Вопрос. Понятие и стадии законотворчества в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Понятие и стадии законотворчества в РФ.



Законотворчество - правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона.

Стадии законотворческого процесса:

1)Законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения на рассмотрение уполномоченного органа (Гос. Дума в РФ). Круг лиц, обладающих законодательной инициативой установлен законами;

2) Рассмотрение законопроекта в палатах парламента и комитетах (по их итогам либо принимается либо отклоняется).
1-е чтение. Смысл - решить необходимость принятия нового закона. По итогам 1-го чтения законопроект либо направляется в профильную комиссию, либо отклоняются.
2-е чтение. Обсуждение законопроекта с возможностью поправок. По итогам 2-го чтения, если законопроект не отклонен, он направляется в профильный комитет для редакционной обработки.
3-е чтение. На этом этапе новые поправки не допускаются. По итогам 3-го чтения - закон либо принимается, либо отклоняется. Возможно возвращение во 2-е чтение, если законопроект важен.

3) Санкционирование закона. Зависит от структуры парламента. Т.к. в России парламент 2-х палатный, то закон после принятия Гос. Думой отправляется в Совет Федерации. После Совета Федерации, если закон одобрен, он отправляется на подпись Президенту. Президент имеет возможность наложить на закон право "вето".

Промульгация и опубликование закона.

Промульгация - издание специального юридического акта - Закон "О введении в действие..." Например, такие законы издаются, когда принимаются кодексы.
Опубликование - печать текста закона в специальных официальных источниках, для России - "Российская газета". Закон, по общему, правилу вступает в силу через 10 дней после опубликования, если не установлен иной порядок.

 

50 вопрос. Юридическая техника.

Юридическая техника - совокупность методов, принципов, правил и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке (принятии или изменении) и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства.

Принципы юридической техники:

1) Отказ от устаревших оборотов;

2) Недопущение использования эмоциональной составляющей, неоднозначности определений;

3) Отсутствие противоречий, пробелов, коллизий.

Методы юридической техники: общенаучные методы познания (моделирования, абстрагирование, анализ и синтез и прочее) и частнонаучные методы (методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта).

Правила юридической техники - конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта. Правила должны обеспечить внутреннюю и внешнюю непротиворечивости правового акта, соответствия и ясность понятий, логичность. Исходя их этого, можно выделить следующие группы правил:

1) языковые (ясность, точность, однозначность используемых в тексте терминов и прочее);

2) логические (прежде всего - структура текста нормативного акта);

3) гносеологические (прежде всего - адекватное отражения социального явления в тексте документа).

Приёмы юридической техники - это операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на построение текста нормативно-правового акта в соответствии с её правилами.

К приемам относятся:

1) Абстрактность изложения;

2) Казуальность (т.е. регулирование текстом документа реальных жизненных обстоятельств);
3) Приемы изложения нормы (в отношении диспозиции - прямая, отсылочная, бланкетная).

 

Вопрос. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по

Кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

1) По общему правилу - по истечении определенного количества дней после даты его официального опубликования;

2) Прямое указание в тексте нормативного акта на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

3) Указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу (например, сразу с момента опубликования).

Момент утраты юридической силы определяется:

1) Истечением срока на который был принят нормативный акт;

2) Отмена нормативно-правового акта законодателем, либо принятие нового нормативного акта в замену старого.

В общепринятой практике закон не имеет обратной силы. В исключительных случаях это возможно если:

1) Нормативно-правовой акт прямо устанавливает обратную силу;

2) Уголовный закон декриминализирует преступность деяния, смягчает наказание или другим образом улучшает положение субъекта.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Нормативные акты распространяют свое действие:

· на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

· на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

· на территорию, указанную в самом нормативном акте;

· на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Н ормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан, лиц без гражданства, иностранцев и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них (например, о повышении пенсий - касается только пенсионеров и иных лиц пользующихся социальной защитой). Иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, изымаются из сферы действия национального права. В случае нарушения ими норм права этих государств, они не подлежат ответственности на данной территории, а объявляются персонами non grata и обязаны покинуть страну.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.008 с.)