Предмет теорії держави і права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет теорії держави і права.



Предметом теории государства и права являются государственно-правовая действительность, общие и специфические объективные закономерности ее развития, на основе познания которых разрабатываются фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для отраслевых юридических наук. Закономерность — это объективно (т.е. независимо от воли людей) существующая стойкая причинно-следственная связь между явлениями (процессами). Оговоримся, что в государственно-правовых процессах не исключаются также и случайности. Случайность — это событие, основную причину которого установить средствами современной науки невозможно, поскольку оно вызвано множеством незначительных и краткосрочно действующих причин. Говоря научно, случайность есть пересечение независимых причинных рядов. Учет случайностей в юриспруденции необходим, поскольку государство и право, будучи социальными явлениями и творениями человека, не свободны от элементов хаоса, иррациональности, дисбаланса. В этом смысле теория государства и права, как и все общественные науки, является наукой не столько закономерной, сколько законосообразной.Предмет теории государства и права включает:!) сущность и социальное назначение государственных и правовых явлений; закономерности и случайности возникновения, функционирования и развития государства и права ^систему понятий и категорий, используемых в юриспруденции (право, государство, их сущность, функции, формы; нормы права, правоотношения, реализация права, правопорядок и т.д.);правовые принципы, аксиомы, презумпции, фикции, выработанные и используемые юридической теорией и пракгнкощтеоретические модели правотворческой, правоприменительной и интерпретационной практики,прогнозы и практические рекомендации но совершенствованию и развитию права и государства.Предмет теории государства и права составляют явления, которые можно назвать азбукой юриспруденции. Без их усвоения невозможно правильно и грамотно изучать законы, составлять соглашения и договоры, толковать их содержание, определять их действие в пространстве, во времени и но кругу лиц.

З. Функцнтеорп державн I права.

Функции теории государства н права — это основные направления её влияния па развитие юридической науки и юридической практики.

Гносеологическая (познавательная) функция теории государства и права состоит в познании правовых явлений, как уже известных, так и новых, в проникновении в глубинные проблемы их сущности. Государство и право непрерывно развиваются; поэтому юридическая теория должна «удовлетворять» потребности общества в познании характера и направленности этих изменений. В этом смысле роль юридической теории не ограничивается только лишь правоведением, но имеет и общссоциальное значение. Указанная функция условно может быть разделена на «подфункции»: онтологическую (констатирующую), интерпретационную (объяснительную) и эвристическую (поисковую). Иначе говоря, теория государства и права научно формулирует государственно-правовые явления, объясняет их суть и выявляет новые закономерности их развития.

Методологическая функция выражается в формировании понятийного аппарата и методологического инструментария системы юридических наук, создании универсального юридического языка, обеспечивающего единообразие в классификации и оценке правовых явлений специалистами различных отраслей права. Прогностическая функция теории государства и права состоит в выработке научно обоснованных прогнозов относительно перспектив и тенденций развития права, правовой системы, правоведения, «предвидение» того, каким качественным и количественным изменениям подвергнутся существующие политико-правовые ятатл.Практическая (практнко-ориентирующая) функция теории государства и права и юридической науки в целом состоит в том, что результатом познавательной активности Должны быть выработанные и апробированные наукой рекомендации по совершенствованию нормотворческой, правоприменительной, интерпретационной, правоохранительной деятельности.

4.ПОНЯТТЯ I ЗМ1СТ методология юридической науки.

Методология теории государства и права — это система подходов, методов и принципов научного изучения государственно-правовых явлений. Методы теории государства и права условно можно разделить на четыре группы: обшие; общенаучные; междисциплинарные: специальные. Обшие методы познания свойственны каждому человеку как разумному существу и используются нс только в науке, но и в повседневной жизни: наблюдение, сравнение; счет; обобщение; дескрипция (описаннс).Общенаучныс методы применяются во всех науках В частности, это методы: диалектики; формальной логики; системного анализа. Диалектический метод в юриспруденции предполагает объективное, всестороннее и конкретное рассмотрение государственно-правовых явлений, выявление присущих им связей, наличие в них противоречий, оценку государственно-правовых явлений с качественной и количественной стороны, выявление зависимости формы явления от его сущности. Лиапиз представляет собой прием познания с помощью расчленения предмета исследования на составные элементы. Синтез — это соединение отдельных сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез в равной степени необходимы для исследования, поскольку представляют собой единство протнвоположностсй.Лбс7н/?якг/«я — это мысленное выделение существенных свойств предмета и одновременное отвлечение ОТ частных его свойств 11рием восхождении от абстрактного к конкретному состой] в переходе от абстрактной схемы к научному осмыслению конкретного факта. Логика —»го совокупность:шконов и приемов правильного мышления. Существуют четыре основных закона логики: закон тождества, закон пропшоречня, закон исключенного третього, закон достаточного основанняОсноиные приемы логики: индукция — умозаключение, идущее от фактов кнекоей гипотезе (общему уп»ержлсшоо);дедухция — умозаключение, в котором вывод одном элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества;аналогия — метод с помощью которого достигается знание предметов и явлений на основании того, что они имеют подобие с другими;гипотеза — обоснованное предположение. При гипотетическом методе познания исследователь нередко прибегает к его разновидности — аксиоматическому методу Системный метод (системный анализ) используется при изучении сложных проблем, которые находятся во взаимосвязи одна с другой Междисцшшширные методы применяются в нескольких близких но предметам исследования науках: 1) культурологический метод. Такой подход предполагает изучение права как неотъемлемой чает социального регулирования вместе с моралью, этикой, религией, а государств — в его взаимодействии с другими социальными институтами, возникшими» ходе развития человеческой цивилизации (гра-.кданское общество, политические партии и т.д.); социача-ичегкий метод состой]- в исследовании права на базе конкретных социальных фактов. Он включает и себя анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, анкети]>овшше и т.и.\стапшанический метод используется для количественной характеристики предмета исследования, например, данные о количестве правонарушений, об удельном весе экономических преступлений и т.и.\колкретно-истори чески и метод помогает изучит, специфику конкретного госу/ицктвенно-правового явления, проследить динамику его развития, например, особсшюсти социального регулировшптя в период первобытнообщинного строя, ранней государственности, современного правового государства и др. Специальные методы теорегико-нрпвопой науки таковы:! )формапъно-юридическии (догматттческий) метод предусматривает исследование юридических фактов и юридических текстов, их толкование в логической после доватсльности с использованием специальных юридических терминов и конструкций Сравнительна правовой метод предусматривает ком плекснос изучение правовой культуры в сопоставлении опы та различных стран и народов, выяснения традиций иноваций в развитии государственных и правовых институтов. Научная мысль выработала наиболее общие предпосылки познания — два основных подхода: материалистический и идеалистический Материалистический исходит из того, что мир ма^тиален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична и вечна, а сознание — свойство материи. Идеалистический подход противоположен материалистическому. Он исходит из того, что дух, сознание, мышление — первичны, а материя, природа, физическое — вторичны, производит»!. В последнее время набирает силу цивилимционный подход в котором выделяются два направления: теория стадиального развития цивилизвщш и теория локальных цивилизаций. Для стадиальной теории характерно рассмотрение цивилизации как единого процесса прогрессивною развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Теория локачьных цивилизации исходит из того что всемирно-исторический процесс есть совокупность исторически сложившихся социальных общностей, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического, правового и культурного

 

5.Теорія держави і права як наука та навчальна дисципліна.

Теория государства и права как самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный предмет изучения Являясь теоретической дисциплиной, она выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Поэтому, основные понятия, которыми оперирует эта наука, носят абстрактный, обобщенный характер. В ней формулируются основные юридические термины, которые используются в других юридически дисциплинах, в текстах законов. Поэтому начинающему юристу просто необходимо в первую очередь усвоить положения науки теории государства и права, прежде чем переходить к изучению отраслевых юридических наук.Наука теории государства и права развивается во взаимодействии с другими юридическими науками. Обогащая их новыми теоретическими категориями, она, вместе с тем. вырабатывает их на основе конкретных данных, полученных другими юридическими науками. В науке теории государства и права используется широкий набор методов познания государственно-правовых явлений. Одним из таких методов является формально-логический. Наряду с ним используются сравнительный и исторический методы. Для получения обобщенных представлений о государстве и праве применяется метод абстрагирования. В исследуемых явлениях выделяются только сущностные черты н опускается случайное, частное, нехарактерное. Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во- первых, теория государства и права — учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права — науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины — доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки — приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых сю государственно- правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна 01 усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.Теория государства и права — одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками студентам надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, статьи в юридических журналах.Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студеігтой в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студснгы знакомятся с исходными понятиями и положениями государ-ствовсдсния и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин — конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и лр.Вторая функция — развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других щюблсм общества.

б.Теорії походження права.

Существует несколько наиболее общих подходов к постановке и решению проблемы происхождения права Наиболее отчетливо просматриваются два, имеющие общефилософский характер подхода: идеалистический и материалистический. Первый ю них, основываясь на представлении о сверхпрИ|Н)ди0м. независимом от человека и общества характере права, связывает право с волей Бога (бог ов). Второй подход предполагает земные, коренящиеся в природе человека и/шіи общества, причины формирования права. В пределах идеалистической и материалистической парадигм сложилось несколько теорий (концепций) происхождения прана. В глубокой древности сложились теологические (мифологические) представления о происхождении нрава. В соответствии с ними гцшю было создано Богом (богами) и даровано человеку через посланника, про|Н»ка или правшеля. Оно выражает волк» Бога, воплощает вьісішій разум, добро и справедливость..Ія>гоогк|ювешіьій характер прива однозначно признают крупнейшие минотеисгическнеіюиіпшТак, иудеисвітліот Моисея пронодшіком воли Божьей, воплощенной и Декалоге — десяти зановедях- -дисонах. Христиане, почитая Декалог, выводят право из проповедей Иисуса Христа. На таких же геологических позициях в правовых вопросах стоит ислам, видя в Мухаммеде единственного іцюрока предписаний Аллаха На основе этих широко распространенных представлений были созданы pasaquiyme іеории божественного происхождения нрава, наиболее известной из которых является учеіпіе католического богослова Фомы Лквинского (ХШ в.). Расцвет теологической теории П|К>нсхождения права ПРИХОДИТСЯ на период средневековья. но и сейчас существует немало ее приверженцев (например, Жак ЪЛарптсн)Јстеспиенно-прш<оеия теория, тоже имеющая давнюю историю, связывает происхождение права с идеалами добра, справедливости. разума. присущими человек)" но природе. Полсуствноьлеинос право, с позиций этой теории, лишь закреплял и создает гарантии дм действия естественного нрава. Одной и» таких гарантий является доукельносп. государства, созданного в регулі л а тс договора между людьми. Естественно-правовые представления о происхождении и сущности прав» доминировали на r»ajw Нового времени и сыграли огромную роль п совершенствовании права, утверждении принципов законности и юридического рапенства.Пс отбрасывая рационального зерна в идеалистических теориях происхождения прана, неділя не виден, их суше- стенного недостатки, ннвслнруіошсго весі,их Положи тельный эффеХТ.дело в том. что вопрос о первопричинах возникновения права ими, но суги, снимается. Создателем права выступают Вот или Человек-идеал, но ответ на вопрос о том, почему именно праву, а не какому-то иному регулятору оказало предпочтение этим источником, остается открытым. Материалистический подход к проблеме происхождения права распространен намного

шире. 11 общем виде этот подход предполагает, что право   искусственное творение человека и'или обвтества.Шардь Луи Монтескье и возникшая

в XIX в. и Германии историческая школа (Густав Гуго. Карл Фридрих Савниьн. Георг Фридрих ІІухта) стояли на полициях естественного спонтанного (непроизвольного) зарождения нрава в недрах народного сознания С точки зрения птих ученых право всегда, подобно зпыку, имеет национальный характер. Законодательная деятельность заключительная стадия образования права, законодатели только вмряжяюз в юридической форме то. что создало народом. Любые правовые реформы, не и оді отопленные народным сознанием, с точки зрения исторической

школы, обречены на пропал Вместе с тем очевидны и просчеты і этой школы права: преувеличение зи ачення общссгвенного сознаї пая и исдооцснк
законодателя. Психологическая теориг (русско-польский юрис т Лев Пстражкцкий. французский сої ЦИОЛОГ И НСИХОЛОІГибрн»ль Тард) связывал
истоки права с разными проявлениями ЧСЛОВСЧССКОЙ ПСИХ юси (индивидуальной юш коллс ІКТИНИОЙ).Среди них — потребносп.:
подчинении, чувстве преемственности, желаниях И ВСроя а виях, волевые импульсы, средства к« ІК способ решения социолып .ix разногласий
т.д. Пстражинкий. в частности, сводят право к правовым эмощ кям императивно-атрибутивного хара ктера. Правовые пережнванн [я он разделял и
    него решения) и переживані  
автономного нрава, не связанного с положительным. Интунтиви юе право — абсолютное, а ноложитсл ьвос — относительное. Закон юдаїельстао ест
только «проекция» правовых переживаний, «фантазм» психі июі. Оїдавая нреимушество в iipou ессе возникновения права і психологически»

 

факторам. -.»iaтеория не учитывала влияния на нею других объективных факторов. Марксистски* mt-ория (Карл Маркс. Фридрих Энгельс) связывала возникновение права с классовой борьбой С Точки зрения этой теории юснодсгвующий класс посредством государственного аппарата создает н модифицирует правовые нормы в соответствии со своими, в первую очередь, -»коиомичсскими интересами. Теория примирения (английский юрист Гарольд Еср-ман. шведский историк права Эрик Анисрс) объясняет происхождение права необходимостью упорядочения межобщинных отношений. Она исходит из того, что ь разрешении конфликтов между родами было заинтересовано все первобытное общество. Договоры о примирении сначала в устной, символической форме заключались с помощью народного собрания, совета сгоревший. С течением времени такие договоры в силу повторении ситуаций однотипною характера постепенно переросли в правила, юридические нормы (право примирения). Эта теория, хотя и основана на исторических фактах, но является односторонней, поскольку право возникло не только для Примирения ролов, но и для регулирования разных сторон жизнедеятельности общества, защипа личных и общих интересов его членов. Американские историки экономики, приверженцы теории неолитической революции Дуглас Норт и Роберт Томас придерживаются иной точки зрения. Они связывай» появление нрав» с возникновением отношений собственности. Чтобы перейти от охоты к земледелию, необходимы коренные изменения отношений собственности Земледелие принципиально оседлый вил деятельности: в течение многих ЛС| или постоянно

земля становится редким ресурсом, требующим защиты Возникает необходимое!», защищать обрабатываемые земли от попыток их захвата 7.Со1иаль»1С регу.попиннн у исрв^сиому сусиии.спи.

Наиболее ранней формой объединения людей было первобытное стадо. В пределах стада происходило биологическое формирование человека и зарождалось общество. На смену ему пришла родовая община — группа лиц. объединенных общим происхождением, общей хозяйственной деятельностью, общим местом проживания и погребения, общими ритуалами. Родовая община состояла из кровных родственников и приемышей (жен и мужей, взятых из других общин) и насчитывала несколько десятков людей Разделение труда осуществлялось по половозрастным признакам; всс результаты трудовой деятельности распределялись поровну между членами обшины.Разрастание рода приводило к обособлению от него новых родовых коллективов. Их объединение составляло пле.ш — тип этнической общности и соци;шьной организации первобытного общества. Для племени характерны кровные связи между отдельными его частями (родами), общность территории, отдельных элементов хозяйства (например, охота), самосознания, обычаев и культов, элементов управления.Отношения между родовыми общинами были нерегулярными и, как правило, не выходили за рамки размежевания хозяйственной территории и обмена избыточными продуктами.В родовой общине возникали разнообразные, хотя и примитивные, общественные отношения, возможны были конфликты. Координация отношений и урегулирование конфликтов требовали руководящих основ, власти.Высшей властью в родовой общине было собрание всех пзрослых членов общины. Его постановления (например, решения об изменении места проживания, об изгнании за пределы общины провинившегося сочлена) были обязательными для всех. В родовой обшиис мог появиться единоличный лидер (условно его называют старейшиной). Он не обязательно был старшим по возрасту. Лидером мог стать главный носитель знаний, жизненного опыта, или же наиболее удачливый охотник, организатор охоты. Специалисты в области этнографии и правовой антропологии особо указывают на щедрость как самое привлекательное для сородичей качество лидера.Очень похожим было положение вождя племени с тем лишь различием, что он применял свою власть намного реже: лишь в тех случаях, когда нужно было решить конфликт между общинами или принять меры к самозащите от племени-соперника. Старейшина и вождь не претендовали на привилегии, их власть базировалась исключительно на личном авторитете и воспринималась как производная от власти коллектива. Отношения между членами общины регулировались с помощью социальных норм (правил поведения). Главными источниками правил поведения были мифы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регул провали работу, быт, семейные отношения, воспроизводство населения и решение конфликтов. Социальные нормы догосудлрствснного общества не могут быть причислены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Вслед за российским этногра(|юм Л.И.Першнцем их называют мононормами. Мояоиормы — правила поведения, объединяющие зачатки права, морали, религии. Примером мононормы является табу — запрет определенного действия (например, охоты на конкретный вид животных). Действие табу обеспечивалось не только страхом перед наказанием, но и страхом перед гневом богов, осуждением или высмеиванием со стороны общнны.Наиболсс распространенным видом мопонорм были обычаи — исторически сформированные правила поведения людей, которые стали нормами вследствие многоразового пр именения на протяжени и продолжительного времени. Признаки мононорм: онн складывались стихийно, существовали исключительно в сознании людей и передавались из поколения в поколение устно; основным средством регулирования был запрет;характсрным было отсутствие субъективных прав, возникновения зачатков положительных обязанностей. Права и обязанности члена родовой общины составляли одно цслос;нсполнение мононорм обеспечивалось всем коллективом общины, а не специальным аппаратом принуждения, который отсутствовал в первобытном общссгве.Длигельнос время мононормы рассматривали исключительно как признак первобытного общества, но в последнее время ученые признают существование мононорм и в современном обществе. Например, запрет убийства или кражи обеспечивается и моральным, и правовым, и религиозным воздействием, существует в сознании людей независимо от формально-юридической "его с|юрмулировки, что и роднит его с мононормами 8.Шляхи становления права.

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин A.C., Манов Г.Н. выделяют два пути возникновения права: восточный и западный. Восточный путь происхождения права.Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляючих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но соврсменем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана па государственной и общественной форме собственности,

частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха. Западный путь происхождения права. Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степеию формализованное™ и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

9.Основні сучасні концепції права.

Природа права обусловлена наличием в нем двух основных компонентов: естественного и позитивного. Такое разделение свидетельствует о диалектическом характере развития права, включающем в себя абстрактно всеобщие (сс- тсствеино-правовыс) и конкретные (позитивные) стороны. Естественное право — это прирожденные, неотчуждаемые, неотъемлемые, обусловленные самой природой человека, человеческого разума, всеобщими нравственными принципами правила поведена, которые существуют независимо от государства и распространяются на все времена и народы. Позитивное прано — закрепленный в официальных источниках права, нормативный регулятор, на основе которого определяются меры дозволенного и должного поведения людей, а компетентными государственными органами выносятся юридически обязательные решения. Позитивное право является результатом государственной правотворческой деятельности. Концепция правопошшання — это определенное направление в познании сущности и социального назначения права Современные концепции правопошшання можно условно свести к трем метаконцепциям: аксиологической (естественно-правовой); социологической; иорматиаистской (позитивистской). Некоторые ученые отдают предпочтение интегративному правопониманню, учитывающему и объединяющему все ценное из метаконцепций правопоннмания. Исходной формой бытия права сторонники естественно-правового подход;» считают общественное (и/или индивидуальное) сознание, которому изначально присущи нравсгвенно- нравовыс ориентиры. Аксиологическая концепция рассматривает право с позиций соответствия его справедливости. В пространстве естественного права действуют правовые принципы-аксиомы, одновременно являющиеся моральными императивами: не посягай на жизнь другого человека и его имущество, соблюдай обещания, воздавай каждому свое и т.д. Соответствие позитивного права критериям естествешюго права и есть само право как выражение и мера свободы и справедливости. Справедливость. и не норма — ключевое понятие естественно-правовой теории. С позиций аксиологического подхода закон и право рассматриваются как различные вещи. Закон выступает в понятие лишь тогда, когда является справедливым, т.е. соответствующим критериям естествешюго права. Аксиологический подход ценен своей направлешюстью на совершенствование права, его гуманизащио. В то же время піютивоиоставлсннс права и закона далеко не способствует укреплению законности в обществе, провоцирует неисполнение зиконов под предлогом их неправового хиранлсри.Соі/иаюлт:сл«* концепция права базируется на том, что источником права и формой его бытия являются о(пцсственные отношения При -піком подходе правом признается его функционирование, ]ч»лизацня, его «действие в жизни». Социологический подход к праву так же, кик и аксиологический, основан на разграничении нрава и закона, «права в книгах» и «нрава в жизни«. Суп. нормативистского (юридико-позитивисгского) подхода к праву пе|>е дается формулой «закон есть з икон». Сторонники динного правононимания отождествляют право и закон, а единешештым источником правя считают государственную волю. По мнению позитивистов право есть совокупность установленных и обеспеченных государственным принуждением общеобязательных норм. Понятие нормы является ключевым для данного подхода к праву. Право, сточки зрения позитивистов, с одной стороны, не подлежит нравственной оценке и критике, с другой — не нуждается ни в каком оправдании. Право следует воспринимать как объективно существующую реальность и не более того. Интегративный подход (Д.Холл) к пониманию права представляет собой попытку в рамках одной концепции согласовал, юридическую форму, социальное содержание и моральные ценности в нраве. Исходной посылкой дпшгой позиции выступает тетис о том, что каждый подход выделяет в праве существенное и необходимое, без чего целостное представление о праве невозможно. С позиций шпчлративного подхода право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных вал ь в их взаимоотношении друг с другом. Однако при таком, в известной ме]к: механическом, соединении различных признаков права в единое целое возникает проблема определения достаточноеги свойств нрава, необходимых для всестороннего его описашія. Сохраняется вероятность того, что набор признаков права будет субъскгшиплм и не совпаде. Если для первого значимым является отражение в праве законных интересов, меры свободы и справедливости, то юрист-практик акцентирует внимание на четкости юридической <|юрмы. позволяющей однообразно толковать и применять норму права. закон.В силу этого можно сделать вывод, что поиски общей (|юрмулы понимания права не перспективны. В интересах юридической науки и практики следует отдавать предпочтение плюралистическим подходам к пониманию права и изучать разные определения права.

ІО.Ионяття га основні властивості права.

В праве, как сложной категории, можно выделить юридическую и социальную сторону. В сугубо юридическом смысле слова право — это система общеобязательных, формально определенных, установленных и обеспечиваемых государством правил поведения Право как- социальное явление представляет собой регулятор общественных отношений. Через формальное закрепление меры свободы, равенства и справедливости право выражает единство общесоциальных и групповых интересов.Право — это система общеобязательных, формально- определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающая меру свободы н справедливості!, достигнутую в данном обществе, и служащая для регулирования общественных отношений.Сущность и ценность права как явления социального порядка проявляется через его прнзнлкн:общеобязательность. В отличие ог иных социальных норм правовые предписания адресованы всем субъектам права и обязательны для н их,нормативность. Право состоит нз правил общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Право выступает как равный масштаб и модель поведения таран,формальная определенность. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде, они имеют определенную логическую структуру Право устанавливает определенные рамки поведения субъекта, четко формулируя его права и обязанности; системность. Право представляет собой целостную систему взаимосвязанных норм;

связь с государством. Право связано с государством, прежде всего, гем, что правовые нормы устанавливаются или официально признаются государством. Право охраняется государственным принуждением;

рсгулятивность. Право выступает в качестве регулятора общественных отношений и в этом состоит его главная социальная ценность;

выражение меры свободы и справедливости. Право нередко называют математикой свободы. Действительно, право воплощает основные права и свободы человека, предоставляет человеку легальную возможность реализовать свои интересы. Кроме того, оно устанавливает баланс между поведением человека и его социальным положением (справедливость);

працедурностъ. Процедура, то есть установленный порядок и последовательность действий, предусмотрена как для издания, так и для реализации юридических норм;

компромиссный характер. Право по своей природе есть инструмент социального компромисса, своеобразного договора в масштабе общества.

11.Принципи права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.034 с.)