Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц



Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования.

Действие норм права по кругу лиц.

В тексте нормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц без гражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами.

Билет № 49

Законодательная техника: понятие и основные приемы (понятия, юридическая терминология, конструкции, аксиомы, презумпции, фикции, символы).

Юридическую технику следует рассматривать как совокупность технико-юридических средств, в качестве которых выступают юридические приспособления, необходимые для осуществления различных видов юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и др.). Говоря о юридической технике как совокупности технико-юридических средств, не стоит забывать о существовании других видов средств, которые также используются при создании нормативных правовых актов. 

Средства юридической техники крайне разнообразны. В целом их можно подразделить на обще-социальные и технико-юридические.

К общесоциальным средствам следует отнести: понятия, суждения, языки (отече-

ственный и иностранные), выражающие их части речи, знаки, языковые единицы

(слова, словосочетания, существительные, глаголы и т. п.), буквы, знаки препинания, аббревиатуры, а также цифры, нумерацию, графические объекты (рисунки, графики,

диаграммы, географические карты и пр.), ноты, формулы, таблицы, перечни, оглавления, примеры, тезаурус, символы, термины, научные категории и законы, разнообразные социальные нормы (этические, эстетические, религиозные) и т. д.

Технико-юридические средства (юридические конструкции, презумпции, фикции,

ссылки, отсылки, оговорки, примечания и т. д.) – это юридические приспособления, необходимые при выработке текста правового акта. 

Технико-юридические средства условно можно подразделить на две группы: сред

ства построения нормы права (презумпции, фикции, оговорки, юридические конструкции, дефиниции и пр.) и средства оформления текста закона (ссылки, отсылки, примечания, приложения и пр.). Такое разграничение обусловливает возможность совместного использования различных средств.

Наиболее распространенными технико-юридическими средствами являются: юридическая терминология; дефиниции; юридические конструкции; правовые презумпции; правовые фикции; примечания в нормативных правовых актах; правовые аксиомы; правовые символы.

ДЕФИНИЦИЯ —Определение, истолкование понятия.

Аксио́ма (др.-греч. — утверждение, положение) или постулат — утверждение (факт), принимаемое истинным без доказательства, а также как «фундамент» для построения доказательств.

Билет № 50

 Нормы права: понятие, признаки. Отправные (исходные) нормы и нормы-правила поведения

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений,

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственным органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);

4) представительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Исходные (отправные, учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции и т. д., представляют собой нормы опосредованного регулирования.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они отличаются предоставительно-обязывающим характером, т.е. устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть правовых норм.

Билет № 51

 Отправные (исходные) нормы права: понятие и виды.

Исходные (отправные, учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции и т. д., представляют собой нормы опосредованного регулирования. Эти нормы, хотя и не являются непосредственно регулятивными, поскольку сами не закрепляют прав и обязанностей субъектов, тем не менее также носят правовой характер; устанавливают (учреждают) общие начала, исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуя в системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, детализируются и реализуются через них.

Например: “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека” (ст. 7, ч. 1 Конституции Российской Федерации); или: “Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”); или: “Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления” (ст. 1, п. 1, абз. 2 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506..

Билет № 52

  Структура юридической нормы и характеристика ее элементов.

Структура нормы права оформляет ее внутреннее содержание. Норма права сможет выполнить свою роль регулятора общественных отношений, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которых эти отношения формируются, учитывать их свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должна быть предусмотрена и принудительная реализация предписания, иначе она буде не нормой, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов- предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента:

ü Гипотеза

ü Диспозиция

ü Санкция

Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой содержится описание условий действия данной правовой нормы. Гипотеза указывает на те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, содержащимся далее. Сама правовая норма может начинаться со слов «если…», «в случае…», либо подобные выражения подразумеваются.

Вторым структурным элементом нормы права является диспозиция – само правило поведения, которым следует руководствоваться при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношений. При формулировании правовых норм гипотеза может стоять и перед, и позади диспозиции.

Третьим элементом нормы права является санкция - указание на меры

государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам права, поступающим неправомерно.

Санкция — логически завершающий структурный элемент юридической нормы.

Санкция правовой нормы — понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных для нарушителя последствий она может предусматривать:

Ø Меры ответственности

Ø Меры предупредительного воздействия

Ø Меры защиты

Ø Неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого субъекта

Билет № 53



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.009 с.)