Предложение и закон предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение и закон предложения



Предложение (supply) - это готовность продавца продать определённое количество того или иного товара за определённый период времени.

Цена предложения - это минимальная цена по которой продавец желает продать на рынке свой товар.

Объем предложения – количество любых товаров или услуг, которое продавцы желают и имеют возможность продать.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:

 

Qs = f (P; Pa; Pb; K; C; Z) (5)

 

где Q s объем предложения товара

P - цена данного товара.

    Pa - цена других товаров

    Pb - цена других товаров

    K - характер применяемой технологии.

    C - налоги и дотации.

    Z -природно-климатические условия.

Как и в случае со спросом, упростим функцию, выделив главный аргумент функции, а именно цену (Р).

 

Qs = f(P) (6)

 

Теперь необходимо установить характер функциональной зависимости предложения от цены. Эта зависимость отражается в законе предложения.

Закон предложения – при прочих равных условиях объем предложения товара возрастает при увеличении его цены.

Изобразим функцию предложения графически (рис 4).

Кривая предложения - график зависимости между ценой товара и объемом предложения товара.

 

 


Рис. 4.Кривая предложения

 

Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены движение вдоль линии предложения.

Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по следующим причинам:

1) Изменение цен на ресурсы. Очевидно, что изменение цен на ресурсы влияет на количество товаров, которые будут произведены в экономике. Повышение цен на молоко с неизбежностью приведет к росту цен на молочную продукцию и сокращению ее предложения и сдвигу кривой влево.

2) Технологии производства. Количество товара, который производители готовы предложить по любой заданной цене, зависит от издержек производства этого товара, а значит и от характера применяемых технологий. Более совершенные технологии снижают издержки производства. Например, применение роботов при сборке автомобилей позволяет производить относительно более дешевые машины.

3) Повышение цен на товары, производимые из одного сырья. За последний год выросли мировые цены на зерно. Это связано в частности с тем, что многие западные страны стали использовать кукурузу и пшеницу для производства биотоплива. В результате возросли цену на продовольственное зерно.

4) Погодные условия. Для некоторых товаров, особенно сельскохозяйственных, погодные условия оказывают решающее значение на кривую предложения. В нашей стране к таким погодозависимым отраслям относятся строительство, лесная промышленность и др.

5) Количество продавцов. Чем больше фирм производит какой-либо товар, тем большее количество этого товара предлагается при заданной цене. Так, чем больше компаний производят, например, LCD-мониторы, тем больше кривая предложения мониторов переместится вправо.

На рис. 5 представлены результаты влияния факторов предложения на сдвиг кривой предложения. Если факторы положительно воздействуют на предложение, то сдвиг кривой происходит вправо-вниз. В противном случае сдвиг кривой предложения будет происходить влево-вверх.

 

 

Рис. 5.Сдвиг кривой предложения

 

Рыночное равновесие

 

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем – равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

Ø цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

Ø если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.

График равенства спроса и предложения был предложен известным английским ученым А. Маршаллом (1842-1924), которого считают основателем неоклассического направления в экономической теории. Неоклассики утверждали, что факторы производства могут быть оценены только через ценность конечных продуктов, которые в свою очередь производятся с их помощью. С другой стороны возможности производства конечных продуктов зависят от наличного запаса ресурсов и их ценности (при прочих равных условиях). Получается замкнутый круг. Маршалл предложил выход из этого логического тупика, используя метод взаимного и одновременного определения обеих ценностей. Речь идёт о взаимодействии, в котором полезность (спрос) издержки (предложение) выступают как равноправные и независимые силы, в столкновении которых и определяется точка равновесия между спросом и предложением, то есть равновесная цена. Поэтому график изображенный ниже еще называют крестом Маршалла.

На рисунке 6 мы совместили кривые спроса и предложения одновременно и взаимно. Полученная точка пересечения E - точка равновесия, где P1 -равновесная цена, а Q1- равновесный объем. Всю координатную плоскость кривые D и S делят на четыре различные зоны, которые можно описать следующим образом:

I - зона возможных покупок, но невозможных продаж (дефицит);

II - зона возможных продаж, но невозможных покупок (излишек);

III - зона невозможных покупок и продаж (мертвая зона);

IV - зона наиболее благоприятных сделок.

 

 

 


Рис. 6 Рыночное равновесие

 

При вмешательстве государства в установление цен говорят о политическом ценообразовании.

Цена потолка - максимальная цена дает ожидаемый результат только в случае, если она ниже равновесной. Она служит для защиты потребителей и создает, как правило, превышение спроса над предложением и образование " черного рынка". 

Цена пола - минимальная цена, которая служит для защиты производителей и создает превышение предложения над спросом. Она имеет смысл только тогда, когда выше равновесной. Однако стремление производителей в условиях перепроизводства (например, сельхозпродукции) избавиться от товара ведет к образованию "серого рынка".

 

Материалы для самостоятельной работы

Контрольные вопросы (для самопроверки):

1. Что такое спрос?

2. Что такое эффект дохода?

3. Что такое эффект замещения?

4. Что такое предложение?

5. Дайте определение рыночного равновесия.

 

Тестовые задания

Спрос - это:

1. (!) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей

2.  потребности людей в данном благе

3.  желание людей обладать теми или иными благами

4.  нужда в чем-либо необходимом

В микроэкономическом анализе под рыночным спросом понимается:

1. желание потребителей обладать определенным количеством блага

2. готовность потребителей пожертвовать альтернативной возможностью ради данного блага

3. нужда в чем-либо необходимом

4. форма экономического поведения покупателей, отражающая их готовность платить за благо

 

Способность и желание людей платить за что-либо - это:

1. желание

2. потребность

3.  (!) спрос

4. необходимость

 

Величина спроса на товар – это количество:

1. покупателей, которые готовы купить товар по данной цене

2. товара, которое удовлетворяет потребности покупателей при данной цене товара

3. товара, которое потребители имеют возможность купить при данной цене товара

4.  (!) товара, которое потребители желают и готовы приобрести при данной цене

 

Кривая спроса на товар – это кривая, каждая точка которой показывает количество:

1. товара, которое удовлетворяет потребности покупателей при данной цене товара

2. покупателей, которые готовы купить товар по соответствующей цене товара

3. товара, которое потребители имеют возможность купить при данной цене товара

4.  (!) товара, которое потребители желают и готовы приобрести по данной цене

 

Кривая рыночного спроса показывает:

1. как будет повышаться потребление блага при росте его цены

2. (!) как будет снижаться потребление блага при росте его цены

3. как будет снижаться потребление блага при сокращении дохода покупателей

4. как будет повышаться спрос при повышении цен на взаимозаменяемый товар

 

Закон, в котором сформулировано существование отрицательной или обратной связи между ценой и величиной спроса – это:

1. закон предложения

2. (!) закон спроса

3. закон возвышения потребностей

4. закон убывающей отдачи

 

В соответствии с законом спроса, если цена товара растет:

1. спрос тоже растет

2. спрос падает

3. величина спроса растет

4. (!) величина спроса падает

 

Какая из следующих позиций означает изменение величины спроса:

1. (!) парикмахер повышает цену за стрижку волос и число его клиентов сокращается

2. потребительские доходы возрастают, в результате увеличивается сбыт ювелирных изделий

3. снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование

4.  Федеральное правительство увеличивает акцизный налог на сигареты

 

Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:

1. (!) цены товара

2. вкусов и предпочтений потребителей

3. доходов потребителей

4. численности или возраста потребителей

 

Товары являются взаимозаменяемыми, тогда рост цены на один из них вызовет:

1. (!) рост спроса на другой товар

2.  падение величины спроса на другой товар

3.  падение спроса на другой товар

4.  рост величины спроса на другой товар

 

Товар Гиффена – это благо, на которое:

1.  спрос растет при росте денежного дохода потребителя

2.  (!) объем спроса растет при росте его цены

3.  спрос растет при неизменности относительных цен товаров\

4.  спрос не изменяется при изменении его цены

 

Величина предложения товара – это:

1.  количество данного товара на складах предприятий

2.  деньги, которые хотят получить за свой товар производители

3.  (!) количество товара, которое производители готовы продать по данной цене

4.  количество товара, которое потребители хотят купить по данной цене

 

Закон предложения выражает:

1. обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара

2.  связь между эластичными и неэластичными товарами

3. (!) прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара

4.  меру эластичности каждого товара

 

Изменение предложения и изменение объема предложения различаются тем, что:

1. изменение предложения состоит из суммы изменений объемов предложений

2.  (!) изменение предложения происходит в результате изменения неценовых факторов

3.  изменение объема предложения – это сдвиг линии спроса

4.  изменение объема предложения происходит в результате изменения неценовых факторов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.045 с.)