Причины возникновения аварийной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения аварийной ситуации



Причинами аварий и инцидентов могут являться:

1. Отказ приборов контроля и сигнализации, систем управления;

2.  Ошибочные действия персонала связанные с нарушением ведения технологического процесса перекачки или с некачественным проведением технического обслуживания и ремонта оборудования;

3.  Не соблюдение организационно–технических мероприятий при производстве ремонтных работ;

4.  Нарушение норм и правил производства работ при строительстве, отступление от проектных решений;

5.  Физический износ оборудования;

6.  Коррозия оборудования и трубопроводов;

7.  Применение оборудования с отклонением от требований нормативно-технических характеристик;

8.  Гидравлический удар;

9.  Факторы природных и техногенных воздействий;

10.  Несанкционированные врезки в трубопровод.

Стадии развития аварийной ситуации:

Анализ аварийных ситуаций показывает, что начальной стадией возникновения аварийной ситуации на объектах МТ является отказ. Дальнейшее развитие аварийной ситуации происходит в следующей последовательности:

ОТКАЗ - ИНЦИДЕНТ (ПОВРЕЖДЕНИЕ) - АВАРИЯ

Время развития аварийной ситуации из стадии «отказ» в стадию «авария» может измеряться секундами, минутами, часами. Исключением такого сценария развития аварийной ситуации может явиться авария, вызванная стихийным бедствием или терроризмом.

Возможные аварийные ситуации на квалифицируемые как «отказ»:

- неисправность основного механо-технологического оборудования и вспомогательных систем, энергетического оборудования, оборудования АСУТП, приведшая к аварийной остановке агрегата или НПС;

- неисправность оборудования, приведшая к переводу, системы автоматизации из автоматического режима управления в кнопочный (ручной) режим управления.

Возможные аварийные ситуации, квалифицируемые как «повреждение»:

- повышенная загазованность (более 10 мин) в насосном зале или аварийная загазованность на объектах НПС, вызванная порывом трубопроводов или нарушением герметичности технологического оборудования;

- выход нефти на территории НПС или ЛЧ МТ, вызванный порывом трубопроводов или нарушением герметичности технологического оборудования, без воспламенения нефти, взрыва ее паров, без загрязнения водотоков, без смертельного травматизма;

- выход нефти на территории НПС или ЛЧ МТ вызванный переливом ёмкостей, без воспламенения нефти, взрыва ее паров, без загрязнения водотоков, без смертельного травматизма.

Возможные аварийные ситуации на НПС квалифицируемые как «авария»:

- неисправность технологического оборудования, приведшая к смертельному травматизму или к травматизму с потерей трудоспособности;

- взрыв или пожар на объектах МТ;

- аварийная загазованность на объектах НПС, сопровождающаяся воспламенением нефти, взрывом ее паров;

- выход нефти на территории НПС или ЛЧ МТ, вызванный порывом трубопроводов, нарушением герметичности технологического оборудования или переливом ёмкостей, сопровождающаяся воспламенением нефти, взрывом ее паров, загрязнением водотоков, смертельным травматизмом.

Работы по локализации и ликвидации последствий аварии должны проводиться в соответствии с разработанными планами мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА), планами ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН).

План мероприятий по локализации и ликвидации аварий

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА) -это документ, в котором указываются возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте, определяется порядок действий по локализации и ликвидации аварий, устанавливается достаточное количество, состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

ПМЛЛА разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

ПМЛЛА разрабатывается для ОПО, зарегистрированного в государственном реестре ОПО.

Если два и более ОПО, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти ОПО, вправе разрабатывать единый ПМЛЛА.

Срок действия ПМЛЛА составляет:

- для объектов I класса опасности – 2 года;

- для объектов II класса опасности – 3 года;

- для объектов III класса опасности – 5 лет.

ПМЛЛА разрабатываются ОСТ, при необходимости с привлечением специализированной проектной организации. При разработке ПМЛЛА должны быть проработаны различные варианты ликвидации аварий.

ПМЛЛА пересматриваются:

а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;

б) не позднее 1 месяца после:

- реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;

- внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;

- внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;

в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;

г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или при выявлении новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

ПМЛЛА подписываются всеми членами комиссии и утверждаются главным инженером ОСТ.

ПМЛЛА согласовываются с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

План мероприятий предусматривает:

а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;

б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

в) организацию взаимодействия сил и средств;

г) состав и дислокацию сил и средств;

д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;

е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

ж) систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;

и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;

л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

11. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

12. Общие разделы плана мероприятий содержат:

а) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;

б) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;

в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

13. Специальные разделы плана мероприятий:

а) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;

б) определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

В ходе проведения работ по локализации и ликвидации аварии, инцидента информация о выполненных работах фиксируется диспетчером РДП (ТДП) в журнале производства аварийно-восстановительных работ.

План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН) - это документ, в котором указывается порядок организации мероприятий на опасных производственных объектах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую среду, определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в установленные сроки, а также для организации последующих работ по их ликвидации.

ПЛРН должен содержать:

- оперативную часть;                         

- техническую часть.

 В оперативной части ПЛРН должно быть представлено:

- распределение обязанностей между службами и лицами и порядок их взаимодействия;

- организация управления, связи и оповещения должностных лиц, которые должны быть немедленно извещены об аварии, с указанием телефонов, домашних адресов;

- порядок готовности ремонтного персонала и технических средств с указанием ответственных за поддержание их готовности;

- порядок действий группы патрулирования в начальный период после обнаружения аварии;

- перечень мероприятий по спасению людей и оказанию медицинской помощи;

- перечень организаций, предприятий, землевладельцев, а также порядок их оповещения о возможном распространении нефти и о границах взрывопожароопасной зоны с целью принятия совместных мер по обеспечению безопасности населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов и по защите окружающей природной среды;

- маршруты следования групп патрулирования, техники и ремонтного персонала АВС к месту аварии;

- порядок организации материально-технического, инженерного обеспечения для ликвидации аварий;

- порядок, формы и сроки оформления документации об аварии.

Техническая часть ПЛРН должна содержать:

- расчет объема предполагаемого стока и площадь распространения (растекания) нефти, методов задержания нефти, мест установки заградителей, способов сбора нефти, характеристик водоема или водотока;

- расчет сил и средств для ликвидации аварии, выполняемых с учетом, что время не должно превышать 4 ч при разливе нефти в акватории и 6 ч - при разливе на почве;

- график выполнения работ по ликвидации аварий

- оперативный журнал ведения работ при ликвидации аварии;

- перечень технической документации,

- план и профиль участка нефтепровода с указанием всех подземных и надземных коммуникаций в техническом коридоре;

- схему расположения вдольтрассовой ЛЭП и линейных потребителей;

- описание методов ликвидации аварии на объекте МН;

- перечень мероприятий по обследованию состояния нефтепровода после ликвидации аварии, порядок закрытия и открытия линейных задвижек;

- перечень мероприятий по сбору и утилизации разлитой нефти, ликвидации последствий аварий

- перечень мероприятий по охране окружающей природной среды;

- перечень мероприятий по сохранению качества нефти;

- транспортную инфраструктуру в районе возможного разлива нефти;

- обоснование времени доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации.

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 613 планы ЛРН разрабатываются с учетом максимально возможного объема разлива нефти/нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

- трубопровод при порыве – 25 % от максимального объема прокачки в течение 6 ч и объем нефти/нефтепродуктов между задвижками на порванном участке трубопровода;

- трубопровод при проколе – 2 % от максимального объема прокачки в течение 14 календарных дней.

- подводные трубопроводы при разрыве – 25 % максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или нормативно-технической документацией организации. Для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек ННП, системами контроля режимов работы трубопроводов, – 100 % объема ННП при максимальной прокачке за время срабатывания системы по нормативной и/или технической документации и закрытия задвижек на поврежденном участке;

При разливе нефти/нефтепродуктов на водной акватории при допустимых для безопасности персонала гидрометеорологических условиях время локализации не должно превышать 4 ч с момента обнаружения разлива нефти/нефтепродуктов патрульной группой. Определение местоположения рубежей ЛРН на ППМТ через судоходные реки и реки с шириной зеркала воды в межень 100 м и более выполняют на основе инженерных изысканий, проводимых с периодичностью не реже чем 1 раз в 10 лет, и математического моделирования разлива нефти/нефтепродуктов.

Требования к разработке Плана ЛРН

Основанием для разработки Плана ЛРН для эксплуатируемых объектов МТ является:

- ввод в эксплуатацию нового объекта МТ;

- расконсервация объекта МТ, на котором возможна ЧС(Н);

- окончание срока действия ранее разработанного Плана ЛРН.

Основанием для переработки Плана ЛРН является изменение исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), при этом уведомляются органы исполнительной власти, утвердившие План ЛРН и ООО «НИИ Транснефть».

Сроки действия Планов ЛРН:

- локального (объектового) и муниципального (местного) уровня – 3 года;

- территориального уровня – 4 года;

- регионального и федерального уровней – 5 лет;

- на морском терминале – бессрочно.

В ПАО «Транснефть» обязанность по разработке/переработке Планов ЛРН возложена на ООО «НИИ Транснефть» (кроме Планов ЛРН на ПП МТ). Планы ЛРН на ППМТ разрабатывает (перерабатывает) АО «Транснефть – Подводсервис».

Разработку/переработку Планов ЛРН ООО «НИИ Транснефть» осуществляет в два этапа:

- на первом этапе проводится разработка/переработка Планов ЛРН, доработка по замечаниям ОСТ;

- на втором этапе проводится согласование и утверждение Планов ЛРН в органах исполнительной власти, передача Планов ЛРН в ОСТ.

При разработке Плана ЛРН для ППМТ дополнительно проводятся натурные испытания совместно с представителем АО «Транснефть – Подводсервис».

Согласование и утверждение Плана ЛРН.

Разработанные Планы ЛРН ОСТ согласовывает:

- в РНУ (УМН) – с главным инженером, заместителем начальника по эксплуатации, заместителем главного инженера по безопасности труда и производственного контроля, начальником ОПБиПК (СПБиПК), начальником СОТ, начальником ОПБ, начальником ОЭН, начальником СЭБиРП, главным механиком, главным энергетиком, начальником ОАСУ ТП;

- в ОСТ – с главным инженером, заместителем главного инженера – начальником УБТиПК, начальником ОПБиПК (СПБиПК), начальником ООТ (СОТ), начальником
ОПБ (СПБ), начальником ОЭН, начальником ОЭБиРП, главным механиком, главным энергетиком, начальником ОАСУ ТП.

ООО «НИИ Транснефть» осуществляет согласование и утверждение Планов ЛРН с органами исполнительной власти.

Согласование Плана ЛРН с органами исполнительной власти:

- Ростехнадзор;

- Региональный центр МЧС России (все региональные центры МЧС России, на ведомственной территории которых расположены НПС (ЛПДС), ПК, ПНБ, ПСП)
Утверждение Плана ЛРН:

- Руководитель ОСТ (Генеральный директор ОСТ);

- МЧС России;

- Минэнерго России.

Действие Плана ЛРН начинается с даты издания приказа ОСТ о введении в действие Плана ЛРН.

План тушения пожара

Перечни объектов, зданий, на которые должны быть составлены ПТП разрабатываются службой пожарной охраны ОСТ, утверждаются главным инженером филиалом ОСТ, начальником территориального гарнизона пожарной охраны, а при наличии договорного подразделения - его руководителем.

Разработка планов и карточек тушения пожаров осуществляется на основании годового план-графика, разработанного службой пожарной охраны ОСТ и утвержденного главным инженером ОСТ, которым определяются объекты, сроки составления ПТП и ответственные исполнители.

Ответственность за организацию работы по тушению пожара на объектах ОСТ силами и средствами объекта, до прибытия подразделений ГПС, возлагается на руководителей объектов.

Для разработки ПТП приказом создается рабочая группа под руководством:

- на объект с резервуарным парком свыше 200 тыс. м3 - главного инженера ОСТ;

- на объект с резервуарным парком 200 тыс. м3 и менее и на структурные подразделения без резервуарных парков – главного инженера филиала ОСТ;

- на иные объекты ОСТ (административные здания, складские здания и сооружения), включенные в перечень, из числа руководителей структурных подразделений и специалистов СПО филиалов ОСТ.

Разработку КТП выполняет специалист СПО, назначенный приказом по филиалу.

При охране объекта договорным подразделением, разработку ПТП осуществляет руководящий состав данного подразделения, что должно быть предусмотрено договором.

Порядок согласования и утверждения планов тушения пожаров на объектах ОСТ:

Объем резервуарного парка Утверждается Утверждается
НПС с РП более 200 тыс. м3 Главный инженер ОСТ Начальник территориального гарнизона ГПС
НПС с РП менее 200 тыс. м3 Главный инженер филиала ОСТ Начальник территориального гарнизона ГПС
НПС без РП Главный инженер филиала ОСТ Начальник местного гарнизона ГПС
Иные объекты ОАО МН Начальник филиала ОСТ Начальник местного гарнизона ГПС

Примечание: ПТП согласовывается со всеми организациями, привлекаемыми для тушения пожара.

При утверждении ПТП проверяются:

- правильность выполненных расчетов сил и средств, необходимых для тушения пожаров и их расстановка;

- наличие разделов в плане предусмотренных Регламентом №1167;

- устранение замечаний по материалам предварительного согласования;

- правильность оформления графической части.

После утверждения ПТП должны быть изучены должностными лицами и работниками объектов.

В течение одного месяца со дня утверждения ПТП должна быть проведена их практическая отработка.

Планы тушения пожара корректируются ежегодно, карточки тушения пожаров корректируются не реже одного раза в три года, в период проведения детального и контрольного пожарно-технического обследования объектов или в период их отработки (деловая игра, учения, учебно-тренировочные занятия и т. п.), а также при проведении реконструкции объекта, изменения численности объектовых пожарных частей и их технического оснащения, с обязательным указанием должностного лица, проводившего корректировку в листе отметок об отработке плана тушения пожара (карточки). На вновь построенные объекты или отдельные их элементы (сооружения, строения) ПТП составляются на момент ввода их в эксплуатацию.

На вновь построенные объекты или отдельные их элементы (сооружения, строения) ПТП и КТП составляются на момент ввода их в эксплуатацию.

При необходимости привлечения к тушению пожаров значительных сил и средств, с других объектов и служб города, не предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств), ПТП необходимо представить на утверждение администрации города (района).

ПТП практически отрабатывается в соответствии с графиком проведения ПТУ. Отметки об отработке, (корректировке) плана тушения пожара делают в специальном разделе плана и при необходимости в него вносят коррективы и переутверждают.

План тушения пожара состоит из текстовой и графической частей и специальных вкладышей, с рекомендациями для должностных лиц, ответственных за определенные направления работ по тушению пожара (членов штатных, объектовых штабов пожаротушения).

Текстовая часть плана тушения пожара должна состоять из следующих основных разделов:

- титульный лист;

- оглавление;

- оперативно-тактическая характеристика;

- расчет сил и средств по разрабатываемому варианту (вариантам);

- организация взаимодействия подразделений и служб объекта и пожарной охраны с территориальными службами района (города, поселка);

- рекомендации (инструкции) должностным лицам на пожаре, специалистам объектов, входящим в состав оперативного штаба тушения пожара;

- требования правил охраны труда и техники безопасности;

- учет проводимых мероприятий с использованием планов пожаротушения.

В оперативно-тактическую характеристику объекта включают сведения, которые невозможно показать на чертежах, а именно:

- общие сведения об объекте;

- особенности технологического процесса производства;

- выписку из расписания выездов территориального гарнизона пожарной охраны ГПС;

-  характеристика противопожарного водоснабжения.

Для объекта в общих сведениях необходимо указать:

- общую площадь территории предприятия;

- количество обслуживающего персонала, в том числе в ночное время;

- характеристика объектовой пожарной команды или противопожарного формирования – тип, количество пожарных автомобилей, количество личного состава в расчете;

- физико-химические параметры и пожарную опасность транспортируемой нефти, а также других веществ и материалов, применяемых на объекте;

- наличие пожарной автоматики, пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией людей;

- характеристики наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.

Для резервуарных парков:

В общих сведениях необходимо указать:

- площадь резервуарного парка;

- емкость резервуарного парка, количество резервуаров;

- количество резервуаров в группе, площадь каре наибольшей группы резервуаров (наихудший вариант развития пожара)

- высоту обвалования.

Особенности технологического процесса производства:

- типы резервуаров, и их геометрические размеры, уровни взлива (минимальный, максимальный);

- конструктивные особенности резервуаров (наличие понтона, плавающей крыши, наличие и тип огнепреградителей на дыхательной арматуре, оборудование резервуаров ПРП, устройствами для размыва донных отложений);

- наличие стационарных систем пожаротушения и охлаждения резервуаров;

- наличие защитных стенок в местах подключения передвижной пожарной техники к системе подслойного пожаротушения и другие дополнительные сведения об объекте.

 

В графической части плана тушения пожара должны быть представлены:

- план-схема расположения объекта на местности (генеральный план), с указанием разрывов до соседних строений, с нанесением дорог и проездов;

- схема подъезда к объекту от известных ориентиров;

- ситуационный план объекта;

- поэтажные планы, а в необходимых случаях (если невозможно на плане указать конструктивные особенности) разрезы основных зданий и сооружений объекта;

- схема водоснабжения с указанием всех водоисточников;

- схема расстановки пожарной техники на водоисточники (с указанием подачи возможного количества технических приборов тушения, схемы подачи воды в перекачку или подвоза ее с удаленных водоисточников);

- схемы организации связи на пожаре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.074 с.)