Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы и гарантии законности
Сущность законности составляет неуклонное соблюдение и исполнении всеми субъектами права действующего законодательства. Рассматривая наряду с этим законность как целевую установку общественного развития, можно ее характеризовать как процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости. Принципы законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые обретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В числе наиболее важных принципов законности можно назвать следующие: единство, всеобщность законности; гарантированность основных прав и свобод граждан; неотвратимость ответственности; равенство всех перед законом. Содержание указанных принципов раскрывает значение законности в жизни общества и в функционировании государства. Принцип единства и всеобщности законности означает общеобязательность требований действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юридических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения. Данный принцип также состоит в выравнивании правового регулирования общественных отношений независимо от видов нормативных актов, субъектов правоотношений и характера объектов воздействия. Речь идет о стремлении достичь социально-правового равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения его в жизнь зависит реальное состояние законности. Гарантированность основных прав и свобод человека - один из важнейших принципов не только законности, но и права. Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. Задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание интересов во взаимоотношениях человек - общество, гражданин - государство определить пределы их правового регулирования. Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватное содеянному наказание. Причем государство применяет меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству. Тем самым достигается и воспитательная роль.
Принцип равенства всех перед законом означает, что у всех субъектов права должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, а в равных условиях все должны быть одинаково защищенными. Равенство всех перед законом касается не только граждан, но и иных субъектов права - коллективных образований, государственных органов, должностных лиц и предполагает равный правовой статус однотипных субъектов права, находящихся в одинаковых социально-экономических условиях. В юридической литературе выделяют и другие принципы законности: динамизм; связь культурности и законности; недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Существование и укрепление законности не происходит само по себе, без целенаправленной деятельности субъектов общественных отношений, без наличия соответствующих условий и средств, комплекса экономических, политических и идеологических и юридических мер, обеспечивающих точное и неуклонное претворение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов. Для этого необходима соответствующая система обеспечения законности. Система обеспечения законности представляет собой структуру мер направленную на профилактику нарушений законности и упрочение законности, то есть состоит из двух блоков: а) профилактика нарушений законности; б) упрочение законности. Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, их устранение, а также ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого рода факторов - экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и так далее.
Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Гарантии законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии. В юридической литературе гарантии законности классифицируются на две большие группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные гарантии; ко второму - собственно юридические. Определяющее значение имеют экономические и политико-идеологические гарантии: материальные условия жизни общества, разнообразие форм собственности, хозяйственная самостоятельность субъектов, бескризисное развитие хозяйственного комплекса; демократическое устройство государственного и общественного строя, отражаемого в функционировании политической системы в целом, с характерным для нее политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличием тенденций к построению правового государства. Основным политическим условием законности выступает сильная государственная власть, определяющаяся способностью обеспечить соблюдение законов, безопасность населения и пользующаяся поддержкой и уважением населения. Особое место занимают идеологические гарантии. Состояние законности во много определяется уровнем правовой, политической и общей культуры населения. При наличии в обществе дефицита культуры, духовности, научное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. Забвение этических основ развития страны ведет к ее экономическому, политическому и социальному обнищанию. Поэтому нравственно-духовные начала в любом процессе имеют функциональное первенство по отношению к экономике и политике. Юридические гарантии - это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности. В монографической и учебной литературе рассматривается многообразный спектр юридических гарантий. К наиболее существенным из них относятся: 1. полнота и эффективность юридических норм, адекватно отражающие тенденции развития общества; 2. высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений; 3. эффективность юридической ответственности и защиты; 4. качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества; 5. постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности; 6. развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения.
Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Необходимо отметить, что в разрозненном виде они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности. Только целенаправленная работа по совершенствованию общих условий, эффективное применение специальных средств позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок – основу гармоничной жизни общества. Понятие и виды правопорядка Понятие правопорядка является необходимой составной частью более широкого понятия общественного порядка, который выступает по отношению к правопорядку как родовое понятие. Общественный порядок - упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и других). Общественный порядок призван обеспечивать социальный мир и справедливость, гарантировать социально-экономические условия жизни народа, гуманизацию всех сфер жизнедеятельности общества. Прилагательное «правовой» указывает, что порядок в обществе образован в связи с правом и базируется на нем. Следовательно, одной из предпосылок возникновения правопорядка следует считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. Соответственно, правопорядок представляет собой качественное состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации правовых норм и принципов. Вместе с тем, категория правопорядка не сводится только к праву. Важную роль для понимания играет понятие законности, так как правопорядок - результат действия права и законности. Содержанием правопорядка является такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений. Наиболее важными чертами правопорядка являются следующие: правопорядок является результатом действия права и законности; предусмотрен нормами и принципами права; возникает в результате реализации правовых норм; юридически оформляет упорядоченность общественных отношений; носит объективный характер; обеспечивается, охраняется государством. К основным элементам правопорядка относятся:
1. Право и законность; 2. Правомерное поведение; 3. Участники правоотношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями. Правовой порядок - основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности упорядоченность общественных отношений, выражающаяся в правомерном поведении их участников. Следует различать реально существующий правопорядок, то есть фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и концептуальный правопорядок как идею, идеал, образец к которому стремится государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности. При исследовании правопорядка необходимо выделить исходные идеи, основы, на которых он формируется и функционирует. С одной стороны, они предшествуют ему, формируют порядок, а с другой - являются основой его существования и функционирования. Данные устои называются принципами правопорядка, их представляется возможным свести к следующим требованиям: Принцип конституционности. Он означает, что правопорядок подчинен Конституции и обеспечивает ее реализацию. Все требования Конституции находят в нем конкретное выражение. Высшее проявление данного требования происходит тогда, когда фактическая конституция общества и основной закон страны сливаются в установленном порядке жизни. Принцип законности. Как отмечалось ранее, законность выступает необходимым условием возникновения и функционирования правопорядка. Она является определяющей юридической характеристикой, пронизывающей все стороны его существования и устанавливая ему определенное качество. Принцип целостности и структурности. Правопорядок представляет собой сложную динамичную систему, состоящую из взаимодействующих многочисленных структурных элементов. Целостность и структурность выступают необходимыми свойствами, позволяющими свести многотысячное количество правовых актов в одно целостное образование - механизм функционирования государственной власти и общества. Принцип справедливости и нравственности означает соответствие правопорядка высоким нравственным устоям. Правопорядок не может быть аморальным и несправедливым. Если в правовой сфере процветает социальная несправедливость и безнравственность, отвергаются гуманистические начала, то это первое свидетельство беззакония и произвола. Принцип гарантированности призван предотвратить превращение правопорядка в правовую оболочку произвола. Гарантируются права быть участником правопорядка и реальность правового состояния, предоставленные права и свободы, законные интересы; достижение правомерными средствами законного результата. Поэтому гарантированность правовых провозглашений выступает неотъемлемым принципом правопорядка. Принцип подконтрольности. Для нормального функционирования правового порядка необходим постоянный контроль, который должен быть повсеместным, всеобщим и универсальным. Данный контроль осуществляется всем обществом (его структурами), государством и гражданами. Он осуществляется за качеством законов и правореализационной практики, за совершенствованием нормативных образцов поведения, за реализованностью прав и свобод субъектами.
В связи с тем, что уровни правопорядка различны, необходима их классификация. Классификационный критерий может быть различным. По масштабности выделяют: правопорядок страны, федерации, субъектов федерации, региона, города, организации. По объему и значимости – общий, отраслевой. По характеру отношений – конституционный, судебный, финансовый и так далее. По степени оформленности – оформленный (как правило) и неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, моральных принципов).
4. Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины. Международный правопорядок Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, которая выражается в их обусловленности закономерностями и целями общественного развития, единой социальной природой, государственной охраной. Данные понятия представляют собой фактически сложившийся результат упорядоченности общественных отношений; имеют юридическую форму выражения и носят нормативный характер. Следует также отметить, что долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различия между ними не проводилось. Рассматриваемые категории взаимообусловлены и основными задачами, решаемыми ими. Во-первых, обеспечение эффективного развития общества в целом; во-вторых, целенаправленная координация всех видов общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости и построения правого государства. Вместе с тем, между правопорядком и общественным порядком есть различия, они соотносятся как часть и целое. У них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность существующих в обществе правил и институтов, их обеспечивающих, то для правопорядка – право и законность. Они не совпадают по своему генезису (происхождению): правопорядок возникает позже, с появлением государства и права. По разному они обеспечиваются - правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, общественный порядок также на силу общественного мнения. Рассматривая соотношение правопорядка и законности, следует отметить, что в правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные. Они имеют много общего, высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому они употреблялись как равнозначные понятия. Правопорядок и законность формируются на одних принципах, взаимосвязаны с государственной властью, у них единое государственно-волевое содержание интересы. Они связаны с правами, свободами и обязанностями, ответственностью граждан, субъектов права, имеют нормативную определенность. Вместе с тем, данное сходство не отрицает, предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность. Во-первых, законность и правопорядок различные по содержанию и характеру. Законность является качественной стороной правовой деятельности субъектов права их поведения; свойство метода, принципа, режима. Правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств. Во-вторых, они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа. Законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации. Правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа. В-третьих, они несут различную правовую функциональную нагрузку. Законность - средство установления правопорядка, а правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь. Законность выступает как причина, а правопорядок - следствие. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обуславливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Поэтому при анализе правопорядка важно выделять не только его основу, структуру, форму, но и то, что все эти правовые моменты отвечают определенным требованиям - обладают качеством законности. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола. На становление и совершенствование внутреннего правопорядка отдельного государства оказывает влияние международный правопорядок. Международный правопорядок - это сложная и динамичная система взаимоотношений различных государств, формирующаяся на основе общегуманистических и естественно-правовых началах и функционирующая в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права. Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, предупреждения международного терроризма и прочие. Необходимость установления общемировых правовых правил также вызвана усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технического прогресса, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий. Для формирования и нормального функционирования мирового правопорядка необходимо наличие отлаженного процессуального (процедурного) механизма его действия. Процессуальный механизм включает в себя: 1. Международно-правовые нормы, содержащиеся в уставах, положениях, конвенциях и договорах и определяющие вопросы деятельности международных организаций, порядок рассмотрения межгосударственных споров. Каждое государство является самостоятельным суверенным образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов. Поэтому основным источником международного права являются международные договоры, в которых достигается баланс и согласованность интересов различных государств. 2. Международные организации и органы планетарного, регионального характера (международные суды, трибуналы, арбитражные суды и согласительные комиссии). Прежде всего, это Организация Объединенных Наций (ООН), а также примыкающие к ООН международные организации: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения и другие. Широкими полномочиями регионального характера обладают Суд Европейского Союза, Европейский Суд по правам человека. 3. Юридические конструкции, обеспечивающие стабильность, последовательность, универсальность процедур и гарантий функционирования мирового правопорядка. Процессуальный механизм создает необходимые условия для взаимного влияния международного правопорядка и правопорядка отдельного государства. Основные направления воздействия международно-правовых средств на правовую систему конкретных стран заключаются в следующем. Во-первых, речь идет о создании механизма прямого действия международно-правовых норм в сфере внутреннего правопорядка того или иного государства. Конституции многих государств – членов ООН предусматривают примат норм международного права в пробельных и коллизионных ситуациях. Во-вторых, на совершенствование внутреннего правопорядка оказывают влияние «ориентирующие» решения международных организаций и органов, имеющих общеправовое значение (рекомендации, стандарты, судебные прецеденты). В-третьих, большое значение приобретают коллективные решения межрегиональных и региональных сообществ государств. Таким образом, вырабатывается «модельное» законодательство для объединившихся стран. С законностью и правопорядком тесно связано понятие «государственная дисциплина», под которой можно понимать установленный государством порядок отношений, согласно которому все государственные органы и учреждения, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Как законность и правопорядок, дисциплина также связана с деятельностью, поведением людей и отражает требование общества к его индивидам и социальным группам, а также социальную оценку поведения человека с точки зрения его соответствия общим интересам, требованиям правовой культуры. Государственная дисциплина реализуется в сфере осуществления функций государства, его органов и организаций. Государственная дисциплина, законность и правопорядок тесно связаны между собой, поскольку государственная дисциплина невозможна без соблюдения и исполнения законов и сознательного позитивного отношения государственных служащих к установленному правопорядку. Конкретно эта взаимосвязь проявляется в следующем: Законность есть основа дисциплины, однако дисциплина не исчерпывается требованием соблюдения законов, иных нормативных правовых актов, что является центральной идеей законности, но предполагает еще и активность, инициативу в работе. С точки зрения нормативного обеспечения понятие дисциплины шире понятия законности. Государственная дисциплина обеспечивается как правовыми нормами, так и другими социальными нормами (в особенности моральными). В основе государственной дисциплины лежит исполнительская дисциплина, добросовестное отношение должностных лиц к исполнению возложенных на них обязанностей. М.И. Абдулаев отмечает, что государственная дисциплина в сферах управления социальными процессами, протекающими в масштабах всей страны и охватывающими так или иначе, прямо или косвенно все общество, регламентирована в своей основе законодательством, а потому смыкается с законностью и правопорядком, защищаемым при необходимости государственным принуждением. Речь идет о выполнении не только моральных, но и юридических обязанностей, а неисполнение последних является нарушением не только общественного, но и правового порядка, т. е. является правонарушением, за которым следует юридическая ответственность. Главным компонентом правовой основы государственной и общественной жизни является действующее, функционирующее право. В странах, где законодательство - основная форма официального признания и объективации права, право реализуется в общественных отношениях только в условиях режима правовой законности. Потому законность является непременной предпосылкой упрочения правовой основы государственности. Если учесть, что важнейшие нормы права закреплены конституцией государства, то можно утверждать, что главной политико-юридической предпосылкой прочной правовой основы государства оказывается именно конституционная законность. Неслучайно Конституция РФ одновременно и определяет незыблемость правовой основы государственной и общественной жизни и провозглашает законность непременным принципом деятельности государства, его органов и должностных лиц. Более того, Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы государственной власти, должностные лица действует в соответствии с нормами Конституции. Законность – принцип государства, его органов. Иначе говоря, конституционная законность обращена в первую очередь ко всем компонентам политической системы общества, ко всему государственному механизму, призванному обеспечить в Российской Федерации подлинное народовластие. Особый смысл приобретает законность, предполагающая точное соблюдение законов государственным аппаратом. Остановимся на этом вопросе подробнее. Суть в том, что если любое правонарушение связано с несоблюдением требований законности, то вовсе не каждое нарушение права способно подорвать режим законности. Когда какой-то гражданин нарушил закон, даже совершил уголовное преступление, но соответствующим образом справедливо наказан, то законность тут не оказывается нарушенной, а, напротив, торжествует. Иное положение, когда закон нарушает должностное лицо и когда за такое нарушение, произвол, беззаконие оно не привлекается к строгой ответственности. Если подобные факты становятся системой, то нарушение закона лицом, действующим от имени государства, превращается уже в процесс, способный при известных обстоятельствах серьезно подорвать режим законности. Тут государственная деятельность теряет свою правовую основу, противоречит этой основе и расшатывает ее. В обществе могут появляться субъективные факторы, мешающие упрочению законности, а то и ведущие к ситуации, пусть временного характера, которая становится опасной для режима правовой законности, может привести, если ее вовремя не пресечь, к подрыву законности, к ослаблению правовой основы государственной деятельности на том или ином ее участке. К такого рода факторам относятся бюрократизм, злоупотребление властью, взяточничество и карьеризм, потеря чувства гражданской и нравственной ответственности, грубое пренебрежение государственной дисциплиной, нарушение принципа демократии, слабый уровень правосознания и правовой культуры работников государственного аппарата и тому подобное. Нарушения законности в деятельности государственного управления и правоохранительных органов мешают эффективному осуществлению функций государства, десинхронизируют работу его органов. Следовательно, они опасны для самого государства. Более того, нарушения законности со стороны должностных лиц, помимо прямого вреда, подчас связанного и с ущемлением прав граждан, снижают общий престиж закона и власти в глазах населения, отрицательно сказываются на правосознании народа, создают ложное впечатление о безответственности и тем самым ослабляют борьбу с любыми правонарушениями за прочный правопорядок. Каждое должностное лицо должно понимать, что допущенное им нарушение законности способно принести вред обществу, государству и его гражданам. Обстановка безответственности в работе тех или иных государственных органов, нарушения законности, в свою очередь, создают атмосферу попустительства этим чуждым проявлениям. Напротив, само по себе укрепление законности становится одним из средств решительного предотвращения любых антисоциальных проявлений, помогает борьбе с отрицательными сторонами работы госаппарата. Государство, его законодательство призваны выражать и защищать интересы личности. Задача административного аппарата состоит в организации практического осуществления законов, заинтересованности в укреплении законности и правопорядка. Вот почему столь нетерпимы нарушения законности в государственном управлении, а упрочение правовой основы государственной деятельности оказывается органически связанным с развертыванием демократии как главным направлением развития политической системы общества. Если иметь в виду особую значимость соблюдения законов всеми органами государства и исключительную роль законности в обеспечении прав граждан, то есть все основания трактовать законность как безусловное требование уважения личности, ее конституционных прав и свобод, обращенное к должностным лицам государственного аппарата, и, с другой стороны, как неукоснительное требование уважения к праву и к закону, обращенное ко всем гражданам страны, вне зависимости от того, какой пост занимают эти граждане, в какой сфере общественной жизни осуществляют свою деятельность, какие заслуги имеют перед обществом. Проведение в жизнь, реализация этих взаимосвязанных категорических требований законности – надежная предпосылка дальнейшего упрочения правовой основы государственной и общественной жизни в каждой стране.
Тема 21. Правонарушение
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.035 с.) |