Тема 2. Акцентологические нормы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Акцентологические нормы



КУЛЬТУРА РЕЧИ

Акцентологические диктанты

1. Венцом творения в христианском вероисповедании назван человек. Углубленное изучение Библии позволяет нам понять феномен новорожденного Христа. В яслях из досок родился духовный учитель человечества. Его в дальнейшем стали называть Иисусом Назарянином, по названию местности. Никому не удалось составить каталог его проповедей. Иисус вел не оседлый образ жизни, а постоянно странствовал. В начале своего пути он имел мизерное количество учеников, многие считали его учение аферой, но по его заповедям мы живем до сих пор.

2. Сотрудник маркетингового центра Ирина Кузьминична поехала заключать договор о поставке товаров по оптовым ценам. Ей пришлось объезжать целый квартал на своем автомобиле из-за случившейся на АЗС аварии – прорвало нефтепровод. После заключения успешной сделки Ирина Кузьминична отправилась в салон красоты. Листая каталог, она обратила внимание на асимметрию
в интерьере холла. Парикмахер мастерски сделал женщине прическу за несколько минут. Потом Ирина Кузьминична направилась в магазин «Детский мир», чтобы приобрести подарок новорожденному, но там работал только подростковый отдел. Забежав в кулинарию, где продавали торты, она выбрала тот, что красивее, с арахисом и грейпфрутом, и поехала к своей подруге Ольге Ильиничне. Приятельницы, обсуждая семейные проблемы, сели за трапезу. Приготовленный хозяйкой творог с изюмом очень понравился гостье. Она похвалила и салат из свеклы. Истекший августовский день, половину которого Ирина Кузьминична провела у подруги, грозил тем, что завтра будет много работы.


 

3. Читайте по ролям диалог.

- Здравствуй, дорогая!

- Добрый день, милая!

- Ах, как это тебе удалось так сильно похудеть?! Ты посещаешь шейпинг-клуб?

- Что ты! Моя мизерная стипендия не позволяет мне посещать эти дорогие клубы. Просто теперь по дороге из университета домой я не заглядываю
в кулинарию и больше не покупаю тортов и кексов, а в гастрономии предпочитаю дорогому мясу творог и кету, в которых гораздо меньше жиров и калорий. Получается двойная выгода: и деньги сэкономлены, и фигура в порядке.

- Мастерски ты управляешься со своими проблемами!

- А как у тебя дела? Куда ты направляешься?

- Я еду в колледж оформлять договор на обучение на курсах маркетинга. А потом загляну в пиццерию. К счастью, вопросы финансового обеспечения меня не касаются. Ими занимаются мои родители. Ну, пока, дорогая!

- Счастливо, милая!

Упражнение 8. Составьте список 30–40 слов вашей специальности, в которых можно допустить акцентологические ошибки.

На основе изученных на занятии и подобранных вами слов составьте акцентологический диктант для студентов вашего направления подготовки.

Упражнение 9. Предложите способы профилактики отступлений от акцентологических норм в речи обучающихся.


Тема 3. Орфоэпические нормы

Упражнение 1. Согласны ли вы с приведенным ниже мнением известного специалиста в области культуры русской речи К. С. Горбачевича? Свое мнение обоснуйте и подтвердите примерами из вашего жизненного или читательского опыта.

 

«Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией. Между тем, наряду с высоко поднятым сейчас престижем орфографии, у нас наблюдается если не безразличное, то чересчур снисходительное отношение к нарушениям орфоэпических (т. е. произносительных) норм. Человек, написавший, скажем, што вместо что, подвергается осуждению (вплоть до административных санкций). В то же время произнесение что вместо рекомендуемого орфоэпией што не вызывает, как правило, серьезного общественного порицания.

Упражнение 2. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой. Охарактеризуйте замеченные расхождения между написанием
и произношением слов.

Трава, кладу, дошёл, взяла, рябина, яйцо, ночевать, щадить, очарован, счастливый, демократия, лояльный, оазис, отель, Вольтер, адажио, фонетика, анданте.

 

Упражнение 3. Какой звук – [э] или [о] – произносится под ударением
в данных словах? Распределите слова в два столбика.

Афера, бытие, житие, желчь, житье-бытье, береста, головешка, двоеженец, двоеженство, истекший год, леска, маркер, оседлый, осужденный, хребет, свекла.

 

Упражнение 4. Составьте предложения с приведёнными словами и охарактеризуйте их сочетаемость.

Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, погруженный – погружённый, крестный – крёстный, оглашенный – оглашённый, падеж – падёж, совершенный – совершённый.

Упражнение 5. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится перед Е.

Агрессия, артерия, атеист,академия, бассейн, берет, брюнет, генезис, декан, детектив,интервал, латте, прогресс, рейтинг, синтетика,стратегия.

 

Упражнение 6. Прочитайте следующие слова правильно.

Беспрецедентный, будущий, дерматин, дикобраз, здравствуйте, известный, интендант, инцидент, конкурентоспособный, компрометировать, почерк, прецедент, поскользнуться, светопреставление, следующий, чувства, яства.

 

Упражнение 7. Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов. Объясните значение выделенных слов, составьте с ними предложения.

Скурпулезный, архирей, юрист-консульт, экскалация, комфорка, мукулатура, тубаретка, электрофикация, битон, константировать, инциалы, конкурентноспособный, черезвычайный, учереждение, будующий.

 

Упражнение 8. Прочтите статью Р. В. Зеленой «Поговорим о том, как мы говорим». О каких характерных для современной разговорной речи особенностях говорит известная актриса? Приведите собственные примеры аналогичных ошибок в речи современников.

 

Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова. Потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях,
в разговоре, были мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произношение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сапщене, сображене, запарк, наборот, ваще, почеркнул, каса, кацу (к отцу), подержал кандидатуру, они уже прибрели навыки и т.д.

Отдельные «исказители» идут еще дальше, «для скорости» выбрасывая уже целые слоги: вместо «пятьдесят-шестьдесят» говорят писят-шисят. Или: «Послушайте ститворение Фета» Объявляют: обедненный (объединенный) хор; обедненные нации; арктура (архитектура); кимография (кинематография) и т. д.

Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. Нет, не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это особенно угнетает. Небрежность.

…Я кричу: Послушайте! Неужели, чтобы сэкономить время, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные?…Да, эти сдвоенные звуки не нужно выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой скороговорке, как бы мы ни торопились. Может быть, подобное произношение экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.

Сколько любви к родному языку в словах великих наших мастеров: Л.Толстого, Гоголя, Тургенева, Даля! Сколько уважения к нашей прекрасной речи! Какая тревога за нее! И все-таки люди идут в филял тятра, в запарк, едут на арадром, у них развивается выбражене, появляются сображеня. Надо произнести все это вслух, чтобы услышать, как это некрасиво, безобразно звучит. Конечно, эти гласные произносятся не так, как пишутся, и два о переходят почти всегда в редуцированные а, но они остаются в речи, в ее ритме. И силы
у нас всегда «вооруженные», а не воруженные. И «Спартак» «выиграл» два «матча», а не выграл два мача.

Теперь речь пойдет об ударении… Тут уж мы распоясались вовсю. Каждый придумывает, что хочет: д а ла, вз я ла, вы не прав ы, теперь прибавилось пон я ла, зан я ла и т. д.

…Как говорить: зеркало или зэркало? Даже удивительно. Да, на юге и в Одессе говорят: зэркало, шинэль, пионэр, тарэлочка

Проверяйте себя! Не поддавайтесь примеру окружающих! Помните, что кругом – дети. Уж они-то подхватят любое искажение и понесут дальше бант ы и торт ы.

И вот вам мое слово: русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна.

 

Упражнение 9. Прочтите реплики Цветочницы и профессора Хиггинса пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Что именно в ее речи производит такое сильное впечатление на специалиста по фонетике? Какое представление о культуре речи Цветочницы создается у вас?

ЦВЕТОЧНИЦА: Ты что, очумел, Фредди? Не видишь, куда прешь!..
А еще называется образованный! Все мои фиялочки перемял. – Ага, так это ваш сынок? Хороша мамаша! Воспитала бы сына как положено, так он бы побоялся цветы у бедной девушки изгадить, а потом смыться и денег не заплатить. Вот вы теперь и гоните монету! – А чего мне вас обманывать? Ну, Фредди, Чарли – не все одно? Надо же из вежливости как-то назвать человека. – Раз опять припустил (дождь), значит, конец видать. Не огорчайтесь, кэптен, купите лучше букетик у бедной девушки... Нет у него таких правов, чтобы лезть в чужие дела. Чего он ко мне пристал?... Нет у него таких правов, чтобы забрать мой патент. Мне нужен патент, как и всякой леди... бедная ты девушка! И так тебе жизни нет, а тут еще каждый цепляется да надсмехается.... Я имею право тут сидеть, как и вы.

XИГГИНС: Женщина, издающая такие убогие и омерзительные звуки, не имеет права сидеть где бы то ни было. Она вообще не имеет права жить. Не забывайте, что вы человеческое существо, наделенное душой и божественным даром членораздельной речи. Ваш родной язык – язык Шекспира, Мильтона
и Библии. А вы тут сидите и квакаете, как простуженная лягушка.


Тема 4. Лексические нормы

Типы лексических недочётов

Упражнение 1. Рассмотрите предложения, назовите тип недочета для каждой группы. Отредактируйте предложения.

1. __________________________________________________________
Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде. Одним из важнейших факторов хорошего юриста является грамотность.

2. __________________________________________________________
Сейчас распространяется много порочных сведений об известных людях. Он руководствовался гуманитарными побуждениями. Иванов понял, что стал косным виновником гибели товарища. Свидетель сознался, что подменил пробирки и поместил болезненные бактерии на стол лаборанта Петрова.

3. __________________________________________________________
Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект. Генпрокуратура сочла необходимым включить его в список обвиняемых на эту тему. Он преступил все доступные нормы. Мы навели нужные контакты. Обвиняемый при этом испытывал совсем другие мысли.

4. __________________________________________________________
Юбиляра тепло поздравили все коллеги по работе. Заказчик обязан точно указать габаритные размеры мебели. В нашем отделе открылись три свободные вакансии.

5. __________________________________________________________
Он всегда находит выход из любой ситуации. Иванов подружился с друзьями в тюрьме. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

6. ___________________________________________________________
Недавно я прочитал интересную книгу. Эта книга называется… Если у вас есть вопросы относительно политики фирмы по этому вопросу, обратитесь к юристу.

7. __________________________________________________________
Само название уже говорит. Меня до глубины волнует этот вопрос. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.

8. __________________________________________________________
На полке лежали отобранные дела. Снабженец выбил у завхоза все стёкла. Доктор решил оставить это лекарство. Проблемам защиты авторских прав посвящена настоящая статья. Независимое агентство выяснило, насколько жители России верят в силу своего голоса.

9. __________________________________________________________
Эти события давно канули в лета. Не мудрствуя долго, приведу цитату из показаний гражданина Сидорова. Хотелось бы, чтобы эти факты не прошли мимо внимания присяжных. Необходимо уделить самое серьёзное значение борьбе
с преступностью. У них всё было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не заметил.

10. ___________________________________________________________
На семейное мероприятие в честь Дня рождения девочки было приглашено много гостей. Петров был слишком хлипкий, и комиссия не пропустила дохляка. Защитник представил нам потрясающие улики.

 

Упражнение 2. Максимально сократите предложение, сохранив все необходимые смысловые компоненты.

Мы будем применять методику, направленную на обеспечение интерактивного обучения и вовлечения всех участников в процесс путем использования примеров, вопросов, связанных с практической деятельностью, и сравнительных тестов для пользователей в целях их самостоятельной оценки достигнутого уровня знаний (36 слов).

Порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос
о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною
в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.

Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.

 

Упражнение 5. Прочтите фрагмент «Штампы, штампы, штампы» из книги Л. В. Успенского «Культура речи». Определите, что такое штампы и какую роль они играют в речи. Приведите свои примеры штампов.

Штампами мы зовем разные приборы, неизменные по форме и дающие множество одинаковых отпечатков.

У языко- и литературоведов «штамп» – оборот речи или словечко, бывшее когда-то новеньким и блестящим, как только что выпущенная монета, а затем - повторенное сто тысяч раз и ставшее захватанным, «как стертый пятак». Слово «мороз» – отличное русское слово. Выражение «мороз крепчает», казалось бы, нельзя ни в чем упрекнуть. Но вот у А. Чехова провинциальная дамочка от нечего делать пишет скучнейшие романы: чаще всего они начинаются так: «Мороз крепчал».

Читатели Чехова встречали столько произведений, начинавшихся с «мороз крепчал», что им из этих двух слов сразу же делалась ясной бездарность губернской «интеллектуалки»: она и думала и писала «штампами».

Прошло сто лет, но и сегодня мы грешим по этой части. Кто-то, чуть ли не А. Н. Толстой, уронил где-то выражение: «ее широко распахнувшиеся глаза», и оно показалось читателям выразительным. А теперь в моей картотеке 33 карточки с «распахнутыми глазами»; видеть это сочетание слов стало так же неприятно, как грызть таблетку сахарина.

 

Самостоятельная работа

Управление

Упражнение 1. Подумайте, какими формами управляют данные слова? Задайте вопросы, составьте словосочетания.

Доверять – доверие, идентичный – сходный, начать – приступить, одевать – надевать, обращать внимание – уделять внимание, ручаться – гарантировать, уверенность – вера, опираться – базироваться, удивляться – удивлён, предостеречь – предупредить.

 

Упражнение 2. Поставьте слово в скобках в нужную форму.

1. Мои выводы основываются (многолетние наблюдения). 2. На следующем заседании мы сделаем отчет (проделанная работа). 3. (Учащиеся) обеспечили (необходимые пособия). 4. Напомните нам (случившееся). 5. Я люблю бывать на природе и всегда поражаюсь (её красота и величие). 6. Мы поражаемся (ваша настойчивость). 7. Работа свидетельствует (эрудиция автора). 8. Антон свидетельствовал (моя подпись).

 

Упражнение 3. Исправьте ошибки, объясните.

1. Нигде не разъясняется о сроках сдачи документов. 2. Она подписала контракт о выпуске пяти альбомов.3. Мы не имеем средств для оплаты материалов. 4. Он врезался в дерево в результате выскочившей на дорогу кошки.
5. Командующий вооружённых сил вчера был отстранён от должности. 6. Качество продукта отвечает по самым высоким требованиям. 7. При строительстве водопровода учитывалась потребность воды для хозяйственных нужд. 8. Мама очень просила и советовала ему быть осторожным. 9. Наша цель – рассмотреть и убедить вас в полезности зарядки.

Порядок слов

Упражнение 9. Исправьте ошибки, мотивируйте ответ.

1. Учащиеся школы охотно помогали взрослым во время каникул на полях и фермах колхоза. 2. Возобновление игры производится после остановки её ударом по мячу по команде судьи. 3. Каждая из сторон имеет право прекратить действие договора, уведомив не менее чем за 20 рабочих дней другую сторону в письменном виде. 4. Разрешить акционерному обществу открытого типа
«Санаторий им. Чкалова» котельную и трансформаторную подстанцию на поляне им. Фрунзе со всеми видами инженерных сетей в объеме проекта ввести
в эксплуатацию.

 

Самостоятельная работа

Определите тип недочёта, отредактируйте.

1. Я люблю бананы, субботу и гимнастику. 2. Он выходит из дому; остановившись у подъезда, осмотрелся и сел в машину. 3. Весь мир напряженно следит за происходящими событиями в Югославии. 4. Прочитав эту статью,
у некоторых вовремя откроются глаза. 5.В комнате, возле печки, стояла девушка: она была жарко натоплена. 6. Согласно приказу администрации, выходные дни будут перенесены. 7. На конференции состоялся обмен мнений.
8. Я знаю, что ты уверен, что русский язык нужно знать лучше, но я думаю, что английский сейчас важнее. 9. По завершению интенсивного курса обучения выдается свидетельство. 10. Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. 11. Большинство студентов посетили занятия и улучшили свои знания.


Самостоятельная работа

Напишите мини-сочинение по одному из афоризмов, предложенных
в приложении 2.

Поменяйтесь работами с однокурсником, проверьте их друг у друга. Сделайте вывод о наличии в работе таких качеств, как правильность, точность, логичность, богатство и выразительность.

 

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Тема 2. Акцентологические нормы

Свойства русского ударения: –нефиксированность; –подвижность.   Обусловленность русского ударения: –генетическая; –словообразовательная; –морфологическая.

Упражнение 1. Расставьте ударение в словах. Сформулируйте правила постановки ударения.

Идеал, генерал, квартал, маршал.

Ходатай, ходатайство, глашатай, соглядатай.

Пылесос, водопровод, нефтепровод, электропровод.

Легкий – облегчить, простой – упростить, глубокий – углубить.

Ведать – исповедать – исповедание, сосредоточить – сосредоточение, обеспечить – обеспечение.

Кормить – кормление, мыслить – мышление.

Зевать – зевота, дремать – дремота, ломать – ломота, полный – полнота, скучный – скукота, немой – немота.

 

Упражнение 2. Образуйте краткие формы имен прилагательных по образцу. Правильно поставьте ударение в них, отметьте случаи колебания нормы. Сформулируйте правило постановки ударения в таких формах.

Блéдный – блéден, блéдно, блéдны, бледнá; белый – …; близкий – …;бедный – …; быстрый – …; верный – …; веселый – …; глубокий – …;глупый – …; гневный – …; горький – …; грубый – …; дерзкий – …; добрый – …; дорогой – …; живой – …; красный – …; крепкий – …; малый – …; молодой – …; мягкий – …; низкий – …; правый – …

Упражнение 3. Образуйте формы прошедшего времени глаголов по образцу. Поставьте ударение в полученных глагольных формах. Сформулируйте правило постановки ударения в подобных формах.

Звáть – звáл, звáло, звáли, звалá; брать – …; гнать – …; дать – …; задать – …; занять – …; начать – …; начаться – …; отнять – …; понять – …; принять – …; снять – …; создать – …

Упражнение 4. Поставьте ударение в глагольных формах (причастиях). Сформулируйте правило постановки ударения в подобных формах.

Начáть – начáвший, нáчатый, нáчат, нáчато, нáчаты, начатá; взять – взявший, взятый, взят, взято, взяты, взята; занять – занявший, занятый, занят, занято, заняты, занята; отнять – отнявший, отнятый, отнят, отнято, отняты, отнята; поднять – поднявший, поднятый, поднят, поднято, подняты, поднята; понять – понявший, понятый, понят, понято, поняты, понята; принять – принявший, принятый, принят, принято, приняты, принята; развить – развивший, развитый, развит, развито, развиты, развита.

Упражнение 5. Расставьте ударение в словах. При выполнении задания пользуйтесь словарём ударений или орфоэпическим словарём русского языка. Подчеркните слова, постановка ударения в которых объясняется изученными на занятии закономерностями.

Агентство, апартаменты, апостроф, арахис, асимметрия, баловать, блюда, бюрократия, в аэропортах, валовой, вероисповедание, взашей, включат, включишь, во-первых, газопровод, генезис, гербовый, гофрированный, грейпфрут, нет гуляша, деньгам, диспансер, до скольких, добыча, добытые, договор, донельзя, досуг, документ, допризывник, древко, дремота, духовник, еретик, жалюзи, жерло, завидно, задолго, закупорить, я занята, звонят, знамение, зубчатый, иконопись, искра, исконно, испокон, камбала, каталог, кашлянуть, квартал, километр, копировать, красивее, кремень, лассо, маркетинг, маркетинговый, мастерски, менеджмент, мышление, на пальцах, надвое, намерение, нанялся, что за напасть (сущ.), начался, не правы, недуг, нефтепровод, новорождённый, нормированный, норовистый, обеспечение, обобщить, ободрить, оптовый, осведомиться, отозвала, пальцами, передано, пиала, пломбировать, повторят, подняты, позвонит, положить, цель понята, задание понято, поутру, предвосхитить, предложить, принудить, простыня, мысль развита, расположить, решат, роженица, свёкла, свекольный, симметрия, созыв, сорвала, сосредоточение, стиральный, столяр, сумерничать, таможня, танцовщик, танцовщица, торты, тотчас, (в) туфлях, украинский, упростить, усугубить, факсимиле, феномен, флюорография, ходатай, ходатайство, холёный, христианин, цемент, щекотно, эксперт, нет яслей.

Упражнение 6. Произнесите книжные и устаревшие слова, обратите внимание на ударения в них. Значение незнакомых слов проверьте по толковому словарю.

Ни за какие бла́га мира, бла́говест, благосты́ня, булава́, верте́п, тайная ве́черя, все́нощная, епитимья́, жерло́, за́умь, зау́треня, зво́нница, игу́мен, и́конопись, и́нокиня, искони́, кли́рос, моло́х войны, мы́тарь, мыта́рство, огни́во, о́стов, отрокови́ца, при́чет, просвира́, псало́м, пу́стынь, пу́рпур, ре́крут, согбе́нный, сте́нопись, стиха́рь, стори́цей, тра́пеза, хра́мина, щегольство́, яре́м.

Упражнение 7. Прочитайте, обратите внимание на правильную постановку ударения в словах.

Акцентологические диктанты

1. Венцом творения в христианском вероисповедании назван человек. Углубленное изучение Библии позволяет нам понять феномен новорожденного Христа. В яслях из досок родился духовный учитель человечества. Его в дальнейшем стали называть Иисусом Назарянином, по названию местности. Никому не удалось составить каталог его проповедей. Иисус вел не оседлый образ жизни, а постоянно странствовал. В начале своего пути он имел мизерное количество учеников, многие считали его учение аферой, но по его заповедям мы живем до сих пор.

2. Сотрудник маркетингового центра Ирина Кузьминична поехала заключать договор о поставке товаров по оптовым ценам. Ей пришлось объезжать целый квартал на своем автомобиле из-за случившейся на АЗС аварии – прорвало нефтепровод. После заключения успешной сделки Ирина Кузьминична отправилась в салон красоты. Листая каталог, она обратила внимание на асимметрию
в интерьере холла. Парикмахер мастерски сделал женщине прическу за несколько минут. Потом Ирина Кузьминична направилась в магазин «Детский мир», чтобы приобрести подарок новорожденному, но там работал только подростковый отдел. Забежав в кулинарию, где продавали торты, она выбрала тот, что красивее, с арахисом и грейпфрутом, и поехала к своей подруге Ольге Ильиничне. Приятельницы, обсуждая семейные проблемы, сели за трапезу. Приготовленный хозяйкой творог с изюмом очень понравился гостье. Она похвалила и салат из свеклы. Истекший августовский день, половину которого Ирина Кузьминична провела у подруги, грозил тем, что завтра будет много работы.


 

3. Читайте по ролям диалог.

- Здравствуй, дорогая!

- Добрый день, милая!

- Ах, как это тебе удалось так сильно похудеть?! Ты посещаешь шейпинг-клуб?

- Что ты! Моя мизерная стипендия не позволяет мне посещать эти дорогие клубы. Просто теперь по дороге из университета домой я не заглядываю
в кулинарию и больше не покупаю тортов и кексов, а в гастрономии предпочитаю дорогому мясу творог и кету, в которых гораздо меньше жиров и калорий. Получается двойная выгода: и деньги сэкономлены, и фигура в порядке.

- Мастерски ты управляешься со своими проблемами!

- А как у тебя дела? Куда ты направляешься?

- Я еду в колледж оформлять договор на обучение на курсах маркетинга. А потом загляну в пиццерию. К счастью, вопросы финансового обеспечения меня не касаются. Ими занимаются мои родители. Ну, пока, дорогая!

- Счастливо, милая!

Упражнение 8. Составьте список 30–40 слов вашей специальности, в которых можно допустить акцентологические ошибки.

На основе изученных на занятии и подобранных вами слов составьте акцентологический диктант для студентов вашего направления подготовки.

Упражнение 9. Предложите способы профилактики отступлений от акцентологических норм в речи обучающихся.


Тема 3. Орфоэпические нормы

Упражнение 1. Согласны ли вы с приведенным ниже мнением известного специалиста в области культуры русской речи К. С. Горбачевича? Свое мнение обоснуйте и подтвердите примерами из вашего жизненного или читательского опыта.

 

«Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией. Между тем, наряду с высоко поднятым сейчас престижем орфографии, у нас наблюдается если не безразличное, то чересчур снисходительное отношение к нарушениям орфоэпических (т. е. произносительных) норм. Человек, написавший, скажем, што вместо что, подвергается осуждению (вплоть до административных санкций). В то же время произнесение что вместо рекомендуемого орфоэпией што не вызывает, как правило, серьезного общественного порицания.

Упражнение 2. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой. Охарактеризуйте замеченные расхождения между написанием
и произношением слов.

Трава, кладу, дошёл, взяла, рябина, яйцо, ночевать, щадить, очарован, счастливый, демократия, лояльный, оазис, отель, Вольтер, адажио, фонетика, анданте.

 

Упражнение 3. Какой звук – [э] или [о] – произносится под ударением
в данных словах? Распределите слова в два столбика.

Афера, бытие, житие, желчь, житье-бытье, береста, головешка, двоеженец, двоеженство, истекший год, леска, маркер, оседлый, осужденный, хребет, свекла.

 

Упражнение 4. Составьте предложения с приведёнными словами и охарактеризуйте их сочетаемость.

Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, погруженный – погружённый, крестный – крёстный, оглашенный – оглашённый, падеж – падёж, совершенный – совершённый.

Упражнение 5. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится перед Е.

Агрессия, артерия, атеист,академия, бассейн, берет, брюнет, генезис, декан, детектив,интервал, латте, прогресс, рейтинг, синтетика,стратегия.

 

Упражнение 6. Прочитайте следующие слова правильно.

Беспрецедентный, будущий, дерматин, дикобраз, здравствуйте, известный, интендант, инцидент, конкурентоспособный, компрометировать, почерк, прецедент, поскользнуться, светопреставление, следующий, чувства, яства.

 

Упражнение 7. Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов. Объясните значение выделенных слов, составьте с ними предложения.

Скурпулезный, архирей, юрист-консульт, экскалация, комфорка, мукулатура, тубаретка, электрофикация, битон, константировать, инциалы, конкурентноспособный, черезвычайный, учереждение, будующий.

 

Упражнение 8. Прочтите статью Р. В. Зеленой «Поговорим о том, как мы говорим». О каких характерных для современной разговорной речи особенностях говорит известная актриса? Приведите собственные примеры аналогичных ошибок в речи современников.

 

Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова. Потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях,
в разговоре, были мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произношение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сапщене, сображене, запарк, наборот, ваще, почеркнул, каса, кацу (к отцу), подержал кандидатуру, они уже прибрели навыки и т.д.

Отдельные «исказители» идут еще дальше, «для скорости» выбрасывая уже целые слоги: вместо «пятьдесят-шестьдесят» говорят писят-шисят. Или: «Послушайте ститворение Фета» Объявляют: обедненный (объединенный) хор; обедненные нации; арктура (архитектура); кимография (кинематография) и т. д.

Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. Нет, не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это особенно угнетает. Небрежность.

…Я кричу: Послушайте! Неужели, чтобы сэкономить время, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные?…Да, эти сдвоенные звуки не нужно выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой скороговорке, как бы мы ни торопились. Может быть, подобное произношение экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.

Сколько любви к родному языку в словах великих наших мастеров: Л.Толстого, Гоголя, Тургенева, Даля! Сколько уважения к нашей прекрасной речи! Какая тревога за нее! И все-таки люди идут в филял тятра, в запарк, едут на арадром, у них развивается выбражене, появляются сображеня. Надо произнести все это вслух, чтобы услышать, как это некрасиво, безобразно звучит. Конечно, эти гласные произносятся не так, как пишутся, и два о переходят почти всегда в редуцированные а, но они остаются в речи, в ее ритме. И силы
у нас всегда «вооруженные», а не воруженные. И «Спартак» «выиграл» два «матча», а не выграл два мача.

Теперь речь пойдет об ударении… Тут уж мы распоясались вовсю. Каждый придумывает, что хочет: д а ла, вз я ла, вы не прав ы, теперь прибавилось пон я ла, зан я ла и т. д.

…Как говорить: зеркало или зэркало? Даже удивительно. Да, на юге и в Одессе говорят: зэркало, шинэль, пионэр, тарэлочка

Проверяйте себя! Не поддавайтесь примеру окружающих! Помните, что кругом – дети. Уж они-то подхватят любое искажение и понесут дальше бант ы и торт ы.

И вот вам мое слово: русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна.

 

Упражнение 9. Прочтите реплики Цветочницы и профессора Хиггинса пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Что именно в ее речи производит такое сильное впечатление на специалиста по фонетике? Какое представление о культуре речи Цветочницы создается у вас?

ЦВЕТОЧНИЦА: Ты что, очумел, Фредди? Не видишь, куда прешь!..
А еще называется образованный! Все мои фиялочки перемял. – Ага, так это ваш сынок? Хороша мамаша! Воспитала бы сына как положено, так он бы побоялся цветы у бедной девушки изгадить, а потом смыться и денег не заплатить. Вот вы теперь и гоните монету! – А чего мне вас обманывать? Ну, Фредди, Чарли – не все одно? Надо же из вежливости как-то назвать человека. – Раз опять припустил (дождь), значит, конец видать. Не огорчайтесь, кэптен, купите лучше букетик у бедной девушки... Нет у него таких правов, чтобы лезть в чужие дела. Чего он ко мне пристал?... Нет у него таких правов, чтобы забрать мой патент. Мне нужен патент, как и всякой леди... бедная ты девушка! И так тебе жизни нет, а тут еще каждый цепляется да надсмехается.... Я имею право тут сидеть, как и вы.

XИГГИНС: Женщина, издающая такие убогие и омерзительные звуки, не имеет права сидеть где бы то ни было. Она вообще не имеет права жить. Не забывайте, что вы человеческое существо, наделенное душой и божественным даром членораздельной речи. Ваш родной язык – язык Шекспира, Мильтона
и Библии. А вы тут сидите и квакаете, как простуженная лягушка.


Тема 4. Лексические нормы

Типы лексических недочётов

Упражнение 1. Рассмотрите предложения, назовите тип недочета для каждой группы. Отредактируйте предложения.

1. __________________________________________________________
Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде. Одним из важнейших факторов хорошего юриста является грамотность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.140.12 (0.14 с.)