Некоторые принципы нового подхода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые принципы нового подхода



Идеальным случаем следовало бы считать формирование простых навыков в простых тренажерных системах, целенаправленно тренирующих отдельные функциональные системы обучаемого. При этом формирование новых функциональных систем должно происходить без привлечения дополнительных морфологических образований, не требующихся для реализации конкретного навыка. Таким образом, основным принципом построения тренажерных систем на основе простых подсистем является принцип иерархичности, подчиненный общему системообразующему фактору. При таком подходе формирование необходимых навыков возможно по разным восходящим ветвям иерархической структуры в зависимости (и при строгом учете) познавательных способностей обучающегося, его личностного когнитивного стиля, восприимчивости к поощрению и наказанию (эмоциональное подкрепление), предпочитаемой системы модальностей, мотивационной структуры, особенностей процедурной и декларативной памяти и других психических процессов. На каждой ветви такой структуры возможно использование и биологической обратной связи, если ее применение оправдано достижением лучших показателей в обучении.

Обучение поведению в нештатных ситуациях или сопряженных с риском возможно только при условии прохождения всех предварительных этапов обучения. Тренировочные ситуации риска должны быть разработаны и предложены обучающимся в соответствии с их индивидуальными навыками восприятия признаков рискованных ситуаций, а также навыками принятия решений в таких ситуациях и соответствующими психомоторными навыками.

Еще одним принципом нового подхода является принцип совмещения теоретической и практической подготовки на основе визуализации тех процессов, которые недоступны непосредственному восприятию сенсорными системами обучающегося. Визуализация также должна быть подчинена принципу иерархического подчинения системообразующему фактору, т.е. по мере усложнения развиваемых навыков визуальные модели также должны усложняться пропорционально сложности тренировочного процесса. Упрощение визуальных моделей на самых низких уровнях иерархии преследует цель формирования безусловной визуальной обратной связи между развиваемыми навыками и формируемыми функциональными системами в организме обучаемого. При этом оправданным оказывается значительное расхождение между реальной обстановкой (технологическими процессами) и визуальными моделями в тренажерной системе. По мере закрепления вырабатываемых навыков и включения их в более сложные навыки на следующем уровне иерархии визуальные модели могут упрощаться до элементов других визуальных моделей вышележащих уровней.

 

В настоящее время на кафедре медицинской радиоэлектроники ГУАП ведутся разработки тренажерного комплекса с использованием положений, изложенных в данной статье. Они выполняются при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 13-07-00878 А.

 

Литература:

1. Target Risk 2: A New Psychology of Safety and Health. Gerald J.S. Wilde, 2001, 255 pages Paperback PDE Publications. www.drivers.com/store/books/014.php

2. ГОСТ Р 51898-2002 АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ Правила включения в стандарты http://www.docload.ru/Basesdoc/11/11614/index.htm#i15127, http://www.complexdoc.ru/lib/

3. Чхинджерия А.Б. Метод исследования уровня допустимого риска водителями транспортных средств. Труды международной конференции «Кардиостим 2004» 5-7 февраля 2004 года, Санкт-Петербург. Вестник аритмологии №35, приложение А, 2004 г., с. 188.

4. Чхинджерия А.Б. Когнитивное сопровождение операторской деятельности. Известия ГЭТУ. Сб. научн. трудов, вып. 468. Биомедицинские измерительные системы и приборы. С.-Петербург, 1994, с.36 – 42

5. Чхинджерия А.Б. Метод оценки когнитивного стиля операторов БТС. Известия УГАИ. Сб. научн. трудов, вып. 167, Уфа, 1995, с. 28-30.

6. Перечень критических технологий Российской Федерации. http://президент.рф/ref_notes/988

7. Сергеев С. Ф. Эргономика иммерсивных сред: методология, теория, практика. Диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук. Специальность 19.00.03. – Психология труда, инженерная психология, эргономика. Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2010 г.

8. Velichkovsky B. M., Pomplun M. & Rieser H, (1996). Attention and communication: Eye-movement-based research paradigms, In W. H. Zangemeister, S. Stiel & C, Freksa (Eds.), Visual attention and cognition, Amsterdam/New York: Elsevier Science Publisher

9. Назаренко Н.А., Падерно П.И. Влияние интерфейса на состояние и здоровье оператора. Биотехносфера, №6 (6) 2009 с.45

10. Чхинджерия А. Б. Биотехническая система реабилитации моторных навыков. Труды международной конференции «Кардиостим – 2010» 18 – 20 февраля 2010 г, Санкт-Петербург. Вестник аритмологии, приложение А, 2010 г., с. 188.

11. Чхинджерия А.Б., Зайченко К.В. Обратная связь по когнитивному параметру в обучающей биотехнической системе. Труды международной конференции «Кардиостим 2006» 9-11 февраля 2006 года, Санкт-Петербург. Вестник аритмологии, приложение А, 2006 г., с. 198.

 

 

Краткие сведения об авторе

Чхинджерия Андрей Баджгеевич, доцент Государственного университета аэроксмического приборостроения, СПб, ул. Б.Морская, 67, e-mail andrew.chkhindjeria@gmail.com

 

Author’s data

Chkhindjeria Andrey Badzhgeevich, associate professor of the State university of aeroksmichesky instrument making,

SPb, B. Morskaya St., 67

e-mai: andrew.chkhindjeria@gmail.com



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.007 с.)