Тема 8. Государство и политическая система общества. (2 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Государство и политическая система общества. (2 ч)



 

Цель лекции: Рассмотреть понятие и содержание политической системы общества, её виды и структуру; а также определить закономерности развития политической системы общества

Ключевые слова: государство, система, политика, партия, организация, фонд.

План лекции:

 

1. Политическая система: понятие, виды, структура

2. Закономерность развития политической системы общества.

3. Взаимодействие государства и иных элементов политической системы

4. Современные тенденции взаимодействия государства и политической системы

 

1. Политическая система: понятие, виды, структура

       Власть, суверенитет, свобода личности, собственность — эти и другие основополагающие ценности затрагивают интересы как больших групп людей, так и каждого взятого в отдельности человека. Сфера жизни, в которой формируются отношения по поводу завоевания, удержания и использования власти, сувере­нитета, обеспечения свободы личности, признания и защиты собственности, является политической сферой. Все, что так или иначе вовлечено в нее, в науке определяется понятием «полити­ческая система».

       В политологии и в государствоведении понятие политической системы интерпретируется в двух значениях:

в узком — как совокупность государственных и негосударственных организаций, участвующих в политической жизни общества. В этом смысле понятие «политическая система» сводится к понятию «политическая организация»;

в широком — политическая система представлена совокуп­ностью всех политических явлений, так или иначе возни­кающих и существующих в связи с феноменами «полити­ческая власть» и «политика». В этом значении политическая система охватывает: политическую организацию общества или политические учреждения — субъектов политики, набор институтов, структур и организаций, участвующих в конкурентной борьбе за власть, а также тип формирования политических ассоциаций, партий, групп интересов, особенности электоральной системы и т.д. (институциональный аспект); политические нормы и принципы, господствующие методы политического принужде­ния, формы государственного контроля за принятыми решениями, технологию контроля общественности за властью и т.д. (регулятивный аспект); политические отношения, а также традиции, обычаи, символы, ритуалы, используемые для обеспечения политического процесса,
особенности политической семантики, форм межличностного и межгруппового общения (коммуникативный и информационный аспекты); политическое сознание и политическую культуру; политический процесс и политический режим.

       Все эти элементы объединяются в политическую систему посредством категории политической власти.

       Таким образом, политическая система представляет собой единство политических институтов общества, объединенных целью завоевания, удержания и осуществления власти и связанных с нею ценностей. Через политическую систему общество, социальные группы людей, нации, классы формируют и возводят и закон специфические интересы, защищают и реализуют свои намерения и цели.

       Политическая система обеспечивает достижение упорядочен­ности и стабильности, содействует оптимальному взаимодействию между социальными и политическими, общественными и природнымипроцессами и др.

       Набор отмеченных компонентов не является произвольным и в то же время раз и навсегда заданным. Как часть общества (одна из его подсистем), политическая система испытывает воздействие комплекса факторов (среды) кик внутренних (индивидуальные, групповые интересы элитарных и не элитарных субъектов и др.), так и внешних (природного и социального характера, влияние международных институтов и структур и др.).

       Чтобы соответствовать своему предназначению, политическая система должна быть адаптированной к среде, постоянно поддерживать структурное разнообразие, обогащаться новыми институтами.

Эффективное функционирование политической системы, её позитивно-стимулируюшее воздействие на развитие общественных отношений, гармонизацию социума и природы в значитель­ной мере определяется занимаемой позицией государства.

Роль государства в политической системе определяется тем, что оно:

а) обладает суверенитетом — это верховная власть общества. Все иные организации таким качеством не обладают;

б) является официальным представителем (через представительные или законодательные органы) всего народа. Государство — это официальное лицо (представитель все­го народа) внутри страны и на международной арене;

в) обеспечивает и охраняет права всех без исключения, на­ходящихся под его юрисдикцией. Это единственная пол­новластная организация, призванная защищать права и законные интересы всех находящихся на данной государ­ственной территории;

г) способно обеспечивать, представлять общие интересы, выполнять обще-социальные функции;

д) обладает специальным аппаратом и ресурсами, обеспечи­вающими выполнение функций государства;

е) устанавливает общие правила (через законодательство), регулирующие общественные отношения, а посредством этого формирует и поддерживает соответствующий право­вой и политический климат. Государство обладает моно­польным правом издавать обязательные для всех установ­ления, принимать меры к их исполнению, в том числе оно наделено исключительным правом легитимного примене­ния принуждения.      Осуществляя политические цели и задачи, государство так или иначе вынуждено взаимодействовать с иными субъектами политической жизни — политическими партиями, национальными организациями, профсоюзами и др. Для демократического государства такое взаимодействие является объективно необходимым.

Из всех участников политической жизни государство наиболее тесно взаимосвязано с политическими партиями — добровольными объединениями, созданными в целях участия в политической жизни общества

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой осуществляется политическая власть и политическая жизнь общества.

Элементами политической системы являются:

- государство;

- политические партии – это общественные объединения, целью которых является участие в политической жизни общества, в организации и осуществлении государственной власти путем участия в выборах и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

- общественные организации – это основанные на фиксированном членстве объединения граждан, создаваемые для реализации и защиты общественных интересов объединившихся лиц;

- общественные фонды – не имеющие фиксированного членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества, в том числе денежных средств для использования в интересах третьих лиц;

- политическое сознание;

- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества;

- политические отношения, складывающиеся между элементами политической системы;

- политическая практика, состоящая из политической деятельности и политического опыта.

 

2. Закономерность развития политической системы общества.

Характеристика развития политической системы (включающая аспекты возникновения, функционирования, структуры и непосредственного развития) сквозь призму критериев означает начальный этап категориального уровня познания данного процесса. Здесь обеспечивается фиксация количественных и качественных изменений, переход от низших к высшим формам движения, проверяется соответствие теоретических позиций исторической практике. Следующий этап предполагает более углубленное изучение этого процесса, а именно: вычленение и классификацию закономерностей развития политической системы общества.

Закономерности развития политической системы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные результаты субъективной общественно-исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайностей и отклонений в конкретные устойчивые тенденции.

Политическая система, как и любое сложное явление, состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.

Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение такого рода противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения. Примером может служить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества-между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.

Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий аполитической сфере жизнедеятельности общества - реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внутреннего и внешнего порядка. Это процесс, обусловливающий кристаллизацию закономерностей развития политической системы.

Среди всех многообразных оснований классификации политических закономерностей, выработанных наукой, наиболее общее значение имеют такие критерии, как институционность, глубина и универсальность их исторического действия, классовая сущность. Они позволяют различать общеисторические закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социально-классовой материи вообще. Это обусловленность политических явлений экономическими и социально-классовыми факторами; усиление политической структурированности общества; взаимодействие политических. и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др.

Межформационные закономерности присущи двум или нескольким общественно-экономическим формациям. Например, политическим системам всех типов присущи социально-классовые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное сосуществование различных типов политических систем.

Закономерности в пределах одной общественно-экономической формации отражают сущностные, устойчивые связи политических систем одного типа. Для политических систем буржуазных стран характерны: режимы плюралистической демократии, разделение властей, двух-или многопартийная система. Для политических систем социалистических стран в качестве закономерностей выступают установление диктатуры пролетариата и руководящей роли пролетарской партии, бюрократизация и сращивание партийного и государственного аппарата, декларация демократии и самоуправления и др.

В политической системе конкретного общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической интеграции всех составных частей системы, обусловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и бюрократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т.д.

При этом надо иметь в виду следующее: во-первых, названные закономерности (общеисторические, межформационные, формационные) так или иначе преломляются в собственных закономерностях конкретной политической системы; во-вторых, закономерности отдельных элементов и компонентов системы не могут противоречить общесистемным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалектику различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.01 с.)