Тема 2.1. Структура микроэкономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Структура микроэкономики.



В результате изучения темы студент должен знать:

- основные формы хозяйственной деятельности.

1. Структура микроэкономики.

Основными формами хозяйственной деятельности являются:

1. микроэкономика – это хозяйствование в малых формах (в пределах домашних хозяйств и небольших предприятий);

2. макроэкономика – созидательная деятельность в границах страны);

3. мировое хозяйство – охватывает экономические взаимосвязи в глобальном масштабе.

Всем им присущи свои особенности видов экономических отношений:

1. собственности;

2. кооперации и разделения труда;

3. форм организации хозяйства;

4. управления экономикой.

В состав микроэкономики входят домашние хозяйства (которые ведут семьи) и сравнительно небольшие предприятия.

Домашнее хозяйство – это общее хозяйство, которое ведут совместно проживающие лица. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств в России включает:

а) покупку товаров и оплату услуг;

б) поступление товаров и услуг в натуральной форме;

в) социальные выплаты из государственных и муниципальных бюджетов и благотворительных фондов.

Хозяйственная деятельность совместно проживающих людей включает:

1. получение доходов от продажи средств производства;

2. ведение домашнего хозяйства;

3. воспитание подрастающего поколения;

4. экономические связи с государством и заграницей.

Сравнительно небольшие по размерам предприятия получили наиболее широкое развитие на начальной фазе развития капитализма. За последние 2-3 столетия в микроэкономике произошли следующие существенные изменения:

1. на предприятиях расширились масштабы кооперации труда;

2. произошел переход от единоличной частной собственности крестьян и ремесленников к частной собственности на средства производства с применением наемного труда.

Мелкие хозяйства неоднократно меняли место своего наибольшего распространения: от сельского хозяйства в доиндустриальной стадии производства до небольших промышленных предприятий в начале индустриальной эпохи и до эпохи услуг с постиндустриальном обществе.

Системные связи между домашними хозяйствами и предприятиями налажены в цикличных потоках. Домашние хозяйства поставляют фирмам производственные ресурсы. Предприятия уплачивают собственникам ресурсов деньги. На этот доход семьи покупают необходимые им жизненные средства. Выручка от продажи благ возвращается фирмам.

Специфическими для микроэкономики являются следующие типы и виды хозяйственных отношений:

а) тип частной собственности;

б) низшие формы кооперации и разделения труда;

в) свободные рыночные связи;

г) единоличное управление хозяйством.

В ХХ в. в микроэкономике произошли огромные структурные перемены. Быстро совершился переход от преобладающего положения мелких предприятий к ведущей роли крупных фирм. Этот переход проходил по следующим направлениям:

а) резко повысился уровень концентрации и централизации производства;

б) экономическая власть перешла к общей долевой собственности;

в) разнообразные формы приняла ценрализация акционерного капитала (система участия, холдинг-компании, траст-компании, финансово-промышленные группы);

г) в корне изменилось управление в акционерных обществах.

Крупные и мелкие предприятия имеют ряд общих признаков (связь с частной собственностью; деятельность, связанная с производством товаров на общий рынок; некоторые формы рыночной конкуренции и др.). Однако имеются огромные расхождения между этими предприятиями по масштабам производства; типам собственности; степени рыночной власти; роли в развитии науки и техники; характеру управления фирмами. Эти различия сказываются на особенностях развития разных форм хозяйственной деятельности.

Тема 2.2. Рынок.

В результате изучения темы студент должен знать:

- составные черты современного рынка.

1. Особенности рыночных отношений.

Рынок – это совокупность сделок между продавцами и покупателями, которые свободно обмениваются разными видами продукции на равноценной возмездной основе.

Рынок выполняет основные задачи:

а) соединяет сферы товарного производства и потребления благ;

б) контролирует конечные результаты производства;

в) экономически заинтересовывает продавцов и покупателей в получении дохода.

Последовательное расширение рыночных отношений привело к образованию местных и национальных рынков, мирового рыночного пространства. В ХХ в. возникли крупномасшабные специализированные рынки. Современная система рынков включает крупные отрасли торговли, где продают и покупают потребительские продукты; средства производства; услуги, наемный труд; научные и опытно-конструкторские разработки; ссудные капиталы; ценные бумаги; валюту, духовные блага.

Свободный рынок дает покупателю и продавцу большие возможности: в выборе товаров, условий и участников сделок. Но неограниченная свобода придает рынку нецивилизованный характер. Регулируемый рынок предполагает применение государственными органами юридических норм, определяющих поведение участников рыночных сделок.

2. Деньги и их экономическая роль.

Первоначально деньги появились в виде товарных денег (обмен товарана товар), обладающих стоимостью. В ХУ111-Х1Х вв. наступило время золотого стандарта (использование золота в качестве денежного товара, играющего роль всеобщего эквивалента). Деньги выполняли функции: меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, средства платежа, мировых денег.

Современные деньги – долговые обязательства государства, банков и сберегательных учреждений, которые признаны законным платежным средством. Вся денежная масса делится на денежные агрегаты, различающиеся между собой по степени и характеру их ликвидности (в России в М1 входят деньги, обладающие наибольшей ликвидностью (наличные деньги, вклады населения в сберегательных и коммерческих банках до востребования, чеки, средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах). В М2 и М3 включаются «почти деньги» - финансовые (денежные) средства, предназначенные для сохранения ценности (срочные вклады в сберегательных банках, облигации государственных займов и др.). Стоимость таких денег определяется количеством товаров, которое можно на них купить. Свои функции (меры стоимости, средства обращения и средства платежа) эти деньги могут осуществлять нормально, если государство поддерживает неизменной их покупательную способность.

Направления обновления денежных средств:

1. переход от наличных денежных средств к безналичным (с одного расчетного счета на другой);

2. применение пластиковых денег (кредитная карточка, международная карточка, дисконтная карточка, дебетовая карточка);

3. электронные деньги (расчеты с помощью электронной сети).

Инфляция – обесценивание денег, которое вызывается превышением количества денег в обращении по сравнению со стоимостью всей суммы товаров. Виды инфляции: ползучая, галопирующая, гиперинфляция.

4. Рыночная цена.

Рыночная сделка соединяет предложение (сумму товаров, которые продавцы готовы продать при разном уровне цен), рыночную цену (фактическую цену, связывающую предложение и спрос) и спрос (сумму денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага).

Между рыночной ценой, спросом и предложением существует закономерная связь, в которой причина (независимая переменная) влияет на следствие (зависимую).

В микроэкономике в первую очередь рыночная цена выступает как независимая переменная, которая не может изменяться по желанию отдельного участника рыночной сделки. Напротив, рыночная цена вызывает соответствующие изменения индивидуального спроса и индивидуального предложения.

Закон спроса по цене выражает следующую зависимость: чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателя. Эластичность спроса показывает степень изменения спроса в зависимости от цены (спрос эластичен, если он изменяется на больший процент, чем цена).

Закон предложения по цене характеризует следующую зависимость: чем выше рыночная цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавца. Эластичность предложения выражает степень его изменений в зависимости от динамики цены (эта эластичность повышается, если величина предложения повышается на больший процент, чем цена).

Повышение рыночной цены ведет к снижению спроса покупателей и к увеличению предложения продавцов. При уменьшении рыночной цены спрос возрастает, а предложение уменьшается, т.е. в выигрыше оказываются покупатели. Экономические интересы покупателей и продавцов совпадают, когда в точке пересечения кривых спроса и предложения устанавливается их равновесие. Этим достигается наибольшая экономическая и социальная эффективность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.01 с.)