Методические указания и задания
Для проведения занятия № 10
Раздел 3. Основы алгоритмизации и программирования
Практическая работа № 2
Тема: Оператор цикла с предусловием while. Тематический контроль:«Работа в среде программирования Паскаль »
Наименование работы Простые и составные условия оператор цикла с предусловием while
Цель: Изучить структуру программы языка программирования Паскаль, выработать практические умения по объявлению оператора цикла с предусловием while.
Время выполнения работы: 2 часа
Дидактическое и методическое обеспечение:
1) ПК
2) Интегрированная среда программирования Borland Pascal
3) Электронный учебник
Работа в аудитории:
1. Подготовить рабочее место: включить ПК;
2. Пройти инструктаж по выполнению работы;
3. Выполнить задания;
4. Продемонстрировать, выполненное задание преподавателю;
5. Оформить и сдать отчет;
6. Убрать рабочее место.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ:
1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями.
2. Запустите интегрированную среду программирования Borland Pascal.
3. Напишите программу, которая вычисляет п с заданной пользователем точностью. Для этого воспользуйтесь тем, что значение частичной суммы ряда 1—1/3+1/5—1/7+1/9—... при суммировании достаточно большого количества членов приближается к п/4. Рекомендуемый вид экрана во время работы программы приведен ниже (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Задайте точность вычисления ПИ -> 0.001
Значение числа ПИ с точностью 0.001000 равно 3.143589
Просуммировано 502 члена ряда.
4. Выполните компиляцию программы. Compile / Compile или ALT + F 9
Если программа написана правильно, то появится диалоговое окно Compiling. Нажмите любую клавишу чтобы вернуться к главному окну.
5. Запустите программу на выполнение. Run / Run или CTRL + F 9
После просмотра результата нажмите ENTER.
6. Сохраните файл на диске D:\ в папке Группа№_ и присвойте ему имя «Pr10». File / Save as укажите имя файла и путь к папке в которой будет хранится файл.
7. Создайте окно для ввода текста новой программы.. File / New
8. Написать программу, которая вычисляет наибольший общий делитель двух целых чисел.
9.. Выполните запуск программы.
18. Сохраните файл на диске D:\ в папке Группа№_ и присвойте ему имя «Pr101».
19. Запишите код программы в отчет.
Теоретические сведения
While Приступая к решению задач этого раздела, следует вспомнить, что:
· число повторений инструкций цикла while определяется ходом выполнения программы;
· инструкции цикла while выполняются до тех пор, пока условие, записанное после слова while, истинно;
· после слова while надо записывать условие выполнения инструкций цикла;
· для завершения цикла while в теле цикла обязательно должны присутствовать инструкции, влияющие на условие выполнения инструкций цикла;
· цикл while — это цикл с предусловием, т. е. инструкции тела цикла вообще могут быть не выполнены;
· цикл while, как правило, используется для организации приближенных вычислений, задач поиска и обработки данных, вводимых с клавиатуры или из файла.
Контрольные вопросы:
1. Поясните отличия в операторах цикла с предпроверкой и постпроверкой условий.
2. Какой формат имеет оператор While?
3. Приведите пример, когда тело цикла в операторе While не выполняется ни одного раза.
4. Приведите формат оператора Repeat.
5. Поясните, в каком случае прекращаются повторения в операторе Repeat.
Преподаватель: Горчакова О. А.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по 10-балльной шкале в соответствии со следующими показателями:
Отметка в баллах
| Показатели оценки результатов учебной деятельности
|
1
| Узнавание отдельных объектов изучения учебного материала (по очевидным признакам), предъявляемых в готовом виде (например, «клавиатура», «монитор», «папка», «файл» и др.) с низкой степенью осознанности. Затруднения с ответом на наводящие вопросы учителя.
Усвоение отдельных понятий (простейших понятий, относящихся к компьютерной терминологии, например, «папка» и др.).
Умение правильно включать и выключать компьютер, загружать на выполнение изучаемую программу, завершать работу с ней.
|
2
| Узнавание и загрузка изучаемого программного обеспечения, предъявленного в готовом виде (Word, Ехсе1, Pascal и др.). Умение различать отдельные понятия (например, отличать папку от файла, оператор ввода от оператора вывода).
Различение объектов изучения учебного материала из предложенного набора, предъявляемых в готовом виде. Бессистемное изложение учебного материала с низкой степенью самостоятельности (при помощи наводящих вопросов учителя). Неумение применять знания при выполнении практических заданий.
Наличие существенных ошибок, устраняемых с помощью учителя.
|
3
| Фрагментарное воспроизведение части учебного материала по памяти, а также при помощи наводящих вопросов учителя (например, «в чем состоит назначение текстового редактора») с существенными ошибками. Формулирование понятий информатики, описание процессов без их объяснения.
Выполнение отдельных практических заданий при работе с изучаемым программным обеспечением в соответствии с представленной инструкцией; наличие существенных ошибок, устраняемых с помощью учителя.
|
4
| Воспроизведение большей части учебного материала по памяти, а также при помощи наводящих вопросов учителя с существенными ошибками (например, перечисление функциональных блоков компьютера, основных объектов операционной системы, аппаратных и программных средств мультимедиа, назначение устройств компьютера и др.). Формулирование основных понятий информатики, описание процессов без их объяснения;
Проявление незначительных затруднений при выполнении практических заданий на компьютере в знакомой ситуации по предложенному алгоритму (например, создание ярлыков, сохранение документа под конкретным именем, форматирование абзацев, подготовка текстовых документов, содержащих рисунок, таблицу, создание электронной таблицы, решение практических задач с использованием электронной таблицы, выполнение операций с учебной базой данных, поиск и передача информации в локальной сети, использование средств мультимедиа и др.) с единичными существенными ошибками, устраняемыми с помощью учителя.
|
5
| Осознанное воспроизведение большей части учебного материала на уровне понимания (например, назначение и формат написания изучаемых операторов языка программирования, параметры форматирования текста, виды анимации и др.).
Выполнение практических заданий в знакомой ситуации по образцу с несущественными ошибками, устраняемыми с помощью учителя (например, создание ярлыков, сохранение документа под конкретным именем, форматирование абзацев, подготовка текстовых документов, содержащих рисунок, таблицу, создание электронной таблицы, решение практических задач с использованием электронной таблицы, выполнение операций с учебной базой данных, поиск и передача информации в локальной сети, использование средств мультимедиа и др.). Умение использовать учебно-методическую и справочную литературу под руководством учителя.
|
6
| Полное воспроизведение учебного материала (например, назначение компьютерных сетей, мультимедийных программ) с приведением примеров из практики, допуская несущественные ошибки, устраняемые с помощью учителя.
Применение знаний в знакомой ситуации по образцу, на основе предложенной методики (выполнение практических заданий по настройке рабочего стола и панели задач, создание текстового документа, использование электронных таблиц, заполнение, редактирование созданной базы данных, включение графических объектов в текстовый документ, организация обмена информации в локальной сети, использование основных служб сети Интернет и т.д.) с несущественными ошибками. Осознанное описание и объяснение изучаемых объектов и процессов. Последовательное изложение программного учебного материала со своими примерами. Выполнение практических действий при решении задач в знакомой ситуации по образцу (при решении типовых задач) с несущественными ошибками, устраняемыми с помощью учителя. Недостаточно прочное умение самостоятельной работы с учебно-методической и справочной литературой.
|
7
| Полное воспроизведение учебного материала, использование его в знакомой ситуации (например, применение знаний и умений, полученных при объяснении нового материала учителем, для выполнения практического задания). Умение анализировать полученный результат и при необходимости корректировать его, самостоятельно исправляя допущенные несущественные ошибки.
Применение теоретических знаний для решения практических задач в знакомой ситуации. Самостоятельное выполнение стандартных практических заданий с несущественными ошибками Умение самостоятельно работать с учебно-методической и справочной литературой.
|
8
| Полное, прочное знание и осознанное воспроизведение учебного материала. Оперирование учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, формулирование выводов). Наличие единичных несущественных ошибок, устраняемых самостоятельно.
Самостоятельное выполнение любых практических заданий, соответствующих требованиям учебной программы, с наличием единичных несущественных ошибок. Умение самостоятельно работать с учебно-методической и справочной литературой.
|
9
| Оперирование учебным материалом в частично измененной ситуации (умение делать логические выводы, обосновывать свое мнение, выдвигать предположения). Оперативное применение учебного материала, как на основе известных правил, так и поиском собственных подходов при решении практических задач с несущественными ошибками, устраняемыми самостоятельно. Умение выполнять задания творческого характера. Самостоятельное выполнение заданий проблемного характера, поиск рациональных путей решения. Умение самостоятельно работать с учебно-методической и справочной литературой.
|
10
| Свободное оперирование учебным материалом различной степени сложности (планирование алгоритма выполнения предложенного практического задания). Осознанное и оперативное трансформирование полученных знаний при выполнении практических заданий в незнакомой ситуации, поиск и использование рациональных способов выполнения практических заданий, выполнение творческих работ и заданий исследовательского характера. Умение самостоятельно пользоваться учебниками, справочной литературой, встроенной справочной системой персонального компьютера и применять полученные знания на практике без помощи учителя.
|
Список использованной литературы
№ п/п
| Назва
| Аўтар
| Выдавецтва, год выдання
|
1.
| Информатика: пособие для 11-го класса: общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения с 12 летним сроком обучения.
| А.Е. Пупцев и др.
| Минск: Народная асвета, 2008.
|
2.
| Основы компьютерной грамотности.уч. пос.
| О.А. Левкович, Е.С.Шелкоплясова
| Минск, 2006
|
3.
| Прикладная информатика: учебное пособие.
| А.Н. Морозевич и др.
| Минск: «Вышэйшая школа».2003.
|
4.
| Учебно – методический комплекс по информатике
| Горчакова О. А.
Грисько С. В.
| 2011Год, г. Гомель
|
Дадатковая
|
4.
| Архитектура компьютеров.
| М.К. Буза.
| Минск: ООО «Новое знание» 2007.
|
5.
| Турбо Паскаль 7.0.
| Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В.
| NT Пресс Москва, 2007
|
6.
| Информатика: Учебное пособие для среднего профессионального образования.
| И.А. Черноскутовой.
| Санкт Петербург ООО «Питер-Принт», 2005.
|
7.
| Информатика в школе: создание web-страниц.
| Г.Е. Филиппова, В.Н. Терещук.
| Минск: Аверсэв,2008.
|
8.
| Информатика.
| А.Н. Морозевич. Л.М. Зенкевич.
| Минск: «Вышэйшая школа».2003.
|
9
| Самоучитель работы на компьютере. Начинаем с Windows. 2-е изд.
| А.Левин
| CПб.: Питер,2003г.
|