!

Попробуйте прожить один день иначе, чем вы прожили все предыдущие дни вашей жизни — В Ином Ритме…

Однажды один учитель был в большом городе и, когда вернулся, сказал: «О, я переполнен радостью, я переполнен радостью! Это было так замечательно возвышенно, в присутствии Возлюбленного!» Тогда его ученик подумал:

«Там были возлюбленный и восторг; так замечательно! Я должен пойти и посмотреть, смогу ли я их найти».

Он прошел через город, вернулся и сказал:

Ужасно! Как ужасен мир! Все как будто готовы перегрызть друг другу горло; вот что я видел. Я не чувствую ничего, кроме подавленности, как будто все мое существо разрывается на куски.

Да, — сказал учитель. — Ты прав.

Но объясни мне, — сказал ученик, — почему ты так восторгался, после того, как вернулся, а я разрываюсь на части? Я не могу этого вынести, это ужасно.

Учитель сказал:

— Ты шел не в том ритме, в котором шел через город я.

Двигайтесь! Бегайте, плавайте, ходите пешком… И главное — получайте удовольствие от движения.

 

Привет, браток!

Чем это у тебя так в комнате воняет? Корвалолом? Гадость какая!

Что, сладкий, сердце запошаливало? Как это понять, «считай, что да»? Да или нет? ВСД? А что такое ВСД? В-Самом-Деле тяжелое з-е?

Вегето-сосудистая дистония? Как-к-кой ужас! Пульс — как у птички, и сердечко трепыхается… И часто это у тебя? Тц-тц-тц… Тяжелый случай. Это навсегда.

Поддерживающая терапия, конечно, необходима. Корвалол, валокардин, капли Морозова. Да не по 20 капель, а по 50!

Врач говорит, что вредно? Чушь собачья! Подумаешь, будет у тебя к старости сердечная недостаточность… Так, может, ты со своей ВСД и до старости-то не доживешь…

Что тебе еще врач-то говорит? Режим? 0-бя-за-тельно. Даже три режима.

I. Режим дня. Как в санатории: «Режим! Режим! Поели — и лежим».

2. Режим приема лекарств: утром, не вставая с постели, до кофе и до сигаретки — 50 капель корвалола, на ночь — 60, днем — как только заколотится сердце — 30.

3. Режим физических нагрузок. Бегать нельзя, даже за автобусом. Тяжестей не поднимать. А то вот был у меня дружок хороший, 20 лет с ВСД жил не тужил.

Дружки-мерзавцы с толку сбили. Начал каким-то медитативным бегом заниматься. По 5, по 10 километров, идиот. Потом в бассейн пошел. Смешно смотреть было: глаза выпучит, задыхается, за бортик держится… И — нет бы вылезти — снова ручонками-ножонками дрыг-дрыг… И — поминай, как звали. Да не его, а ВСД. Загубил З-е. Терпело-терпело, крепилось-крепилось, потом барахлишко свое несчастное в узелок завязало — и по миру пошло.

Bo! Глянь в окно! Бугай здоровый несется к остановке. Как лось через лужи скачет. А ведь другом мне был, амбал несчастный…

Слушаю я 3-е и думаю: вот ведь странная штука: каждый уважающий себя взрослый человек просто не может обойтись без того, чтобы чему-нибудь поучить окружающих (обычно, надо сказать, тому, что он и сам не слишком хорошо знает). Дело известное…

Слон, принадлежащий группе бродячих артистов, оказался неподалеку от города, где никогда раньше не видели слона. Услыхав о таком чуде, четверо любопытных граждан решили добиться разрешения посмотреть на слона раньше других. Поскольку в стойле, где содержали слона, не было света, изучение диковинного животного должно было происходить в темноте.

Дотронувшись до хобота, один из них решил, что это создание напоминает шланг. Второй ощупал ухо и пришел к выводу, что слон похож на опахало. Третьему попалась под руку нога, которую он смог сравнить только с живой колонной, а четвертый, положив ему руку на спину, был уверен, что слон напоминает собой трон. Никто из них не мог составить полной картины исходя из того, что он сумел ощупать. В результате экспедиция вызвала недоумение. Каждый считал, что прав именно он. Но никто из остальных горожан не мог понять, что в действительности произошло с исследователями.

Между прочим, можете отнести эту притчу и ко мне. Разве вы так уж уверены, что меня стоит слушать? Что-что? Слушать стоит всех? Глядите-ка, какие успехи… А думать и выводы делать лучше самостоятельно? Гениальная идея! Самим-то не жаль, что она вам раньше в голову не приходила? А если вы готовы внимать, а вам ничего не говорят? Между прочим, таким образом можно передать не менее ценную информацию, чем при помощи слов. Мулла Насреддин был бо-о-о-льшой специалист таких проповедей.

 

Насреддина попросили прочесть проповедь жителям соседней деревни. Он взобрался на кафедру и сказал:

О люди, знаете ли вы, о чем я буду говорить с вами? Несколько буянов, желающих позабавиться, крикнули, что не знают.

В таком случае, — сказал Мулла с достоинством, — я пока воздержусь от попыток обучать таких невежд.

На следующей неделе старейшины деревни, заручившись уверениями хулиганов о том, что они больше не будут мешать делу своими замечаниями, опять пригласили Насреддина посетить их.

— О люди! — снова начал Насреддин, — знаете ли вы, о чем я буду говорить с вами? Некоторые из тех, на кого Насреддин смотрел особенно свирепо, не знали, как реагировать на это, и пробормотали: «Да».

— В таком случае мне нечего сказать вам, — резко сказал Насреддин и покинул зал.

После настойчивых просьб сделать еще одну попытку Насреддин посетил деревню еще раз и снова предстал перед собравшимися.

О люди! Знаете ли вы, о чем я буду говорить с вами? Так как всем показалось, что Мулла ждет ответа, люди закричали: «Некоторые из нас знают, а некоторые — нет!»

В таком случае, пусть те, кто знают, расскажут об этом тем, кто не знает, — сказал Насреддин, собираясь уходить.

 

Интермедия

Появляется немного грустный Сангвиник…

(Глядя вдаль): Ну что ж, пора прощаться… Вы знаете, мне понравилось то, как мы провели с вами это не то. Хотя я ведь не сказал вам о лете самого главного.

Лето дает каждому из нас наилучшую возможность почувствовать себя неотъемлемой частью Природы, ощутить свое единство с ней, запастись энергией и силами на весь предстоящий год. Старайтесь чаще бывать за городом, в лесу, у реки. Походите босиком по траве, почувствуйте, как с ваших плеч спадает виртуальная защитная броня жителя большого города. Посмотрите в невозмутимую синь неба. Здесь нет суеты и спешки. Прислушайтесь к тишине внутри себя. Вдохните полной грудью чистый воздух. Понаблюдайте за тем, как спокойно, с каким достоинством несет свои волны река. Прислушайтесь к пению воды. Это голос любви ко всему сущему, будь то человек, дерево, капелька дождя или маленькая божья коровка. Учитесь любви у реки. Учитесь мудрости и жизненной силе у Природы. Пусть это поможет вам стать счастливыми.

Уходит…

 

 

Осень

 

Из дневника Меланхолика

«Однажды мы с другом ехали в пригородном автобусе.

Было уже начало октября, но лето и не думало сдаваться. Солнце сияло по-августовски жарко, кроны осин и кленов еще не пожелтели.

На лицах немногочисленных пассажиров светилось тихое умиротворение.

Перед нами сидели двое — мама с дочуркой лет пяти.

Глядя на пейзаж за окном, девочка унылым голосом вещала: «Осень — это очень печальная пора. Небо покрыто тучами. Листья опадают с деревьев. Птицы улетают в теплые края. Осенью идут холодные дожди».

 

Мой друг, господин Холерик, человек неуравновешенный, от части в силу юношеского возраста, отчасти из-за особенностей темперамента, грыз пальцы, чтобы не расхохотаться.

Меня же речь ребенка опечалила и заставила глубоко задуматься.

Мудрые люди считают, что случайностей на свете не бывает. Любая встреча что-нибудь да значит, и все мы, включая маленькую девочку на переднем сиденье, приходимся друг другу своеобразными «зеркалами».

 

Все, что гневит или смешит нас в других, — не более чем наше собственное отражение и повод к размышлениям.

Можно сказать себе: «Вот прекомичный образчик детсадовской выучки».

Но мы-то с вами! Разве мы иные?

В дошкольно-школьном детстве мы, чуть не плача, пели про облетевший тополь и улетающего скворушку, учили стихи про унылые желтые нивы и частые дожди.

Из каких-то высоких педагогических соображений воспитатели навесили на каждый сезон ярлык: весна, мол, красна, а осень, стало быть, — непогодушка. Поэтому в апреле надо радоваться подснежнику, а в октябре — горевать.

Что может быть прискорбней, чем глупый штамп в мозгах?..»

Чем дольше вы живете на белом свете, тем больше у вас таких вот «штампов в мозгах». А в ответ: «Это не штампы! Это мои принципы! Убеждения! Святое! Не подходи-и-ите!!! Не трогайте рука-а-а-ми!!!»…

 

Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик.

Леонардо да Винчи

 

А вы попробуйте сохранять спокойствие во всех ситуациях. В вашей жизни, если хорошенько подумать (а вы ведь уже освоили азы этого искусства!), не так уж много вещей, из-за которых стоит переживать. Здоровее будете!

В результате ряда проведенных исследований оказалось, что 80 процентов всех болезней и недугов напрямую связаны с работой центральной нервной системы. В частности, в особую группу болезней, вызванных расстройствами наших нервов, выделены болезни печени, головы и нарушения артериального давления.

Избегайте конфликтов. Не спорьте с «разъяренными быками». Они ведь могут и не дослушать ваших аргументов…

К числу самых выдающихся путешественников всех времен и народов справедливо относят английского военного топографа Перси Харрисона Фосетта (1868–1925). Фосетт первым приоткрыл завесу тайн над жизнью аборигенов-индейцев и поведением многих диких животных. Сам Фосетт и его спутники не раз подвергались нападению огромного черного быка. Однажды, когда Фосетт охотился с товарищем по имени Костин на индеек, неожиданно появился черный бык. Дикое животное было разъярено и готовилось к нападению. К счастью, Фосетт успел криком предупредить своего спутника об опасности. Костин стремглав бросился под защиту деревьев, находившихся метрах в двухстах от него. Примечательно то, что это расстояние он успел преодолеть за считанные доли секунды.

Итак, «спокойствие и только спокойствие». И дело здесь не только в заботе о себе (в которой, как мы с вами теперь знаем, нет ничего плохого, кроме хорошего), сколько в заботе о пользе дела. Это ведь прописная истина:

Правильные решения можно принимать только в спокойном состоянии. Не позволяйте мировому хаосу поселиться в вашей голове. Задача это нелегкая, особенно если заняться ее решением всерьез. Как всегда, произносить красивые слова легко, трудности возникают при попытке осуществить что-нибудь конкретное на практике.

Однажды правитель области посетил дзенского учителя, прозванного в народе Птичье Гнездо за то, что он медитировал, сидя на дереве среди густой листвы. Правитель осмотрел место медитации и сказал:

Какое же у тебя опасное место там, наверху дерева!

Твое намного хуже, чем мое, — возразил учитель.

Я правитель этой области и не вижу, какая опасность может мне грозить.

Значит, ты не знаешь себя! Когда ты изживешь свои страсти и твое сознание лишится устойчивости, что может быть опаснее, чем это?

Тогда правитель спросил:

В чем заключается учение буддизма? Учитель произнес следующие известные строчки:

Не делать зла,

А использовать добро

И сохранять сердце чистым -

Вот в чем учение Будд.

Правитель, однако, возразил: — Это знает любой трехлетний ребенок.

— Может быть, любой трехлетний ребенок и знает это, но даже восьмидесятилетнему старцу трудно осуществить это на практике, — подвел итог дзенский учитель, сидя на своем дереве.

Особенно плохо дело обычно обстоит с самыми, казалось бы, элементарными вопросами. Вы претендуете на знание жизни, считаете, что вы о-го-го какой… (А какой?) Но банальнейшая боль в горле оказывается в сто раз сильнее вас. Она побеждает, а вы проигрываете.

— Болит, болит, болит, болит. Ой, как болит мое горлышко! Что же делать? Так, так, так, так. Полоскать бесполезно. В прошлый раз полоскала-полоскала, только время потеряла. Что же делать? Выпить какую-нибудь таблетку. Ой, нет. Боюсь, боюсь, боюсь. Таблетку выпьешь, потом живот прихватит, по печени ударит, почки тем более не выдержат. Что же делать? Чем-нибудь смазать мое бедненькое горлышко. Смазать, смазать, смазать. Ой, как вспомню, как в прошлый раз смазывала, так больно было. Нет, лучше не надо. А что же делать? А-а-а? Позвонить! Надо срочно позвонить Наташке и сказать, что я при смерти.

— Алло, Наташа. Привет. Все плохо, умираю. Так болит, что даже с тобой не могу разговаривать. Чем лечиться, не знаю. И вообще, скажи там всем на работе, что как минимум месяца два я не появлюсь. Да. А ты как думала? Что делаю, что делаю… Вот сижу тут и тихонечко умираю. А вам всем на меня наплевать. Да, конечно. У тебя-то так никогда ничего не болело.

И, главное, с вами в таком состоянии совершенно невозможно иметь дело! Вы ничего не желаете слышать, в вас просыпается дремавший до поры до времени самонадеянный тупица, который только и может, что твердить как попугай: «Я сам все знаю». Думаете, это признак зрелости?

Привет, дружочек! Мороженого хочешь? Не хочешь? Почему? Горло болит?

Открой-ка рот… Ну, дужки красные немного и задняя стенка тоже. Температуры-то нет? Бедняжка. Не жизнь у тебя, а брошюра «Что такое не везет и как с ним бороться». И горло болит, и больничный не дадут. Скажут: «Пополощите йодинолом (шалфеем, календулой, эвкалиптом, содой). Идите. Следующий». Нет, мой друг, это у тебя получится не 3-е, а насмешка. Давай работать. Дня два-три будем греть горло горячительным. Сто грамм на сорок градусов никому не повредит. И болеть не будет. Потом, конечно, заболит, но поглубже и посильнее. Больничный-то хочешь?

Еще поговори — побольше и погромче. Собери митинг. Что? Тебе сказать нечего? Встаешь на бочку, поднимаешь руку, вопишь «Доколе!» — и держишь внимание слушателей два часа. А если ты, допустим, учитель, попроси у завуча поставить тебе два дополнительных урока. Ну, вот, другое дело. Уже сипишь, миндалины раздуло.

Еще отличный способ — бегать на улицу и обратно хотя бы 8-10 раз на дню. Тогда ты та-а-а-к начнешь кашлять, что любо-дорого послушать будет. И, главное, не слушай ты этих бабушкиных советов про теплые носки, молоко с маслом, компрессы и шарфы. Это же позапрошлый век. «Свари картошечку, покройся тряпочкой». Тьфу, дуры старые!

Да, вот еще. Попробуй не поспать часов до пяти. Потом вставай в семь — и на работу. А то дуры-то дуры, а иной раз накаркают: заспишь болезнь-то и — прощай, больничный!

А вот если уже водки попил, два часа поорал, три дня покашлял, ноги поморозил, на улицу побегал, а потом — к ЛОРу заявился. Получишь не просто там 3-е, а красивое 3-е, длинное. Например, острый риноларинготрахеобронхит

А потом начинается все сначала: «Да само пройдет», «Да откуда ты знаешь, как надо», «Не учи меня! У тебя самого вчера болело, так что помалкивай!»

В старину жил один проповедник, учивший, как познать путь к бессмертию. Царь послал за ним, но посланец не спешил, и тот проповедник умер. Царь сильно разгневался и собрался было казнить посланца, когда любимый слуга подал царю совет:

— Люди более всего боятся смерти и более всего ценят жизнь. Если сам проповедник утратил жизнь, как же он мог сделать бессмертным царя?

И посланца пощадили.

Некий бедняк хотел научиться бессмертию и, услыхав, что проповедник умер, стал бить себя в грудь от досады. Услышал об этом богач и принялся смеяться над ним:

Сам не знает, чему собрался учиться. Ведь тот, у кого хотели научиться бессмертию, умер. Что же он огорчается?

Богач говорит неправду, — сказал Ху-цзы. — Бывает, что человек, обладающий средством, не способен его применить. Бывает также, что способный применить средство им не обладает. Некий вэец прекрасно умел считать. Перед смертью он передал сыну свой секрет в виде притчи.

Сын слова запомнил, а применить их не сумел. Он передал слова отца другому человеку, который у него об этом спросил. И тот человек применил секрет не хуже, чем это делал покойный.

Вот так и с бессмертием! Разве умерший не мог рассказать о том, как познать путь к бессмертию?

Я думаю, вы и сами понимаете, в чем проблема. Вы просто не любите и не умеете учиться. А ведь…

 

Верблюд выносливее человека; слон крупнее; лев превосходит его в храбрости; корова может съесть больше, чем он; птицы приносят более многочисленное потомство. Человек был создан для того, чтобы учиться.

Алъ-Газали

 

Вас научили сначала ходить и говорить, потом читать и писать. Вам когда-то давно объяснили, что нужно уметь следить за собой, быть вежливым и внимательным к людям, ну и так далее. И отправили в путь-дорогу… Забыв сказать, куда, собственно, надо идти… Неудивительно, что вы заблудились –

 

Не случалось мне видеть человека заблудшего,

Который был бы на прямом пути.

Саади

 

Чему-то вы по дороге учились сами — читали указатели в попытках понять, не туда ли вам, собственно, надо, выясняли у тех, кого встречали по дороге, куда идут они… Ваша жизнь — это диплом с оценкой за пройденный путь. Ну-ка, ну-ка, покажите-ка… Удовлетворительно? И вас это устраивает? Вы по-прежнему считаете, что учиться ни к чему? Может быть, вам просто не у кого учиться? И опять вы ошибаетесь!

 

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться.

Леонардо да Винчи

 

Глупость — искать нечто там, где невоспитанное воображение надеется его найти. На самом же деле оно везде, где вы можете извлечь его.

Ревгари

 

Трудность на духовном пути — это всегда то, что приходит из нас самих. Человек не любит быть учеником, он любит быть учителем. Если бы только человек знал, что величие и совершенство великих, приходивших время от времени в этот мир, заключалось в их бытии учениками, а не в учительстве! Чем более велик учитель, тем лучшим учеником он был. Он учился у каждого: у великих и ничтожных, мудрых и глупцов, старых и молодых. Он учился у их жизней и изучал человеческую природу во всех ее аспектах.

Хазарат Инайат Хан

 

Не верьте внешнему, пусть вас интересует только то, что внутри.

Люди полагают, что шейх должен показывать чудеса и демонстрировать свою просветленность. Между тем от учителя требуется лишь обладать всем тем, в чем нуждается ученик.

Ибн Араби

 

Однажды я спросил своего учителя о том, как можно распознать религиозного человека. И мой учитель ответил: «Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а атмосфера, которая создается в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу».

Хазарат Инайат Хан

 

«Ду-у-х… Атмосфе-е-ера… Свиде-е-е-тельство… У-у-у-у…» Стра-а-ашно? Не пугайтесь! А то уже небось думаете, что вот-вот превратитесь в нечто такое все из себя духовное, на нормального человека непохожее, которому и пива выпить ни-ни, и приврать нельзя. (Сразу вопрос к вам: откуда возьмется это самое «нельзя»? Разве оно может быть вам кем-то навязано? Вот-вот, подумайте…) Захотите — превратитесь, захотите — не превратитесь. Не относитесь к этому так серьезно! И к другому тоже — не относитесь…

Если вы относитесь к вещам действительно серьезно, вы никогда не будете воспринимать их слишком уж всерьез. Потому что жизнь — это что?.. Игра. Масштабная, но игра. Мы все задействованы в ней — полностью, абсолютно, всесторонне, мы обречены быть участниками, родившись в этом мире. Но внутри у каждого есть наблюдатель — отстраненный, не вовлеченный в суету этой игры (кто называет его Божьей частицей, кто разумом, кто истинным «Я»). Он составляет нашу реальность, точку отсчета, и это он сказал, что жизнь — всего лишь игра. Отнеситесь к вашему наблюдателю (то есть к себе) серьезно и начинайте получать удовольствие от великой игры! Да будет так!

А вот вы тут насчет «приврать» упоминали… Давайте не упустим случая и посмотрим, какую пользу можно извлечь из размышления о лживости. Не ленитесь!

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему вы врете (не нравится слово?…что ж, в литературном языке не нашлось более подходящего)? Часто это уже происходит автоматически. Согласны?

А что будет, если вы вдруг перестанете лгать, хитрить, скрывать, недоговаривать? Представили? Предлагаю отложить на время ваши представления и провести эксперимент… Главное — бдительность. Отследите момент, когда вот-вот собираетесь в очередной раз соврать… остановитесь на мгновение (только для того, чтобы включить любознательность экспериментатора), сделайте вдох-выдох… Теперь говорите.

 

Чувствуете наполняющие вас уважение и достоинство, спокойствие внутри? Это выигрыш экспериментатора — ваш выигрыш.

 

Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом.

Бернард Шоу

 

Но врать-то можно не только другим, но и самому себе. При этом следует отличать «заблуждение» от «обмана». И если первое при наличии у человека способности к размышлению, анализу можно развеять, то уже если человеку зачем-то надо себя обманывать, он будет это делать, что бы вы (я) ни предпринимали.

У вас не получается объяснить человеку, что он заблуждается? Скажите, а почему вы так уверены, что заблуждается именно он, а не вы? И ради чего вы хотите его переубедить?

Для каждого обмана или заблуждения имеется реальность, подделкой под которую они являются.

 

Самарканда

Вообще, в суждениях о «правде-неправде» будьте поосторожней — равно как и в навязывании другим своей правды.

Однажды во время пребывания Насреддина при дворе правитель пожаловался на то, что его подданные лживы. Насреддин сказал:

— Ваше величество, истины бывают разные. Прежде чем люди смогут использовать относительную истину, им необходимо практически познать реальную истину. Но они всегда пытаются делать все наоборот. В результате люди слишком бесцеремонно обращаются со своими же искусственными истинами, подспудно чувствуя, что это не более чем выдумка.

Все это показалось правителю слишком сложным:

— Вещи должны быть или истинными, или ложными. Я заставлю людей говорить правду, и с помощью этого они приобретут привычку быть правдивыми.

На следующее утро перед открытыми городскими воротами красовалась виселица, которую окружали солдаты правителя во главе с капитаном. Глашатай объявил:

Каждый, кто войдет в город, должен прежде всего правдиво ответить на вопрос капитана. Насреддин, поджидавший снаружи, вошел в город первым. Капитан спросил:

Куда ты идешь? Говори правду, иначе тебя повесят. Насреддин ответил:

Я иду, чтобы быть повешенным на этой виселице.

Я не верю тебе!

Прекрасно. Если я солгал — повесь меня.

Но это будет значить, что ты сказал правду.

Вот именно, — сказал Насреддин, — вашу правду.

Правда и неправда суть две стороны одной монеты. Одно компенсирует другое. Одно не может существовать без другого. Вспоминайте об этом каждый раз, когда вы «пилите» мужа (или жену, нужное подставить), пытаясь клещами вытянуть из него объяснение, почему он такой умный и такой ленивый (такой красивый и такой болтливый, такой богатый и при этом такой жадный и т. д.).

Здравый смысл и трудолюбие компенсируют в вас нехватку таланта, тогда как вы можете быть гениальным из гениальных, однако по глупости загубите свою жизнь.

То, что мы называем успехом, в действительности является компенсацией всякого человека, который обделен талантом.

Бернард Шоу Впрочем, трудолюбие трудолюбием, но перегибать палку не стоит.

 

Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь.

Данте Алигъери

 

Что с вами? Куда это вы падаете? Что-что? Ах, это вы перечисляете все свои бесконечные дела и обязанности… А зачем? Я же точно видел: только что стояли на ногах ровно, устойчиво, все могли и со всем справлялись. Да и как иначе! Если вы что-то уже делаете — значит, можете! Более того, вы — такой, какой вы есть, — не можете этого не делать. И сами выбираете себе жизнь.

Однажды бедному человеку, который всем жаловался на свой крест, на свою бедность, представилось во сне, будто он находится в просторной комнате, которая вся обставлена разной величины крестами, и все эти кресты покрыты покрывалами. Тайный голос говорил бедняку:

«Ты жалуешься на свой крест, на свою бедность: выбирай же себе любой другой крест».

Бедняк начал выбирать. Взялся за первый крест — не поднял; другой хотя и приподнял, но и он не по силам, — очень тяжел; третий крест и нетяжелым показался ему, но углами своими больно резал плечи. Так он перебрал все кресты, но ни одного не нашел по своим силам. Оставался в углу еще один крест, которого бедняк не испытывал, потому что этот крест казался ему больше и тяжелее других. Приподняв этот крест, бедняк радостно закричал:

— Вот этот крест я возьму на себя: он хоть и велик, но легче других! Сняли покрывало с этого креста, и на нем была надпись — «бедность».

По отношению к себе и по отношению к другим людям выйдите из привычной для вас системы координат «лучше-хуже», «больше-меньше», «богаче-беднее» — вы сразу же почувствуете, насколько легче вам стало жить на свете. Ничего странного: ведь все эти категории существуют только в вашем сознании, они отделяют и отдаляют вас от других людей, давят на психику и заставляют постоянно соревноваться с видимыми и невидимыми соперниками.

 

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК

Конфуция очень беспокоили Лао-Цзы и его учение. Однажды он отправился повидаться с ним. Он был старше Лао-Цзы и ожидал, что тот будет вести себя с должным почтением. Но Лао-Цзы сидел, когда Конфуций зашел к нему. Он даже не поднялся для приветствия, не сказал: «Садитесь». Он вообще не обратил особого внимания. Конфуций рассвирепел: «Что это за Учитель?!» И спросил:

— Вы что, не признаете правил хорошего тона? Лао-Цзы ответил:

— Если вам хочется сесть, садитесь. Если хочется стоять, стойте. Кто я такой, чтобы говорить вам об этом? Это ваша жизнь. Я не вмешиваюсь.

Конфуций был потрясен. Он пытался завести разговор о высшем человеке. Лао-Цзы рассмеялся:

— Я никогда не видел что-либо «высшее» или «низшее». Человек есть человек, как дерево есть дерево. Все участвуют в одном и том же существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Все это чушь и бессмыслица.

А вот 3-е, хоть и является порождением вашего сознания, существует еще и в вашем теле. И ведь вполне безбедно существует, заметьте! Отнимает ваши силы, здоровье, занимает мысли. И так будет продолжаться до тех пор, пока вас это устраивает.

Бон жур! А вот и я, твое». Вот это вежливо! Ты к нему в гости, а хозяин, простите, в сортире. Да ладно, ладно, извиняю. Друзья же все-таки. Пришло вот, на тортик. Эй! Ты куда? Опять туда же? Ну, ты даешь!

Не знаешь, что с тобой, дурилка? Да это я, твое 3-е. Твой циститик-пиелитик. Твое милое воспаленьице. К врачу собираешься? И не стыдно тебе будет рассказывать такие симптомы, ей-богу? Потом, чем он тебе поможет? Антибиотиками своими любимыми по сто рублей таблетка? Трави, трави свой организм. Что предлагаю? То же самое, что тебе и доктор предложит помимо антибиотиков: мочегонное и согревающие средства. Толокнянку, говоришь, заварить? А ты ее пробовал, толокнянку-то? Бр-р-р! Отрава! Гадость! Дрянь! А главное — зачем?

Попей пивка и будь доволен! Кто говорит, что пиво, мол, не мочегонное, пусть выпьет три бутылки и играет в русскую народную игру «терпелки». А согреваться изнутри надо. Перец и пряности знаешь как кровушку гоняют-согревают! Так что мой тебе рецепт; чипсы с перцем и пивко. Врач говорит, что вредно? А ты сходи к другому врачу, он тебе скажет, что вредно все, что первый прописал. Так чем я хуже, мой ами?

И вновь работает принцип золотой середины: ваше отношение к собственным болезням не должно быть чересчур серьезным, но и легкомыслие здесь неуместно (ко всему остальному это тоже относится).

И не надо мне мило улыбаться, я вас не хвалю! Под легкомыслием я имею в виду безответственность. (Потому что слово «легкомыслие» кажется мне вполне безобидным и даже полезным, означая отказ от тяжеловесных, негативных мыслей и делая процесс мышления более легким и творческим.) Так вот, безответственность излечима. Здесь важно принять во внимание все последствия вашего поступка, одинаково беспристрастно уделяя внимание как позитивным, так и негативным, нежелательным для вас. Вы готовы заплатить такую цену, принять все последствия? Тогда вперед! Если же нет, подумайте о значимости этого поступка для вас, о том, что вы хотели получить с его помощью. Исходя из цели, ищите альтернативы.

Надеюсь, вы понимаете: поиск альтернативы (равно как и поиск чего угодно — если вы, конечно, не записную книжку свою ищете), должен происходить внутри себя. Только тогда найденное принесет вам истинную радость и гармонию.

Находясь на смертном ложе, учитель дзен позвал к себе ближайшего ученика и достал из-под подушки книгу. Каждому было интересно, что это за книга, поскольку он никому и никогда не позволял заглядывать в нее. Иногда ученики по ночам подсматривали в замочную скважину, как он ее читал.

Учитель никогда не оставлял свою комнату незакрытой и никому не позволял входить в комнату без него. Так что никто не видел, что содержится в этой книге.

И вот он позвал своего ближайшего ученика и сказал:

— Храни эту книгу. В этой книге есть все, чему я учил. Береги ее так, как, ты видел, хранил ее я. Эту книгу дал мне мой Учитель. Теперь я передаю ее тебе. Эта книга — наследие.

Ученик взял книгу и бросил ее в огонь. Все остальные не могли поверить этому. Они были поражены. Но Учитель положил руку на голову ученика и благословил его. Он сказал:

— Ты понял. Если бы ты сохранил книгу, ты вовсе не был бы моим учеником. На самом деле в этой книге ничего не было. Она была пуста. Ты выбросил ее — хорошо. Ты понял мое учение: никто не должен следовать ни за кем. Каждый должен идти в глубь своей собственной души.

Вот почему я хочу, чтобы с этого момента вы перестали хвататься за мои советы как за спасательный круг в бурном море философских идей. Вы давно не ребенок и умеете плавать самостоятельно, без круга. Согласитесь, это совсем другие ощущения — и от моря, и от себя. А я буду неподалеку…

 

Из дневника Меланхолика

Осень

«Осень — пора изобилия и ярких красок, пора окончания летней жары, созревания плодов, пора гладиолусов, астр, георгинов…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.15 с.)