Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель раздела: формирование целостного представления О социологии как об отрасли научного знания.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ Цель раздела: формирование целостного представления о социологии как об отрасли научного знания. Социология как особое интеллектуальное занятие возникла в ранний период развития современных индустриальных обществ, и изучение таких обществ сохраняет принципиальную важность. Но социологи также имеют дело с широким кругом проблем, связанных с природой социального взаимодействия и человеческих обществ в целом. Итак: 1. Социологию можно определить как систематическое изучение человеческих обществ, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам. 2. Социология возникла на основе попыток понять широкие изменения, произошедшие в человеческих обществах за последние два-три века. Среди важнейших черт современного социального мира отмечаются такие, как индустриализация, урбанизм и новые типы политических систем. 3.Произошедшие изменения оказались не просто крупномасштабными. Большие сдвиги произошли также в наиболее интимных и личных характеристиках жизни людей. 4.Социологи исследуют общественную жизнь, ставя определенные вопросы и пытаясь в ходе систематических исследований найти ответы на них. 5. В социологическом исследовании важно различать преднамеренные и непреднамеренные результаты человеческих действий. 6. Занятие социологией подразумевает способность мыслить с воображением и отстраняться от заранее сложившихся представлений о социальных отношениях. 7. Социология тесно связана с другими общественными науками. Все общественные науки занимаются человеческим поведением, но концентрируют свое внимание на разных его аспектах. 8. Социологи стремятся быть объективными в своем изучении социального мира, стараясь подходить к исследованию непредвзято. Объективность зависит не от склонностей конкретного исследователя, но от публичной оценки исследования и теории, и это составляет существенную черту социологии как научной дисциплины. 9. Социология — это дисциплина, имеющая важные практические применения. Ее вклад в социальную критику и в практические социальные реформы идет по нескольким направлениям. Во-первых, лучшее понимание социальных обстоятельств часто дает нам шанс лучше контролировать их. Во-вторых, социология способствует росту нашей культурной восприимчивости, позволяя в любых политических акциях учитывать различия культурных ценностей. В-третьих, мы можем оценить последствия (преднамеренные и непреднамеренные) принятия определенных политических программ. Наконец, и, возможно, это самое важное, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам большие возможности изменять условия своей жизни.
Объект, предмет, цель Социология - наука об обществе. Таким образом, общество - объект социологии. Социология в изучении общества применяет эмпирические методы исследования, это наука одновременно и теоретическая и эмпирическая. Социолог не будет опираться на свои размышления и выводы, а изучит данные других опросов, исследований. +социология представляет общество в целом, ищет общее, универсальное во всех общественных явлениях. Соц.-я использует данные других наук и стремится представить системное понимание всех общественных процессов и взаимодействий. Общество как объект социологии имеет свои особенности: - постоянно меняется, т.к. является продуктом сознательной деятельности людей, цель которых – улучшить свою жизнь. - выявить законы социального развития общества трудно, т.к. для этого необходим анализ длительного исторического отрезка. То есть чем уже исторический отрезок, тем больше исследователь зависит от случайностей. - социальное познание априори несет в себе субъективность, т.к. невозможно противопоставить субъект познающего объекту познания. Познающий чел-к включен в общество. Объект – не зависит от исследователя. Предмет – та часть социальной реальности, которую рассматривает исследователь, он определяется спецификой данной науки, остальные части предмета как второстепенные. Любая социогуманитарная наука своим предметом – исследование человека (аспекты разные). Цель социологии – изучение общества как организационной формы существования людей, отношений между индивидом, т.е. отдельным человеком и обществом в целом. Уровни социологического знания
Можно выделить 2 уровня – теоретическая социология: Краткая характеристика теоретической социологии: ей свойственна идеологическая нейтральность, ориентация на решение познавательных проблем, опора на эмпирические факты. Ее составляют на макро- и микроконцепции. Представители макроконцепций: общество – объективная реальность, первичная по отношению к человеку, существует согласно собственным законам. Внутри макросоциологии различные представления об обществе: ряд концепций рассматривает общество как систему, основанную на консенсусе (структурный функционализм, структурализм), некоторые считают конфликт – движущей силой общественного развития (марксизм, неомарксизм). Представители микроконцепций: общество не обладает самостоятельной реальностью и возникает как нечто производное от индивидуальной деятельности людей. Общество вторично по отношению к конкретным людям – участникам социального взаимодействия. Сюда относятся следующие социологические направления: символический интеракционизм, теория социального обмена, феноменологическая социология. Второй уровень – прикладная социология. Социологи этого уровня обычно работают вне стен вузов, в исследовательских центрах, выполняются исследования на заказ. Связь этих двух уровней: теоретические концепции опираются на прикладные исследования. Предпринимаются попытки интегрировать эти 2направления в теорию среднего уровня как объединение структурных теорий социального действия. Методы социологии Метод – способы и приемы достижения теоретических или практических результатов, намечает путь к достижению истины, цели, включает в себя стандартные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Проблемы предмета и метода тесно связаны, т.к. нужно решить 2осн.вопроса – что познается и как познается. В социологии все методы эмпирические, которые в свою очередь делятся на количественные и качественные. Количественные: опросы, статистические обследования, факторный анализ, тесты и т.д. Все они оперируют цифровыми данными. Качественные: беседы, интервью, наблюдения (и их виды) и т.д. Включенное наблюдение - изучение группы людей путем длительного погружения в их среду и участия в их ежедневной деятельности. Интервьюирование (устно вопросы и ответы) и анкетирование (большое число людей, анонимность) – разновидности метода социологического опроса. Достоверность информации в социологии повышается методом сопоставления информации, полученной из разных источников. Экспертный опрос как разновидность социологического опроса - сбор мнений компетентных лиц. Когда оценки экспертов расходятся с оценками респондентов необходимо выявить причину. Метод анализа документов используется как возможность получить разностороннюю информацию о проблеме. Может быть как количественным, так и качественным. Анкетирование – раздача готовых опросных листов(анкет) – письменно. Вопросы: открытые – респондент выбирает форму и продолжительность ответа; закрытые – ответ в соответствии с образцом. Обычно – выбор одного из приведенных в анкете готовых вариантов ответа. Статистический метод используется в различных дисциплинах (лингвистика, история, социология, психология) и на разных этапах исследования. Для сравнения и предоставления данных или теоретического анализа.
Функции социологии В наиболее общем виде можно выделить 3 основные функции: - теоретико-познавательная, - практически-политическая, - идейно-воспитательная. Теоретико-познавательная: позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамического развития действительности. Особая роль отводится тут эмпирической социологии и связанным с ней специальным социологическим теориям. Практически-политическая: социология не ограничивается познанием социальной реальности. Она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, повышение эффективности управления социальными процессами, дает оценку с позиций гуманизма и общечеловеческих ценностей социальной жизни и ее проявлений в различных сферах и на разных уровнях. Обогащение и усовершенствование теории – необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В РАМКАХ социологии осуществляются не только фундаментальные, но и прикладные исследования, подчеркивается близкая связь и взаимодействие социологии и социальной политики и практики. На основе эмпирических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, в связи с чем – вырабатываются политические и практические меры по их преодолению и решению. Большое значение здесь имеют социальное предвиденье, планирование и прогнозирование как формы реализации практически политической функции социологии. Так же выделятся функции: социальное проектирование и конструирование, управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение соц.технологий). Идейно-воспитательная: роль социологических исследований и их результатов в воспитательной работе. Социология нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам. Но эти классы используют результаты социологических исследований для выражения своих интересов и целей, обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности.
Социально-экономические: Промышленная революция в 17веке в Англии. Переход к фабричному производству. Появление класса рабочих и буржуазии. За промышленным переворотом обычно идут политические революции. Так во Франции произошла Великая французская революция (появилась впервые декларация прав человека и гражданина 1789г.) – подготовка к появлению новых мыслителей в области гуманитарных наук. Появились права на свободу. Обратная сторона этого - разочарование. По итогу стал опять остро социальный вопрос в 19в.
Научные предпосылки: с истоков существования человечества до конца средневековья для объяснения происхождения человеческого общества и всех социальных явлений прибегали к сверхъестественных факторам. Социальный строй имеет божественное происхождение, а поведение человека составляет часть человеческой природы в том виде, в каком ее сотворил Бог. Т.е., если чел-к родился рабочим, так было предписано. Но с развитием естественных наук религиозный детерминизм сменился биологическим, объясняющим все понятием врожденного инстинкта и наследственности. Первые социологи – Огюст Конт и Герберт Спенсер – брали за основу принципы биологического детерминизма, проводя аналогию между обществом и живым организмом. Функционирование и жизнь организма как целого обеспечиваются расположением и взаимодействием его различных частей. Аналогично и общ.-во – нечто большее, чем совокупность индивидов и институтов; предполагает наличие организации, базирующейся на многообразии и подвижности их связей. Заимствование естественно-научных подходов объяснялось тем, что некоторые основоположники социологии хотели сделать ее наукой, похожей по объективности и эмпирической обоснованности на биологию или физику. Конт (создатель социологии) называл изучение общества изначально вообще не социологией, а социальной физикой. Связь социологии с другими науками Социология, возникнув в XIX в. как самостоятельная наука и заняв особое место в структуре научного знания, не только не утрачивает связей с другими отраслями науки, но и постоянно расширяет эти связи. Данное обстоятельство продиктовано сложностью и многообразием самого объекта исследования — общества, потребностью применения общенаучных методов его изучения. Взаимодействие социологии с другими науками приводит к тому, что возникают новые научные дисциплины, научные направления и школы, которые зачастую нельзя отнести к какой-либо отдельной сфере научного знания. Наиболее тесные связи у социологии с социальной философией. Последняя является разделом философии, изучает качественное своеобразие общества (его отличие от природы, отношение общества и его подсистем: государства, религии, морали, культуры). В ряду общих проблем, исследуемых философией и социологией, находятся п роблемы социального прогресса и его критериев, соотношение стихийности и сознательности в общественном развитии и др. Эти проблемы, в частности, рассматривались западными исследователями П. Сорокиным, А. Тойнби, представителями Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.). Если рассматривать социальную философию под определенным углом зрения, то она может выступать в качестве одного из разделов общей социологии.
В конце XIX — начале XX в. на границе социологии и психологии возникла новая дисциплина — социальная психология. Первоначально она носила название «психология толп», или «психология масс», и изучала закономерности социального поведения и деятельности больших социальных групп. Со временем ее предмет расширился и включил психологию малых социальных групп. Большую роль социальная психология играет при исследовании и выработке рекомендаций при возникновении конфликтных ситуаций в коллективах. Социология также тесно взаимосвязана и с политологией. Если социология большое внимание уделяет вопросам социального поведения групп и общностей, то вполне закономерно, что ее предмет исследования связан и с характером власти, степенью развитости политической сферы жизни, особенностями политико-правового режима того или иного общества. Вся человеческая история свидетельствует о том, что общество и его субъекты (как группы, так и отдельные индивиды) всегда вовлечены в осуществление властных функций. Все эти субъекты в той или иной степени используют политико-правовые институты для реализации своих интересов. Таким образом, система социальных отношений не просто взаимосвязана с областью политики, но и пронизывает ее, что в свою очередь обусловливает взаимодействие социологии и политологии. В то же время политология, занимаясь исследованием политики, политических процессов, обязательно сталкивается с потребностью прояснения сущности субъектов политики, в качестве которых выступают государство, организация, личность и др. Именно это обусловливает необходимость взаимодействия социологии и политологии при исследовании общих проблем и выработке практических рекомендаций, призванных оптимизировать функционирование политических институтов. Типы социологических теорий: общие, специальные, отраслевые; фундаментальные, прикладные Контрольные вопросы 1. Каков предмет и объект социологии? 2. Назовите функции социологии. 3. Чем можно объяснить существование в рамках социологии различных уровней социологического знания? Чем отличается макросоциология от микросоциологии? 4. Каково место социологии в структуре научного знания? Тестирование 1. Социология - это наука о... А. Об обществе Б. О культуре В. О конкретно историческом этапе развития человечества Г. О человеке и его месте в историческом развитии
2. Что такое "социальное"? А. Относящееся к социуму Б. Относящееся к жизни в обществе В. Относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Г. Относящееся к культуре, обычаям, традициям, нравам
3. Какие есть особенности у объекта социологии? (возможны несколько вариантов ответа) А. Он постоянно меняется Б. Он неизменен В. Его сложно изучить, так как познающий субъект включен в объект познания Г. Его не сложно изучить, так как познающий субъект отделен от объекта познания
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ Цель раздела: формирование целостного представления о социологии как об отрасли научного знания. Социология как особое интеллектуальное занятие возникла в ранний период развития современных индустриальных обществ, и изучение таких обществ сохраняет принципиальную важность. Но социологи также имеют дело с широким кругом проблем, связанных с природой социального взаимодействия и человеческих обществ в целом. Итак: 1. Социологию можно определить как систематическое изучение человеческих обществ, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам. 2. Социология возникла на основе попыток понять широкие изменения, произошедшие в человеческих обществах за последние два-три века. Среди важнейших черт современного социального мира отмечаются такие, как индустриализация, урбанизм и новые типы политических систем. 3.Произошедшие изменения оказались не просто крупномасштабными. Большие сдвиги произошли также в наиболее интимных и личных характеристиках жизни людей. 4.Социологи исследуют общественную жизнь, ставя определенные вопросы и пытаясь в ходе систематических исследований найти ответы на них. 5. В социологическом исследовании важно различать преднамеренные и непреднамеренные результаты человеческих действий. 6. Занятие социологией подразумевает способность мыслить с воображением и отстраняться от заранее сложившихся представлений о социальных отношениях. 7. Социология тесно связана с другими общественными науками. Все общественные науки занимаются человеческим поведением, но концентрируют свое внимание на разных его аспектах. 8. Социологи стремятся быть объективными в своем изучении социального мира, стараясь подходить к исследованию непредвзято. Объективность зависит не от склонностей конкретного исследователя, но от публичной оценки исследования и теории, и это составляет существенную черту социологии как научной дисциплины. 9. Социология — это дисциплина, имеющая важные практические применения. Ее вклад в социальную критику и в практические социальные реформы идет по нескольким направлениям. Во-первых, лучшее понимание социальных обстоятельств часто дает нам шанс лучше контролировать их. Во-вторых, социология способствует росту нашей культурной восприимчивости, позволяя в любых политических акциях учитывать различия культурных ценностей. В-третьих, мы можем оценить последствия (преднамеренные и непреднамеренные) принятия определенных политических программ. Наконец, и, возможно, это самое важное, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам большие возможности изменять условия своей жизни.
Объект, предмет, цель Социология - наука об обществе. Таким образом, общество - объект социологии. Социология в изучении общества применяет эмпирические методы исследования, это наука одновременно и теоретическая и эмпирическая. Социолог не будет опираться на свои размышления и выводы, а изучит данные других опросов, исследований. +социология представляет общество в целом, ищет общее, универсальное во всех общественных явлениях. Соц.-я использует данные других наук и стремится представить системное понимание всех общественных процессов и взаимодействий. Общество как объект социологии имеет свои особенности: - постоянно меняется, т.к. является продуктом сознательной деятельности людей, цель которых – улучшить свою жизнь. - выявить законы социального развития общества трудно, т.к. для этого необходим анализ длительного исторического отрезка. То есть чем уже исторический отрезок, тем больше исследователь зависит от случайностей. - социальное познание априори несет в себе субъективность, т.к. невозможно противопоставить субъект познающего объекту познания. Познающий чел-к включен в общество. Объект – не зависит от исследователя. Предмет – та часть социальной реальности, которую рассматривает исследователь, он определяется спецификой данной науки, остальные части предмета как второстепенные. Любая социогуманитарная наука своим предметом – исследование человека (аспекты разные). Цель социологии – изучение общества как организационной формы существования людей, отношений между индивидом, т.е. отдельным человеком и обществом в целом. Уровни социологического знания Можно выделить 2 уровня – теоретическая социология: Краткая характеристика теоретической социологии: ей свойственна идеологическая нейтральность, ориентация на решение познавательных проблем, опора на эмпирические факты. Ее составляют на макро- и микроконцепции. Представители макроконцепций: общество – объективная реальность, первичная по отношению к человеку, существует согласно собственным законам. Внутри макросоциологии различные представления об обществе: ряд концепций рассматривает общество как систему, основанную на консенсусе (структурный функционализм, структурализм), некоторые считают конфликт – движущей силой общественного развития (марксизм, неомарксизм). Представители микроконцепций: общество не обладает самостоятельной реальностью и возникает как нечто производное от индивидуальной деятельности людей. Общество вторично по отношению к конкретным людям – участникам социального взаимодействия. Сюда относятся следующие социологические направления: символический интеракционизм, теория социального обмена, феноменологическая социология. Второй уровень – прикладная социология. Социологи этого уровня обычно работают вне стен вузов, в исследовательских центрах, выполняются исследования на заказ. Связь этих двух уровней: теоретические концепции опираются на прикладные исследования. Предпринимаются попытки интегрировать эти 2направления в теорию среднего уровня как объединение структурных теорий социального действия. Методы социологии Метод – способы и приемы достижения теоретических или практических результатов, намечает путь к достижению истины, цели, включает в себя стандартные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Проблемы предмета и метода тесно связаны, т.к. нужно решить 2осн.вопроса – что познается и как познается. В социологии все методы эмпирические, которые в свою очередь делятся на количественные и качественные. Количественные: опросы, статистические обследования, факторный анализ, тесты и т.д. Все они оперируют цифровыми данными. Качественные: беседы, интервью, наблюдения (и их виды) и т.д. Включенное наблюдение - изучение группы людей путем длительного погружения в их среду и участия в их ежедневной деятельности. Интервьюирование (устно вопросы и ответы) и анкетирование (большое число людей, анонимность) – разновидности метода социологического опроса. Достоверность информации в социологии повышается методом сопоставления информации, полученной из разных источников. Экспертный опрос как разновидность социологического опроса - сбор мнений компетентных лиц. Когда оценки экспертов расходятся с оценками респондентов необходимо выявить причину. Метод анализа документов используется как возможность получить разностороннюю информацию о проблеме. Может быть как количественным, так и качественным. Анкетирование – раздача готовых опросных листов(анкет) – письменно. Вопросы: открытые – респондент выбирает форму и продолжительность ответа; закрытые – ответ в соответствии с образцом. Обычно – выбор одного из приведенных в анкете готовых вариантов ответа. Статистический метод используется в различных дисциплинах (лингвистика, история, социология, психология) и на разных этапах исследования. Для сравнения и предоставления данных или теоретического анализа. Функции социологии В наиболее общем виде можно выделить 3 основные функции: - теоретико-познавательная, - практически-политическая, - идейно-воспитательная. Теоретико-познавательная: позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамического развития действительности. Особая роль отводится тут эмпирической социологии и связанным с ней специальным социологическим теориям. Практически-политическая: социология не ограничивается познанием социальной реальности. Она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, повышение эффективности управления социальными процессами, дает оценку с позиций гуманизма и общечеловеческих ценностей социальной жизни и ее проявлений в различных сферах и на разных уровнях. Обогащение и усовершенствование теории – необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В РАМКАХ социологии осуществляются не только фундаментальные, но и прикладные исследования, подчеркивается близкая связь и взаимодействие социологии и социальной политики и практики. На основе эмпирических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, в связи с чем – вырабатываются политические и практические меры по их преодолению и решению. Большое значение здесь имеют социальное предвиденье, планирование и прогнозирование как формы реализации практически политической функции социологии. Так же выделятся функции: социальное проектирование и конструирование, управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение соц.технологий). Идейно-воспитательная: роль социологических исследований и их результатов в воспитательной работе. Социология нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам. Но эти классы используют результаты социологических исследований для выражения своих интересов и целей, обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.06 с.) |