Внедрение модели фрг на территории бывшей гдр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внедрение модели фрг на территории бывшей гдр



 

Внедрение западногерманской модели социальной политики на территории ГДР произошло в результате объединения двух Германий. В западной научной литературе это событие называют "reunification of Germany". Характерно использование именно слово "reunification" - буквально "воссоединение вновь" или "реинтеграция"[12].

 У этой реинтеграции были объективные причины.

1980-е годы Советский Союз переживал период экономической и политической стагнации и, соответственно, вынужден был снизить активность участия в политике Восточного блока. В 1987 году президент США Рональд Рейган выступил с речью у Бранденбургских ворот, призвав генерального секретаря СССР М.С. Горбачева "снести стену", разделившую Берлин. Стена стала символом политического и экономического разделения между Востоком и Западом, разделения, которое Черчилль назвал "железным занавесом". Горбачев объявил в 1988 году, что Советский Союз откажется от брежневской доктрины и позволит странам Восточного блока свободно определять свои внутренние дела[13].

В начале 1989 года, в условиях новой эры советской политики гласности и перестройки, которая велась Горбачевым, в Польше захватили власть представители движения "Солидарность". Вдохновившись, в том числе, этим примером смелого сопротивления прежней идеологии, поднялись противники коммунистических режимов и в других странах Организации Варшавского договора. Как итог, волна революций прокатилась в том же году по Восточному блоку.

В мае 1989 году Венгрия сняла жесткий пограничный контроль, что привело к тому, что тысячи восточных немцев бежали на Запад - хотя и тогда очень многие люди в Германии и за ее пределами все еще верили, что реального воссоединения никогда не произойдет в обозримом будущем.

Переломный момент в Германии, названный "Die Wende", ознаменовался "мирной революцией", приведшей к демонтажу Берлинской стены, после чего Восточная и Западная Германия вступила в переговоры о ликвидации раскола, навязанного немцам более чем четырьмя десятилетиями ранее.

Само воссоединение происходило следующим образом.

28 ноября 1989 года - через две недели после падения Берлинской стены - канцлер ФРГ Гельмут Коль объявил о своей программе из 10-ти пунктов, призывающей две Германии расширить свое сотрудничество с целью возможного воссоединения[14].

Первоначально не было предложено никакой "дорожной карты". Однако в начале 1990 года стихийно произошел ряд следующих событий.

Во-первых, в марте Партия демократического социализма - бывшая СЕПГ - потерпела крупное поражение на первых свободных выборах в Восточной Германии. Под руководством Лотара де Мизьера, лидера восточногерманского крыла Христианско-демократического союза Коля, на платформе быстрого воссоединения была сформирована большая коалиция.

Во-вторых, экономика и инфраструктура Восточной Германии пережили быстрый и почти полный крах. В то время как Восточная Германия долгое время считалась страной с самой сильной экономикой в советском блоке, ликвидация коммунистической гегемонии выявила дряхлые основы этой системы. В течение некоторого времени до событий 1989-90 гг. восточногерманская марка имела очень низкий курс за пределами Восточной Германии, и крах восточногерманской экономики еще более усугубил проблему.

Важным в контексте внедрения западногерманских моделей в ГДР стало экономическое слияние двух стран.

Вышеупомянутая ситуация с восточногерманской экономикой привела к экстренным дискуссиям слиянию немецких экономик.

18 мая 1990 года между двумя германскими государствами был подписан договор о валютном, экономическом и социальном союзе. Этот договор называется Vertrag über die Schaffung einer Währungs-, Wirtschafts- und Sozialunion zwischen der Deutschen Demokratischen Republik und der Bundesrepublik Deutschland (нем.: "Договор об учреждении валютного, экономического и социального союза между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германией")[15].

Он вступил в силу 1 июля 1990 года, при этом западногерманская марка Германии заменила восточногерманскую марку в качестве официальной валюты Восточной Германии. Западногерманская марка имела очень высокую репутацию среди восточных немцев и считалась стабильной валютой. После того, как ГДР передала Западной Германии свой суверенитет в области финансовой политики, ФРГ начала предоставлять субсидии для бюджета ГДР и системы социального обеспечения.

В то же время в ГДР вступили в силу многие западногерманские законы.

Речь идет, в том числе, и об основном законе страны - о Конституции. На основании Договора об объединении в 1991-1993 гг. функционировала Совместная комиссия Бундестага и Бундесрата по внесению поправок в конституцию. Однако в ней доминировали западногерманские политики, представители ХДС/ХСС и Свободной демократической партии (СвДП), поэтому существующий Основной закон остался без серьезных изменений[16].

Это создало подходящую основу для объединения, уменьшив огромный разрыв между двумя существующими политическими, социальными и экономическими системами.

То есть, по итогам можно констатировать, что в результате объединения просто имел место трансферт западногерманских институтов и законов в Восточную Германию без каких-либо существенных изменений. Это же касается и социальной модели.

Причины подобной ситуации, вероятнее всего, заключаются в политической слабости ГДР. В Восточной Германии не было политической силы, которая способна была бы предложить конкурентоспособный вариант объединения немецких земель, который был бы поддержан восточными немцами. Этому способствовало и то, что социализм в стране, бывший некогда ведущей политической идеологией, теперь оказался дискредитирован, а его сторонники - фактически отстранены от процесса принятия решений. В ФРГ, разумеется, тоже отсутствовали какие-либо влиятельные силы левого толка.

Таким образом и произошла реализация сценария полного переноса институтов и законов ФРГ на восточногерманскую почву.

С одной стороны, такой подход имел и свои плюсы - западногерманская система институтов уже долгие годы успешно функционировала в ФРГ и обеспечивала там высокий уровень жизни. Именно такой системы и не хватало в Восточной Германии.

Но с другой стороны, подобная ситуация имела и свои издержки - ведь, по сути, восточные немцы были полностью исключены из дискуссии по формированию новой системы институтов. Таким образом, новая сформированная система едва ли могла быть названа "своей" для восточных немцев.

Это привело к тому, что эйфория от объединения быстро схлынула после того, как новая система не смогла обеспечить достаточно быстрого роста уровня жизни. Что, одновременно, способствовало формированию у населения более критического настроя в её восприятии.

Меры, принимаемые в бывшей ГДР, не всегда приводили к положительным последствиям, особенно в социальном ключе. Одним из примеров может быть проведение приватизации. Конечно, разгосударствление стало важным направлением реформ после объединения двух Германий. В контексте стимулирования развития частного бизнеса и рыночной, конкурентной экономики это стало шагом вперед. С другой стороны, такой шаг повлёк к резкому увеличению безработицы - а практически полное её отсутствие было одним из важнейших преимуществ прежней социальной системы ГДР (как и всего социалистического строя в целом).

Теперь же восточные немцы лишились такого блага социальной системы как крайне низкий уровень безработицы.

Следующий пример переноса элементов социальной политики ФРГ в ГДР касался уровня заработных плат работников. На момент объединения уровень зарплат в Восточной Германии значительно уступал таковому в Западной Германии. Поэтому одним из важных шагов Г. Коля по проведению социальных реформ в Восточной Германии стало повышение заработных плат до уровня, приближенного к западногерманским стандартам[17].

На первый взгляд это была, несомненно, позитивная мера, нацеленная на улучшение обеспечения и уровня жизни восточных немцев. В результате работодателям были навязаны договоры с профсоюзами, согласно которым первые были обязаны постепенно повышать зарплаты с тем, чтобы к 1994 году полностью выйти на уровень ФРГ.

Но проблема заключалась в том, что работодатели были к этому не вполне готовы. Нередко предприниматели объективно не могли поддерживать такой уровень зарплат и вынуждены были платить меньше, чем того требовал план по увеличению денежного довольствия сотрудников. Это приводило к забастовкам.

В конечном итоге, условия повышения зарплат пришлось смягчить, а выход на западногерманский уровень - отложить на более поздний период.

Здесь стоит отметить, что полное равенство по зарплатам не достигнуто в Германии до сих пор. Так, в 2014 году на востоке страны мужчины зарабатывали на 27% меньше, чем на западе, а женщины - на 16% меньше[18].

По данным на 2018 год уровень зарплат в бывших землях ГДР составляет 81% от западногерманских[19].

То есть, цель достижения западногерманского уровня заработных плат остаётся нереализованной до сих пор, хотя и стоит признать, что на этом пути сделано немало.

Имеет место и такое отрицательное последствие, как настороженное, а иногда и негативное отношение к профсоюзам со стороны предпринимателей: это произошло вследствие их политики жесткого давления на работодателей, что наблюдалось вскоре после объединения.

Вероятно, именно в росте зарплат, превышавшем уровень производительности, и состоит причина краха восточногерманской экономики - этого мнения придерживается, например, исследователь-историк Г. Бёкенкамп[20]. Он приводит цифры повышения зарплат в Восточной Германии на величину 20-30% - это было сделано для того, чтобы попытаться уравнять зарплаты с Западной Германией. Но предприниматели оказались к этому не готовы, для них обеспечить такой уровень зарплат было очень тяжело и ряд предприятий не выдержал.

Рост безработицы был, в том числе, следствием такой политики.

В сумме такие проблемы как отставание от запада страны по уровню зарплат и сравнительно высокая доля безработицы (по сравнению всё с той же ФРГ) привели к миграции восточных немцев на запад. Результатом стало стремительное старение населения Восточной Германии с учётом того, что, в основном, её покидали молодые люди.

На восток Германии также была перенесена существующая в ФРГ система социального страхования, которая предполагала раздельное поступление денег в страховые фонды, а также существование большого количества страховых касс.

Сфера страхования оказалась основным объектом вложения государственных средств в процессе интеграции новых земель. Перед правительством стояли задачи перестройки системы социального обеспечения, а также вливания денег для поддержания равновесия с социальной системой западных земель.

Ситуация осложнялась тем, что существующая социальная система уже тормозила развитие экономики Германии, о чем свидетельствовали высокий уровень государственного долга и безработицы. Однако изначально идея социального союза не вызывала опасений, так как в Восточной Германии после воссоединения ожидался высокий рост благосостояния, за счет которого и предполагалось финансировать социальную сферу. В новые федеральные земли была перенесена система страхования по безработице. 3 октября 1990 г. служба занятости восточных земель перешла под ответственность федерального бюро труда. Однако, в связи со стремительным ростом безработицы в бывшей ГДР данная сфера стала серьезной нагрузкой на социальную систему[21].

Пенсионная система также была перенесена из Западной Германии в Восточную. Соответствующий Закон о выравнивании пенсий был принят 8 июля 1990 года.

Здесь потребуются комментарии относительно расчёта пенсий в ФРГ и ГДР.

Дело в том, что пенсии для запада и востока страны рассчитывались по-разному. Несмотря на единую формулу, для населения старых федеральных земель использовалась более высокая актуальная стоимость пенсионного балла. Однако при расчете самих пенсионных баллов ежегодный доход населения новых федеральных земель умножался на высчитываемый для каждого года коэффициент (коэффициент рассчитывался как отношение среднего заработка в западных землях к среднему заработку в восточных), который должен был уменьшить разницу в заработных платах востока и запада.

Таким образом, выходило, что при равных заработных платах житель новых федеральных земель мог получать большую пенсию, чем житель старых. Одновременно в среднем продолжительность труда на востоке превышала продолжительность труда на западе. Соответственно, причина отставания пенсионных выплат на востоке страны была связана, в большинстве случаев, не с различной системой расчета пенсий, а с относительно низкими заработными платами в бывшей ГДР и новых федеральных землях.

По данным на 2015 год, пенсии восточных немцев превышают таковые у западных (в среднем - 964,26? против 785,07?). Впрочем, данное различие можно объяснить сравнительно высоким процентом и сроком занятости среди восточногерманских женщин - по причине чего пенсии женщин в бывшей ГДР заметно превышают уровень таковых в Западной Германии.

В настоящее время продолжается работа по реформированию пенсионной системы. В частности, в 2016 году коалицией ХДС/ХСС и СДПГ была разработана программа пенсионной реформы, согласно которой вводится единая система расчёта пенсий во всех землях Германии. До 2024 года предполагается повысить стоимость восточногерманского пенсионного балла до стоимости западногерманского пенсионного балла.

Западногерманская система медицинского страхования также была перенесена в новые федеральные земли. Согласно западногерманской системе, взносы в кассу по медицинскому страхованию производятся в соответствии с уровнем заработка. Соответственно, взносы восточногерманских земель были скромнее. Введено и страхование по несчастному случаю.

Уровень медицины в восточных землях после воссоединения удалось повысить, в том числе, за счёт более дорогостоящего и современного оборудования, которое было предоставлено медикам.

Тем не менее, ряд восточных немцев оказался недоволен реформой, так как некоторые нововведения были слишком непривычны. К примеру, был осуществлен отказ от поликлиник, что было негативно воспринято восточногерманским населением. По этому вопросу необходимо отметить тот факт, что изначально отмена поликлиник даже не обсуждалась, но годы спустя вопрос возможного возврата к поликлиникам и учета положительного опыта ГДР был поднят на общегерманском уровне[22]. Это ещё раз свидетельствует о крайней политической слабости ГДР в момент объединения и неспособности отстоять какие-либо элементы своей системы.

Для жителей Восточной Германии было также достаточно сложно разобраться в огромном количестве страховых медицинских касс.

Резюмируя изложенное в параграфе, подчеркнем, что касательно социальной системы (как и многих других сфер жизни) западногерманская система была полностью перенесена в новые федеральные земли после объединения в начале 90-х гг. прошлого века.

Фактически, эта система осталась неизменной, а все восточногерманские элементы социальной политики были упразднены, хотя среди них встречались и весьма прогрессивные решения. Причина такой ситуации заключалась в крайней политической слабости ГДР в тот период, что не позволяло отстоять даже минимальные поправки в западногерманскую социальную систему.

В целом, западногерманская социальная система привела к росту уровня жизни в бывшей ГДР, но не обошлось и без некоторых издержек и перегибов. Следствием стало повышение безработицы в восточных землях из-за проведения приватизации, а также торможение роста зарплат из-за объективной неспособности предпринимателей быстро привести их уровень к западногерманскому.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.025 с.)