Основные принципы и гарантии законности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и гарантии законности



Сущность законности составляет неуклонное соблюдение и исполнении всеми субъектами права действующего законодательства. Рассматривая наряду с этим законность как целевую установку общественного развития, можно ее характеризовать как процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости.

Принципы законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые обретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В числе наиболее важных принципов законности можно назвать следующие: единство, всеобщность законности; гарантированность основных прав и свобод граждан; неотвратимость ответственности; равенство всех перед законом. Содержание указанных принципов раскрывает значение законности в жизни общества и в функционировании государства.

Принцип единства и всеобщности законности означает общеобязательность требований действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юридических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения. Данный принцип также состоит в выравнивании правового регулирования общественных отношений независимо от видов нормативных актов, субъектов правоотношений и характера объектов воздействия. Речь идет о стремлении достичь социально-правового равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения его в жизнь зависит реальное состояние законности.

Гарантированность основных прав и свобод человека - один из важнейших принципов не только законности, но и права. Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. Задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание интересов во взаимоотношениях человек - общество, гражданин - государство определить пределы их правового регулирования.

Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватное содеянному наказание. Причем государство применяет меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству. Тем самым достигается и воспитательная роль.

Принцип равенства всех перед законом означает, что у всех субъектов права должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, а в равных условиях все должны быть одинаково защищенными. Равенство всех перед законом касается не только граждан, но и иных субъектов права - коллективных образований, государственных органов, должностных лиц и предполагает равный правовой статус однотипных субъектов права, находящихся в одинаковых социально-экономических условиях.

В юридической литературе выделяют и другие принципы законности: динамизм; связь культурности и законности; недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Существование и укрепление законности не происходит само по себе, без целенаправленной деятельности субъектов общественных отношений, без наличия соответствующих условий и средств, комплекса экономических, политических и идеологических и юридических мер, обеспечивающих точное и неуклонное претворение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов. Для этого необходима соответствующая система обеспечения законности.

Система обеспечения законности представляет собой структуру мер направленную на профилактику нарушений законности и упрочение законности, то есть состоит из двух блоков: а) профилактика нарушений законности; б) упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, их устранение, а также ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого рода факторов - экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и так далее.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Гарантии законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.

В юридической литературе гарантии законности классифицируются на две большие группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные гарантии; ко второму - собственно юридические.

Определяющее значение имеют экономические и политико-идеологические гарантии: материальные условия жизни общества, разнообразие форм собственности, хозяйственная самостоятельность субъектов, бескризисное развитие хозяйственного комплекса; демократическое устройство государственного и общественного строя, отражаемого в функционировании политической системы в целом, с характерным для нее политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличием тенденций к построению правового государства. Основным политическим условием законности выступает сильная государственная власть, определяющаяся способностью обеспечить соблюдение законов, безопасность населения и пользующаяся поддержкой и уважением населения.

Особое место занимают идеологические гарантии. Состояние законности во много определяется уровнем правовой, политической и общей культуры населения. При наличии в обществе дефицита культуры, духовности, научное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. Забвение этических основ развития страны ведет к ее экономическому, политическому и социальному обнищанию. Поэтому нравственно-духовные начала в любом процессе имеют функциональное первенство по отношению к экономике и политике.

Юридические гарантии - это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

В монографической и учебной литературе рассматривается многообразный спектр юридических гарантий. К наиболее существенным из них относятся:

1. полнота и эффективность юридических норм, адекватно отражающие тенденции развития общества;

2. высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений;

3. эффективность юридической ответственности и защиты;

4. качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;

5. постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;

6. развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения.

Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Необходимо отметить, что в разрозненном виде они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности. Только целенаправленная работа по совершенствованию общих условий, эффективное применение специальных средств позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок – основу гармоничной жизни общества.

Понятие и виды правопорядка

Понятие правопорядка является необходимой составной частью более широкого понятия общественного порядка, который выступает по отношению к правопорядку как родовое понятие.

Общественный порядок - упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и других). Общественный порядок призван обеспечивать социальный мир и справедливость, гарантировать социально-экономические условия жизни народа, гуманизацию всех сфер жизнедеятельности общества.

Прилагательное «правовой» указывает, что порядок в обществе образован в связи с правом и базируется на нем. Следовательно, одной из предпосылок возникновения правопорядка следует считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. Соответственно, правопорядок представляет собой качественное состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации правовых норм и принципов.

Вместе с тем, категория правопорядка не сводится только к праву. Важную роль для понимания играет понятие законности, так как правопорядок - результат действия права и законности. Содержанием правопорядка является такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений.

Наиболее важными чертами правопорядка являются следующие: правопорядок является результатом действия права и законности; предусмотрен нормами и принципами права; возникает в результате реализации правовых норм; юридически оформляет упорядоченность общественных отношений; носит объективный характер; обеспечивается, охраняется государством.

К основным элементам правопорядка относятся:

1. Право и законность;

2. Правомерное поведение;

3. Участники правоотношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.

Правовой порядок - основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности упорядоченность общественных отношений, выражающаяся в правомерном поведении их участников.

Следует различать реально существующий правопорядок, то есть фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и концептуальный правопорядок как идею, идеал, образец к которому стремится государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности.

При исследовании правопорядка необходимо выделить исходные идеи, основы, на которых он формируется и функционирует. С одной стороны, они предшествуют ему, формируют порядок, а с другой - являются основой его существования и функционирования. Данные устои называются принципами правопорядка, их представляется возможным свести к следующим требованиям:

Принцип конституционности. Он означает, что правопорядок подчинен Конституции и обеспечивает ее реализацию. Все требования Конституции находят в нем конкретное выражение. Высшее проявление данного требования происходит тогда, когда фактическая конституция общества и основной закон страны сливаются в установленном порядке жизни.

Принцип законности. Как отмечалось ранее, законность выступает необходимым условием возникновения и функционирования правопорядка. Она является определяющей юридической характеристикой, пронизывающей все стороны его существования и устанавливая ему определенное качество.

Принцип целостности и структурности. Правопорядок представляет собой сложную динамичную систему, состоящую из взаимодействующих многочисленных структурных элементов. Целостность и структурность выступают необходимыми свойствами, позволяющими свести многотысячное количество правовых актов в одно целостное образование - механизм функционирования государственной власти и общества.

Принцип справедливости и нравственности означает соответствие правопорядка высоким нравственным устоям. Правопорядок не может быть аморальным и несправедливым. Если в правовой сфере процветает социальная несправедливость и безнравственность, отвергаются гуманистические начала, то это первое свидетельство беззакония и произвола.

Принцип гарантированности призван предотвратить превращение правопорядка в правовую оболочку произвола. Гарантируются права быть участником правопорядка и реальность правового состояния, предоставленные права и свободы, законные интересы; достижение правомерными средствами законного результата. Поэтому гарантированность правовых провозглашений выступает неотъемлемым принципом правопорядка.

Принцип подконтрольности. Для нормального функционирования правового порядка необходим постоянный контроль, который должен быть повсеместным, всеобщим и универсальным. Данный контроль осуществляется всем обществом (его структурами), государством и гражданами. Он осуществляется за качеством законов и правореализационной практики, за совершенствованием нормативных образцов поведения, за реализованностью прав и свобод субъектами.

В связи с тем, что уровни правопорядка различны, необходима их классификация. Классификационный критерий может быть различным.

По масштабности выделяют: правопорядок страны, федерации, субъектов федерации, региона, города, организации.

По объему и значимости – общий, отраслевой.

По характеру отношений – конституционный, судебный, финансовый и так далее.

По степени оформленности – оформленный (как правило) и неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, моральных принципов).

 

4. Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины. Международный правопорядок

Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, которая выражается в их обусловленности закономерностями и целями общественного развития, единой социальной природой, государственной охраной. Данные понятия представляют собой фактически сложившийся результат упорядоченности общественных отношений; имеют юридическую форму выражения и носят нормативный характер. Следует также отметить, что долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различия между ними не проводилось.

Рассматриваемые категории взаимообусловлены и основными задачами, решаемыми ими. Во-первых, обеспечение эффективного развития общества в целом; во-вторых, целенаправленная координация всех видов общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости и построения правого государства.

Вместе с тем, между правопорядком и общественным порядком есть различия, они соотносятся как часть и целое. У них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность существующих в обществе правил и институтов, их обеспечивающих, то для правопорядка – право и законность. Они не совпадают по своему генезису (происхождению): правопорядок возникает позже, с появлением государства и права. По разному они обеспечиваются - правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, общественный порядок также на силу общественного мнения.

Рассматривая соотношение правопорядка и законности, следует отметить, что в правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные. Они имеют много общего, высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому они употреблялись как равнозначные понятия.

Правопорядок и законность формируются на одних принципах, взаимосвязаны с государственной властью, у них единое государственно-волевое содержание интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью граждан, субъектов права, имеют нормативную определенность. Вместе с тем, данное сходство не отрицает, предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность.

Во-первых, законность и правопорядок различные по содержанию и характеру. Законность является качественной стороной правовой деятельности субъектов права их поведения; свойство метода, принципа, режима. Правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

Во-вторых, они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа. Законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации. Правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

В-третьих, они несут различную правовую функциональную нагрузку. Законность - средство установления правопорядка, а правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь. Законность выступает как причина, а правопорядок - следствие. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обуславливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Поэтому при анализе правопорядка важно выделять не только его основу, структуру, форму, но и то, что все эти правовые моменты отвечают определенным требованиям - обладают качеством законности. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.

На становление и совершенствование внутреннего правопорядка отдельного государства оказывает влияние международный правопорядок.

Международный правопорядок - это сложная и динамичная система взаимоотношений различных государств, формирующаяся на основе общегуманистических и естественно-правовых началах и функционирующая в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, предупреждения международного терроризма и прочие. Необходимость установления общемировых правовых правил также вызвана усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технического прогресса, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий.

Для формирования и нормального функционирования мирового правопорядка необходимо наличие отлаженного процессуального (процедурного) механизма его действия. Процессуальный механизм включает в себя:

1. Международно-правовые нормы, содержащиеся в уставах, положениях, конвенциях и договорах и определяющие вопросы деятельности международных организаций, порядок рассмотрения межгосударственных споров. Каждое государство является самостоятельным суверенным образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов. Поэтому основным источником международного права являются международные договоры, в которых достигается баланс и согласованность интересов различных государств.

2. Международные организации и органы планетарного, регионального характера (международные суды, трибуналы, арбитражные суды и согласительные комиссии). Прежде всего, это Организация Объединенных Наций (ООН), а также примыкающие к ООН международные организации: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения и другие. Широкими полномочиями регионального характера обладают Суд Европейского Союза, Европейский Суд по правам человека.

3. Юридические конструкции, обеспечивающие стабильность, последовательность, универсальность процедур и гарантий функционирования мирового правопорядка.

Процессуальный механизм создает необходимые условия для взаимного влияния международного правопорядка и правопорядка отдельного государства. Основные направления воздействия международно-правовых средств на правовую систему конкретных стран заключаются в следующем.

Во-первых, речь идет о создании механизма прямого действия международно-правовых норм в сфере внутреннего правопорядка того или иного государства. Конституции многих государств – членов ООН предусматривают примат норм международного права в пробельных и коллизионных ситуациях.

Во-вторых, на совершенствование внутреннего правопорядка оказывают влияние «ориентирующие» решения международных организаций и органов, имеющих общеправовое значение (рекомендации, стандарты, судебные прецеденты).

В-третьих, большое значение приобретают коллективные решения межрегиональных и региональных сообществ государств. Таким образом, вырабатывается «модельное» законодательство для объединившихся стран.

С законностью и правопорядком тесно связано понятие «государственная дисциплина», под которой можно понимать установленный государством порядок отношений, согласно которому все государственные органы и учреждения, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Как законность и правопорядок, дисциплина также связана с деятельностью, поведением людей и отражает требование общества к его индивидам и социальным группам, а также социальную оценку поведения человека с точки зрения его соответствия общим интересам, требованиям правовой культуры.

Государственная дисциплина реализуется в сфере осуществления функций государства, его органов и организаций. Государственная дисциплина, законность и правопорядок тесно связаны между собой, поскольку государственная дисциплина невозможна без соблюдения и исполнения законов и сознательного позитивного отношения государственных служащих к установленному правопорядку. Конкретно эта взаимосвязь проявляется в следующем:

Законность есть основа дисциплины, однако дисциплина не исчерпывается требованием соблюдения законов, иных нормативных правовых актов, что является центральной идеей законности, но предполагает еще и активность, инициативу в работе.

С точки зрения нормативного обеспечения понятие дисциплины шире понятия законности. Государственная дисциплина обеспечивается как правовыми нормами, так и другими социальными нормами (в особенности моральными). В основе государственной дисциплины лежит исполнительская дисциплина, добросовестное отношение должностных лиц к исполнению возложенных на них обязанностей.

М.И. Абдулаев отмечает, что государственная дисциплина в сферах управления социальными процессами, протекающими в масштабах всей страны и охватывающими так или иначе, прямо или косвенно все общество, регламентирована в своей основе законодательством, а потому смыкается с законностью и правопорядком, защищаемым при необходимости государственным принуждением. Речь идет о выполнении не только моральных, но и юридических обязанностей, а неисполнение последних является нарушением не только общественного, но и правового порядка, т. е. является правонарушением, за которым следует юридическая ответственность.

Главным компонентом правовой основы государственной и общественной жизни является действующее, функционирующее право. В странах, где законодательство - основная форма официального признания и объективации права, право реализуется в общественных отношениях только в условиях режима правовой законности. Потому законность является непременной предпосылкой упрочения правовой основы государственности.

Если учесть, что важнейшие нормы права закреплены конституцией государства, то можно утверждать, что главной политико-юридической предпосылкой прочной правовой основы государства оказывается именно конституционная законность. Неслучайно Конституция РФ одновременно и определяет незыблемость правовой основы государственной и общественной жизни и провозглашает законность непременным принципом деятельности государства, его органов и должностных лиц. Более того, Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы государственной власти, должностные лица действует в соответствии с нормами Конституции.

Законность – принцип государства, его органов. Иначе говоря, конституционная законность обращена в первую очередь ко всем компонентам политической системы общества, ко всему государственному механизму, призванному обеспечить в Российской Федерации подлинное народовластие.

Особый смысл приобретает законность, предполагающая точное соблюдение законов государственным аппаратом. Остановимся на этом вопросе подробнее. Суть в том, что если любое правонарушение связано с несоблюдением требований законности, то вовсе не каждое нарушение права способно подорвать режим законности. Когда какой-то гражданин нарушил закон, даже совершил уголовное преступление, но соответствующим образом справедливо наказан, то законность тут не оказывается нарушенной, а, напротив, торжествует. Иное положение, когда закон нарушает должностное лицо и когда за такое нарушение, произвол, беззаконие оно не привлекается к строгой ответственности. Если подобные факты становятся системой, то нарушение закона лицом, действующим от имени государства, превращается уже в процесс, способный при известных обстоятельствах серьезно подорвать режим законности. Тут государственная деятельность теряет свою правовую основу, противоречит этой основе и расшатывает ее. В обществе могут появляться субъективные факторы, мешающие упрочению законности, а то и ведущие к ситуации, пусть временного характера, которая становится опасной для режима правовой законности, может привести, если ее вовремя не пресечь, к подрыву законности, к ослаблению правовой основы государственной деятельности на том или ином ее участке. К такого рода факторам относятся бюрократизм, злоупотребление властью, взяточничество и карьеризм, потеря чувства гражданской и нравственной ответственности, грубое пренебрежение государственной дисциплиной, нарушение принципа демократии, слабый уровень правосознания и правовой культуры работников государственного аппарата и тому подобное.

Нарушения законности в деятельности государственного управления и правоохранительных органов мешают эффективному осуществлению функций государства, десинхронизируют работу его органов. Следовательно, они опасны для самого государства. Более того, нарушения законности со стороны должностных лиц, помимо прямого вреда, подчас связанного и с ущемлением прав граждан, снижают общий престиж закона и власти в глазах населения, отрицательно сказываются на правосознании народа, создают ложное впечатление о безответственности и тем самым ослабляют борьбу с любыми правонарушениями за прочный правопорядок. Каждое должностное лицо должно понимать, что допущенное им нарушение законности способно принести вред обществу, государству и его гражданам. Обстановка безответственности в работе тех или иных государственных органов, нарушения законности, в свою очередь, создают атмосферу попустительства этим чуждым проявлениям. Напротив, само по себе укрепление законности становится одним из средств решительного предотвращения любых антисоциальных проявлений, помогает борьбе с отрицательными сторонами работы госаппарата.

Государство, его законодательство призваны выражать и защищать интересы личности. Задача административного аппарата состоит в организации практического осуществления законов, заинтересованности в укреплении законности и правопорядка. Вот почему столь нетерпимы нарушения законности в государственном управлении, а упрочение правовой основы государственной деятельности оказывается органически связанным с развертыванием демократии как главным направлением развития политической системы общества.

Если иметь в виду особую значимость соблюдения законов всеми органами государства и исключительную роль законности в обеспечении прав граждан, то есть все основания трактовать законность как безусловное требование уважения личности, ее конституционных прав и свобод, обращенное к должностным лицам государственного аппарата, и, с другой стороны, как неукоснительное требование уважения к праву и к закону, обращенное ко всем гражданам страны, вне зависимости от того, какой пост занимают эти граждане, в какой сфере общественной жизни осуществляют свою деятельность, какие заслуги имеют перед обществом. Проведение в жизнь, реализация этих взаимосвязанных категорических требований законности – надежная предпосылка дальнейшего упрочения правовой основы государственной и общественной жизни в каждой стране.

 

Тема 21. Правонарушение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.035 с.)