Гу ДО «забайкальский детско-юношеский центр» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гу ДО «забайкальский детско-юношеский центр»



ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр»

 

 

Учебное пособие

 

 

ИГРЫ, ЗАДАЧКИ, КРОССВОРДЫ

 ПО ТОПОГРАФИИ

 

                                                              Логутенко Н.А., педагог ДО

 

 

г. Чита, 2021 г.

 

   Пособие «Игры, задачки, кроссворды по топографии» содержит разнообразные игры, головоломки, задачи с элементами топографии для использования на занятиях юными туристами и ориентировщиками. Пособие предназначено для педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования, руководителей детских объединений туристско-краеведческого направления,  занимающихся спортивным ориентированием, воспитателей и вожатых детских оздоровительных лагерей.

  Цель настоящего пособия – помочь педагогу в организации творческой деятельности в рамках учебной, факультативной, кружковой и воспитательной работы с учащимися, а также закрепить приобретенные знания по топографической подготовке, превратить их в высокоавтоматизированный навык, научить применять знания в разнообразных условиях.

Использование игровых разработок на занятиях активизирует деятельность учащихся, помогает усвоению учебного материала, формирует картографическое мышление, подготавливает ребят к практической работе с картой.

Данное пособие адресовано тем педагогам, которых волнует качество учебно-воспитательного процесса. А оно в свою очередь зависит от умения руководителя кружка, педагога заинтересовать ребят необычными приемами обучения, применением оригинальных наглядных пособий, внесением в программу занятий различных элементов игры и соревнования.

Занятия с использованием игр содействуют развитию у ребят фантазии, внимания и наблюдательности, пространственного воображения и творческого мышления.

Как и основные учебные занятия, игровые занятия должны проводиться не эпизодически, а регулярно. Это поможет более быстрому освоению топографических знаний и приобретению навыков работы с картографическим материалом.

Данный материал может найти применение при организации и проведении туристских слетов, соревнований, зачетов, в организации досуга в летних лагерях.

 

Содержание:

 

Введение 4
Условные знаки почвенно-растительного покрова 5
Условные знаки дорожной сети 5
Условные знаки «Воды и сооружения на них» 6
Условные знаки «Рельеф» 6
Условные знаки линий и сооружений связи 6
Условные знаки промышленных и сельско-хозяйственных объектов 7
Условные знаки геодезических пунктов и отдельных объектов, имеющих значение ориентиров 7
Условные знаки отдельных зданий и построек 7
Топографический диктант «Что означают условные знаки?» (вариант 1) 8
Топографический диктант «Дорога домой» (вариант 2) 8
Задачка «Как составить схему местности по описанию?» 9
Топографический кроссворд (вариант 1) «Строчка» 10
Топографический кроссворд (вариант 2) «Рельеф» 10
Топографический кроссворд (вариант 2) «Почвенно-растительный покров» 11
Задачка «Как выглядит описанная местность на карте?» 11
Задачка «Найди ошибки в карте» 12
Задачки «Для начинающих» 13
Игра «Нарисуй карту» 14
Игра «Топографический Заяц» 16
Игра «Топографический Баран» 17
Игра  «Сложи топокарту» (вариант 1) 18
Игра «Собери карту» (вариант 2) 18
Топографический кроссворд «Лесенка» (вариант 3) 19
Топографический кроссворд «9 букв» (вариант 4) 20
Игра «Картографическое домино» 20
Игра «Топографическая мозаика» 21
Загадки 22
Игра «Шифрограмма» 23
«Задачки по рельефу» 24
Упражнение «Читаем карту» 25
Литература 27

 

 

 

 

Введение

 

    Географическая карта – величайшее творение человечества. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы. Исключительно важна роль карты в школе. Нельзя представить, как бы проходило изучение истории, географии без карт. Ну а туристам и ориентировщикам приходится работать с картой топографической, причем, постоянно.

Начинать изучать карту необходимо прежде всего с того, что является основой картографической грамотности – со знакомства с условными топографическими знаками. Условные топографические знаки – это своего рода азбука, без знания которой нельзя прочесть карту так же, как нельзя прочесть книгу, не зная букв. Условные знаки дают возможность свободно и грамотно «читать» карту: понимать все особенности ее содержания, получить представления о различных объектах местности и их изображениях на карте, познавать мир ориентиров. Таким образом, по сочетанию символов мы можем видеть местность такой, какая она есть на самом деле.

Существуют некоторые правила рисовки условных топографических знаков:

- все условные знаки рисуются на картах вершинами на север;

- надписи наносятся на картах с запада на восток (за исключением названий рек, которые делаются вдоль их течения);

- цифры также наносятся на карту вершинами на север (зная это, всегда есть возможность определить направление по карте на север);

- каждый условный знак имеет свой определенный цвет:

а) зеленым цветом изображаются леса, сады, кустарники, заросли;

б) синим цветом – водные объекты, болота, солончаки, ледники;

в) коричневым – элементы рельефа, некоторые разновидности грунта (пески, каменистые поверхности, галечники);

г) оранжевым – автострады и шоссейные дороги;

д) желтым – грунтовые улучшенные дороги.

- остальные элементы содержания карт печатаются черной краской.

Из всех элементов местности рельефу принадлежит главная роль, но его труднее всего изобразить на карте, т.е. на плоскости, которая как известно, имеет только два измерения – длину и ширину. Третье же измерение – высота – на плоскости не укладывается. Решено было изображать рельеф на картах способом горизонталей. Они как нельзя лучше отображают не только форму и высоту холма, но и крутизну склонов.

Ниже приведен перечень условных обозначений, наиболее часто применяющихся на занятиях по туризму и ориентированию на местности.

 

Топографический диктант

(вариант 1)

Задачка

Топографический кроссворд

«ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ»

 

 

                                                                                                                                                                         (рис.5)

Задания к кроссворду (с ответами):

 

 

 

 

Задачка

Задачка

НАЙДИ ОШИБКИ В КАРТЕ

Задание: Выпиши все ошибки, допущенные рисовщиком карты.

 

 

                                                                                                            

 

                   (рис.7)

 

 

Ответы:

1. Водяная мельница должна быть расположена только на реке.

2. К мосту должна идти с двух сторон шоссейная дорога.

3. Линия связи не может переходить в линию электропередачи.

4. На карте изображен кустарник, а дана характеристика леса.

5. Лес – еловый, а значок показывает, что лиственный.

6. Эта характеристика нереальна: деревья высотой 30 метров не могут иметь ствол толщиной 10 см.

7. Железная дорога должна проходить через реку по мосту и на ней не может поворачивать под углом.

8. При таком впадении ручья в реку направление течения воды в ней должно быть на юго-запад, а стрелка на реке указывает северо-восточное направление.

9. Скорость течения воды - 2 м/с- не согласуется с подписанной у брода (0,1 м/с).

10. К населенному пункту Калиновка должны подходить дороги.

11. Вместо условного знака «выемка» около моста нужно показать знак «насыпь».

12. Пристань не может быть расположена вдалеке от реки.

13. Зубцы условного знака «обрыв» должны быть направлены в сторону реки, а не от нее.

14. Ветряная мельница не может стоять на реке.

15. Сад не может располагаться на болоте.

16. Болото проходимое не может иметь глубину 2,1 метра.

17. Проселочная дорога не может идти от ветряной мельницы до линии связи и заканчиваться там.

18.  Бергштрихи на холме расположены неверно.

 

 

Задачки

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

 

  Это раздаточный материал. К каждой карточке, на которой изображена часть топографической карты, прилагается три задания:

1. Укажите на карте стрелкой северное направление.

2. Назовите объекты, которые вы видите на карте.

3. Определите азимуты на объекты, служащие отдельными ориентирами.

Примечание: Руководитель может сам придумать и нарисовать топографические ситуации.

                         

     – точка вашего стояния.

 

 

 

 

                                                                                              (рис.8)

 

Игра

НАРИСУЙ КАРТУ

Тебе нужно с помощью выученных условных знаков и сторон горизонта нарисовать карту в приведенном здесь четырехугольнике (размером 8 см на 8 см). Наносить их нужно не произвольно, а точно следуя тексту. Если понадобится, можно заглядывать в таблицу условных знаков. Чтобы цвет знака был правильным, пользуйся цветными карандашами. То, что у тебя получится, сравни с рисунком 9.

1. Между С и Ю проходит шоссе.

2. В центре карты, чуть западнее шоссе, находится строение. Это село Смоленка. Напиши название на карте.

3. От села на З идет улучшенная грунтовая дорога.

4. С З на С проходит лесная дорога.

5. На полпути между С и З, южнее лесной дороги, находится дача.

6. От нее к селу Смоленка идет четкая тропа.

7. Напротив дачи, по другую сторону лесной дороги, возвышается холм (бугор, курган).

8. На вершине его установлена вышка легкого типа.

9. От Ю к СВ проходит ЛЭП на деревянных опорах.

10. Посередине между С и СВ лежит небольшое, почти круглое озеро.

11. Из него на В вытекает ручей.

12. Посередине между С и Смоленкой, восточнее шоссе, находится проходимое (открытое) болото.

13. Искусственная канава предназначена для отвода воды из болота в озеро.

14. Между З и Ю в лесу есть узкая просека.

15. Твоя карта почти готова. В заключение, прямо через озеро проведи линию Север-Юг (меридиан). Такие линии есть на всех картах.

 

                                                                                                            (рис.9)

 

 

Игра

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ЗАЯЦ

  Задание: выпиши в тетрадь 30 топографических знаков и их обозначения. Брать во внимание нужно только один из повторяющихся знаков.

 

 

 

                                                                                                                

 

 

                                                                                                                

 

(рис.10)

 

Игра

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ БАРАН

  Задание: выпиши в тетрадь известные тебе топографические знаки и их обозначения. Брать во внимание нужно только один из повторяющихся знаков.

 

                                                                                                                                      (рис.11)

 

Игра

СЛОЖИ ТОПОКАРТУ

(вариант 1)

 

  Ребятам предлагается разрезанная топокарта, которую им необходимо сложить за определенное время по предоставленному образцу (игра по типу пазлов). Карту с топознаками можно нарисовать от руки, например, такую, как на рисунке 11. После этого ребята должны «прочитать» карту, т.е. рассказать, что они на ней видят, расшифровать все условные обозначения. Участок карты составлен без соблюдения масштаба.

 

 

                                                                                                                                   (рис.12)

 

Игра

СОБЕРИ КАРТУ

(вариант 2)

 

  Игра содержит квадратный или прямоугольный корпус (любого размера), в котором расположены квадратные фишки в количестве 15 штук и одно место на поле – свободное.

  Игра проходит по принципу игры «15», только вместо цифр на фишках данной игры закрепляются кусочки карты. Задача заключается в том, чтобы посредством последовательного перемещения, составить из хаотично расположенных фишек с кусочками карт цельную карту, как показано на образце – рис. 13.

 

 

                                                                                                                (рис.13)

 

Игра

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ДОМИНО

  Разрезать карту на несколько частей – карточек. Карточки раздать играющим. Первой выставляется карточка №1. К ней можно приставлять только карточки №2 и №3, причем в том случае, если игрок ответит, какие условные обозначения располагаются на карточке №1. Полный и правильный ответ дает право повторить ход, т.е. выставить еще одну карточку. Выигрывает тот, кто раньше других выставит все карточки.

    В следующий раз первой выставляется карточка № 7 и т.д.

(рис. 16)

 

Игра

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

  Для игры потребуется картон, который с внешней стороны будет иметь рисунок (например, крышка от коробки конфет). Внутри картон расчерчивают на 24 (28) квадратов в четыре линии. В первой и третьей линиях квадратов рисуются любые топографические знаки, а во вторую и четвертую линии квадратов заносятся обозначения этих знаков. Затем нужно сложить мозаику так, чтобы под каждой линией топознаков находилась линия с их обозначениями.

 

 

(рис. 17)

  А теперь переверните каждый квадрат мозаики слева направо. Рисунок на внешней стороне картона должен совпасть. Если рисунок совпал, значит мозаика собрана правильно.

 

Загадки

Отгадай загадки про водные объекты. Нарисуй объекты, которые спрятаны в загадках, в виде условных знаков.

 

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

И ходить нельзя.

Что это? ______________.

 

Все обходят это место –

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги.

Что это? _______________.

 


Посреди поля лежит зеркало:

стекло голубое, рама зеленая.

Что это? ________________.

 


Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

Что это? ___________.

 


В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

Что это? ____________.

 

Отгадай загадки про объекты, которые относятся к рельефу. Нарисуй объекты, которые спрятаны в загадках, в виде условных знаков.

От дождей, текущих вод

Он растет из года в год.

Он полей равнинных враг,

А зовут его ___________.

Мы шли к ней длинным перевалом,

Завал, штурмуя за завалом.

Потом карабкались на кручу,

Набрав камней в ботинки кучу.

И вот, взошли на пик. Ура!

Ты покорилась нам, __________.

 


Чем больше из неё берёшь,

тем больше она становится.

Что это? __________.

 


Oтбaвишь – бoльшe бyдeт,

Пpибaвишь – мeньшe cтaнeт.

Что это? ____________.

 

Домашнее задание: Дома найди загадки про объекты на местности, которые служат отдельными ориентирами. Запиши их в тетрадь, загадай своим товарищам на следующем занятии.

Игра

ШИФРОГРАММА

  Ребятам предлагается зашифрованное в градусах слово или текст. С помощью рисунка необходимо догадаться через сколько градусов разделена окружность и расшифровать слово. Буква А принята за значение 0 градусов.

 

                  (рис.18)

Задание: 220°, 160°, 180°, 200°, 60°, 170°, 100°, 0°, 150°, 160°.

Ответ: ФОРТЕПИАНО.

 

Задачки

ПО РЕЛЬЕФУ

      

 

 

                                                                                                                 

 

 

(рис.19)

Перед вами 15 карточек, на которых помещены вырезки из карт. Вы можете использовать их для самостоятельного решения, составления топографических задач.

Каждый участник получает одно и то же задание, но выполняет его по своей заданной ему карте. Или наоборот, карты могут быть одинаковыми, а задания разными, например: определите высоту сечения рельефа; найдите наибольшую и наименьшую абсолютные высоты; обозначьте седловину; укажите линии водотоков; определите наибольшую крутизну склона; найдите самые крупные склоны; покажите характерные формы, линии и точки рельефа; покажите крутые и пологие склоны; покажите склоны, вдоль которых имеется или отсутствует видимость и др.

 

 

Упражнение

ЧИТАЕМ КАРТУ

  Твоя цель – внимательно читать текст и одновременно следить по карте (рис.20). Вместо цифр вставляй пропущенное слово. Ответы запиши. Теперь в путь!

                                                                                                             (рис.20)

 

  «Мы стоим на пересечении шоссе и улучшенной грунтовой дороги. В направлении 1 от нас (укажи сторону горизонта) находится город Снежный. Пройдя 2 метров (определяя расстояние, сверься с масштабом карты), мы оказываемся на пересечении с 3 железной дорогой. Слева от нас находится 4. Мы пересекаем железнодорожное полотно и через несколько метров 5 (назови сторону света) от нас отходит 6 к селу Добрынино. Но мы не сворачиваем. Продолжая путь, мы замечаем, что по обоим сторонам дороги простирается 7. А справа вдоль обочины дороги тянется 8. Следуем дальше, и справа от нас остается село Ладогино. Прямо напротив села в лесу находится 9. От села до него примерно 10 метров. Мы доходим по 11 до пересечения с полевой дорогой, а далее 12 к ручью, о чем нам говорят горизонтали, обозначенные линиями 13 цвета. От ручья идет плавный 14 на холм высотой 154,4 метра, на вершине которого находится 15. Перед нами в северо-западном направлении – крутой 16, спускаясь по нему, мы оказываемся у 17. Река Мечота, течет в 18 направлении (укажи сторону горизонта). Продолжаем путь по лесной дороге, проходящей вдоль берега реки 19. У нас на пути появляется село Михалино. Не заходя в село, доходим до 20 через реку Андога. Слева от улучшенной дороги мы видим скотные воры и 21. Наш путь заканчивается в населенном пункте Добрынино».

 

    Ответы: 1 – юго-запад; 2 – 230; 3 – двупутной; 4 – ж/д станция; 5 – слева; 6 – грунтовая дорога; 7 - редкий лес и луг; 8 – ЛЭП на деревянных опорах;  9 – домик лесника; 10 – 500; 11 – грунтовой дороге; 12 – спускаемся; 13 – коричневого; 14 – подъем; 15 – ветряная мельница; 16 – спуск; 17 – плотина; 18 – северо-восточном; 19 – Андога; 20 – деревянный мост; 21 – вышка капитального типа.

 

Литература:

 

 

1. Военная топография, М.: Воениздат, 1976.

2. Ингстрем Арне. В лесу и на опушке, М.: Физкультура и спорт, 1979.

3. Куприн А.М. Занимательная картография, М.: Просвещение, 1989.

4. Куприн А.М. На местности и по карте, М.: Недра, 1982.

5. Новиков А.А. Учебно-познавательные игры с элементами топографии, М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.

6. Походная туристская игротека, сборник № 1, М.: Турист,1991.

 

ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр»

 

 

Учебное пособие

 

 

ИГРЫ, ЗАДАЧКИ, КРОССВОРДЫ

 ПО ТОПОГРАФИИ

 

                                                              Логутенко Н.А., педагог ДО

 

 

г. Чита, 2021 г.

 

   Пособие «Игры, задачки, кроссворды по топографии» содержит разнообразные игры, головоломки, задачи с элементами топографии для использования на занятиях юными туристами и ориентировщиками. Пособие предназначено для педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования, руководителей детских объединений туристско-краеведческого направления,  занимающихся спортивным ориентированием, воспитателей и вожатых детских оздоровительных лагерей.

  Цель настоящего пособия – помочь педагогу в организации творческой деятельности в рамках учебной, факультативной, кружковой и воспитательной работы с учащимися, а также закрепить приобретенные знания по топографической подготовке, превратить их в высокоавтоматизированный навык, научить применять знания в разнообразных условиях.

Использование игровых разработок на занятиях активизирует деятельность учащихся, помогает усвоению учебного материала, формирует картографическое мышление, подготавливает ребят к практической работе с картой.

Данное пособие адресовано тем педагогам, которых волнует качество учебно-воспитательного процесса. А оно в свою очередь зависит от умения руководителя кружка, педагога заинтересовать ребят необычными приемами обучения, применением оригинальных наглядных пособий, внесением в программу занятий различных элементов игры и соревнования.

Занятия с использованием игр содействуют развитию у ребят фантазии, внимания и наблюдательности, пространственного воображения и творческого мышления.

Как и основные учебные занятия, игровые занятия должны проводиться не эпизодически, а регулярно. Это поможет более быстрому освоению топографических знаний и приобретению навыков работы с картографическим материалом.

Данный материал может найти применение при организации и проведении туристских слетов, соревнований, зачетов, в организации досуга в летних лагерях.

 

Содержание:

 

Введение 4
Условные знаки почвенно-растительного покрова 5
Условные знаки дорожной сети 5
Условные знаки «Воды и сооружения на них» 6
Условные знаки «Рельеф» 6
Условные знаки линий и сооружений связи 6
Условные знаки промышленных и сельско-хозяйственных объектов 7
Условные знаки геодезических пунктов и отдельных объектов, имеющих значение ориентиров 7
Условные знаки отдельных зданий и построек 7
Топографический диктант «Что означают условные знаки?» (вариант 1) 8
Топографический диктант «Дорога домой» (вариант 2) 8
Задачка «Как составить схему местности по описанию?» 9
Топографический кроссворд (вариант 1) «Строчка» 10
Топографический кроссворд (вариант 2) «Рельеф» 10
Топографический кроссворд (вариант 2) «Почвенно-растительный покров» 11
Задачка «Как выглядит описанная местность на карте?» 11
Задачка «Найди ошибки в карте» 12
Задачки «Для начинающих» 13
Игра «Нарисуй карту» 14
Игра «Топографический Заяц» 16
Игра «Топографический Баран» 17
Игра  «Сложи топокарту» (вариант 1) 18
Игра «Собери карту» (вариант 2) 18
Топографический кроссворд «Лесенка» (вариант 3) 19
Топографический кроссворд «9 букв» (вариант 4) 20
Игра «Картографическое домино» 20
Игра «Топографическая мозаика» 21
Загадки 22
Игра «Шифрограмма» 23
«Задачки по рельефу» 24
Упражнение «Читаем карту» 25
Литература 27

 

 

 

 

Введение

 

    Географическая карта – величайшее творение человечества. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы. Исключительно важна роль карты в школе. Нельзя представить, как бы проходило изучение истории, географии без карт. Ну а туристам и ориентировщикам приходится работать с картой топографической, причем, постоянно.

Начинать изучать карту необходимо прежде всего с того, что является основой картографической грамотности – со знакомства с условными топографическими знаками. Условные топографические знаки – это своего рода азбука, без знания которой нельзя прочесть карту так же, как нельзя прочесть книгу, не зная букв. Условные знаки дают возможность свободно и грамотно «читать» карту: понимать все особенности ее содержания, получить представления о различных объектах местности и их изображениях на карте, познавать мир ориентиров. Таким образом, по сочетанию символов мы можем видеть местность такой, какая она есть на самом деле.

Существуют некоторые правила рисовки условных топографических знаков:

- все условные знаки рисуются на картах вершинами на север;

- надписи наносятся на картах с запада на восток (за исключением названий рек, которые делаются вдоль их течения);

- цифры также наносятся на карту вершинами на север (зная это, всегда есть возможность определить направление по карте на север);

- каждый условный знак имеет свой определенный цвет:

а) зеленым цветом изображаются леса, сады, кустарники, заросли;

б) синим цветом – водные объекты, болота, солончаки, ледники;

в) коричневым – элементы рельефа, некоторые разновидности грунта (пески, каменистые поверхности, галечники);

г) оранжевым – автострады и шоссейные дороги;

д) желтым – грунтовые улучшенные дороги.

- остальные элементы содержания карт печатаются черной краской.

Из всех элементов местности рельефу принадлежит главная роль, но его труднее всего изобразить на карте, т.е. на плоскости, которая как известно, имеет только два измерения – длину и ширину. Третье же измерение – высота – на плоскости не укладывается. Решено было изображать рельеф на картах способом горизонталей. Они как нельзя лучше отображают не только форму и высоту холма, но и крутизну склонов.

Ниже приведен перечень условных обозначений, наиболее часто применяющихся на занятиях по туризму и ориентированию на местности.

 

Топографический диктант

(вариант 1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.157 с.)