Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО

 

Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека

Макаричева А.А.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

По теме: «Анализ риска с построением вероятностных структурно-логических моделей возникновения и развития опасных событий»

 

 

Симферополь 2013

УДК 378.147.88: 614.8

ББК 28.081: 5р3

М 151

Рекомендовано к печати на заседании кафедры валеологии и безопасности жизнедеятельности человека от 8 января 2012 года, протокол №7

Рекомендовано к печати на заседании научно-методической комиссии биологического факультета от 15 февраля 2013 года, протокол № 4

 

Методические указания являются учебно-методическим документом, определяющим порядок и методику выполнения студентами расчётно-графической работы по теме «Анализ риска с построением вероятностных структурно-логических моделей возникновения и развитя опасных событий»

 

Автор-составитель: Макаричева А.А.

Рецензенты: д.б.н., профессор Павленко В.Б

                   к.т.н., доцент Толстенко Д.П.

Редактор: Василенко Н.А.

 

 

© Макаричева А.А., 2013

© Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека

ТНУ имени В.И.Вернадского, 2013


 

СОДЕРЖАНИЕ Стр
Учебная программа дисциплины БЖД ……………………… 4
Расчетно-графическая работа студентов в курсе БЖД…….. 5
Требования к оформлению расчетно-графической работы… 6
Наиболее распространенные ошибки при написании и оформлении расчетно-графической работы…………………   7
Методические рекомендации к выполнению расчетно-графической работы…………………………………………...   8
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………. 9
1.1. Понятие опасности ………………………………………. 9
1.2. Источники опасности. Классификация опасных и вредных факторов ………………………………………... 9
1.3. Квантификация опасности. Понятие о риске …………... 10
1.4. Концепции риска…………………………………………. 11
1.5. Управление риском………………………………............. 14
1.6. Системный анализ опасности …………………………… 15
1.7. Деревья событий. Основные принципы построения ….. 16
2. ЗАДАНИЯ К РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ..... 19
Задание 1. Качественный анализ индивидуального риска 19
Задание 2. Количественный анализ индивидуального риска 19
Задание 3. Системный анализ опасного события ……........... 21
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Приложение 1. Варианты исходных данных для расчета индивидуальных рисков …………………….   23
Приложение 2. Варианты опасных событий для построения дерева событий……………............................. 27
Приложение 3. Образец оформления титульного листа.…… 28
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….. 29

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является нормативной дисциплиной, которая включается в учебные планы как дисциплина обязательного выбора. Объем учебного времени для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» определен государственными требованиями и должен быть не меньше 54 академических часов (1,5 кредита EСTS).

Цель изучения дисциплины заключается в приобретении студентом компетенций, знаний, умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности по специальности с учетом риска возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, создания безопасных условий жизнедеятельности, условий гармоничного развития личности и устойчивого развития человечества.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

Ø изучает методы и способы идентификации опасностей среды обитания;

Ø знакомит студентов с принципами защиты от опасностей и предупреждения влияния тех или иных негативных факторов на человека;

Ø предлагает пути создания нормального, комфортного состояния среды жизни и деятельности человека.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты должны овладеть следующими основными общекультурными и профессиональными компетенциями:

Ø культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности, защиты и сохранения окружающей среды рассматриваются как важнейшие приоритеты в жизни и деятельности;

Ø знанием современных проблем безопасности жизнедеятельности и умением определить круг своих обязанностей в профессиональной деятельности с учетом риска возникновения возможных опасностей;

Ø умением анализировать механизмы влияния опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания;

Ø умением оценить среду пребывания относительно личной безопасности и безопасности коллектива, провести мониторинг опасных ситуаций и обосновать основные подходы к сохранению жизни и здоровья в условиях угрозы и возникновения опасных ситуаций;

Ø способностью принимать решение относительно безопасности в пределах своих полномочий;

Ø способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности.

В исследованиях по безопасности жизнедеятельности (БЖД) используются достижения и методы фундаментальных и прикладных наук, в частности: биологии, физики, химии, философии, психологии, социологии, экологии, экономики, менеджмента. Данная дисциплина тесно связана с практической деятельностью человека. БЖД формирует теоретический и методологический аппарат, необходимый для изучения в дальнейшем курсов «Основы охраны труда», «Охрана труда в отрасли», «Гражданская защита» и других специальных дисциплин по безопасности.

Для изучения дисциплины БЖД студентами 2 курса дневной формы обучения направления подготовки 6.040102 –биология рабочим учебным планом предусмотрено общее количество часов 54, в том числе 20 часов – лекции, 16 часов – практические занятия, 18 часов – самостоятельная работа. Форма итогового контроля знаний – дифференцированный зачет.

С целью приобретения навыков и умений проведения самостоятельных и квалифицированных расчетов, анализа и обоснования выводов в процессе изучения дисциплины, студенты дневной формы обучения выполняют расчетно-графическую работу (РГР). Выполнение РГР предусмотрено Типовой учебной программой нормативной дисциплины БЖД (2011, МОН). Работа выполняется после отработки теоретического материала и является завершающим этапом изучения дисциплины.

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Приводимые ниже правила являются обязательными для успешного выполнения РГР. При отступлении от данных требований в процессе оформления и защиты работы общая оценка за работу снижается, при существенных нарушениях – РГР возвращается на доработку с последующей повторной защитой.

 

1. Расчетно-графическая работа предоставляется в печатном виде. В исключительных случаях работа может быть выполнена в рукописном варианте, крупным и разборчивым почерком. Допускается аккуратное рукописное исполнение дерева событий.

2. Работа оформляется на листах белой бумаги стандартного форматаА4 (210 × 297 мм) с одной стороны листа.

3. По краям листа должны быть оставлены поля: левое – 25 мм; верхнее и нижнее – по 20 мм; правое – 15 мм.

4. Абзацы в тексте начинают с отступа от 10 до 15 мм и применяют выравнивание по ширине, кроме специально оговоренных случаев.

5. Используют шрифт Times New Roman. Основной размер шрифта 14 пт, межстрочный интервал – полуторный или одинарный.

6. Каждый студент выполняет РГР в соответствии с одним из вариантов выходных данных. Вариант задания определяется преподавателем в соответствии с номером фамилии студента в журнале учебной группы и обязательно указывается на титульном листе.

7. На титульном листе обозначаются наименование ВУЗа, кафедры, название темы, номер вариантов работы, учебной группы, фамилия и инициалы студента и преподавателя (образец титульного листа см. в приложении 3).

8. Каждое задание начинают с новой страницы.

9. Страницы работы должны быть скреплены между собой.

 

 

ПРИ НАПИСАНИИ И ОФОРМЛЕНИИ

РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Не проведен всесторонний анализ источников риска на разных участках суточного перемещения человека, описание рисков краткое и недостаточное (задание 1).

2. Не описано условие задачи для расчета индивидуального риска с указанием исходных данных, соответствующих варианту (задание 2). Не проведен сравнительный анализ полученных значений. Отсутствует вывод.

3. Не выполнен системный анализ опасного события по этапам (задание 3). Отсутствует описание этапов построения дерева событий. Не проанализированы возможные последствия опасного события. Не разработаны рекомендации по снижению вероятности реализации риска и минимизации возможных последствий (риск-стратегия). Допущены логические ошибки в построении дерева событий.

4. Не указан вариант задания или выполнен чужой вариант.

5. Оформление работы не отвечает требованиям.

6. РГР выполнена неаккуратно, с грамматическими и стилистическими ошибками.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ РГР

Понятие опасности

Жизнедеятельность человека проявляется в различных средах: природной, техногенной, бытовой, социальной и т.д. При этом, как человек, так и среда обитания оказывают взаимное воздействие, которое можно квалифицировать как опасность. Человеческая практика дает основание утверждать о том, что любая деятельность потенциально опасна. Каждый объект материального мира характеризуется тем или иным уровнем опасности – эта характеристика является неотъемлемой формой их существования. Сохраняет свою силу аксиома: потенциальная опасность является неотъемлемым свойством взаимодействия человека со средой обитания. Из этой аксиомы следует, что полностью исключить возможность появления опасности невозможно.

Опасность – это процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека, природной среде, материальным ценностям

Источниками (носителями) опасностей являются природные процессы и явления, элементы техногенной среды, человеческие действия, которые кроют в себе угрозу опасности.

Опасность реализуется через поражающие факторы, действие которых на человека при определенных условиях наносит ущерб жизни и здоровью людей и материальный ущерб.

Концепции риска

Концепция индивидуального риска. Человек, работающий на предприятии или проживающий в местности, которая может при аварии оказаться в зоне разрушения или действия опасностей, подвергается риску. Концепция индивидуального риска касается людей, которые проживают (работают) в такой местности и подвергаются действию опасности. Такие люди называются «рискующими». В Украине 80% людей можно отнести к этой категории.

Уровень риска для определенного человека зависит от целого ряда факторов, зависящих от их местонахождения и времени. Подавляющее большинство людей меняют свое местонахождение на протяжении дня, и ежедневно только определенное время проводят дома.

Индивидуальный риск – это частота возникновения определенных опасностей, которые возникают при реализации в определенной точке пространства (где может находиться индивидуум). Индивидуальный риск характеризует распределение риска во времени и пространстве (рис. 1).

При анализе индивидуального риска необходимо учитывать природу несчастного случая, часть времени нахождения в зоне риска и место проживания рискующего индивидуума.

 

Рис. 1. Схема суточного перемещения жителя города в рабочий день

Концепция приемлемого (допустимого) риска. Учитывая, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно, современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого риска).

Сущность концепции приемлемого (допустимого) риска состоит в стремлении достичь такого малого риска, который, с одной стороны, является технически возможным, а с другой – приемлемым обществом в данное время.

Приемлемый риск объединяет технические, экономические, социальные и политические аспекты и является определенным компромиссом между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Создание безопасности всегда сопряжено с определенными дополнительными материальными затратами, поэтому безопасность не может повышаться до бесконечности.

Рисунок 2 иллюстрирует зависимость риска гибели человека за год от затрат на его безопасность в технических системах.

 

Рис. 2. Схема определения величины приемлемого (допустимого) риска.

 

С повышением расходов на безопасность наблюдается уменьшение технического риска, однако снижение технического риска происходит с всё меньшей интенсивностью, а социально-экономический риск повышается в связи с перекачиванием денег из социальной сферы в техническую. Социально-экономический риск определяется в первую очередь ущербом здоровью человека за счет ухудшения медицинской помощи и экологической обстановки.

С учетом этих закономерностей можно определить оптимальную зону допустимого риска.

 

Управление риском

Причиной возникновения рисков является неопределенность, которая существует в каждом виде деятельности. В связи с этим можно утверждать, что риски могут быть известными, то есть такими, которые описаны, оценены и для каких возможно планирование действий с целью противостояния возможной реализации этих рисков.

Однако на практике имеют место и риски «неизвестные», то есть такие, которые не идентифицированы и условия появления которых не исследованы. Неизвестные риски предусмотреть трудно. Это так называемые неявные опасности или риски.

Однако большую часть рисков, в том числе и тех, реализация которых приводит к несчастным случаям, можно предусматривать и вовремя локализовать. Очевидно, что успех работы по снижению уровня рисков или их минимизации прямо зависит от производительности действий по управлению этим специфическим видом деятельности.

Модель процесса управления рисками может выглядеть, как показано на рис. 3. Представленная модель является классической схемой действий по управлению рисками, когда риск воспринимается как совокупность частоты реализации опасности (риска) и причиненного им убытка (потери), который выражается, как правило, в денежном виде.

 

 

Рис.3. Модель процесса управления риском

 

Системный анализ опасности

Наблюдениями установлено, что каждый опасный случай имеет не одну, а несколько причин. Другими словами, реализующиеся опасности многопричинны. При этом причины образуют иерархическую структуру, то есть каждая причина в свою очередь имеет свою причину. Таким образом, образуется цепочка причин. Для того, чтобы выяснить истинную причину, не запутавшись в этой цепочке, необходимо одновременно охватить взглядом всю систему – для этого необходим системный анализ.

Цель системного анализа – выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий, и разработать мероприятия, снижающие риск их появления.

Системный подход к анализу опасностей состоит в том, чтобы для конкретных условий определить совокупность элементов, образующих систему, результатом которой является реализация опасности. Исключение одного или нескольких элементов разрушает систему и устраняет негативный результат.

Например, при наличии в помещении горючих веществ нежелательное событие в виде пожара может произойти только в присутствии таких компонентов, как горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Убирая один из компонентов, например источник воспламенения или горючее вещество, мы исключаем нежелательное последствие в виде пожара.

Основные этапы системного анализа опасности:

Стадия I – предварительный анализ опасности.

Шаг 1. – выявить источники опасности.

Шаг 2 – определить части системы, которые могут выявить опасные состояния.

Шаг 3 – ввести ограничения на анализ.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий.

Стадия III – анализ последствий.

ЗАДАНИЯ К РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Задание 1. Качественный анализ индивидуального риска.

Проанализируйте схему суточного перемещения жителя города в рабочий день (рис.1).

Выделите наиболее и наименее опасные участки схемы, опишите риски, возникающие на этих участках. Идентифицируйте источники выявленных опасностей,

 

 

Задание 2. Количественный анализ индивидуального риска.

Рассчитайте индивидуальный риск гибели и риск стать жертвой несчастного случая любой степени тяжести для жителя определенного населенного пункта.

Оцените полученные значения, сравните их между собой.

Сравните полученное значение риска гибели с приемлемым риском гибели человека.

Сделайте выводы.

Примечание: данные для расчетов см. в приложении 1 по вариантам.

Пример:

Пусть некто «А» живет в небольшом населенном пункте, который насчитывает 420 жителей. Статистические данные за 25 лет, которые мы имеем в своем распоряжении, свидетельствуют о том, что за это время из числа жителей этого населенного пункта 17 человек погибло и 154 человека пострадало от несчастных случаев разной степени тяжести, и что численность населения за этот период времени почти не менялась.

Житель «А» этого населенного пункта 40 часов в неделю работает в ближайшем населенном пункте, на 3 недели в году выезжает на отдых, 6 недель каждый год проводит в командировках, а остальное время находится дома.

Рассчитать индивидуальный риск гибели и риск стать жертвой несчастного случая в своем населенном пункте для жителя «А».

Решение:

1. Определим индивидуальный риск гибели для жителя «А» по формуле

 

 

Где N Г – количество погибших жителей в данном населенном пункте (17);

d – количество недель в году (52);

t d – количество часов в неделе (24 ∙ 7 = 168);

t – количество часов в неделю, когда житель «А» подвергается опасности (168 – 40 = 128), где 40 – количество часов в неделю, когда житель «А» работает в ближайшем населенном пункте;

Т – отрезок времени учета статистических данных (25 лет);

N0 – количество населения, проживающего в данном населенном пункте (420);

Д – количество недель, проведенных жителем «А» в населенном пункте, где он проживает постоянно (52 – 3 – 6 = 43):

где 3 – количество недель в году, когда житель «А» выезжает на отдых; 

6 – количество недель в году, когда житель «А» выезжает в командировки;

N ТР – количество жителей населенного пункта, которые пострадали за отрезок времени учета статистических данных (154).

 

2. Индивидуальный риск стать жертвой несчастного случая любой степени тяжести для жителя «А» определяется следующим выражением:

 

 

Подставляем в формулу имеющиеся данные

 

 

Вывод: сравнивая риск гибели (RГ) и риск стать жертвой несчастного случая (RЖ) можно сделать вывод, что риск стать жертвой несчастного случая любой степени тяжести у жителя «А» в 10 раз выше, чем погибнуть.

Задание 3. Системный анализ опасного события

Выполнить системный анализ опасного события. Описать все его этапы.

Построить дерево событий.

Проанализировать возможные последствия опасности.

Разработать риск-стратегию с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных последствий.

Примечание: варианты опасных событий представлены в приложении 2.

 

Пример построения дерева событий (рис.4).

Опасное событие – авария на Т-образном перекрестке (головное событие).

Реализация этого опасного события произошла вследствие одновременного наступления двух исходных событий (соединяются через логический знак И): машина движется по главной дороге и машина на второстепенной дороге не уступила дорогу.

Машина на второстепенной дороге не уступила дорогу вследствие следующих причин, любая из которых могла иметь место (соединяются через логический знак ИЛИ): водитель не смог остановиться или водитель не стал останавливаться. Все перечисленные события представлены в прямоугольниках, поскольку возникают вследствие исходных причин.

Каждое из этих событий также имеет несколько возможных причин, любая из которых могла иметь место. Водитель не стал останавливаться, потому что он мог быть или пьян, или болен, или была затруднена видимость. Водитель не смог остановиться, потому что была мокрая дорога, или были сломаны тормоза, или он ехал на слишком большой скорости. Какое-то из этих событий было главной причиной. Возможно, имела место комбинация причин – например, был пьян и ехал на слишком большой скорости.

Эти события представлены в кругах, поскольку они являются исходными, дальнейшее ветвление дерева нецелесообразно. Незачем выяснять причины затрудненной видимости (туман, дым и т.д.) или мокрой дороги, поскольку в данном случае эти причины мы устранить не сможем.

 

 

Рис. 4. Дерево событий для опасного события «авария на
Т-образном перекрестке»

Приложение 1.

 

Варианты исходных данных

 для расчета индивидуальных рисков

 

№ п/п   1 2 3 4 5
1 N Г – число погибших жителей в данном населенном пункте 16 30 42 18 25
2 Количество часов в неделю, когда житель «А» работает в ближайшем населенном пункте 48 32 48 40 24
3 Т – отрезок времени учета статистических данных (лет) 8 24 17 37 48
4 N0 – количество населения, проживающего в данном населенном пункте 420 285 440 315 360
5 Количество недель в году, когда житель «А» выезжает на отдых 2 2 3 2 2
6 Количество недель в году, когда житель «А» находится в командировках 3 5 6 4 2
7 NТР – количество жителей населенного пункта, которые пострадали за отрезок времени учета статистических данных 130 105 162 96 128
№ п/п   6 7 8 9 10
1 N Г – число погибших жителей в данном населенном пункте 50 14 22 44 29
2 Количество часов в неделю, когда житель «А» работает в ближайшем населенном пункте 40 32 48 32 40
3 Т – отрезок времени учета статистических данных (лет) 18 33 27 14 42
4 N0 – количество населения, проживающего в данном населенном пункте 300 380 270 330 425
5 Количество недель в году, когда житель «А» выезжает на отдых 1 2 1 3 2
6 Количество недель в году, когда житель «А» находится в командировках 6 7 5 8 4
7 NТР – количество жителей населенного пункта, которые пострадали за отрезок времени учета статистических данных 122 117 80 108 135
№ п/п   11 12 13 14 15
1 N Г – число погибших жителей в данном населенном пункте 19 32 39 49 24
2 Количество часов в неделю, когда житель «А» работает в ближайшем населенном пункте 40 24 48 40 32
3 Т – отрезок времени учета статистических данных (лет) 20 15 40 25 10
4 N0 – количество населения, проживающего в данном населенном пункте 370 450 400 390 430
5 Количество недель в году, когда житель «А» выезжает на отдых 2 3 1 3 1
6 Количество недель в году, когда житель «А» находится в командировках 8 5 2 6 7
7 NТР – количество жителей населенного пункта, которые пострадали за отрезок времени учета статистических данных     121 158 136 126 154
№ п/п   16 17 18 19 20
1 N Г – число погибших жителей в данном населенном пункте 46 33 28 36 14
2 Количество часов в неделю, когда житель «А» работает в ближайшем населенном пункте 32 40 48 40 32
3 Т – отрезок времени учета статистических данных (лет) 30 50 12 16 45
4 N0 – количество населения, проживающего в данном населенном пункте 250 320 290 350 270
5 Количество недель в году, когда житель «А» выезжает на отдых 2 2 3 2 1
6 Количество недель в году, когда житель «А» находится в командировках 7 3 6 5 4
7 NТР – количество жителей населенного пункта, которые пострадали за отрезок времени учета статистических данных 80 126 100 121 95
№ п/п   21 22 23 24 25
1 N Г – число погибших жителей в данном населенном пункте 43 12 20 31 48
2 Количество часов в неделю, когда житель «А» работает в ближайшем населенном пункте 32 40 48 32 40
3 Т – отрезок времени учета статистических данных (лет) 19 25 34 50 20
4 N0 – количество населения, проживающего в данном населенном пункте 295 380 420 330 450
5 Количество недель в году, когда житель «А» выезжает на отдых 2 3 2 1 3
6 Количество недель в году, когда житель «А» находится в командировках 4 6 8 5 3
7 NТР – количество жителей населенного пункта, которые пострадали за отрезок времени учета статистических данных   95 115 158 110 154
№ п/п   26 27 28 29 30
1 N Г – число погибших жителей в данном населенном пункте 34 26 21 26 15
2 Количество часов в неделю, когда житель «А» работает в ближайшем населенном пункте 48 32 40 24 32
3 Т – отрезок времени учета статистических данных (лет) 15 30 43 17 28
4 N0 – количество населения, проживающего в данном населенном пункте 420 265 380 290 400
5 Количество недель в году, когда житель «А» выезжает на отдых 3 1 2 3 2
6 Количество недель в году, когда житель «А» находится в командировках 8 3 6 5 4
7 NТР – количество жителей населенного пункта, которые пострадали за отрезок времени учета статистических данных 114 89 118 80 132

Приложение 2.

 

Варианты опасных и нежелательных событий

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

 

по теме «Анализ риска с построением вероятностных структурно-логических моделей развития опасных событий»

 

 

Вариант № ___

 

Выполнил:

студент 2 курса

биологического факультета

Группа АБ

Пупкин Василий

 

Проверил:

ст. преп. кафедры валеологии и БЖДч

Макаричева А.А.

 

 

Симферополь – 2013

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Жєлібо Є. П. Безпека життєдіяльності: навч. посіб. [для студ. вищих закл. освіти України I–IV рівнів акредитації] / Є. П. Желібо, Н. М. Заверуха, В. В. Зацарний; за ред. Є. П. Желібо і В. М. Пічі. – К.: «Каравела»; Львів: «Новий Світ – 2000», 2001. – 320 с.

 

2. Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. [для студ. высших учеб. зав.] / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак; под. ред. О.Н. Русака. – СПБ.: Лань, 2010. – 672 с.

 

3. Методичні вказівки до практичного заняття з дисципліни «Безпека життєдіяльності». Тема «Ризик як оцінка небезпеки» (для студентів всіх напрямів навчання) / [М.А. Касьянов, О.М. Гунченко, І.М. Арнаут, О.О. Колібабчук та ін.]; – Луганськ: Вид-во СНУ ім. В.Даля, 2008. – 19 с.

 

4. Чернышева В.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для дистанционного обучения / В.В. Чернышева. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2005. – 148 с.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО

 

Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека

Макаричева А.А.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.136 с.)