Место и роль государства в политической системе общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль государства в политической системе общества



Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая система имеет следующую структуру:

1) субъекты политической системы;

2) политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3) политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4) политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5) политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6) политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

Функции политической системы: 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды политических систем: 1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта; 2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности; 3) смешанные.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:

1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2) обладает суверенитетом;

3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

13 Методология и методы теории государства и права понимается система принципов, методов, правил, ценностей, которые в своем единстве обусловливают содержание, характер и общую направленность познавательных действий по получению и анализу обобщенных сведений, образующих предмет теории государства и права. Главным же элементом методологии являются методы. Что касается идей, принципов, теорий познания, ценностей, которые образуют одновременно, как отмечалось, и основание научного знания, они нередко совпадают. Так, к несомненным научным ценностям следует отнести (и это одновременно можно и нужно рассматривать в качестве принципа и идеи) этику научного познания (этичность, т. е. нравственность личности исследователя), свободу, ответственность ученого, стремление творчески осуществлять поиск истины и т. д. В качестве самостоятельных методологических принципов называют нередко принцип историзма (хотя так же нередко именуется и соответствующий метод), принцип детерминизма (обусловленности явлений и процессов некоторыми факторами объективного и субъективного свойства), принцип активности исследователя и др. то совокупность различного рода приемов, способов осуществления познавательных действий, при помощи которых и добываются (обрабатываются, осмысляются) знания о государственно-правовой действительности в том объеме и тех пределах, которые определены предметом этой научной дисциплины.

Как и у всякой другой науки, методов у теории государства и права достаточно много, что предполагает необходимость их определенной классификации.

В настоящее время их принято делить на следующие группы:

1. Общефилософские методы.

2. Общенаучные (общие) методы.

3. Частнонаучные (специальные) методы.

14  Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки, структура

Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства

15 Механизм правового регулирования: понятие, элементы, типы.

Следовательно, механизм правового регулированияэто система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

 

16 Норма права, ее признаки и виды Но́рма пра́ваэто общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы гражданина и выступающее регулятором общественных отношений.

· Общеобязательность

· Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

· Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием

· Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.

· Системность

· Неоднократность или многократность действия

· Возможность государственного принуждения

· Представительно-обязательный характер

· Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

17 Нормативный правовой актэто письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Виды нормативно-правовых актов. Они делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.009 с.)