Тема 1. История психологии: теоретические и методологические основания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. История психологии: теоретические и методологические основания



СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                     4

Содержание дисциплины                                                                          6

Контрольные вопросы к экзамену                                                            9

Литература по курсу                                                                                 11

Задания для контрольных работ                                                              12

Методические рекомендации для студентов для самостоятельного

освоения дисциплины                                                                                17


ВВЕДЕНИЕ

 

Повышающиеся требования практики к науке вообще и к психологии в частности, порождают потребность обращения к ее прошлому для того, чтобы более адекватно оценить возможности психологической науки на современном этапе и в будущем.

Особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. Процесс возникновения и формирования собственно психологических знаний и составляет основу предмета истории психологии.

Заслуживает специального внимания выполняемая историей психологии функция междисциплинарных связей, раскрывающая процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития.

История психологии имеет большое значение и для развития самой психологической науки, являясь ее как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания.

Очевидно образовательное и воспитательное значение истории психологии. Изучение ее не только знакомит человека с прошлым и тем самым расширяет его общий и профессиональный кругозор. Знание истории психологии способствует формированию у студентов общего взгляда на мир и отношение к нему.

История психологии имеет определенное значение в учебном и дидактическом отношении, потому что различные подходы историко-психологического анализа могут выступать как способы композиции и развертки логической структуры данного учебного предмета, помогающие привести и выстроить знания по психологии, получаемые в процессе обучения, в единую, логически стройную систему.

Цель дисциплины – обеспечить фундаментальную подготовку специалистов, обладающих знаниями в области истории психологии, способных к самостоятельной научно – исследовательской и практической работе; изучить представление о психической реальности на разных этапах поступательного развития науки.

Задачи дисциплины:

- понять необходимость и важность познания исторического опыта в области психологии и творческого использования его в своей работе;

- проанализировать возникновение и дальнейшее развитие научных знаний о психологии, упорядочить и привнести смысл в то, что кажется хаосом, тогда прошлое выстраивается в перспективу, которая объясняет настоящее;

- научиться корректному отношению к любым психологическим теориям;

- уяснить взаимосвязь между различными психологическими концепциями, психологическими школами;

- изучить логику развития психологии в контексте всей науки в целом;

- познать творческий путь ученых, увидеть роль человека в развитии науки.

Изучение дисциплины также предусматривает:

- установление взаимосвязи с философией, историей, медициной и др. науками;

- установление взаимосвязи с другими областями психологии – общей и возрастной психологией, психологией личности, когнитивной психологией, основами психокоррекционной работы, психодиагностикой;

- ознакомление с трудами современных отечественных и зарубежных психологов.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основных категорий дисциплины; творческого вклада ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии, историю научных школ и научных направлений, особенности развития психологии в различные хронологические периоды и в разных этно-культурных регионах; умения – осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций; владение представлениями об основных психологических школах и их содержательных лидерах.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и методы истории психологии.

2. Этапы развития психологии.

3. Общая характеристика психологии в период античности.

4. Первые психологические теории античности.

5. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.

6. Развитие европейской психологии в IV-XI веках.

7. Общая характеристика психологии в Новое время.

8. Первые теории Нового времени.

9. Рационализм в психологии.

10.  Сенсуализм в психологии.

11.  Общая характеристика психологии в XVIII веке.

12.  Развитие французской психологии.

13.  Развитие немецкой психологии.

14.  Зарождение и развитие ассоциативной психологии.

15.  Общая характеристика ассоциативной психологии.

15.  Становление экспериментальной психологии.

16.  Становление и развитие новых психологических школ.

17.  Структурализм.

18.  Вюрцбургская школа.

19.  Функционализм.

20. Французская психологическая школа.

21. Описательная психология.

22. Развитие отраслей психологии. Психология развития.

23. Развитие отраслей психологии. Этническая психология.

24. Развитие отраслей психологии. Социальная психология.

25. Развитие отраслей психологии. Дифференциальная психология.

26. Методологический кризис в психологии.

27. Общая характеристика бихевиоризма.

28. Возникновение и развитие необихевиоризма.

29. Общая характеристика гештальтпсихологии.

30. Общая характеристика глубинной психологии.

31. Теория Фрейда.

32. Аналитическая психология Юнга.

33. Индивидуальная психология Адлера.

34. Развитие психоанализа в 30-50-е годы.

35. Общая характеристика гуманистической психологии.

36. Теория Маслоу.

37. Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла.

38. Генетическая психология.        

39. Общий обзор развития психологии в России.

40. Зарождение российской психологии. Две тенденции в ее развитии.

41. Психология на рубеже XIX-XX веков.

42. Отечественная психология в 20-40-е годы XX века.

43. Российская психология во второй половине XX века.


ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

 

- основная литература:

1. Бреслав, Г.М. История научной психологии: Уч. / Г.М. Бреслав. - М.: Инфра-М, 2019. - 432 c.

2. Ждан, А. Н. История психологии от античности до наших дней [Текст]: учебник для вузов; рекомендовано Мин. образования / А. Н. Ждан; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект: Трикста, 2012. - 587 с.

3. Ильин, Г. Л. История психологии [Текст]: учебник для бакалавров; рекомендовано Мин. образования / Г. Л. Ильин. - М.: Юрайт, 2013. - 389 с.

4. Константинов, В. История психологии.Стандарт третьего поколения / В. Константинов. - СПб.: Питер, 2019. - 432 c.

5. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Academia, 2017. - 14 c.

6. Серкин, В.П. Современная психология. Теория и методология / В.П. Серкин. - М.: АСТ, 2019. - 320 c.

дополнительная литература: __________________________________

1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2001.

2. Ждан, А.Н. История психологии: От античности до н6аших дней / А.Н. Ждан. – М.: «Академический проект», 2012. - 588 с.

3. История психологии. Хрестоматия / Под ред. П.Я. Гальперина. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4. Петровский, А.В. Психология в России в ХХ в. / А.В. Петровский. – М.: Издательство УРАО, 2000.

5. Шульц, Д. История современной психологии / Д. Шульц. С.Э. Шульц. – СПб: Евразия, 1998.

6. Якунин, В.А. История психологии / В.А. Якунин. - СПб, 1998.

7. Ярошевский, М.Г. Введение в историю психологии / М.Г. Ярошевский. - М.: РОУ, 1994.

 


 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Данная контрольная работа представляет собой рабочую тетрадь по дисциплине. Студентом должны быть выполнены ВСЕ задания в рабочей тетради. Отсутствие ответа на одно задание, является основанием для того чтобы работа была не зачтена. Задания должны следовать одно за другим, не допускается изменение порядка следования таблиц. Данная работа НЕ СОДЕРЖИТ введения и заключения. Таким образом, структура контрольной работы выглядит следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Ответы на задания.

3. Список литературы.

При оформлении работы допускается изменение шрифта (предпочтение отдается шрифту Times New Roman) и размера кегля (в диапазоне 11-14).

Выполненная работа размещается в ЭИОС института, в разделе контрольная работа, не позднее чем за одну неделю до начала сессии Объем контрольной работы не ограничен. Обязательно правильно подписать работу, пример: «Иванов И.И., История психологии, номер группы». Это важно для своевременной проверки работы преподавателем!

 

Заполните таблицу.

Направление/ школа Представители Предмет и задачи психологии Методы исследования Основные идеи
Структурализм        
Функционализм        
Вюрцбургская школа        
Чикагская школа        
Описательная психология        
Объективная психология        

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

История психологии – это одна из самых интересных, сложных и разнообразных по своему содержанию учебных дисциплин. Успешное ее усвоение подразумевает не только активное участие студентов в ходе лекционных и семинарских занятий, но и интенсивную самостоятельную деятельность. 

Комфортная образовательная среда, позволяющая раскрыть потенциальные возможности студентов и реализовать задачи профессиональной подготовки к психологической деятельности, создается на семинарских занятиях. Семинарские занятия непосредственно примыкают к лекциям, являются их логическим продолжением, эта важная форма развития самостоятельной творческой работы студентов.

Содержание семинарских занятий распределяется по тематическому плану (модулям) содержания учебной дисциплины.

Семинарские занятия включают задания, способствующие развитию аргументированной позиции будущего педагога-психолога. Самое простое из них – беседа по заранее намеченным или возникающим в ходе беседы вопросам. Вместе с тем студенту предоставляется возможность выступать с более или менее развернутым сообщением. Такая работа позволяет овладевать логикой изложения, в пределах фиксированного времени раскрыть проблему, анализировать выступление своего сокурсника, делать дополнения. 

Подготовку к каждому занятию студенту необходимо начинать с изучения предложенных документов и литературы, записей лекций. Рекомендованную литературу необходимо конспектировать. Конспект должен быть кратким, правильно отражать основные положения автора. При подготовке к занятию студент может использовать и другие виды записей: план, тезисы, рецензии, аннотации.

План – краткий, логически построенный перечень, вопросов, раскрывающий содержание изучаемого материала. В нем нет конкретного изложения материала, но есть его структура, определяющая содержание. Чтобы научиться составлять план, надо научиться выделять из прочитанного главную мысль, устанавливать соотношения, связи между ними, четко и кратко формулировать их.

Тезисы – кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Если каждый пункт плана – это вопрос, то тезис представляет собой обобщенный, краткий на него ответ. Он выражает самую суть, но не раскрывает содержание.

Таким образом, семинарские занятия призваны углубить, расширить и детализировать знания, сообщаемые на лекции, проверить эффективность и качество их усвоения, вооружить студентов некоторой совокупностью умений и навыков, первоначальным опытом извлечения и приобретения новой научной информации.

 Средством вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у него психологическую потребность в систематическом самообразовании, является самостоятельная работа.

 Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001г. № 264, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

 В ходе самостоятельной работы должна осуществляться главная функция обучения – закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые умения и навыки.

Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм познавательной деятельности по каждому модулю курса. Задания для самостоятельной работы классифицированы в соответствии с тематикой модулей предлагаемого курса.

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время предусматривает: проработку лекционного материала, работу с научно-технической литературой при изучении разделов лекционного курса, вынесенных на самостоятельную проработку, подготовку к практическим занятиям, решение задач, выданных на практических занятиях, подготовку к контрольным работам и т. д.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время предполагает выполнение самостоятельных работ, выполнение контрольных работ, составление схем, решение психологических задач, работу со справочной, методической и научной литературой, защиту выполненных работ, оперативный (текущий) опрос по отдельным темам изучаемой дисциплины, собеседование, тестирование и т.д.

Последовательное и регулярное выполнение предложенных заданий будет стимулировать творческое мышление студентов, способствовать успешному усвоению содержания данной учебной дисциплины, формированию навыков свободного оперирования психологическим материалом, развитию интереса к истории развития психологии.

 

Учебно-методическое издание

 

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

Методические указания по подготовке к выполнению контрольных работ и самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения по направлению 37.03.01 «Психология»

 

Составитель: Арышева А.П.., к.пс.н., доцент кафедры психологии.

 

 

Подписано в печать                                     Сдано в производство

Формат 14,85х21,0                              Бумага потребительская.

Печать трафаретная.                                    Усл. печ. л. 1,5

Изд. №                                                           Заказ №

Тираж экз.                                                    завод - экз.

 

 

Редакционно-издательский центр АНО ВО СИБУП.

660037, Красноярск, ул. Московская, 7 «А»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                     4

Содержание дисциплины                                                                          6

Контрольные вопросы к экзамену                                                            9

Литература по курсу                                                                                 11

Задания для контрольных работ                                                              12

Методические рекомендации для студентов для самостоятельного

освоения дисциплины                                                                                17


ВВЕДЕНИЕ

 

Повышающиеся требования практики к науке вообще и к психологии в частности, порождают потребность обращения к ее прошлому для того, чтобы более адекватно оценить возможности психологической науки на современном этапе и в будущем.

Особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. Процесс возникновения и формирования собственно психологических знаний и составляет основу предмета истории психологии.

Заслуживает специального внимания выполняемая историей психологии функция междисциплинарных связей, раскрывающая процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития.

История психологии имеет большое значение и для развития самой психологической науки, являясь ее как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания.

Очевидно образовательное и воспитательное значение истории психологии. Изучение ее не только знакомит человека с прошлым и тем самым расширяет его общий и профессиональный кругозор. Знание истории психологии способствует формированию у студентов общего взгляда на мир и отношение к нему.

История психологии имеет определенное значение в учебном и дидактическом отношении, потому что различные подходы историко-психологического анализа могут выступать как способы композиции и развертки логической структуры данного учебного предмета, помогающие привести и выстроить знания по психологии, получаемые в процессе обучения, в единую, логически стройную систему.

Цель дисциплины – обеспечить фундаментальную подготовку специалистов, обладающих знаниями в области истории психологии, способных к самостоятельной научно – исследовательской и практической работе; изучить представление о психической реальности на разных этапах поступательного развития науки.

Задачи дисциплины:

- понять необходимость и важность познания исторического опыта в области психологии и творческого использования его в своей работе;

- проанализировать возникновение и дальнейшее развитие научных знаний о психологии, упорядочить и привнести смысл в то, что кажется хаосом, тогда прошлое выстраивается в перспективу, которая объясняет настоящее;

- научиться корректному отношению к любым психологическим теориям;

- уяснить взаимосвязь между различными психологическими концепциями, психологическими школами;

- изучить логику развития психологии в контексте всей науки в целом;

- познать творческий путь ученых, увидеть роль человека в развитии науки.

Изучение дисциплины также предусматривает:

- установление взаимосвязи с философией, историей, медициной и др. науками;

- установление взаимосвязи с другими областями психологии – общей и возрастной психологией, психологией личности, когнитивной психологией, основами психокоррекционной работы, психодиагностикой;

- ознакомление с трудами современных отечественных и зарубежных психологов.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основных категорий дисциплины; творческого вклада ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии, историю научных школ и научных направлений, особенности развития психологии в различные хронологические периоды и в разных этно-культурных регионах; умения – осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций; владение представлениями об основных психологических школах и их содержательных лидерах.

 

Тема 1. История психологии: теоретические и методологические основания

История психологии ее предмет и задачи. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания. Периодизация истории психологических знаний. Методы и источники истории психологии, ее значение и место в системе современной психологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.055 с.)