Экстремизм как социально - правовое явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экстремизм как социально - правовое явление



Характерные черты современного экстремизма

1) экстремизм в начале третьего тысячелетия превратился в универсальный и мощный фактор деструктивного воздействия на мировую политику;

2) экстремизм - является наиболее сложной социальной проблемой современного российского общества;

3) современный экстремизм - сложное, многоаспектное и крайне негативное социальное явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мира;

4) для определенной части населения земного шара экстремизм стал способом жизни, мышления и особой деятельности (включая мотивы и идеологические обоснования), а также средством реализации своих потребностей и интересов (включая вознаграждение за совершение действий экстремистской направленности);

5) экстремизм культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба;

6) экстремистская деятельность осуществляется под прикрытием религии, что создает правовой щит от преследования правоохранительных органов в виде конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также постоянного давления зарубежных правозащитных организаций.

    В связи с тем, что экстремизм культивирует и это сложное явление, то его следует определять, как безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушение общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

    Экстремистская деятельность, всегда имеет такой признак, как фанатизм, в большинстве случаев религиозный. Такой вид экстремизма, особо опасен, так как прикрываясь религиозными лозунгами, ведет к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

 

    Субъектами экстремизма могут быть общественные, национальные, религиозные, политические партии и движения, отдельные лица или группа людей.

    Помимо этого субъектами экстремизма могут выступать также государства и союзы государств. Так, в частности, политический экстремизм в насильственной форме характерен для политики тоталитарных государств. Элементы политического экстремизма обна- руживаются и в политике демократических государств, если они выступают в роли мирового или регионального полицейского.

    Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество – это самая критическая масса, используемая экстремистами для достижения своих целей.

    Эскалация экстремизма вызывается целым комплексом причин, среди которых важнейшими являются общественные противоречия.

В их числе:

Неонацистские ультраправые (правые) экстремистские

МЫ РУССКИЕ И ГОРДИМСЯ ЭТИМ»

5.  «Скинхеды за русскую матушку» (закрытая группа)

6. «РОССИЯ для РУССКИХ!» (закрытая группа)

7.  «Русские патриоты!»

Русские Патриоты / Поволжский Союз Славян» (националистическая группа, региональное отделение «Союза Славян»,

Русская община Нижнего Новгорода»

10. «МЫ-РУССКИЕ, МЫ ВМЕСТЕ, МЫ ЕДИНЫ» (скинхедская группа)

11. «Группа против Сергея Арутуняна» (антикавказская скинхедская группа).

12. «Дети Земли РУССКОЙ» (нацистская, расистская группа, использует символику Третьего Рейха)

Вопросы для практического (семинарского) занятия

    1. Экстремизм в России: история и современность.

2. Виды экстремистской деятельности. Политический экстремизм: виды, характеристика и формы проявлений.

3. Экстремизм в США и странах Западной Европы и России. Общее и особенное.

4. Экстремизм в странах Азиатско-тихоокеанского региона.

5. Экстремизм в странах Латинской Америки.

6. Антиглобализм и экстремизм.

 

 

Тематика фиксированных выступлений к Т.2.1

"Экстремизм как социально - правовое явление"

Экстремизм как социально - правовое явление

Учебные вопросы:

    1. Экстремизм в России: история и современность.

2. Виды экстремистской деятельности. Политический экстремизм: виды, характеристика и формы проявлений.

 

Литература

- Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ"О противодействии экстремистской деятельности";

- Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О противодействии коррупции";

- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;

- Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. №815 "О мерах по противодействию коррупции"

- Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы”.

- Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года/утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753;

И.Б. Кардашова Основы теории национальной безопасности/Учебник для вузов. - Москва.- Юрайт. - 2018г.

- Политический экстремизм: основные тенденции и причины эскалации /Информационно-аналитический вестник. Выпуск 8/ Под редакцией доктора политических наук А. П. Кошкина.:Москва, ФГБОУ ВО «РЭУ им.                        Г. В. Плеханова», 2017.

 

    Проблематику такого социального явления, как экстремизм, ранее изучали, в основном, ученые в области политологии, социологии, конфликтологии и только в конце ХХ века на нее обратили внимание правоведы.

    Слово «экстремизм» происходит от extremus, что в переводе с латыни означает «крайний». В словарях и справочниках можно встретить определение экстремизма - как приверженность к крайним взглядам, мерам или крайнее проявление чего-либо: действий, высказываний, взглядов и т. п1 Политический словарь

Резолюция ПАСЕ № 1344 (2003) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе». В сентябре 2003 года на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) экстремизм был определен как

    «Экстремизм - форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии и основанной на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма» (Резолюция ПАСЕ № 1344 (2003) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе».

    Несмотря на то, что термин «экстремизм» был введен в наш обиход сравнительно недавно корни данного явления лежат еще в первобытнообщинном строе на заре появления и развития человеческого общества.

    Согласно результатам исследований, проведенных западноевропейскими и американскими учеными конфликтологами, в основе экстремизма лежит конфликт между социальными общностями людей, разделенных на «наших» и «чужих». При этом «наши» охраняют свою территорию, запасы еды, орудия производства, членов своего рода, а так же культуру, традиции и т.д. от посягательства «чужих», которые рассматриваются, прежде всего, как враги. Т.е. на первом плане в этом конфликте выступали территориальный и родственный факторы.

    В ходе эволюции родовые общины объединялись в более широкие общности. Образовывались города, государства. Однако факторы необходимости противостояния между «нашими» и «чужими» оставались неизменными.

    По мере развития человечества появилось разделение труда, а с ним и расслоение общества в городах и государствах на социальные группы по сфере деятельности (т.е. по профессиональному признаку) и по материальному достатку (экономический признак). Расслоение по профессиональному и экономическому признакам впоследствии приобрело политическую окраску. Завоевание и порабощение «чужих», внесло в этот процесс еще этнический, а так же конфессиональный (религиозный) признаки.

    В результате понятие «наших» и «чужих» стало приобретать многогранный смысл и свою специфику внутри каждой группы. Иными словами можно сказать, что общество разделилось на социальные (т.е. общественные, от лат. socium - «общее» Социологический словарь) группы, объединенные по какому-либо одному или нескольким признакам. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма.

 

Свое идеологическое обоснование экстремизм получил в XIX в.

 Карл Гейнцен

 

"Философия бомбы". Первым по пытку обосновать правомерность экстремизма сделал немецкий радикал Карл Гейнцен, провозгласивший, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что фактическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов человечества». Он был уверен, что с помощью экстремистских акций даже небольшая груп-па единомышленников сумеет создать хаос в самом сильном государстве.

Концепция «философии бомбы» К. Гейнце на получила дальнейшее развитие в «теории разрушения» М. Бакунина, по словам которого «революционеры должны быть глухи к стенаниям обреченных и не должны идти ни на какие компромиссы». «Теория разрушения» была дополнена доктриной «пропаганды действием», выдвинутой анархистами в 70-егг. XIX в. Сутью ее был отказ от устной агитации и пропаганды в пользу террористических действий, поскольку, по мнению теоретиков анархизма, они могут побудить массы к давлению на правительство и заставить последнее пойти на уступки террористам. Анархисты считали, что истинный порядок может возникнуть только из хаоса, который невозможен в условиях существования государственного строя. Во имя порядка государство должно быть разрушено. И этот разрушительный потенциал был в полной мере  использован в ходе Великой Октябрьской социалистической революции. Но потом, когда цели были достигнуты, пришедшая к власти партия большевиков пересмотрела свои взгляды и на анархистов, и на продвигаемую ими концепцию отмирания государства

    Как мы уже отмечали впервые термин «экстремизм» употребил в начале ХХ века французский юрист М. Лерой, который экстремистами считал сторонников политических партий, слепо, до фанатизма, верящих в свои политические идеалы. Т.е. экстремизм в то время, прежде всего, связывали с политической деятельностью. События, порожденные кризисом в политической и экономической сферах того времени, всем широко известны: Первая Мировая Война, Великая Социалистическая Революция в России.

    С середины ХХ века термин «политический экстремизм» прочно вошел в обиход сначала американских, а затем и западноевропейских социологов и правоведов, вытесняя распространенное прежде понятие «радикализм»

    Термин «экстремизм» в СССР и РФ

       В СССР до второй половины 1950-х термин «экстремизм» мало применялся в прессе и литературе. В первую очередь это было связано с позитивным отношением советского руководства и общества к революционным и радикальным идеологиям левого направления. Радикальные правые идеологии с 1920-х, как правило, обозначались собирательным концептом «фашизм».

    Толковый словарь Дмитрия Ушакова, изданный в 1935-1940 годах дает такое определение термина: «Экстремизм (от лат. extremus — «крайний») — склонность, приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике».

    Понятие «экстремизм» постепенно входило в публицистический оборот в связи с официальным негативным отношением правящих кругов СССР к левым террористическим организациям типа «Красных бригад», а также в гораздо большей степени для обозначения наиболее радикальных правых военизированных организаций. Советская публицистика вплоть до 1991 года четко связывала понятие «экстремизм» с вооруженным насилием террористического характера. Отразилось такое представление и в официальных документах.

    Но ближе к концу СССР в документах государственной власти стало появляться и другое понимание термина «экстремизм». Так, в Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной и некоторых других районах» от 15.01.1990 г. постулировалось: «экстремистски настроенные группировки организуют массовые беспорядки, провоцируют забастовки, разжигают национальную рознь и вражду».

    Как видно из приведенной цитаты, горбачевское руководство считало экстремизмом уже не только вооруженное насилие, но и стачки и радикальную националистическую пропаганду.

Тем не менее, в общественном сознании россиян понятие «экстремизм» еще очень долго связывалось только с понятиями «терроризм» и «фашизм».

    «Террористическая» составляющая в 1990-х была закреплена массированной пропагандой в СМИ против чеченских сепаратистов и их террористической практики. Постоянное именование Басаева и прочих экстремистами прочно установило в массовом сознании в России использовать понятие «экстремизм» для прикрытия репрессий против политической оппозиции попробовал еще Ельцин.

    В 1995 году по итогам массовых студенческих выступлений против реформы Асмолова-Тихонова вышел указ президента РФ № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» (в редакции 2004 года действует до сих пор). В нем впервые была предпринята попытка объединить все радикальные идеологии, а также сделать упор на борьбе не только с национальной и религиозной, но и с так называемой социальной рознью.

    Таким образом. в историческом аспекте применительно к России можно выделить следующие исторические этапа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.02 с.)