Республиканская форма правления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Республиканская форма правления



Признаки:

1) выборность, т.е. представительный характер верховной власти

2) источником власти является народ, которые реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления

3) срочность полномочий высших представительных органов власти (президент, парламент)

4) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих полномочий

5) использование институтов демократии в разнообразных формах

Республики делятся на аристократические (знать управляет государством практически без участия населения, Древний Рим) и демократические.

Президентская республика (США, Аргентина, Бразилия, Мексика) характеризуется

1) значительная роль президента в системе государственных органов, соединение в его руках полномочий главы государства и главы правительства

2) Четкое распределение законодательной (парламент) и исполнительной власти (президент) при действующей системе сдержек и противовесов (например, президент имеет право отлагательного вето, парламент имеет право импичмента)

3) Выборы президента на основе всеобщих выборов, т.е. Президент получает мандат от народа

4) Президент самостоятельно формирует правительство, которое ответственно перед ним, назначает министров. Президент имеет право законодательной инициативы и право утверждения законов путем их подписания, право издания нормативных актов и право объявления войны и заключения мира и т.д.

Парламентская республика (Германия, Италия, Финляндия, Венгрия, Индия)

1) верховная власть принадлежит парламенту

2) президент избирается не всенародно, а парламентом

3) правительство формируется парламентским путем, главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или правящей коалиции (премьер-министр)

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должной уйти в отставку.

Фактически исполнительная власть подчинена законодательной.

Смешанные республики (Польша, Португалия, Болгария), «монархическая» республика – Президент избирается пожизненно (КНДР), президентско-милитаристские республики – верховная власть опирается на армию (Алжир, Нигерия).

 

Формы государственного устройства. Понятие и виды.

Форма гос.утройства – политико-территориальная организация государства, в т.ч. характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Унитарное государство (Италия, Испания)–единое, цельное гос-во, не имеющее в своем составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами самостоятельности. Признаки:

1) единый центр власти для всей страны (парламент, правительство, верховный суд)

2)  одна система законодательства (в т.ч. единая конституция)

3)  единая судебная система

4)  одно гражданство,

5) Одноканальная система налогов, т.е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре

6) Административно-территориальные единицы не обладают самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах.

Выделяют симметричные УГ (Все А-Т единицы имеют одинаковый правовой статус), асимметричные УГ (создаётся административная или политическая автономия для регионов, обладающих национальными, культурными особенностями. Права автономии несколько шире чем у других А-Т единиц, но они ограниченывысшими органами власти страны).

Федеративное государство

Федеративное гос-во (РФ, США, Индия, Швейцария, Германия, Австрия, Канада, Аргентина…)– сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований.

Признаки федерации:

1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов (Конституции)

2)  двухуровневая система органов государственной власти (федеральные органы, органы субъектов)

3) Две системы законодательства (общефедеральная и субъектов)

4) В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов

5) Наличие двойного гражданства (не во всех федерациях)

6) Двухканальная система налогов

7) Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

4 способа размежевания компетенции: 1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов 2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время не применяется) 3) устанавливаются 2 компетенции, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов 4) указывается три сферы компетенции: федерации, субъектов, совместная (совместное ведение).

Важно: входящие в Федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (право сецессии).

В Конституции РФ дается перечень двух компетенций: федеральной и конкурирующей. Все остальное – в ведении субъектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.005 с.)