Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению
(1-е полугодие 1 класса) Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период в его жизни. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3-х месяцев до 1,5 лет. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остроневротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания. С этой целью можно использовать элементы психогимнастики. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных как на развитие у детей различных психических функций (внимания, памяти, моторики, воображения, произвольности), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния. Психогимнастика включает элементы эмоционально-коммуникативного и актерского тренинга, аутотренинга и элементы групповой психотерапии. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 4-х частей. I ч. Разминка. Цель: снятие инертности физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом. II ч. Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием. Телесного и, психического довольства и недовольства чувств, порождаемых социальной средой. III ч. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонизирование психической и двигательной активности детей; достижение желательного настроения, поведения и черт характера. IV ч. Завершение. Цель: закрепление, чувства принадлежности к группе, к коллективу. Набор группы психогимнастики осуществляется с учетом нейродинамических свойств нервной системы и психоэмоциональных особенностей личности ребенка (эмоциональные расстройства, вызванные синдромом тревоги, депрессией, эйфорией и дисфорией). В группе должно быть не более 4-6 человек; Эффект, коррекционных воздействий проявляется в снижении тревожности, в появлении желания учиться общаться со сверстниками.
Достигнутые результаты оцениваются психодиагностическими методиками и наблюдением за поведением и состоянием здоровья детей. II этап. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы (2-е полугодие 1 класса) В обучении и воспитании слабовидящих учащихся важную роль играют перцептивные процессы. Последовательность занятий построена с учетом закономерностей формирования восприятия (освоение сенсорных эталонов, переход внешних перцептивных действий во внутренний план). Это позволяет обучить слабовидящего ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях. Занятия включают в себя игры на восприятие свойств предметов (цвет, форма, величина, особые свойства), восприятие пространства, поверхности, тяжести, звука. Они проводятся индивидуально или подгруппами, с учетом уровня сенсорного развития слабовидящих учащихся. Структура занятия: I ч. Организационная. Упражнения и игры на зрительную ориентировку в микро- и макропространстве. II ч. Содержательная. 1. Игры и упражнения на восприятие признаков и свойств предметного мира. 2. Задания, развивающие активность, целостность, константность, дифференцированность восприятия (на основе наглядно-практических и наглядно-образных действий). III ч. Заключительная. Подведение итогов. III этап. Коррекция и развитие познавательных процессов (1-2-е полугодия 2 класса) Критерием отбора в группы по коррекции познавательной деятельности является недостаточное усвоение слабовидящими детьми учебной программы вследствие сочетанной задержки интеллектуального развития. На каждом этапе психокоррекционная работа организуется индивидуально или подгруппами с учетом специфики наруше1шя познавательной деятельности. Структура занятия:
I ч. Организационная. Упражнения и игры на организацию произвольного внимания. II ч. Содержательная. 1. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти. 2. Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно. III ч. Заключительная. Подведение итогов. Эффект воздействия проявляется в повышении успешности обучения слабовидящего ребенка вследствие активизации мышления, памяти, восприятия, улучшения произвольности внимания и самоконтроля. Достигнутые результаты коррекционно-развивающих занятий определяются диагностирующими методиками. IV этап. Коррекция и развитие коммуникативных умений (1-2-е полугодия 3 класса) На данном этапе психокоррекционной работы главный акцент сделан на формирование коммуникативных качеств младших слабовидящих школьников. Актуальность этой проблемы связана, с одной стороны, с тем, что 10-11-летние дети готовятся к вступлению в новую фазу возрастного развития, когда ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. С другой стороны, известно, какие сложности испытывают слабовидящие дети в процессе общения с окружающими. Эти трудности опосредованы комплексом первичных и вторичных дефектов, бедностью и фрагментарностью образов представления, нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы, социальной перцепции, нравственного развития. Эффективным психокоррекционным средством на данном этапе может стать групповая игротерапия. Ее основные задачи: 1. Развитие коммуникативной компетенции. 2. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, позитивация образа Я. 3. Расширение сферы осознания чувств и переживаний. 4. Формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях. 5. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности и поведения. 6. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность. В состав группы по коррекции коммуникативной деятельности входят слабовидящие дети с выраженными трудностями в общении, с неблагоприятными вариантами личностного развития. Структура игровых занятий: I ч. Вводная. Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений. Цель: установление эмоционально-позитивного контакта психолог-ребенок и формирование направленности на сверстника и интереса к нему. II ч. Основная. По своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного этапа коррекционно-развивающей программы. Цели: Ø расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям норм поведения; Ø обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций; Ø коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности в себе; Ø формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов, фобических реакций; Ø развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.
III ч. Заключительная. Подведение итогов. Рефлексия, планирование следующего занятия. Ритуал прощания. Эффект коррекционного воздействия игротерапии, оцениваемый с помощью психодиагностики и наблюдения, проявляется в отличительных особенностях поведения детей (самостоятельности, возможности саморегуляции поведения, в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций). Возрастает социальная направленность действия детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сенситивность к чувствам другого человека, эмпатия как способность к сопереживанию и сочувствию. V этап. Диагностика и формирование необходимых психологических предпосылок для успешного перехода к обучению в среднем звене (1-2-е полугодия 4 класса) К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие психологические новообразования, как произвольность, рефлексия, внутренний план действия, понятийное мышление. Критерием готовности к обучению в средней школе также является учебно-познавательный интерес, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения. Проведение комплекса диагностических методик позволяет определить наличный уровень психического развития каждого слабовидящего ученика, выявить конкретные проблемы и трудности, мешающие ему успешно перейти в среднюю школу. Задачами диагностического обследования являются: 1. Определить общее отношение к школе, учению. 2. Выявить преобладающие мотивы учения каждого ученика. 3. Определить учебные интересы младшего школьника. 4. Выявить умение младшего школьника подчинить свои действия определенным требованиям, условиям деятельности. 5. Выявить степень сформировйнности у младших школьников способности действовать осмысленно. 6. Определить уровень обобщенного понимания нравственных качеств личности. 7. Определить уровень самооценки младшего школьника. На основе результатов диагностики формируются коррекционно-развивающие группы. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность к обучению. Групповые и смешанные занятия – для учащихся с полным вариантом неготовности к обучению в среднем звене школы. Структура занятия: I ч. Вводная. Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов. II ч. Основная. 1. Задания на развитие понятийного мышления. 2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действий. III ч. Заключительная. Рефлексия. Подведение итогов. По окончании программы коррекционных занятий проводится повторная диагностика для определения уровня психологической готовности слабовидящих младших школьников к переходу в среднее звено. Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционной помощи младшим слабовидящим школьникам с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной реабилитации и адаптации. Дефектология №4, 1988, стр. 41-44
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.35.5 (0.021 с.) |