Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационный уровень правосознания - обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из "чужого", исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в способствующее реализации целей и интересов человека. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий - волевой. Узнав о законе и уяснив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или "обойти" его, строго исполнять иной закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования. Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь вниманию его роли и места в жизни человека и общ-ва. Виды правосознания. Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в общ-ве, которые позволяют дать его качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на три уровня. Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общ-ва, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди, так или иначе, сталкиваются с правыми предписаниями: какую-то информацию получают из СМИ, наблюдают юр-ую деятельность гос-ых органов, должностных лиц и т.д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения ясно переплетаются с нравственными представлениями.
Второй уровень - профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юр-ой деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях отсутствие профессионализма в правотворчестве, в правоприменении - одна из бед нашего общества. Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общ-ых отношений. По субъектам, (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное Правовая культура: понятие и структура.
Категория " правовая культура " используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. Понятие " правовая культура " всегда предполагает оценку "качества" правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Под правовой культурой, понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общ-ва, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юр-их актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности гос-ом и гражданским общ-ом свобод и прав человека. Правовая культура общества зависит, прежде всего, от развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. На сколько информировано, в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юр-им средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.
Уровень развития правового сознания (первый элемент правовой культуры) может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Вторым элементом структурыправовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Состоит из теоретической - деятельность ученых - юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юр-их школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общ-ва. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юр-их процедур и принципов. Существенно влияет на правовую культуру общ-ва и правоприменение, т.е. властная деятельность гос-ых органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общ-ых отношений на основе закона с целью его реализации. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности - например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе, соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права. Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юр-их актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки, правовой культуры общества имеет система законодательства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и в результатах (правовых актах). Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя - субъекта (человека, группы людей, населения в целом). Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.007 с.) |