Функции рынка в смешанной экономике. Несовершенство рыночных механизмов. “Фиаско” рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции рынка в смешанной экономике. Несовершенство рыночных механизмов. “Фиаско” рынка.



5. Функции государства в смешанной экономике.

 

 

1.Сущность и структура рынка

 

Рынок - это любой механизм и любая структура, которая позволяет покупателям и продавцам совершать сделки купли-продажи товаров и услуг.

Первоначальные формы рынка требовали прямого контакта продавца и покупателя. В современных условиях такой контакт не требуется. Сделки купли-продажи часто заключаются при помощи электронной связи.

Рыночная экономика – это экономика, которая основана на сделках купли-продажи, частной собственности, конкуренции, свободе частного предпринимательства. В такой экономике действуют различные рыночные механизмы и структуры, например, магазины, фондовые биржи, товарно-сырьевые биржи, банки, биржа труда и т.п.

Рыночная экономика характеризуется следующими признаками:

1) частная собственность на основные экономические ресурсы;

2) свобода предпринимательства и свобода экономического выбора людей;

3) личные экономические интересы людей являются главными при принятии экономических решений;

4) главной фигурой в экономике является потребитель, предложение всегда подстраивается под сложившийся спрос;

5)  конкуренция производителей;

6) регулятором производства служит система рыночных цен. Это значит, что производители расширяют (сокращают) производство товаров и услуг в зависимости от сложившегося на них уровня цен;

7) государство играет ограниченную роль в экономике.

Рассмотрим теперь структуру рынка.

Понятие структура означает состав элементов той или иной системы и способ их взаимосвязи, взаимодействия.

Структура рынка - это соотношение и взаимодействие его различных подразделений или подсистем. Рынок как сложная система включает в себя множество подсистем, т.е. различных рыночных элементов.

Рынки классифицируют на основе различных критериев, среди которых можно выделить:

1) географический или территориальный критерий;

2) целевое назначение товаров и услуг (что именно продается на рынке и для кого предназначен данный вид продукта);

3) число продавцов и покупателей на рынке и их соотношение.

По географическому или территориальному критерию выделяют: локальный (местный), региональный, национальный ( рынок страны в целом), мировой рынки.

В зависимости от целевого назначения товаров и услуг различают следующие виды рынка:

1. Рынок потребительских товаров и услуг.

2. Рынок экономических ресурсов.

Рынок потребительских товаров и услуг включает следующие подразделения (подсистемы):

- рынок пищевой продукции;

- рынок жилья;

- рынок одежды;

- рынок обуви;

- рынок мебели;

- рынок бытовой техники;

- рынок личного транспорта и т.д.

Рынок экономических ресурсов состоит из нескольких крупных подразделений:

· рынок труда;

· рынок капитала;

· рынок земли;

· рынок предпринимательских способностей.

Рассмотрим подробнее каждый из рынков экономических ресурсов.

Рынок труда включает в себя:

- рынки труда различных отраслей;

- рынки труда различных профессий;

- различные территориальные рынки труда;

- рынки умственного труда и рынки физического труда;

- рынки квалифицированного труда и рынки неквалифицированного труда.

Продавцами на рынке труда являются работники, а покупателями – работодатели.

Ценой труда является заработная плата (W).

В настоящее время во всех странах законодательно утвержден минимальный размер оплаты труда (МРОТ), ниже которого не может опускаться зарплата ни в одной организации. МРОТ периодически индексируется с учетом инфляции.

Системы оплаты труда в современной экономике базируются на двух основных видах оплаты – повременной и сдельной.

Повременная оплата означает, что заработок работнику начисляется на основе повременной (почасовой) ставки. Повременная заработная плата равна произведению почасовой ставки на отработанное количество часов.

В случае сдельной оплаты труда заработок зависит от количества произведенной продукции или объема выполненных работ. Сдельная заработная плата равна произведению сдельной расценки (плата за единицу продукции) на количество произведенной продукции.

В современных условиях повременная и сдельная оплата труда в чистом виде не применяются. Существуют различные системы премиальной оплаты труда, когда к основному заработку, исчисленному на основе повременной или сдельной оплаты, добавляются премиальные надбавки. Они зависят от конечных результатов работы организации (объема полученной прибыли) и от индивидуальных показателей труда работника.

Общая величина зарплаты с учетом этого складывается из трех частей:

1) базовая часть оплаты, которая является единой для работников данной отрасли, профессии, квалификации и разряда; она не может быть ниже минимального размера оплаты труда;

2) коллективная премиальная надбавка, зависящая от объема прибыли, полученного данной организацией;

3) индивидуальная премиальная надбавка, начисляемая из прибыли организации с учетом индивидуальных результатов и показателей труда каждого работника.

 Базовая часть оплаты различается в разных отраслях и сферах деятельности, поскольку на неё влияют следующие факторы:

- соотношение спроса и предложения труда в данной отрасли (чем выше спрос на труд, тем выше заработная плата; чем выше предложение труда, тем заработная плата ниже);

- сложность данного вида труда, требования, предъявляемые к образованию и квалификации работников;

- вредность данного вида труда (за вредность труда полагаются надбавки).

Более подробно вопросы дифференциации ставок зарплаты и особенности современной системы оплаты труда рассматриваются в главе XI, § 5.

Перейдем теперь к характеристике рынка капитала.

В составе рынка капитала выделяются:

- рынок физического капитала (инвестиционных товаров и услуг);

- рынок финансовых ресурсов (финансовый рынок);

- рынок информации.

К рынку физического капитала (инвестиционных товаров и услуг) относятся:

- рынок промышленного оборудования и техники;

- рынок строительных материалов;

- рынок производственного транспорта;

- рынок топлива и энергии;

- рынок сырья;

- рынок недвижимости;

- рынок средств связи и коммуникаций и т.д.

Рынок финансовых ресурсов охватывает:

1. Денежно-кредитный (ссудный) рынок. К этому рынку относятся банки и другие кредитно-финансовые учреждения, которые покупают деньги, когда принимают вклады, и продают деньги, когда выдают кредиты или ссуды. Ценой покупки денег можно считать ставку банковского процента по вкладам, а ценой продажи денег – ставку банковского процента за кредит.

2. Рынок ценных бумаг, на котором действуют фондовые биржи и брокерские фирмы.

3. Валютный рынок, который представлен валютными биржами, валютными отделами фондовых бирж и банков, пунктами обмена валют.

4. Рынок драгоценных металлов, к которому относится мировая торговля золотом, серебром, платиной, палладием.

Рынок информации включает в себя различные подсистемы, которые могут выделяться в зависимости от целевого назначения и содержания информации, а также с учетом её носителей.

По целевому назначению и содержанию информации можно выделить следующие рынки:

- рынок научно-технической информации;

- рынок правовой информации;

- рынок экономической информации;

- рынок медицинской информации;

- рынок культурной информации и т.п.

С учетом носителей информации рынки делятся на:

- рынок средств массовой информации;

- рынок материальных носителей информации;

- рынок электронных носителей информации;

- рынок консультационных услуг (он представлен высококвалифицированными специалистами разных профессий - медиками, юристами, менеджерами, аудиторами, финансистами, инженерами и другими специалистами).

В составе рынка земли можно выделить:

- рынок земли для сельскохозяйственных целей;

- рынок земли для несельскохозяйственных целей;

- различные географические и региональные рынки земли.

 В составе рынка земли для сельскохозяйственных целей выделяют также лучшие, средние и худшие по плодородию и местоположению земли. В каждой стране разрабатывают и утверждают специальный документ – Земельный кадастр, который представляет собой своеобразный паспорт имеющихся в стране сельскохозяйственных земель и содержит их классификацию на основе различных характеристик и плодородия. В частности, в Земельном кадастре приводится характеристика черноземных почв, глиноземов, лесных почв, указываются их площади, а также дается их экономическая оценка.

Существует формула цены земли, предложенная еще в XVII веке английским экономистом Ульямом Петти:

 

                                        Рента

Цена земли =                                              * 100%  (5.1)

                     Ставка банковского процента

 

Экономический смысл этой формулы в целом совпадает со смыслом формулы курса акций (см. главу IV): покупатель земли сравнивает выгоду от вложения денег в землю – величину ренты с выгодой от помещения денег в банк под процент.

Рынки классифицируют также на основе количества участников торговых сделок, т.е. числа продавцов и покупателей. При этом образуются названия рынков, связанные со следующими древнегреческими словами:

Моно - один

Олиго - несколько

Поли - много

Псоно - покупаю

Полео – продаю

 

Таблица 5.1

Виды рынков, различающиеся числом продавцов и покупателей

Число продавцов Число покупателей Название рынка ПРИМЕРЫ
1 2 3 4
один много МОНОПОЛИЯ ФГУП «Почта России», ПАО (публичное акционерное общество) «Газпром», ПАО «Российские железные дороги», госкорпорации «Роскосмос», «Ростехнологии», метрополитен в крупных городах
один несколько ОГРАНИЧЕННАЯ МОНОПОЛИЯ Производство одной фирмой специальной аппаратуры для нескольких заказчиков.
один один ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ Производство одним предприятием продукции для единственного заказчика (оборудование для космического корабля по заказу Роскосмоса).
несколько много ОЛИГОПОЛИЯ Производство несколькими крупными компаниями автомобилей, бытовой техники, химической продукции, стали, цветных металлов.
несколько несколько ДВУСТОРОННЯЯ ОЛИГОПОЛИЯ Производство промышленных прессов или станков несколькими крупными компаниями.
несколько один ОГРАНИЧЕННАЯ МОНОПСОНИЯ Изготовление продукции несколькими предприятиями для одного заказчика. Например, пошив военного обмундирования несколькими фабриками по заказу Министерства обороны.
много один МОНОПСОНИЯ Работа многих строительных фирм по заказу государства.
много несколько ОЛИГОПСОНИЯ Закупка сельскохозяйственной продукции несколькими крупными агрофирмами у множества фермеров.
много много ПОЛИПОЛИЯ  или ПОЛИПСОНИЯ Сельское хозяйство, фондовая биржа.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.032 с.)