Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде



В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм. Поскольку фирма может изменить все свои параметры, то она стремится расширить производство, снижая средние издержки.

В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются (см. переход от АТС1 к АТС2 на рис. 35.) при убывающей производительности — растут (переход от АТС3 к АТС4).

 

           0   М    М1                              Количество Х

Рис. 35. Средние совокупные издержки в долгосрочном периоде

 

Соединив точки минимума АТС1, АТС2, АТС3,..., АТСn, получим средние совокупные издержки в долгосрочном периоде АТСL.

Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгосрочных средних издержек имеет значительный отрицательный наклон; если имеет место постоянная отдача от роста масштаба, то она горизонтальна; наконец, в случае увеличения издержек от роста масштабов производства кривая устремляется вверх (см. рис. 36 а). В разных отраслях это происходит по-разному (см. рис. 36 б, в).

Рис. 36. Различные типы кривых долгосрочных средних общих издержек

 

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными (см. рис. 37).


 

 

Рис. 37. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долгосрочном периоде совершенно эластична

 

Однако в большинстве отраслей дополнительный спрос на ресурс вызывает рост его цены (рис. 38.).

 

 

Рис. 38. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долгосрочном периоде является восходящей

 

Наконец, бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благо­даря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены ресурса (читатель, надеемся, без труда сможет построить аналогичный график самостоятельно).

Подведем итоги. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис. 39.) максимум прибыли достигается тогда когда выполняется равенство:

 

MR = MC = P = AC          (26)

 

Рис. 39. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

Его экономический смысл станет ясен после сравнения совершенно конкурентного рынка с рынком, где условия совершенной конкуренции в большей или меньшей степени нарушаются. Но об этом мы расскажем в следующей теме.

Материалы для самостоятельной работы

 

Контрольные вопросы (для самопроверки):

1. Дайте определение чисто конкурентного рынка.

2. Что такое однородный товар?

3. Сформулируйте правило максимизации прибыли.

4. Дайте определение предельной фирмы.

5. Дайте определение запредельной фирмы.

 

Тестовые задания

 

Группа фирм производящих одинаковую или, в крайнем случае, подобную продукцию - это:

1. предприятие

2. (!) отрасль

3. фирма

4. цех

 

Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для:

1. (!) рынка зерна

2. рынка легковых автомобилей

3. рынка услуг преподавателей

4. рынка карандашей

 

Рынок красных гвоздик, скорее всего, будет являться:

1. монополией

2. (!) свободно конкурентным рынком

3. монополистической конкуренцией

4. картелем

 

Фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сокращает предложение своей продукции. Это:

1. 1.приведет к снижению рыночной цены продукта

2. (!) не окажет никакого влияния на рынок

3. приведет к росту рыночной цены продукта

4. сократит рыночное предложение и повысит рыночную цену продукта

 

Больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции рынок:

1. стали

2. (!) акций и облигаций

3. услуг парикмахерских

4. автомобилей

 

Более всего приближается к условиям совершенной конкуренции:

1. рынок нефти

2. рынок электроэнергии

3. (!) рынок зерна

4. рынок услуг кафе

 

Контроль над ценой отсутствует в модели:

1. чистая монополия

2. монополистическая конкуренция

3. (!) чистая конкуренция

4. олигополия

 

Предельный доход равен цене товара для производителя, действующего в условиях:

1. монополистической конкуренции

2. чистой монополии

3.  олигополии

4. (!) совершенной конкуренции

 

Понятие «совершенная конкуренция» характеризуется:

1. (!) свободным входом на данный рынок и выходом с него

2. неполной информацией о рынке продавцов и покупателей

3. возможностью продавцов и покупателей воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке

4. наличием нескольких фирм, выпускающих однородные товары

 

Если фирма является совершенным конкурентом, то в состоянии краткосрочного равновесия у нее:

1. АТС = Р

2. AVC = P

3. P > MC

4. (!) P = MC

 

Совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при условии:

1. обеспечения наименьших издержек производства

2. (!) равенства значений ее предельных издержек производства рыночной цене производимого продукта

3. реализации максимального объема продукции

4. обеспечении максимальной прибыли на единицу продукции

 

К недостаткам совершенной конкуренции можно отнести:

1. отсутствие сговора продавцов

2. небольшой объём производства отдельной фирмы

3. (!) отсутствие механизма защиты окружающей среды

4. неэффективное использование ресурсов в процессе общественного производства

 

Модель рынка совершенной конкуренции демонстрирует действие механизма _______________ конкуренции.

1. межотраслевой

2. (!) внутриотраслевой

3. ценовой

4. неценовой

 

Фирма никоим образом не может повлиять на цену, если она действует в условиях:

1. (!) совершенной конкуренции

2. монополистической конкуренции

3. олигополии

4. монопсонии

 

В каком из данных случаев предложение происходило на совершенно конкурентном рынке:

1. марочный бензин на заправочной станции, расположенной на автобазе

2. гостиница в маленьком городе

3. (!) хлопок определенного стандарта на товарной бирже

4. киоск, установленный директором на территории завода

Свобода входа и выхода с рынка характерна только для:

1. монополии

2. совершенной конкуренции

3. монополистической конкуренции

4. (!) совершенной и монополистической конкуренции

 

Рынок монополистической конкуренции схож с рынком совершенной конкуренции в том, что:

1. на рынке действуют только небольшие фирмы

2. (!) рынки характеризуются отсутствием барьеров входа

3. фирмы не могут вытеснить своих конкурентов

4. долгосрочное равновесие фирмы достигается при минимальных издержках

 


ТЕМА 7. МОНОПОЛИЯ

Характерные черты монополии

 

1) Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» - продаю) является противоположностью совершенной конкуренции. Монополия имеет место в том случае, когда одна фирма является единственным производителем данного товара в отрасли. В этом случае понятия "фирма" и "отрасль" тождественны. Важно заметить, что, как и совершенная конкуренция, монополия не встречается на практике и может рассматриваться как ещё одна чисто абстрактная модель рынка.

2) У продукта, который выпускается в условиях этого рынка, отсутствуют близкие или хорошие субституты. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары в других отраслях меняется слабо, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая. Фирма-монополист может не заниматься рекламой своей продукции и услуг, как, например, какой-нибудь коммунальный «Водоканал». Если фирма монополист и занимается рекламой, то только для создания благоприятного имиджа. Монополистам не требуется доказывать, что их товар лучше, чем у конкурента, т.к. они не имеют конкурентов. Монополист назначает любую цену на свою продукцию, т.к. он полностью контролирует объем производства.

3) Вход в отрасль блокирован непреодолимыми барьерами, такими как:

а) Эффект масштаба производства. Этот проявляется в том, что у монополистов наиболее эффективное и малозатратное производство за счет масштаба произвдства.

б) Естественные монополии (natural monopoly). Под естественными монополиями понимаются фирмы, которые могут производить весь объем производства на рынке с более низкими издержками, чем в условиях конкуренции. Если фирма является естественной монополией, более эффективно позволить ей обслуживать весь рынок целиком, а иметь несколько конкурирующих фирм. Обществу такая ситуация выгодна, чтобы экономить общественные издержки. Но за такое монопольное положение фирма-монополист «расплачивается» тем, что государство контролирует цены на ее продукцию.

Однако в целом естественные монополии неэффективны как и контроль над ними.

В России в соответствии с Федеральным законом естественная монополия рассматривается как «состояние товарного рынка при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров». Естественные монополии в России регулируются в следующих сферах:

Ø транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Ø транспортировка газа по трубопроводам;

Ø железнодорожные перевозки;

Ø услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Ø услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Практически во всех странах с развитой экономикой осуществляется реформирование естественных монополий, нацеленное на создание конкурентной среды, снижение издержек и цен и в целом на повышение эффективности данных отраслей экономики. В России также проводится реформирование естественных монополий, в частности недавно были реформированы электроэнергетика и железнодорожный транспорт.

a) Юридические барьеры. К таким барьерам могут быть отнесены патенты и лицензии. Патент это юридически закрепленное право на получение дохода от изобретения. Например, в США изобретатель имеет исключительное право пользоваться своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в становлении таких компаний, как Xerox, Sony, IBM и др. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом для инвестиций в НИОКР и тем самым усиливает монопольную власть. Вступление в отрасль может быть ограничено и путем выдачи (вернее не выдачи) лицензий на какой-либо вид деятельности.

b) Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Ряд компаний- монополистов обладают собственностью над месторождениями редких ресурсов и тем самым препятствуют появлению конкурентов. Классический пример монополии, возникающей вследствие обладания невоспроизводимым ресурсом – южно-африканская алмазная компании DeBeers, контролирующая порядка 80% мирового производства алмазов и бриллиантов. Хотя доля компании на рынке и меньше 100%, она достаточно велика, чтобы оказывать существенное влияние на рыночную цену алмазов.

c) Недобросовестная конкуренция. Появление конкурентов может быть заблокировано такими способами как:

Ø дискредитация продукта конкурентами;

Ø промышленный шпионаж;

Ø переманивание персонала;

Ø компанией в прессе против конкурентов;

Ø демпингом.

4) Доступ к информации в условиях монополии может быть как полностью закрытым (если это нужно для укрепления монопольной власти), так и открытым, если это не влияет на положение монополиста.

В экономической теории различают также естественные и искусственные барьеры блокирующие вхождение в отрасль. Естественным барьером, например, является экономия от масштаба производства. Крупные фирмы имеют низкие долгосрочные средние издержки, они легко устраняют с рынка конкурента с более высокими средними издержками. Такую крупную фирму часто называют естественной монополией. Она преобладает в области местного обеспечения электроэнергией, газом, водой, транспортом, услуг телефонной связи. К искусственным барьерам можно отнести любые сознательные действия участников рынка: жесткие патентные законы; выдача государственных лицензий; контроль за стратегическими ресурсами. Вступление новых конкурентов может быть заблокировано и посредством агрессивных, нерыночных действий (лоббирование, нечестная конкуренция). Монополия, огражденная высокими барьерами для вхождения на рынок, может получать экономическую прибыль длительное время.

Монополия может существовать в следующих формах:

1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;

2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);

3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.053 с.)