По теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теории государства и права



РАБОВАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Ф.И.О. Слушателя/ ____________________________________________

 Студента              ____________________________________________

№ группы ________ 20__ г. – 20__ г. учебный год.

Содержание

Раздел 1. Общество, государство и право. 3

Тема 1.1. Происхождение государства. 3

Тема 1.2. Происхождение права. 3

Раздел 2. Теория государства. 3

Тема 2.1. Государство. Понятие, признаки, сущность. 3

Тема 2.2. Типы и формы государства. 3

Тема 2.3. Функции государства. 3

Тема 2.4. Механизм государства. 3

Раздел 3.Государство и гражданское общество. 3

Тема 3.1. Политическая система общества. 3

Тема 3.2. Правовое государство и гражданское общество. 3

Раздел 4. Теория права. 3

Тема 4.1. Понятие и сущность права. 3

Тема 4.2. и 4.8. Право в системе социальных норм и норма права. 3

Тема 4.3. Формы (источники) права. 3

Тема 4.4., 4.5., 4.6. Правотворчество. Закон. Действие закона. 3

Тема 4.7. Систематизация законодательства. 3

Тема 4.9. Правовые отношения. 3

Тема 4.10. Реализация права. 3

Тема 4.11. Толкование норм права. 3

Тема 4.12.Механизм правового регулирования. 3

Задание №7. Общее и особенное правового воздействия и правового регулирования. 3

Тема 4.13. Система права. 3

Тема 4.14. Правосознание и правовая культура. 3

Задание №6. Придумайте и сформулируйте самостоятельно краткие высказывания на правовую тематику, предполагая высокий уровень авторского правового сознания и правовой культуры. 3

Тема 4.15. Правонарушение. 3

Тема 4.15. Юридическая ответственность. 3

Тема 4.16.Законность и правопорядок. 3

Тема 4.17.Правовая система. 3

 

Раздел 1. Общество, государство и право

Тема 1.1. Происхождение государства

Задание №1. Расположите формы семьи в порядке их хронологического возникновения. Кратко охарактеризуйте каждую из них.

Время появления в хроноллогическом порядке? Форма семьи. Краткая характеристика.
  Моногамная семья.  
  Кровнородственная семья.  
  Синдиасмическая или парная семья  
  Патриархальная семья.  
  Пуналуальная семья.  

Задание №2.

Соотнесите ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства. Проставьте буквы в квадратах.

    а) теологическая (божественная);

    б) патриархальная;

    в) договорная (естественно-правовая);

    г) органическая;

    д) насилия;

    е) психологическая;

    ж) марксистская;

    з) расовая.

    и) инцеста.

    к) патерналистская.

    л) ирригационная.

 

   Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.
  Жак Маритен, Аврелий Августин, Фома Аквинский.       
  К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов (Ленин).        
  Н. Коркнов, Л. Петражицкий
  Г. Спенсер, О. Конт
  Р. Филмер
  Ж. Гобино
  Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.
  Клод Леви-стросс
  Конфуций
  К. Виттфогель

 

 

Задание №3

Определите понятие, о котором идёт речь. Поддерживаете ли вы данную теорию? Ответ обоснуйте.

Данное понятие было введено известным советским этнографом А. И. Першицом в 1970-х годах. На Западе теория Першица не получила широкой поддержки поскольку была основана на марксистской философии. Под ним обычно понимается  синкретизм социальных норм, т.е. нерасчлененное единство религиозных, моральных, правовых и т.п. норм.

 

 

  Понятие - ________________________________________________________.  
Ваша точка зрения. ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  

 

Задание №4

Укажите общие и особенные черты потестарной и государственной власти, разграничьте данные понятия.

Общее: Особенное:
   
   
   
   
   

Задание №5

Приведите примеры факторов имеющих воздействие на возникновение государства.

Фактор Пример
  1. Природные факторы

 

а) климататический фактор.
б ) географический фактор    
в) экологические, астрономические, космические сейсмические факторы.  
2. Демографический фактор.  
3. Экономический фактор.  
4. Военный фактор (внутренний и внешний аспект).  
5. Религиозный фактор.      
6. Юридико-правовой фактор.    
7. Психологические факторы.     
8. Социокультурные факторы.    

Задание №6.

Дайте сравнительную характеристику военной демократии и вождеству.

Общее: Особенное:
   
   
   
   
   
   

Задание №7

Какие государства возникли в результате объединительных или сепарационных процессов? Проставьте знак «+» в нужную клетку.

Государство

Название

Процесс

Возникновения

Цессия Сецессия
     
     
     
     
     
     
     

Задание №1.

Дайте определения понятиям.

 

Правогенез – ______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  
Обычай – ______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  
Естественное право – _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  
Позитивное право – ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  
Архаическое право  – _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Задание 2.

 

Задание №2.

Задание №3. Вашему вниманию предлагаются выдержки из законов различных эпох. Определите, в каком государстве (архаичном, средневековом, новом или современном) была принята та или иная правовая норма.

1 Если суд лишает кого-либо водительских прав, то он одновременно постановляет, что в течение срока от шести месяцев до пяти лет новые водительские права не могут быть выданы.  
2 Если кто лишит жизни свободного франка или варвара и будет уличен, то присуждается к уплате 200 солидов.    
3 Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 600 солидов.      
4 Если продавец вещи окажется вором, то его должно убить, хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно, покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.  
5 Никто не может быть принуждаем к исповедованию государственной религии путем наказаний или иным способом, но должны быть приложены старания привлечь граждан надлежащим наставлением и примером хорошего поведения.  
6 Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.  
7 Ни один приговор не может быть приведен в исполнение в дни национальных или религиозных праздников и воскресные дни.    
8 Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, - он лжец, его должно убить.    
9 Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.    
10 Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность Нам; исключение делается только для сидящих в заключении и поставленных согласно закону королевства вне закона.  
11 Кто злую песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого, сложит или распевает, того должно убить.    
12 Суд может самостоятельно распорядиться о помещении лица в психиатрическую больницу или терапевтическое учреждение для алкоголиков или наркоманов, если вследствие невменяемости или недееспособности лица судебное разбирательство проведено быть не может.  

Задание №4.

Определите основные формы права при различных способах правогенеза:

Вид деятельности Форма правогенеза Форма права
Результат деятельности специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входит разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости.    
Придание официальной юридической силы правилу поведения, сложившемуся в обществе.    
Деятельность государства и его органов (законодательных) по созданию норм права.    
Деятельность ученых правоведов, постигающих природу и сущность права.    

Задание №5.

Задание №6.

Задание №1. Заполните таблицу.

Признаки государства

Основные: Дополнительные:                            

Задание №2. Прочтите фрагмент текста и ответьте на поставленные вопросы.

«Государство есть, с одной стороны, как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь некоему таинственному, независящему от нас деспотическому поведению внутренней, вложенной в него идеи. С другой стороны, оно есть машина, и сделанная людьми полусознательно, и содержащая людей как части, как колеса, рычаги, винты, атомы, и, наконец, машина, вырабатывающая, образующая людей. …На которое бы из государств древних и новых мы ни взглянули, у всех найдем одно и тоже общее: простоту и однообразие в начале, больше равенства и больше свободы (по крайней мере, фактической, если не юридической свободы), чем будет после. …Потом мы видим большее или меньшее укрепление власти, более глубокое или менее резкое (смотря по задаткам первоначального строения) разделение сословий, большее разнообразие быта и разнохарактерность областей. Вместе с тем увеличивается, с одной стороны, богатство, с другой – бедность, с одной стороны, ресурсы наслаждения разнообразятся, с другой – разнообразие и тонкость (развитость) ощущений и потребностей порождают больше страданий, больше грусти, больше ошибок и больше великих дел… Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменна до гроба исторического, но меняется быстрее или медленнее в частностях, от начала до конца.»[1]

Вопросы: Ответы:
1. Какую позитивную закономерность в развитии государств выделил К. Н. Леонтьев?    
2. Какие отрицательные тенденции в развитии государств подметил автор?    
3. Согласны ли вы с его видением государства?  
4. Считаете ли вы правомерным утверждение К. Н. Леонтьева о том, что во всех ранних государствах было больше свободы и равенства, а по мере укрепления государства они были уничтожены? Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание истории.  

Задание №3   Заполните таблицу. Приведите определения «государства» данные мыслителями, перечисленными в левой части таблицы.

Герб

Название

Государства

Сущность

Классовый подход Общесоциальный подход
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание №6.  С помощью кругов Эйлера покажите общее и особенное узкого и широкого понимания государства.

 

Задание №7. Какие объекты включены в территорию государства, их название?

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Неосновная

       

Организация, институты

  1. Экономика Заводы, банки   2. Политика Государственные органы, партии   3. Социальный контроль Полиция, культурные и общественные организации, церковь   4. Социализация Семья, родство, образование

Задание №2. Укажите четыре подсистемы в структуре политической системы общества. И дайте краткую характеристику включенным в них элементам.

Част 1.

Часть 2.

1.
2.
3.
4.

 

 

Задание №3. Укажите различные типологии политических систем.

Типология Дж. Пауэлла.

В зависимости от степени культурной дифференциации
А)
Б)
В)

Марксистско-ленинская

По классовому признаку
А)
Б)
В)
Г)

Типология Ж. Блонделя

В зависимости от содержания и формы управления
А)
Б)
В)
Г)
Д)

Задание №4.   Воспроизведите понятия политической системы данные различными учеными.

Г. Алмонд, Д. Пауэлл    
Д. Истон    

 

 

Задание №5. Виды общественных объединений согласно действующему законодательству РФ.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

 

Задание №6. Перечислите политические партии, представленные в высшем законодательном органе Российской Федерации. Укажите их тип по нескольким типологиям (классификациям).

Используемые Вами типологии политических партий:

1. ___________________________________.

2. ___________________________________.

Название партии Вид по типологии №1 Вид по типологии №2.
     
     
     
     
     
     
     

Раздел 4. Теория права.

Характеристики

Семья права

Континентальная Англо-саксонская кодификация уголовного права;     оправдание правосозидающей деятельности судов как неизбежного условия жизни права и вместе с тем его безостановочного и постепенного развития в условиях постоянно изменяющейся действительности;       воплощение правотворящей функции суда в индивидуальных судебных решениях по конкретным делам, образующих систему судебных прецедентов;     признание законодательства единственным источником уголовного права;       обретение судебными прецедентами обязательной юридической силы для решения аналогичных дел.       отрицание за законодателем судебных полномочий, а за судами, соответственно, права давать предписания, обязательные для будущего времени;     оправдание указанного «разделения труда» необходимостью разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), взаимное ограничение которых рассматривается в качестве conditio sine qua non гражданских прав и свобод;     строгая иерархия источников от Конституции до уголовных законов;     исключительное подчинение суда закону, предполагающее лишение суда права восполнять пробелы;       юридическое признание за судами власти творить нормы права;     подзаконность судебных решений и вытекающая отсюда их юридическая необязательность, предполагающая несвязанность судьи как собственными прежними решениями, так и решениями других судов по однородным делам.    

Задание №1.

 Приведите примеры изданий, являющихся инкорпорацией, консолидацией и кодификацией?

 

Наименование и реквизиты акта:

Инкорпорации Консолидации Кодификации
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

Задание №2. Соотнесите деятельность по систематизации и её название. Проставьте знаки «+» в нужные клетки.

Деятельность по: Консолидация Инкорпорация Кодификация
Объединению нормативно-правовых актов в сборники или собрания.      
Сведению нескольких близких по содержанию нормативных актов в один акт в целях обеспечения единообразия в регулировании определенного вида общественных отношений.      
Глубокой и качественной переработке законодательства в целях создания  нового нормативного правового акта.      

Задание №3 Назовите государственные органы, которые вправе осуществлять официальную инкорпорацию нормативных правовых актов.

Государственные органы, которые вправе осуществлять официальную инкорпорацию нормативных правовых актов.
1  
2  
3  
4  
5  

Задание №4 Назовите государственные органы, которые вправе осуществлять официальную консолидацию нормативных правовых актов.

Государственные органы, которые вправе осуществлять официальную консолидацию нормативных правовых актов.
1  
2  
3  
4  
5  

Задание №5 Укажите признаки консолидации и кодификации. Проставьте знаки «+» или «-».

Признак Консолидации Кодификации
правотворческая деятельность    
направлена на глубокую и качественную переработку действующего законодательства    
главное в ней работа по созданию правил поведения, в значительной мере с новым неизвестным ранее содержанием    
обработка нормативно-правового акта только внешняя, без изменения его содержания    
объектом кодификации являются нормативно-регулятивные средства: принципы, цели, задачи, нормы права    
в результате кодификации рождается новый, единый, юридически и логически цельный нормативный правовой акт    
правотворческая деятельность    
объектом являются нормативно-регулятивные средства: принципы, цели, задачи, нормы права    

Задание №1

Найдите в рассказе Василия: правоотношения, юридические факты, юридические действия, юридические поступки, правомерные и

противоправные действия.

Василий опоздал на первую пару и, чтобы оправдаться, рассказал, что вчера его семья праздновала день рождения бабушки, который исполнилось 55 лет. Вечером дома собирались родные и друзья поздравить именинницу. Василий написал стихотворение, которое он посвятил бабушке. За столом много говорили, что бабушке уже время оформлять пенсию. Разошлись поздно, потому Василий проспал. Он очень спешил в институт, и потому решил перейти улицу на красный свет. Его остановил милиционер и сделал предупреждение. У ворот института Василий нашел затерянную кем-то папку. Поэтому он вернулся к милиционеру и отдал ему папку. В конечном итоге он опоздал на 20 минут.

 

Правоотношения Юридические факты Юридические действия Юридические поступки Правомерные действия Противоправные действия  
             
             
           
           

 

 

Задание №2 Восстановите недостающие фрагменты схемы.

Классификация юридических фактов.

 

Юридические факты
 
 
 
 
 
 
Юридические акты
 
 
 
 

 

 


Задание №3 Найдите статьи в ГК РФ или УК РФ, на основе которых возникают следующие правовые отношения: регулятивного и охранительного типа; сложные и простые; активные и пассивные; абсолютные и относительные; краткосрочные и долгосрочные.

Тип правоотношения: Статья нормативного правового акта и её содержание
Регулятивное    
Охранительное    
Сложное    
Простое    
Активное    
Пассивное    
Абсолютное    
Относительное    
Краткосрочное    
Долгосрочное    

 

Задание №4 Укажите наименования правоотношений в зависимости от отраслей права.

Отрасли современного российского права: Наименование правоотношений
конституционное право  
административное право  
гражданское право  
предпринимательское право  
трудовое право  
финансовое право  
уголовное право  
экологическое право  
семейное право  
право социального обеспечения  
гражданско-процессуальное право  
уголовное процессуальное право  
арбитражный процесс  

Задание №5

Наименование сторон

Уголовно-правовое

       

Гражданско-правовое

       

Уголовно-процессуальное

       

Гражданско-процессуальное

       

Задание №6

Задание №7 Заполните схему содержания гражданской  правоспособности гражданина.

Гражданин вправе (ст. 18 ГК РФ)  
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание №3. Укажите предполагаемую форму непосредственной реализации положений той или иной статьи нормативного акта.

Статья нормативного правового акта Предполагаемая форма непосредственной реализации
Статья 58 Конституции РФ Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.  
Статья 36 Конституции РФ 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.  
Статья 12 Семейного кодекса РФ 1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.  
Статья 14 Семейного кодекса РФ Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками; усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.  
Статья 3 Трудового кодекса РФ Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.  

 

Задание №4. Приведите примеры форм непосредственной реализации права со ссылками на действующее законодательство Российской Федерации.

Формы непосредственной реализации Примеры:
Использование  
Соблюдение  
Исполнение  

 

Задание №5. Укажите конкретные виды (по два) правоприменительных актов в зависимости от отрасли права?

 

Отрасль права Правоприменительные акты
Уголовно-процессуальное права 1. 2.
Гражданско-процессуальное право 1. 2.
Гражданское право 1. 2.
Административное право 1. 2.
Административно-деликтное право 1. 2.
Семейное право 1. 2.

 

Задание №6. Определите стадии применения права исходя из соответствующей стадии гражданского судопроизводства.

 

Стадия гражданского судопроизводства Стадия применения права
подготовка дела к судебному разбирательству    
рассмотрение или разрешение гражданского дела по существу    
вынесение решения по делу    

 

Задание №7. Соотнесите стадии применения права и элементы структуры правоприменительного акта. Проставьте соответствующие буквы напротив подходящих элементов структуры.

Стадии применения права   Элементы структуры правоприменительного акта
А) Установление фактических обстоятельств     Резолютивная часть    
Б) Выбор и анализ нормативно-регулятивных средств     Описательная часть.
В) Решение юридического дела     Мотивировочная часть    

 

 

Задание №2.  Соотнесите интерпретационные акты и  правоприменительные акты.

Задание №6. Методы правового регулирования присущие отраслям российского права.

Отрасль права Метод правового регулирования
конституционное право  
административное право  
гражданское право  
предпринимательское право  
трудовое право  
финансовое право  
уголовное право  
 экологическое право  
семейное право  
право социального обеспечения  
гражданско-процессуальное право  
уголовное процессуальное право  
арбитражный процесс  

 

 

Задание №7. Общее и особенное правового воздействия и правового регулирования.

 

Тема 4.13. Система права.

Задание №1. Заполните таблицу.

Название отрасли права, ее краткое определение Предмет правового регулирования Доминирующий метод правового регулирования Основополагающий законодательный акт
       
       
       
       
       
       
       
       

Задание №2. Заполните таблицу. Проставьте цифры напротив соответствующих элементов системы права, если известно что мельчайшая клетка это норма права.

Система права.

1
2
2
3
 
2
3
 
4
4
1


Элементы системы права
  Отрасль права
  Подотрасль права
  Институт права
1 Норма права

Задание №3. Отметьте отрасли частного права знаком «+».

Отрасль права Частное право
конституционное право  
административное право  
гражданское право  
предпринимательское право  
трудовое право  
финансовое право  
уголовное право  
 экологическое право  
семейное право  
право социального обеспечения  
гражданско-процессуальное право  
уголовное процессуальное право  
арбитражный процесс  

Задание №4. Отметьте отрасли публичного права знаком «+».

Отрасль права Публичное право
конституционное право  
административное право  
гражданское право  
предпринимательское право  
трудовое право  
финансовое право  
уголовное право  
 экологическое право  
семейное право  
право социального обеспечения  
гражданско-процессуальное право  
уголовное процессуальное право  
арбитражный процесс  

Задание №5. Отметьте отрасли материального права знаком «+», а отрасли процессуального права знаком «-».



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.086 с.)