VII. Справочно-библиографическое, информационное и социально-правовое обслуживание пользователей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Справочно-библиографическое, информационное и социально-правовое обслуживание пользователей.



I. Справочно-библиографическое, информационное обслуживание пользователей.

1. Организация и ведение СБА в библиотеке (традиционное и виртуальное) учет справок по типам и отраслям.

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) является одним из важнейших направлений библиотечно-библиографической деятельности библиотек Еманжелинского района. СБО определяет качество, оперативность, эффективность обслуживания пользователей и обеспечивает удовлетворение их информационных потребностей.

Основным инструментом оперативного и качественного справочно-библиографического обслуживания остается справочно-поисковый аппарат (СПА), составными частями которого являются справочно-библиографический фонд (СБФ), система каталогов и картотек. Каталоги и картотеки библиотек разнообразны и позволяют на качественном уровне выполнять запросы пользователей. Традиционные каталоги и картотеки (систематические и алфавитные каталоги, систематические картотеки статей, краеведческие картотеки, тематические папки) не теряют своей актуальности, они используются непосредственно в справочно-библиографическом обслуживании пользователей, при составлении библиографических пособий и списков литературы, а также в подготовке мероприятий. Они периодически редактируются, пополняются новыми рубриками и разделами: Год Памяти и Славы в России, юбилеи С. Есенина, И. Бунина и др. Для пользователей в течение года обновлены памятки «Как пользоваться систематическим каталогом» и «Как пользоваться алфавитным каталогом».

В 2020 году в МБУ «МЦБС» было получено:

1 полугодие названий- 38: журналов –32; газет – 6.

2 полугодие названий: журналов –0.

Периодические издания, которые получают библиотеки, расписываются и отражаются в СКС и краеведческой картотеки.

В ЦРБ создана и постоянно пополняется краеведческая картотека. В ней отражаются материалы о Челябинской области и ЕМР, опубликованные в журналах и газетах.      

В течение года осуществлялась работа по совершенствованию организации справочно-библиографического аппарата, обеспечивающего оперативность, полноту и точность выбора источников информации. Каталоги и картотеки отражают книжный фонд и ведутся в традиционном (карточном) виде во всех библиотеках района. Библиотекари оказывают пользователям методическую помощь в пользовании каталогами и картотеками. В2020 году продолжилась работа по наполнению электронного каталога  в областной корпоративной краеведческой базе «Челябинская область».

 

 

Справочно-библиографическое обслуживание пользователей в библиотеках Еманжелинского района осуществлялось в связи с запросами пользователей, путем предоставления всех видов справок. Оперативно удов Тематические картотеки оформлены для всех категорий пользователей и пополнялись по мере поступления новых периодических материалов (1 полугодие 2020 года). При формулировке рубрик использовались названия разделов из ББК, заголовки статей.

Существенным дополнением к тематическим картотекам и справочно-библиографическому фонду являлись тематические папки-накопители. Фонд тематических папок весьма разнообразен и пользовался у пользователей большим спросом, ведь именно из них можно взять сведения о знаменитых земляках, познакомиться с историей предприятий и организаций, прочитать стихи местных поэтов и многое другое. В справочно-библиографическом фонде библиотек представлены различные издания справочного характера: энциклопедии, энциклопедические словари универсальные и отраслевые, толковые, терминологические и биографические; всевозможные справочники, календари, предназначенные преимущественно для тематического, фактографического и библиографического поиска.

Составной частью СБА библиотек является архив выполненных справок, который позволяет экономить время при выполнении наиболее сложных запросов. Все библиотеки ведут учёт справок в «Тетради выполненных справок», наиболее сложные запросы заносятся в «Архив выполненных справок».

Количество выполненных справок и консультаций: 5512. По характеру и содержанию запросов ведущее место занимают тематические справки. Они составляют 67,5% от общего числа выполненных справок всеми структурными подразделениями ЦБС. Пользователей интересуют темы, связанные с образовательными программами (естественные науки, право, экономика, психология, экология и т.д.). Среди них можно выделить: «Пространство. Виды пространств», «Правила ношения санитарной одежды повара» и др. Адресные справки составили 21,8%, фактографические – 5,5%, уточняющие – около 5,2%. Количество выполненных справок по запросам, поступившим заочно, без посещения библиотеки (по телефону) составил 1% (37 запросов) от общего числа выполненных справок.

 2. Справочно-библиографическое обслуживание индивидуальных пользователей и коллективных абонентов. Развитие системы СБО с использованием ИКТ информационно-коммуникационных технологий.

По сложившейся традиции информационно-библиографическое обслуживание практиковалось в трех формах: массовое, групповое и индивидуальное. В 2020 г. библиотеки района продолжали вести картотеки индивидуальной и групповой информации. Библиотеки старались удовлетворить все виды потребностей: и учебные, и производственные, и досуговые, - четко определяя основные категории пользователей.

Количество абонентов информации - 260

а) индивидуальных – 187

Вот уже на протяжении нескольких лет темы абонентов дифференцированного информирования остаются стабильными. Тематика зависит от интереса к чтению «своей» литературы. Примеры тем, по которым осуществляется информирование: «Дистанционное обучение», «Культурное краеведение», «Православные традиции и праздники», «Древняя история Руси», «Рукоделие» «Женские романы: новинки»; «Новинки современной прозы» и др. Основными пользователями информации являются преподаватели школ, работники культуры, пенсионеры, библиотекари, представители малого бизнеса, учащиеся средних школ, студенты и др. Проводились индивидуальные консультации: Как найти нужный материал в СКС; Как узнать, есть ли нужная книга в библиотеке; Как правильно составить список использованной литературы

б) коллективных (группового) – 73

Абонентами группового информирования являются: Совет ветеранов, музей, коллективы школ, детских садов и др. Темы: «История России», «Льготы ветеранам», «История края», «Воспитание культуры поведения школьников», «Сценарии праздников», «Развивающие занятия для особых детей», «Цветоводство», «Музыкальное воспитание дошкольников», «Профилактика вредных привычек», «Организация досуга детей», «Привлечение к чтению» и др.

в) массовое информирование:

Массовое библиографическое информирование служит одним из средств по продвижению литературы, поступающей в фонд библиотек.

Распространённой формой массового библиографического обслуживания является выпуск информационных бюллетеней. Бюллетень новых поступлений – 1. Посетители сайта имеют возможность познакомиться с новыми поступлениями в разделах «Новые поступления» и «Почитаем».

В библиотеках МБУ МЦБС были организованы выставки и открытые просмотры новых поступлений: «Новые и лучшие книги»; «Новинки современной художественной прозы»; «К нам новая книга пришла;» «О новом интересном в журналах и газетах»; «Листая вечные страницы» с подзаголовком «Даты. Книги. Имена» и др. В библиотеках были оформлены выставки новых книг для детей: «Книга – тайна, книга – клад»; «Нескучные книжки»; «Чудо-книжки – чудо детям!»; «Бюро вопросов и ответов» и др.

Выставки-просмотры: «Литературные юбиляры» - ЦРБ, «Книги - юбиляры», «Даты. Книги. Имена» и др. Существенным дополнением к выставкам являются устные библиографические обзоры. Устные библиографические обзоры новинок: «Проза нынешнего дня»; ««Чтобы книга стала другом» и др. Информационные листки: «Новые поступления» 

Буклеты: «Сергей Есенин»; «Сердце для жизни» и др. Памятки: «Развиваем память! Учимся читать»; «Библиотека ждёт тебя»; Памятки юному читателю «Береги книгу» и др. - закладки о книге и чтении: «Почитай мне, мамочка», «Как воспитать Читайку», «Как приучить ребёнка к чтению», «Читаем вместе всей семьёй».

Дни информации и другие формы: Дни воинской славы; Дни первоклассника; День знаний; День семьи; День Российского флага; День любимого города и др. В библиотеках района проводились часы информации: «Литература – копилка культуры, мудрости и опыта», «В царстве школьных наук», «Ни дня без книги», «Безопасность человека. Противодействие терроризму», «От поколения к поколению: жизнь и память» (ко Дню Героя Отечества), «Символика Челябинской области», «Свет дневной – слово книжное».

Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа», позволяющая осуществлять работу с удаленными пользователями и более продуктивно организовать информационно-библиографическое обслуживание. Всего было выполнено 436 запросов. По общему количеству выполненных справок среди библиотек системы лидирует центральная библиотека. Информирование читателей проводится и посредством сайта библиотеки. В течение года содержание сайта МБУ «МЦБС» постоянно обновлялось, пользователи информировались о планируемых и о прошедших мероприятиях. летворялись запросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.01 с.)