Контрольный туристский маршрут (КТМ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольный туристский маршрут (КТМ)



КТМ — это длинная дистанция с расположенными на ней этапами ориентирования и техники туризма. Расстояние между этапами может быть различным, в зависимости от длины самой дистанции. Между этапами участники передвигаются, используя элементы ориентирования.

Судейство КТМ

1. Общая схема судейства зависит от целей и задач, поставленных перед организаторами дистанции (обучение, проверка готовности к походу, выявление лучших команд по спортивному мастерству, ролевая игра). Она может быть самой разнообразной, иметь свои формы и правила, например:

· Для обучающего КТМ возможно движение с руководителем без учета времени, этапы проходятся для закрепления знаний и умений, объясняемых судьями на старте или на этапе. Лучший определяется по наибольшей сумме баллов, набранных на этапах.

· Для проверки готовности к походу также возможно движение без учета времени, на этапах оценивается правильность выполнения приемов, необходимых в походе. Лучший оценивается по наименьшей сумме штрафных баллов.

· Для ролевой игры пишется сценарий, определяющий правила для игровых персонажей. Команды выполняют задачи, связанные с правилами игры (найти клад, спасти от жажды племя туземцев, составить карту для разгрома сил противника, доставить донесение, и т.д.). При этом они проходят этапы туристской полосы, являющиеся естественными препятствиями и трудностями. Примеры таких игр: "Зарница", игра в "индейцев", в "охотников" и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с выполнением игровой задачи, а на этапах ошибки исправляются по указанию судьи до правильного выполнения за счет времени команды.

Для выявления лучшей спортивной команды оценивается и скорость преодоления дистанции, и правильность выполнения технических приемов. В этом случае КТМ близка по цели и содержанию к длиной дистанции по туристскому многоборью. Победитель определяется по наименьшей сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени.

2. При любой схеме судейства на дистанции должны быть оговорены:

· условия прохождения дистанции;

· границы полигона (дороги, реки, поля), через которые переходить нельзя;

· контрольное время, по истечении которого начинается поиск невернувшихся команд;

· сигнал сбора, по которому участники должны собраться в указанной точке (если таковой предполагается);

· другие важные моменты и правила игры.

Элементы ориентирования

1. Маршрут в заданном направлении. На маршруте участники должны искать КП (контрольные пункты), обозначенные на карте, в порядке, указанном судьями (КП-1, КП-2, … КП-6). На контрольном пункте ставится технический этап или судья, проверяющий явку команды на КП.

2. Маркированный маршрут. На местности с помощью маркеров (перфокарт, лоскутков, краски, мелких кусочков бумаги, разноцветной ленты) помечают маршрут. Маркеры устанавливают или привязывают с правой стороны по ходу движения участников. От одного маркера должен быть виден следующий. На маркированном маршруте обычно располагают несколько КП, место расположения, которых наносятся участниками на карту (прокалывается иголкой и обводится с противоположной стороны карты).

3. Обозначенный маршрут. Нитка маршрута наносится на карту. Участники двигаются по этому маршруту, попадая на технические этапы. На маршруте может также располагаться несколько КП. Участники отмечают место расположения КП на карте или отмечаются у судьи на каждом КП. На КП может располагаться технический этап.

4. Ориентирование по выбору. На карту наносятся место расположения КП или технических этапов. Участники могут двигаться по самостоятельно выбранному пути, проходя этапы или отмечая КП в любом порядке. Для проверки посещения группой КП на нем может стоять судья, отмечающий прохождение команд, может прикрепляться компостер, которым команды делают проколы на карте или в маршрутном листе, а может быть написано какое-либо слово, которое участники записывают на свою карту.

Технические этапы

Этап должен иметь свою разметку: ограничения коридора, старт, финиш.

Этап должен быть полностью расчищен от веток, камней, корней деревьев, мешающих его прохождению.

На каждом этапе должна быть конкретная задача, оговоренная в условиях прохождения дистанции.

Все оборудование этапа должно проверяться на устойчивость и прочность.

На этапе должен быть старший судья, обеспечивающий безопасность движения участников и оценивающий правильность его прохождения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.004 с.)