Основные теории происхождения государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории происхождения государства.



 

Теологическая (божественная теория). Основоположники: Ф. Аквинский. Бог создал мир, по этому же подобию он сотворил государство, а потом и право, а властители, как бы они не назывались наместники божьи.

Патриархальная теория также как и теологическая теория возникла в древности. Была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти.

Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв. до н. э), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Теория насилия также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутсткий, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. Где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения".

Теория общественного договора (естественного права) также возникла в глубине веков была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гобса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. -Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других/. По этой теории, до появления государства, люди находились в "естественном состоянии", которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - "золотой век" и т.п.). Джон Локк (1632-1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа.

Ирригационная теория связывает возникновение государств с необходимостью строительства и эксплуатации гигантских по тем временам ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других аграрных областях. Эти процессы повлекли за собой образование класса чиновников – управленцев, различных бюрократических формирований, обслуживающих жизненно – важные объекты хозяйствования, злоупотребляющих своим положением и постепенно порабощающих общество.. основателем данной теории называют К. Виттфогеля.

Представителями психологической теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

6)Классовый и социальный подходы к пониманию сущности государства.

Существует два основных подхода к пониманию сущности государства:

  1. классовый (марксистский): Государство – это машина, созданная экономически господствующим классом для угнетения экономически зависимого класса.

Сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Интересы остальной части населения при этом также учитываются, но в меньшей степени, второстепенно, по остаточному принципу. Власть вынуждена учитывать интересы населения, т.к. иначе в обществе произойдет революция, т.е. власть не сможет сохранить себя.

  1. социальный (общественный): Государство – социальный арбитр (способность объединять все общество и удовлетворять его интересы).

В рамках этого подхода государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

В действительности, сущность конкретного государства многоаспектна и не сводится только к одному из подходов. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Однако любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества.

Соотношение указанных сторон сущности государства неодинаково и зависит от множества факторов: национальной традиции, особенностей исторического развития, культурной и религиозной специфики, политического режима и пр. Например, у демократического государства будут преобладать общесоциальные черты, у тоталитарного – классовые.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.006 с.)