Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теории происхождения государства.
Теологическая (божественная теория). Основоположники: Ф. Аквинский. Бог создал мир, по этому же подобию он сотворил государство, а потом и право, а властители, как бы они не назывались наместники божьи. Патриархальная теория также как и теологическая теория возникла в древности. Была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти. Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв. до н. э), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики. В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение). Теория насилия также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутсткий, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. Где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения".
Теория общественного договора (естественного права) также возникла в глубине веков была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гобса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. -Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других/. По этой теории, до появления государства, люди находились в "естественном состоянии", которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - "золотой век" и т.п.). Джон Локк (1632-1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Ирригационная теория связывает возникновение государств с необходимостью строительства и эксплуатации гигантских по тем временам ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других аграрных областях. Эти процессы повлекли за собой образование класса чиновников – управленцев, различных бюрократических формирований, обслуживающих жизненно – важные объекты хозяйствования, злоупотребляющих своим положением и постепенно порабощающих общество.. основателем данной теории называют К. Виттфогеля. Представителями психологической теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр. 6)Классовый и социальный подходы к пониманию сущности государства. Существует два основных подхода к пониманию сущности государства:
Сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Интересы остальной части населения при этом также учитываются, но в меньшей степени, второстепенно, по остаточному принципу. Власть вынуждена учитывать интересы населения, т.к. иначе в обществе произойдет революция, т.е. власть не сможет сохранить себя.
В рамках этого подхода государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. В действительности, сущность конкретного государства многоаспектна и не сводится только к одному из подходов. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Однако любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства неодинаково и зависит от множества факторов: национальной традиции, особенностей исторического развития, культурной и религиозной специфики, политического режима и пр. Например, у демократического государства будут преобладать общесоциальные черты, у тоталитарного – классовые.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.006 с.) |