Практическая работа «Эндокринные железы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа «Эндокринные железы»



Таблица Антропометрический профиль физического развития испытуемого

Показатели

Результаты измерений

Рост стоя, в см

 

Рост сидя, в см

 

Длина верхней конечности, в см

 

Длина нижней конечности, в см

 

Окружность грудной клетки,

в см

В паузе  
На максимальном вдохе  
На полном выдохе  

Окружность головы, в см

 

Окружность голени, в см

 

Масса тела, в кг

 

ИФР (Тип телосложения)

 

ПУ (показатель упитанности)

 

Оптимальная масса

 

ИС (индекс скелии)

 

ИГТ (индекс гармоничности телосложения)

 

Экскурсия грудной клетки

 

 

Определить тип телосложения испытуемого.

Черноруцким было предложено выделить три типа телосложения: астенический, нормостенический, гиперстенический. Тип телосложения взрослого человека можно определить по формуле Пинье, рассчитав индекс физического развития (ИФР):

ИФР = Рост, см – (ОГ, см в паузе + Масса тела, кг).

Оценка ИФР: меньше 10 – гиперстенический тип телосложения; 10 – 30 – нормостенический; больше 30 – астенический.

При нечетко выраженном типе телосложения можно воспользоваться формулой Брока, рассчитав показатель упитанность (ПУ):

ПУ = Масса тела, кг/ Рост, дм

Оценка показателя упитанности:

― 2,9 – 3,2 – масса недостаточная (истощение);

― 3,2 – 3,6 – слабая упитанность;

― 3,6 – 4,5 – норма;

― 4,5 – 5,4 – чрезмерная масса, можно говорить о тучности;

― 5,4 – и более – ожирение.

Для объективной оценки массы нужно знать ее оптимальную величину. А.Ф. Синяков предлагает определять оптимальную массу по формулам: Р = 0,73 х L – 80 (1), Р = 0,74 х L – 60 (2), Р = 0,73 х L – 75 (3), Р = 0,73 х L – 65 (4), Р = 0,73 х L – 62 (5),  Р = 0,73 х L – 48 (6),

 

где Р – масса тела, кг, L – длина тела, см. Расчет массы для мужчин астенического телосложения, худощавых производится по формуле (1); нормостенического, т.е. среднего телосложения по формуле (2); гиперстенического телосложения, с массивным туловищем, короткими конечностями и широкой грудной клеткой, по формуле (3); для женщин, соответственно, по формулам – (4), (5), (6).

Оценка показателей массы. Увеличение массы тела до 10% сверх нормы (в основном за счет жирового компонента) считается состоянием, предшествующим ожирению. Если масса тела превышает норму на 10 – 20 %, говорят о первой степени ожирения; 30 – 49 % - о второй; на 50 – 99 % - о третьей; на 100 % и более – о четвертой степени. Третья и четвертая степень ожирения встречаются редко и являются тяжелой патологией. Если масса превышает норму на 20 % и более, то следует проконсультироваться у врача, так как возможно, что избыточная масса связана с заболеваниями сердечно – сосудистой и эндокринной систем.

Оценка роста. Рост тела в длину происходит неравномерно. Однако в диапазоне от 3 до 16 лет зависимость между возрастом и ростом близка к линейной. А.Ф. Синяков (1987) предлагает для вычисления должных величин девочек нормостенического типа телосложения в возрасте от 3 до 14 лет формулу:

Рост, см = 6 х возраст (лет) + 76.

Для мальчиков нормостенического типа телосложения в возрасте от 3 до 16 лет формулу: Рост, см = 6 х возраст (лет) + 77.

Допустимые пределы колебаний среднего роста от расчетных ± 2,5 см для мальчиков, ± 3,5 см для девочек. Задержка роста ребенка более чем на 20 % по сравнению с возрастными нормами может указывать на эндокринные нарушения и необходимость консультации врача. Однако следует помнить, что показатели роста определяются ростом родителей, их предков, условиями питания, климатом, образом жизни и т.д.

Пропорции тела. Под пропорциями тела понимают соотношение его размеров: продольных, поперечных, передне – задних, а также соотношение окружностей. Так, например, Леонардо да Винчи считал, что фигура с поднятыми вверх руками и разведенными ногами вписывается в круг, центром которого является пупок. Современные представления о пропорциях тела здорового человека основываются на точных знаниях анатомии.

Считается, что длина тела зависит преимущественно от длины нижних конечностей. Ширина плеч всегда больше ширины таза и составляет 1/4 длины тела. Длина верхней конечности равна длине позвоночника, длина ключицы – длине грудины. Длина плеча относится к длине предплечья как 3: 4. Длина кисти составляет 1/4 часть верхней конечности, длина среднего пальца – 1/2 длины кисти. Удвоенная окружность запястья равна окружности шеи; а удвоенная окружность шеи – окружности талии.

Рассчитывается также индекс пропорциональности тела, так называемый индекс скелии (ИС) по Мануврие:

ИС = Длина ноги / Рост сидя х 100.

Оценка: до 84,9 – брахисклея (коротконогость), 85,0 – 89,9 мезоскелия (средненогость), 90,0 и выше – макроскелия (длинноногость). (Длина ноги – от наиболее выступающей точки большого вертела до подошвы).

Гармоничность телосложения: оценка гармоничности телосложения производится по соотношению между массой тела, окружностью грудной клетки и длиной тела (ростом). Различают гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие. Рассчитать индекс гармоничности телосложения (ИГТ), который характеризуется показателем развития грудной клетки, можно по формуле

ИГТ= окружность гр. кл., в см *100/ рост, в см.

Оценка ИГТ: от 50 до 55 – норма, больше 55 – отличное телосложение, меньше 50 – плохое.

 Экскурсия грудной клетки – разница между полным вдохом и полным выдохом, в норме составляет 7-9 см, 10 и более – хороший объем легких, меньше 7 – плохой.

Практическая работа « Морфофункциональная организация тканей человека»

Задание 1. « Типы тканей и их функции»

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Цель: изучить строение различных типов ткани и определить их функции.

 

Виды тканей Рисунок (схема) Особенности строения Функции

Эпителиальная ткань

· Однослойный эпителий      
· Многослойный эпителий      
· Железистый эпителий      

Соединительная ткань

· Костная      
· Хрящевая      
· Волокнистая      
· Кровь      
· Жировая      

Мышечная ткань

· Гладкая      
· Поперечно-полосатая скелетная      
· Поперечно-полосатая сердечная      

Нервная ткань

       

 

 

Практическая работа №2 " Возрастные особенности ОДА"

Задание 1. Рассмотрите модель скелета и рисунок 1 «Скелет человека» и сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте красным цветом осевой скелет и синим цветом – периферический.

Рисунок 1 – Скелет человека

 

Задание 2. Рассмотрите модель позвоночника и рисунок 2 «Позвоночный столб» и сделайте соответствующие подписи к нему, на рисунке «а» укажите число позвонков в каждом отделе позвоночника, на рисунке «в» подпишите название физиологических изгибов позвоночника, укажите в каком возрасте и в связи с каким видом деятельности они формируются.

 

Рисунок 2 – Позвоночный столб

 

Задание 3. Рассмотрите рисунок 3 «Скелет верхней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.

 

Рисунок 3 – Скелет верхней конечности

Задание 4. Рассмотрите рисунок 4 «Скелет нижней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.

Рисунок 4 – Скелет нижней конечности

 

Задание 5. Рассмотрите рисунок 5 «Вид черепа спереди и сбоку», подпишите соответствующие цифры. Выделите красным цветом кости лицевого отдела черепа, зеленым цветом – кости мозгового отдела черепа.

 

Рисунок 5 – Вид черепа спереди (а) и сбоку (б)

 

Задание 6. Рассмотрите рис.16 «Череп новорожденного», подпишите название родничков и некоторых частей черепа. Ответьте на вопросы: 1) Что такое родничок? 2) В каком возрасте происходит зарастание родничков? 3) В чем функциональное значение родничков?

Рисунок 6 – Череп новорожденного

 Практическая работа «Нервная система»

Нервная система – совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Цель: изучить строение и функции нервной системы.

 

Задание 1. Рассмотрите рисунок 9 «Рефлекторные дуги», подпишите все составляющие части. Приведите примеры 2-х-нейронных рефлексов и сложных рефлексов, рефлекторные дуги которых включают вставочные нейроны.

 

Рисунок 9 – Рефлекторные дуги (справа – простая, слева – сложная)

 

Задание 2. Рассмотрите рисунок 10 «Спинной мозг», подпишите все составляющие части. Какие 2 утолщения есть в спинном мозге, с чем это связано? Сколько пар спинномозговых нервов вам известно? Чем образован спинномозговой нерв, какой он по функции?

 

Рисунок 10 – Спинной мозг, вид спереди (а) и вид сзади (б)

 

Задание 3. Рассмотрите рисунок 11 «Головной мозг» и подпишите все части. Перечислите 6 отделов головного мозга, раскрасьте их разными цветами.

 

Рисунок 11 – Головной мозг

Задание 4. Заполните таблицу 2 «Действие вегетативной нервной системы».

Таблица 2 – Действие вегетативной нервной системы

Органы При возбуждении симпатической нервной системы При возбуждении парасимпатической нервной системы
Сердце      
Артерии      
Кишечник      
Печень      
Потовые железы      
Слюнные и слезные железы    
Зрачок      
Бронхи      
Мышцы, поднимающие волосы    

Задание 5. Письменно ответьте на вопросы:

1. Каковы морфологические особенности головного мозга?

2. На какие отделы можно разделить головной мозг, какие из них эволюционно более молодые, а какие – древние?

3. Назовите основные функции отделов стволовой части мозга.

4. Что такое ретикулярная формация? Каковы ее функции?

5. Что вы знаете о мозжечке и почему его называют малым мозгом?

 

Задание 6. Вставьте пропущенное слово.

1. Нервные клетки –... состоят из тела и..., способны создавать, воспринимать и передавать нервные...

2. Короткие отростки нейронов –... образуют вместе с телами клеток... вещество мозга, а длинные отростки –... образуют... вещество мозга.

3. Разветвления отростков чувствительных нейронов называются..., они воспринимают внешние... и преобразуют их в... импульсы.

4. Места контакта нервных клеток друг с другом называются...

5. Спинной и... мозг образуют... нервную систему, а нервы, нервные... и нервные окончания –... нервную систему.

6. Скопление отростков... за пределами ЦНС, покрытых оболочкой из соеинительной ткани, называются..., а скопление тел нейронов –...

7. Нервы, иннервирующие скелетные мышцы и кожу, образуют... нервную систему, работающую под контролем сознания человека, а нервы, управляющие работой... органов, образуют... нервную систему.

8. Ответная реакция организма на воздействие... среды или изменение... состояния называется...

9. Рефлексы, переданные по наследству, называются... или... и обеспечивают биологическую целостность организма; рефлексы, приобретаемые в течение жизни, называются...

10. Путь, по которому проходит нервный импульс в момент осуществления рефлекса, называется... и состоит из..., чувствительного нейрона,... нейрона и... нейрона.

11. Спинной мозг представляет тяж длиной..., расположенный в... канале и покрытый оболочками.

12. Серое вещество спинного мозга имеет вид..., в центре его расположен... канал, заполненный... жидкостью.

13. Белое вещество спинного мозга содержит нервные..., связывающие нейроны... мозга и нейроны... мозга.

14. От спинного мозга отходит... пара спинномозговых нервов.

15. В спинном мозге находятся центры многих..., он также передает импульсы от органов к... мозгу и обратно, то есть выполняет... функцию.

 

Таблица 7 – Гипо- и гиперфункция эндокринных желез

Название железы Местораспо-ложение Название гормона Влияние на рост и развитие Гипо-функция Гипер-функция
Эпифиз (шишковид-ная железа)            
Гипофиз            
Паращито-видные железы          
Щитовидная железа            
Надпочеч-ники            
Поджелудоч-ная (панкреати-ческая железа) – островки Лангенгарса          

Половые железы: яичники и семенники

           
           
Вилочковая железа (тимус)          

Задание 3. Вставьте пропущенное слово.

1. Процессы жизнеобеспечения в организме человека контролируются... системой и... железами.

2... регуляция деятельности организма осуществляется с помощью..., которые вырабатываются железами внутренней...

3. Гормоны влияют на определенные..., действуют в очень небольшой..., быстро разрушаются.

4. В полости черепа расположен..., синтезирующий..., а также управляющий функциями других желез внутренней...

5. Недостаток гормона роста приводит к..., избыток – к...

6. В области гортани расположена самая крупная эндокринная железа –..., секретирующая йодсодержащие гормоны... и...

7. Недостаток... в пище или низкая функциональная активность щитовидной железы приводит к заболеванию –...

8. На задней поверхности щитовидной железы расположены две пары... желез, регулирующих содержание солей... и...

9. На поверхности почек расположены парные..., регулирующие обмен веществ и деятельность... системы.

10. К железам смешанной секреции относятся... железа и... железы.

11. Поджелудочная железа выделяет... сок и гормон –..., регулирующий обмен... в организме.

12. Недостаток выработки инсулина приводит к повышению уровня... в крови и моче и развитию...

13... железы синтезируют гормоны, определяющие созревание организма и формирование вторичных половых признаков.


Рисунок 20 – Мужские половые органы

Задание 2. Рассмотрите рисунок 21 «Женские половые органы», подпишите основные органы.

Рисунок 21 – Женские половые органы, внутренние (а) и наружные (б).

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. В чем значение размножения?

2. Каковы отличия полового размножения от бесполого?

3. Охарактеризуйте цикл развития яйцеклетки.

4. Каким образом осуществляется взаимосвязь плода с окружающей средой?

5. Как рождаются близнецы? Какие виды близнецов существуют?

6. Перечислите факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона человека.

7. Назовите важнейшие этапы внутриутробного развития ребенка.

 

Задание 4. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Охарактеризуйте основные черты половых клеток человека.

2. Как формируется пол ребенка?

3. Опишите процесс оплодотворения и начальные стадии развития зародыша.

4. Перечислите основные функции плаценты.

5. Какие особенности эмбрионального развития доказывают общность происхождения человека и животных?

6. Что такое беременность?

7. Как происходят роды?

 


Задание 1. Исследование работоспособности в динамике урока

Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Оборудование: секундомер, набор таблиц с изображением цифр с 1 до 25.

Объект: человек

Ход работы:

1. Испытуемому поочередно предлагают пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет испытателю числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Испытуемому предъявляют первую таблицу (таблица Пример типовой таблицы для определения устойчивости внимания) со следующей инструкцией: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без инструкций.

Таблица Пример типовой таблицы для определения устойчивости внимания

5 21 23 4 25
11 2 7 13 20
24 17 9 6 18
19 1 12 8 14
16 10 3 15 22

 

Остальные четыре заготовленные таблицы делаются таким же образом, только необходимо поменять местами цифры от 1 до 25.

Форма отчетности: основным показателем будет время выполнения (с), а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.

По результатам опыта строят «кривую утомляемости», отражающую динамику устойчивости внимания и работоспособности (Рисунок График для анализа устойчивости внимания и динамики работоспособности).

 

Время, с

 


                                

 

 


N табл

Рисунок График для анализа устойчивости внимания и динамики работоспособности

 

С помощью этого теста можно вычислить еще и такой показатель, как эффективность работы (ЭР).

 

Формула расчета эффективности выполнения работы (ЭР) ЭР=(Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/5,

где Т1 – время работы с первой таблицей, Т2 – время работы со второй таблицей, Т3 – время работы с третьей таблицей, Т4 – время работы с четвертой таблицей, Т5 – время работы с пятой таблицей.

ЭР оценивают в секундах, а баллы начисляют с учетом возраста испытуемого

Таблица Оценка эффективности работы

Возраст, лет ЭР (время выполнения одной таблицы, с) Число баллов

12-13

<30 5
31-35 4
36-45 3
46-55 2
>56 1

14-15

<25 5
26-30 4
31-40 3
41-50 2
>51 1

2. Рассчитайте эффективность работы испытуемого. Сравните полученные результаты в эксперименте с табличными и сделайте вывод.

 

Задание 2. Выполните работу «Работоспособность (по В.Н. Некрасову)»

Цель: выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.

Оборудование: заготовленная схема, секундомер.

Объект: человек

Ход работы:

1. Испытуемому предлагают следующие задание: «Перед вами квадрат, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем – те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру».

Образец задания представлен в таблице ниже. Начало и окончание работы точно фиксируются экспериментатором.

 (таблица 6).

Таблица Схема для эксперимента

7 1 10 2 15 3 12   4
3   5 14   6 16   7 4   8
11   9 1   10 13   11 9   12
5   13 8     14 2     15 6     16

 

3. Форма отчетности: сравните полученные вами результаты с нормативными

Таблица Работоспособность человека

Время выполнения, с Характеристика работоспособности
Быстрее 20 Высокая
21-25 Хорошая
25-35 Средняя
36-40 Пониженная
41-50 Очень низкая

 

Задание 3. Вставьте пропущенное слово.

1. Безусловные рефлексы являются..., передаются из поколения в поколение и проявляются как... реакции на определенные... раздражители.

2. Примером безусловного рефлекса служит сужение...,... в ротовой полости и более сложные формы врожденного поведения –...

3. Рефлексы, возникающие в течение жизни, называются..., являются строго... и возникают в ответ на... раздражители.

4. Условные рефлексы лежат в основе... поведения, обеспечивающего адаптацию к окружающему миру, и сложной системы условно-рефлекторных связей в коре полушарий, формирующих... стереотип, лежащий в основе многих привычек и...

5. Со временем с условными рефлексами может произойти... или... торможение при исчезновении условного раздражителя или действии нового... рефлекса.

6. Гипотеза о рефлекторной основе деятельности... мозга принадлежит..., а создателем целостного учения об условных рефлексах является...

7. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы период активного бодрствования сменялся..., который Павлов назвал... торможением, восстанавливающим функции... системы.


 Практическая работа «Сенсорные системы (анализаторы): строение»

Сенсорные системы – системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.

Цель: изучить строение и функции сенсорных систем.

Задание 1. Рассмотрите рисунок 14 «Глазное яблоко», сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте разными цветами три оболочки глаза. Ответьте на вопросы: 1) Что такое слепое пятно? 2) Что такое центральная ямка и желтое пятно?

 

Рисунок 14 – Глазное яблоко

 

Задание 2. Рассмотрите рисунок 16 «Орган слуха», сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте разными цветами наружное, среднее и внутреннее ухо. Ответьте на вопросы: 1) Чем достигается сохранение одинакового давления воздуха на обе стороны барабанной перепонки? 2) Какие возрастные особенности можно выделить в слуховом анализаторе?

 

Рисунок 16 – Слуховой анализатор

 

Задание 3: Выполните работу «Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта)»

Цель работы: убедиться в наличии слепого пятна в месте проникновения зрительного нерва через сетчатку в глазное яблоко.

Материальное обеспечение: рисунок 19 (варианты 1-3) и линейка.

Ход работы: поместите рисунок перед глазами на расстоянии вытянутой руки, закройте один глаз и медленно приближайте рисунок к глазу. На определенном расстоянии рисунка от глаза часть рисунка выпадает из поля зрения. Измерьте это расстояние от рисунка до глаза. Объясните получаемое явление.

Вариант 1 (смотри на маленькую точку правым глазом, левый закрыт)

 

 

Вариант 2 (смотрите на большую точку в центре двух кругов левым глазом, правый закрыт)

 

Вариант 3 (смотрите на круг правым глазом, левый закрыт)

Рисунок 16 – Обнаружение слепого пятна

 

Вывод сформулируйте в соответствии с поставленной целью.

Задание 4: Выполните работу «Наблюдение костной проводимости звука»

Помимо обычной воздушной проводимости звуковых волн, возможен другой способ их передачи – непосредственно через кости черепа. Если приложить ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку, то звук слышен даже при полном поражении звукопроводящего аппарата (среднего уха). Врачи пользуются исследованием костной проводимости для диагностических целей.

Цель работы: убедиться в наличии костной проводимости звуков.

Материальное обеспечение: камертон, вата, резиновая трубка.

Ход работы:

1) Опыт Вебера.

· Ножку звучащего камертона поставить на среднюю линию головы испытуемого. Отметить, что испытуемый обоими ушами слышит.

· Повторить опыт, предварительно вложив в одно ухо ватный тампон. Оценить характер возникающих при этом ощущений (определить каким ухом – закрытым или открытым – звук воспринимается как более сильный).

2) Опыт Ринне – сравнение воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон ножкой приложить к сосцевидному отростку. Слышен звук, который постепенно ослабевает и, наконец, исчезает совсем. Как только звук перестает быть слышен, камертон переносят к уху и отмечают звуковые ощущения. Повторите этот опыт в обратной последовательности: поднесите камертон к уху, а когда звук перестанет быть слышен, приложите камертон к сосцевидному отростку.

Результаты наблюдений изложить в тетради.

Выводы сделать в соответствии с поставленной целью.

 

Задание 5. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Что общего в строении всех анализаторов? В чем значение анализаторов?

2. Назовите все защитные приспособления глаза.

3. Перечислите оболочки, составляющие глазное яблоко.

4. В чем значение зрачка? С помощью чего регулируется его работа?

5. Каковы особенности строения и функции сетчатки глаза?

6. Каких клеток в сетчатке больше, палочек или колбочек? Почему ученые выделяют три основных вида колбочек?

7. За счет чего формируется четкость изображения на сетчатке?

8. Что такое «слепое пятно»?

9. Перечислите известные вам нарушения зрения.

Задание 6. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Для чего необходимо наружное ухо?

2. Какова функция барабанной перепонки?

3. В чем значение слуховой трубы?

4. Объясните, какую функцию выполняют слуховые косточки?

5. Опишите строение и функции внутреннего уха.

6. Объясните принцип действия вестибулярного аппарата.

 

 


Практическа работа «Кровь»

Кровь – это внутренняя среда организма, состоящая из плазмы и форменных элементов крови. Кровь относится к соединительной ткани.

Цель: изучить строение и функции крови.

Задание 1. Сделайте рисунок разных видов ФЭК в тетрадь и подпишите клетки крови. Запишите функции.

Вид форменных элементов Рисунок Функция  
Эритроциты   Лейкоциты   Тромбоциты      

 

Задание 2. Используя материалы рекомендованных учебников, заполните таблицу 11 «Основные нормативы показателей крови».

Таблица 11Основные нормативы показателей крови человека

Наименование должной величины Цифровое значение должной величины и ее размерность Возрастные особенности
1 Количество крови в организме    
2 Состав плазмы: Вода Белки: А) альбумины Б) глобулины В) фибриноген Глюкоза Минеральные соли    
3 Физико-химические свойства крови: Осмотическое давление крови Осмотическое давление белков плазмы (онкотическое) Реакция крови Вязкость крови    
4 Эритроциты: Количество А) у мужчин Б) у женщин В) у детей Диаметр Общая поверхность Продолжительность жизни Скорость оседания (СОЭ): А) у мужчин Б) у женщин В) у детей    
5 Лейкоциты: Общее количество Продолжительность жизни Лейкоцитарная формула: Базофилы Эозинофилы Нейтрофилы Лимфоциты Моноциты    
6 Количество тромбоцитов Продолжительность жизни    
7 Гемоглобин Содержание: А) у мужчин Б) у женщин В) у детей Общее количество Количество кислорода, присоединяемое гемоглобином    

 

Задание 3. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

 

1. Назовите компоненты, составляющие внутреннюю среду организма. К какому видуткани они относятся?

2. В чем значение плазмы крови?

3. Охарактеризуйте основные функции крови.

4. Назовите основные черты строения и функции эритроцитов.

5. Что вы знаете о лейкоцитах и лимфоцитах?

6. Какие клетки крови обеспечивают процесс свертывания? Охарактеризуйте его подробнее. В чем его значение?

7. Что такое иммунитет? Назовите основные виды иммунитета.

8. Кем и когда были открыты группы крови человека?

9. Что такое резус-фактор?


 Практическая работа «Сердечнососудистая система»

Сердечнососудистая система образована сердцем и замкнутой сетью кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров.

Цель: изучить строение и функции сердечно-сосудистой системы.

Задание 1. Сделайте подписи к рисунку 22 «Строение сердца». Ответьте на следующие вопросы: 1) Что такое клапаны сердца, каково их функциональное назначение? 2) Какие клапаны бывают в сердце и где они располагаются? 3) Что такое перикард? 4) Перечислите как называются 3 оболочки сердца?

Рисунок 22 – Строение сердца

 

Задание 2. Проделайте лабораторную работу «Измерение артериального давления. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом»

При каждом сокращении сердца в артерии выбрасывается определенное количество крови, которое называют систолическим или ударным объемом крови (СО).

Сердце, выбрасывая кровь в аорту и легочную артерию во время систолы, создает в них давление, необходимое для продвижения крови по всему сосудистому руслу. Свободному передвижению крови по сосудам препятствует ряд факторов: сопротивление периферических сосудов, трение частиц крови о стенки сосудов.

Величина кровяного давления зависит главным образом от систолического объема крови и диаметра сосудов. В свою очередь систолический объем крови зависит от силы сокращений сердца: чем сильнее сокращение, тем больше объем выбрасываемой крови. Поэтому давление в артериях будет тем выше, чем сильнее сокращение сердца.

Величина кровяного давления тем выше, чем уже просвет сосудистого русла. Кровяное давление неодинаково в разных участках сосудистого русла. Самая большая величина кровяного давления в аорте, несколько меньше – в крупных артериях. Кровяное давление по мере удаления сосудов от сердца постепенно снижается. Его величина тем меньше, чем дальше сосуд от артериального отдела сердца и чем ближе он к венозному. В полых венах оно иногда становится даже ниже атмосферного.

Давление в артериях неодинаково в различных фазах сердечного цикла. Оно наибольшее во время систолы и называется систолическим или максимальным давлением (СД).

В состоянии покоя у взрослого человека систолического давление в плечевой артерии в среднем составляет 120 мм рт. ст. Во время диастолы давление крови наименьшее, оно называется диастолическим или минимальным давлением (ДД). В среднем в плечевой артерии оно составляет 70 мм рт. ст.

Разница между систолическим и диастолическим давлением получила название пульсового давления. Оно является важным показателем функционального состояния ССС.

У человека можно определять величину систолического и диастолического давления методом Короткова при помощи ртутного или пружинного манометра.

Зная величину систолического (СД), диастолического (ДД) и пульсового (ПД) давления крови, частоту сердечных сокращений (ЧСС), можно по формуле рассчитать величину систолического (СО) и минутного (МОК) объемов крови у человека.

1) Измерение артериального давления методом Короткова

Ознакомьтесь с устройством прибора, применяемого для измерения кровяного давления. Обнажите левую руку испытуемого. Оберните манжету плотно вокруг середины плеча испытуемого так, чтобы ее нижний край находился на 2.5-3 см выше локтевого сгиба. В области локтевого сгиба на лучевой артерии установите фонендоскоп. Нагнетайте воздух в манжету до тех пор, пока манометр покажет 160-180 мм рт.ст. (до полного исчезновения пульса).

Медленно выпускайте воздух из манжеты. Снижая давление в манжете, внимательно прослушивайте фонендоскопом пульс и при появлении первого звука зафиксируйте показание манометра. Это будет величина максимального (систолического) давления, т.е. в этот момент только во время систолы кровь проталкивается через сдавленный участок сосуда. Продолжайте прослушивать пульсовые толчки. Они постепенно затухают, и в момент полного исчезновения звука снова зафиксируйте показания манометра. Эта величина соответствует минимальному (диастолическому) давлению. В это время давление в манжете равно диастолическому и кровь бесшумно начинает протекать под манжетой не только во время систолы, но и во время диастолы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.187 с.)