Почему отправляет Левшу в Англию Николай Павлович? (потешить самолюбие)
Как государя характеризует эпизод, когда он отправляет талантливого самоучку в Англию: позаботился о нём, поинтересовался дальнейшей судьбой?
Рассмотрите иллюстрации к произведению Лескова художников Кузьмина «Платов и Левша» (пособие,с. 79) и Кукрыниксов “Левша и Николай Павлович”(учебн.с 164).
Узнали ли вы героев?
В чем смысл изображения на иллюстрациях?
Каким изображен Левша на иллюстрациях? (возраст)
Можно ли, по-вашему, согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за Левшу,так что чувствуется почти личная их обида»?
Какие эпитеты помогают ярче представить характер Николая Павловича и Платова? (подбор эпитетов Н.П.-надменный, важный, напыщенный, надутый; Платов- суровый, грозный)
Цитата: «Николая Павловича можно назвать, любящим родину и народ, потому что он «был в своих русских людях очень уверенный и никакому иностранному уступать не любил». Согласны ли вы с этим?
Выводы: В отличие от Александра Павловича, сразу же вызывает чувство симпатии. Он верит в русских мастеров - это патриотично. Но этот персонаж, однако, также неоднозначен. Правители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним: русский человек нужен государю только для того, чтобы утешить самолюбие, показать, что есть, оказывается, на Руси мастера. (слайд: Император отчужден от народа, пренебрегает своим долгом перед ним - запись в тетради)
Ответ на 1-й основополагающий вопрос:
Люди высшего света не привержены к родине по – настоящему: они возлагают большие надежды на русский народ, однако, совсем не заботятся о своем народе
Прочитаем строки о последних минутах жизни Левши(гл.19,с.177: «Но только когда…..И с этою верностью Левша перекрестился и помер.»)
О чем больше всего беспокоился Левша перед смертью?
. Сравним, как показан последний момент жизни автором сказа Н.Лесковым и мультипликатором.
(Просмотр видеофрагмента из мультфильма).
Что общего в изображении?
Почему мультипликатор придумал сцену, которой нет у Лескова? (усилить впечатление - показать неистовое желание Левши помочь Родине. Показать, что власть не слышит народ.)
Выводы:
Что вы можете сказать о судьбе Левши? Какая она? Подберите ряд синонимов. (- горькая, жестокая,- плохая,- неблагодарная...)
В один ряд этих синонимов становится и слово " т р а г и ч е с к а я ". В чем трагизм его судьбы? (талант его России не нужен).
Давайте подумаем, кто и как мог бы изменить его судьбу?
«Проблема внимания к своему народу в произведении Н.С. Лескова «Левша».
Цель: вывести учащихся на формулирование проблемы и методов её решения.
У Левши есть золотые руки, но не хватает технических знаний, надо учиться, ему предлагают англичане получить образование и остаться жить в Англии, но Левша не остаётся.
Давайте представим, что Левша остаётся в Англии, что для него хорошо, а что плохо? (хорошо – приобретает знания, плохо – теряет Родину, родителей)
А что с ним стало, когда он вернулся в Россию? (хорошо – приобретает Родину, родителей, плохо – умирает никому ненужный, не получает образования.)
Кто и как может помочь Левше?
Подумайте и скажите, какая задача встаёт перед властью в России?
Лесков, по его признанию, терпеть не мог и почти не изображал людей неярких, ординарных, “безнатурных”. Он искал “изюминку” в каждом из своих героев.
Какую же “изюминку” в характере, образе Левши мы с вами нашли? (Человек, любящий свою Отчизну.)
Разрешение целей урока
Основополагающий вывод:
Ответим на поставленный в начале урока вопрос: «Кто же из героев сказа по-настоящему «привержен к свой Родине»?
(Не верховная власть озабочена честью и славой нации, простые тульские мужики.Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. Автор дает возможность понять трагическую судьбу русского народа)
Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и прозвище его пишется с маленькой буквы?
(Учащиеся по цепочке: - главный герой, - талантливый мастер, - герой с "человечкиной душой" - душа народа, его совесть, - олицетворение народного таланта, - собирательный образ народа, - талантливый мастер, - на нем держится Россия, - носитель трудовой доблести, - носитель всемирной славы России, -русский национальный характер.
Какие же черты, по вашему мнению, входят в понятие " русский национальный характер"?
- доброта,- патриотизм,- сострадание,- трудолюбие,- бескорыстие,- вера,- "человечкина душа".
(На доске: "Черты русского национального характера".Учащиеся записывают на карточке свой ответ, выходят к доске и прикрепляют)
О чем же сказ Левша? Какова основная идеяпроизведения?
Наши, русские, не хуже заморских мастеров; вызвать в читателе чувство гордости за ее умельцев, за Россию, за свою малую родину.
Подведение итогов
Домашнее задание:
1.Левша – русский национальный герой? Поразмышляйте над этой проблемой в форме небольшого сочинения-рассуждения.)
|