Понятие и структура юридической науки. Объект и предмет юридической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура юридической науки. Объект и предмет юридической науки.



Понятие и структура юридической науки. Объект и предмет юридической науки.

Теория государства и права как наука, ее предмет и функции.

Теория государства и права в системе юридических наук.

Методология теории государства и права: понятие и структура.

Методы научного познания государственно-правовых явлений.

Понятие и признаки государства. Соотношение общества и государства.

Сущность государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

Понятие и характерные черты государственной власти.

Соотношение государственной и политической власти.

Легитимность и легальность государственной власти.

Суверенитет как сущностная характеристика государства.

Понятие типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства: их достоинства и недостатки.

Политический режим: понятие, виды.

Демократия как политический режим: понятие, характерные черты и основные формы

Социальное назначение современного государства. Цели, задачи государства.

Функции государства: понятие и виды.

Формы и методы осуществления функций государства.

Механизм государства: понятие, структура и его роль в осуществлении функций государства.

Органы государства: понятие и признаки. Классификация органов государства

Принципы организации и деятельности механизма государства.

Понятие и элементы формы государства. Факторы, влияющие на форму государства.

Монархия и республика как формы правления современных государств: понятие, признаки, виды.

Форма государственного устройства: понятие и виды.

Характерные черты федеративного государства. Виды федераций

Понятие и структура политической системы общества.

Место и роль государства в политической системе общества.

Общественные объединения в политической системе российского общества, их виды.

Партии в политической системе общества: понятие, виды, функции.

Соотношение государства и права: единство, различие, взаимодействие

Правовое государство: понятие и принципы.

Права человека: понятие, виды, законодательное закрепление.

Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Понятие и признаки права. Право в объективном и субъективном смысле.

Основные типы (концепции) правопонимания, их характеристика.

Объективные свойства права.

Право как социальная ценность. Функции права: понятие и классификация

Принципы права: понятие, признаки, виды.

Правосознание: понятие, структура, виды.

Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.

Уровни правосознания

Деформации правосознания в современном российском обществе: понятие, причины, формы

Правовая культура: понятие, структура и виды.

Правовое воспитание: понятие и виды.

Понятие и структура правовой системы.

Характеристика основных правовых семей современности.

Социальное регулирование: понятие и виды.

Система нормативного регулирования: понятие и структура.

Социальные нормы: понятие, признаки и классификация.

Право в системе социальных норм.

Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Структура теории государства и права как науки.

Структуру теории государства и права как науки составляют:

- совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве. ТГП органически со многими гуманитарными науками.

Говоря о тгп как учебной дисциплине, выделяют еще 3 специальных функции:
- Вводная
- Обобщающая
- Прикладная

 

 

Публичный характер власти

Суверенный характер власти

Многообразие используемых ресурсов

Право сбора налогов

Народный суверенитет означает верховенство народа, его право своей волей определять свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Таким образом, народный суверенитет – это само содержание демократии и основа народовластия.

 

Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

 

Государство и общество находятся во взаимосвязи:

1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;

3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений, как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;

4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

(ДЛЯ ПРОДИКТОВКИ СВОИМИ СЛОВАМИ)

Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. В демократическом государстве закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. В условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства и общества, но и права. Человек теперь является не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, должностных лиц. Государство в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности по их обеспечению.

Однако функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.

В соответствии с этим обязанности государства перед членами общества носят характер не только наиболее общих установок в области социальной направленности экономики, но и гораздо более точные юридические предписания:

1) запрет на использование принудительного труда и дискриминацию в трудовых отношениях;

2) бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

3) обязательность основного общего образования и т. д.

Основной Закон определяет обязанности государства в социально-экономической и культурной областях общественной и индивидуальной жизни.

 

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

 

 

В отличие от политической государственная власть осуществляется в особых процедурных формах, присущих государству средствами и методами. От имени государства ее осуществляют, прежде всего, государственные органы, должностные лица и государственный аппарат, уполномоченные на то конституцией.

В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ).

Подходы к легитимности:

1) Традиционная (поддержка власти в силу убежденности в необходимости поддержке и сохранении традиционного порядка)

2) Харизматическая (личная эмоциональная преданность к субъекту власти)

3) Рационально правовая (поддержка власти в силу признания разумности и правильности ее решений)

4) Легальная легитимность (поддержка власти, потому что она избрана законным образом)

 

Прямая демократия

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей.

Плебисцитарная

При плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Представительная демократия

Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.

 

Государственный аппарат:

1) В узком смысле (только совокупность исполнительно-распорядительных органов)

2) В широком смысле (совокупность любых органов государственной власти)

Механизм государства – это система государственных органов, учреждений и материальных средств, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

Финансируется из бюджета государства;
2) Механизм государства зависит от сущности и социального назначения государства;
3) Действует для осуществления задач государства;
4) Механизм государства постоянно развивается под воздействием внутренних и внешних факторов;
5) все его элементы находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга.

Аппарат управления – это совокупность органов издающих общеобязательные веления.

Аппарат принуждения – это совокупность организаций, призванных обеспечивать выполнение велений аппарата управления.

Структура механизмов государства:

1) Государственные органы (государственно-властные полномочия)

2) Государственные учреждения – это часть механизмов государств, не обладающие государственно-властными полномочиями, находящиеся в ведении и подчинении органа государства и реализующие социальную функцию государства.

3) Государственные предприятия – действуют в экономическо-хозяйственной сфере.

4) Государственные организации или материальные средства принуждения.

 

 

Признаки:

1) Наличие государственно-властных полномочий (издаёт общеобязательные веления, контролирует их исполнение)

2) Наличие компетенции (все решения принятые вне компетенции юридически недействительны)

3) Имеют определенную структуру: отделы, комиссии, комитеты;

4) Наличие материальной базы;

5) Особый порядок создания

6) Орган является частью государственного аппарата;

Классификация органов государства:

1) По способу формирования:

- ПЕРВИЧНЫЕ (Президент РФ);
- ПРОИЗВОДНЫЕ (Органы прокуратуры);

2) По способу принятия решений:
- Коллегиальные (Гос. Дума РФ);
- Единоначальные (Прокуратура, Президент РФ);

3) По принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные);

4) По объёму компетенции:
- Общей компетенции (Правительство РФ);
- Специальной компетенции (Министерства);

5) По времени действия:
- Постоянные (Правительство РФ, судебные органы);
- Временные (Конституционное собрание).

 

Внешние:

- опыт других стран;
- влияние (вмешательство) во внутренние дела других государств.

Преимущества и недостатки

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

- монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

- замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью. Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

- монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
- монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
- при монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

 

Недостатками монархии называют:

- монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства

Монархические государства современности: Бельгия, Ватикан, Дания, Малайзия, Япония

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств – наличие писаного закона, которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Республике присущи следующие признаки:

- существование единоличного главы государства – президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик;

- выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти

- юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

- высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:

- как избирается парламент,

- как формируется правительство,

- какой объём полномочий принадлежит президенту.

Известны республики следующих видов:

Парламентская республика.

Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.

Президентская республика.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США),

- внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США)

Смешанная республика.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской,  полупарламентской, президентско-парламентской республикой) – форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

Советская республика.

Советская республика – особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы – Советы.

Исламская республика.

Исламская республика – распространенная на Ближнем востоке форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство

6. Федеративная республика – федерация с республиканским способом правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.

 

Таким образом, роль и место государства в политической системе общества определяется характером государственной организации, построением государственного механизма, средствами, с помощью которых государство осуществляется свою деятельность.

 

Признаки:

1) Самостоятельные объединения

2) Добровольные формирования

3) Целевые формирования

4) Занимаются общественно-полезной деятельностью.

Виды:
1) Общероссийское общественное объединение
2) Межрегиональное общественное объединение
3) Региональное общественное объединение
4) Международное общественное объединение
5) Политическое общественное объединение

Организационно-правовые формы создания общественных объединений:

1)  Общественные организации - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на обязательном членстве

2) Общественные движения­ -  это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.

3) Общественный фонд - это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов,и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей и не нуждается в массовом членстве.

4) Общественные учреждения - не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта. Учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления

5) Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих местное значение

6) Политическая партия - это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.

 

Виды политических партий:

1) По идеологии: консервативные, либерально-демократические, социал-демократические, религиозные, фашистские.

2) По степени участия в управлении государством: правящие и оппозиционные.

3) По методам осуществления своей программы: революционные и реформаторские.

4) По характеру членства: кадровые и массовые.

5) По организационной структуре: парламентские, лейбористские, авангардные.

Признаки политических партий:

1) Партия это носитель определенной идеологии

2) Цель (является завоевание, удержание и использование государственной власти для своих интересов) главный отличительный признак.

3) Общность людей, которая оформлена организационно

4) Партия всегда стремится обеспечить себе поддержку населения.

Функции:

1) Выявление, формулирование и удовлетворение интересов различных социальных групп и слоев общества

2) Борьба за государственную власть

3) Участие партии в избирательных кампаниях

4) Политическое воспитание общества либо его части

5) Пропаганда и формирование общественного мнения

6) Подготовка партийных кадров.

 

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

 

Признаки:

1. Разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви.

Разделение единой государственной власти натри относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

Власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционирующий для блага народа. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он обставляется системой «сдержек и противовесов», устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной властью и обеспечивает нормальное функционирование органов государства. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовое начало государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет (в конечном счете) правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства и общественной жизни. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлении со стороны как законодательных, так и исполнительных органов власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

2. Верховенства правового закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти). В современном значении верховенство закона выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие отношения во всех ее сферах общественной жизни регулируются посредством законов. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально отвечать потребностям общественного развития, основываться на началах равенства и справедливости.

Верховенство закона основывается на верховенствующей роли законодательной власти, придающей закону высшую юридическую силу. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных контролирующих органов государства.

3. Взаимной ответственности государства и личности. Соблюдение и гарантии прав и свобод человека. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии законодательно закрепленных процедур привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и применения жестких санкций.

Принцип взаимной ответственности предполагает, что между личностью и государством устанавливается и поддерживается правовой характер их общения (взаимодействия). С точки зрения правового государства каждый из участников этого общения юридически равноправная сторона, имеет как права, так и обязанности и равно несет взаимную ответственность. В условиях правового государства деятельность граждан регулируется на основе общедозволительного принципа правового регулирования: «Разрешено все, что не запрещено законом». Деятельность властных структур регулируется в соответствии с принципом: «Разрешено то, что прямо предусмотрено законом». Правовое государство не только признает и закрепляет широкий спектр прав и свобод, но и реально обеспечивает их осуществление.

В нормах главы 2 Конституции РФ, направленных на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, отражены важнейшие принципы судопроизводства. В частности, закреплена презумпция невиновности. Гарантиями прав и свобод личности являются положения о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

4. Господство права, когда государство, подчинившись юридическим нормам, превращается в один из субъектов права. Закон есть лишь одна из форм выражения права, хотя и наиболее важная. В правовом государстве господствуют не всякие, а правовые законы, т.е. те, которые согласуются с принципами, природой права. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами человека и теми ценностями, которые они выражают. Законодатель не может нарушать границы права, узаконить то, что по своей природе чуждо праву. Поэтому лишь тот закон выступает мерой свободы и справедливости, который отражает согласованные интересы в обществе. Значит, количество законов в указанном смысле еще не характеризует государство в качестве правового.

5. Высокий уровень правосознания и правовой культуры.

6. Приоритет международного права над внутренним правом страны, особенно по вопросу прав и свобод человека и гражданина

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. Таким образом, гражданское общество – необходимая основа правового государства.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.

 

 

Структура:

- права и обязанности;
- законные интересы;
- правосубъектность;
- гражданство;
- юридическая ответственность;

Виды правового статуса:

Основные концепции

1.       Нормативная концепция – система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Все то, что исходит от государства, считается право, в рамках этой концепции закон и право равны.

2.       Нравственная концепция (Т. Гоббс, Дж. Локк, Радищев) – право выступает как система норм (отвечающих определенным положительным критериям), только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могу быть призваны правовыми.
Достоинством является то, что право связано с положительными общественными явлениями.
Недостатком является то, что сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.

  3.      Социологическая концепция – право представляет собой определенную сторону общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей. Право понимается как форма и порядок общественных отношений.
Достоинством является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать только сложившиеся отношения и условия, предопределяющие действенность закона.
Недостатком является сложность разграничения правового и не правового, возникают трудности с определением правового характера отношений.

4. ЛИБЕРТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОПОНИМАНИЯ - В основу понимания права положены абстрактные определения свободы и справедливости. Право определяется через понятие формального равенства. Право- нормативная форма выражения свободы посредством признания формального
равенства людей в общественных отношениях.

 

Объективные свойства права.

Право - Система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушении


Свойства права
– характеристики, которые позволяют отличить одно явление (право) от других.

Свойства права:
- Нормативность
- Общеобязательность
- Принудительность
- Системность
- Формальная определенность.

Право в объективном смысле – система общеобязательных, формально-определённых правовых норм, санкционированных и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

 

Таким образом, право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей. Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

Функции права – определяемые сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на людей и общественные отношения.

Функции права рассматривают в двух аспектах. В зависимости оттого, действует ли в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

1.       Общесоциальные функции. С одной стороны, это функции, которые осуществляет право в различных сферах жизнедеятельности общества. С другой стороны, под ними понимают те функции, которые являются общими и для права, и для иных социальных явлений.

- ценностно-ориентирующая
- информационная
- воспитательная
- экономическая
- политическая
- коммуникативная

2.       Специально-юридические функции. Они осуществляются только правом, они специфичны только для права и могут реализовываться только через специфичные для права средства.

-регулятивная - эта функция фиксирует достигнутый уровень общественного развития. Эта функция реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечения стабильности и неизменности социально-правовых ценностей (например, Конституция России в гл. 1 закрепляет форму правления, государственного устройства, принципы политической системы и т. д.).

-охранительная - Направлена на защиту общественных отношений и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека. Задача охранительной функции права: вытеснить, устранить из жизни общества все то, что мешает его нормальному развитию.

 

Виды правосознания

- Индивидуальное — личное отношение человека к праву.
- Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
- Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
- Массовое — правосознание обширных масс людей.
- Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Уровни правосознания.

УРОВНИ ПРАВОСОЗНАНИЯ:

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Первый уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.122 с.)