Тема 4. Эмоционально-волевые процессы личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Эмоционально-волевые процессы личности



Тема 4. Эмоционально-волевые процессы личности

      

Основные понятия:

Эмоции, чувства, стенические, астенические, саморегуляция, эмоциональная амбивалентность, эмоциональная лабильность, депрессия, субдепрессия, маниакальное состояние, дисфория, апатия.

Воля, волевое действие, цель, борьба мотивов, волевые качества, гипобулия, гипербулия, абулия, катотонический ступор, парабулия.

Литература для учащихся:

1. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1989. – с. 54-67

2. Кирпиченко А.А. и др. Основы медицинской психологии. – Мн.: Выш. Шк., 1998. - С. 33-34

ЧУВСТВА — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

 

Эмоции и чувства играют важную роль во всей жизнедеятельности человека.

В качестве их основных функций выделяются:

1. отражательная (в эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Все, способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей, как правило, вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные);

2. сигнальная (содействие ориентировке человека в окружающей действительности, в оценке объектов и явлений с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности);

3. приспособительная (близкая к предыдущей функции, но в большей степени указывающая на важность переживаний в новых, изменяющихся условиях для наиболее оптимальной адаптации к ним);

4. регулятивная (через управление эмоциями и чувствами человек влияет на свое поведение, деятельность, отношения);

5. воздействия (коммуникативная, зачастую, выражая те или иные эмоции, человек тем самым стремится оказать влияние на поведение, отношение, установки других людей);

6. защитная (наши переживания зачастую «подсказывают» нам о внешних или внутренних угрозах, о целесообразности уделить особое внимание конкретной ситуации. Данная функция также выражается в своего рода «разрядке» нако­пившейся энергии, в защите от перегрузок и др.).

 

Иногда выделяют и другие функции переживаний, но в представленном перечне, на наш взгляд, отражены наиболее важные.

ЗАДАЧА

О какой функции чувств идет речь в приведенных ниже текстах:

1. О важной роли эмоций П. К. Анохин писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма».

2. «У высших животных и особенно у человека выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого все существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг».

3. «Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей: интенсифицировать соматические возможности человека, улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление), повысить мотивацию, резко изменить психологические установки».

4. «Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем следует задуматься, что следует изменить»

5. «У борца за национальное освобождение чувство любви к Родине, связанное с рядом самых заветных нужд и потребностей, превращает в непреодолимую силу, заставляющую его рисковать жизнью, упорно отыскивать пути, которые могли бы привести к конечной победе».


1. Сигнальная.

2. Воздействия (коммуникативная).

3. Приспособительная.

4. Сигнальная и отражательная.

5. Регулятивная.


Как вы считаете, эмоции и чувства характерны только для человека или для человека и животных?

Эмоции – реакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску (Гамезо М.В.)

Чувства носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникшие в процессе общественного развития.

Т.О., Исследования показывают, что физиологические механизмы эмоций и чувств, возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы.

Важнейшую роль в эмоциональных проявлениях человека выполняет кора больших полушарий головного мозга. И. П. Павлов показал; что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, контролирует процессы, происходящие в организме. Кора оказывает влияние на подкорковые центры. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. В ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (мимика, пантомимика), желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Последние электрофизиологические исследования показали, что в проявлении эмоциональных состояний участвует ретикулярная формация, которая активизирует деятельность других механизмов мозга, таламус (зрительные бугры), гипоталамус (подбугорная область), лимбическую систему, находящуюся между древними подкорковыми образованиями и новой корой больших полушарий.

Экспериментально у млекопитающих в гипоталамусе были обнаружены участки, условно названные центрами наслаждения и центрами страдания. Расположены они весьма близко друг от друга. Этим можно объяснить парность подавляющего большинства эмоций (любовь — ненависть, радость — горе и т. д.).

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование сложных чувств человека.

Возникающие в ходе эмоциональных и чувственных переживаний физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электроэнцелографические и др.) наряду с другими показателями (мимическими, речевыми и др.) выступают важнейшими индикаторами психоэмоционального состояния человека. Это учитывается как при проведении психофизиологических исследований, так и в некоторых других сферах (космической, судебной и др.).

Внешние выражения эмоций.

Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутренних органов. Они проявляются во внешних движениях, выразительных или экспрессивных. На универсальность движения как выразителя и индикатора эмоций указывал великий рус­ский физиолог Иван Михайлович Сеченов в своей замечательной книге «Рефлексы головного мозга». Он писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге,— везде окончательным фактором является мышечное движение».

НАСТРОЕНИЕ —сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.

АФФЕКТ —(от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.

  Порой в состоянии аффекта, гнева, страха, радости и т. д. человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию. В художественной литературе можно найти немало ярких описаний таких аффективных состояний. Вспомните для примера хотя бы состояние Мцыри из одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, который бежал из монастыря на Родину и за­блудился в лесу:

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал;

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею рекой...

Можно ли как-то регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Прежде всего необходимо воспитывать у себя выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за свое­образной безответственности и ощущения безнаказанности. Можно сказать, что они отдают себя во власть аффекта и пользуются этим сознательно как средством давления на других. Регуляции этого состояния может помочь переключение на какую-либо физическую работу, на какое-то привычное дело. Иным помогает счет в уме: досчитают до десяти, и все проходит.

 

Пожалуй, самым сильным и ярким эмоциональным состоянием человека является СТРАСТЬ. Страсть — вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели». Страсть - это стойкое, все­охватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения.

Недаром говорят: ве­ликая страсть рождает великую энергию.

Страсть - большая сила, она может быть пагубной и даже роковой. Вспомним повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»: Желтков писал так: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить... каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом".

Страсть может быть и позитивной, великой. Ничто значительное на свете еще никогда не совершалось без великой страсти - и в науке, и в труде, спорте, искусстве, литературе, в жизни.

Вы, наверное, слышали это короткое и волнующее слово: стресс. Как многие другие научные понятия из психологии и физиологии, оно давно перешло со страниц специальных изданий и дискуссий специалистов в живую речь. Правда, используются такие, в прошлом только научные, понятия не слишком строго. В психологии, как мы уже говорили, таких понятий особенно много.

Сегодня многим кажется, что знать слово — это значит владеть содержанием понятия, которое этим словом обозначается. Именно об этом писал знаменитый канадский ученый Ганс Селье, основатель теории стресса в своей книге «Стресс без дистресса» (1936), вышедшей в 1979 го­ду на русском языке:

«Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное  исследование приводит к возникновению   нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам».

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда.

СТРЕСС —

(от лат. «давление, напряжение») — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.

Подробно с этим эмоциональным состоянием мы познакомимся позже.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрация. Сам термин в переводе с латинского означает — обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

ФРУСТРАЦИЯ —

(от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

  О том, как по-разному реагируют люди на помехи, можно судить по такому, казалось бы, несложному опыту. Мы можем осуществить его прямо здесь и сейчас.

Представьте себе следующую ситуацию: мимо вас по проезжей части улицы проезжает машина, брызги из-под ее колес забрызгали ваш костюм. Водитель выходит из машины и говорит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали ваш костюм, хотя так старались объехать лужу...» Что бы вы ему ответили? А что сказали бы в такой ситуации некоторые ваши знакомые?

Оказывается, все многообразие реакций можно будет условно разделить на несколько типов. Наверное, найдутся такие, которые встретят водителя в штыки и скажут примерно следующее: «А к чему мне теперь ваши извинения? Не умеете водить, не садитесь за руль. Оплатите химчистку!» Другие отреагируют примерно так: «Что ж теперь делать... Дорога скользкая, случается…» Третьи скажут: «да я ведь и сам виноват — слишком близко к проезжей части подошел». А возможно, найдутся и такие: «А знаете, даже хо­рошо, что костюм мой окончательно испачкан. Я давно собираюсь сдать его в хим­чистку, да все не соберусь. Теперь уж придется обязательно».

Нарушения эмоций и чувств.

Итак, эмоции, как сложные системные психологические образования, составляющие эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и модальностью (качеством), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота смены эмоциональных состояний) и реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также степенью осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля.

При оценке эмоций врачу следует учитывать, что у здоровых людей все эти индивидуальные проявления эмоций чрезвычайно широко варьируют — они зависят от возраста человека, его темперамента и личности в целом. Оценка способности к эмоциональному переживанию (эмоциональности человека) приобретает особо важное практическое значение в случаях, граничащих с патологией.

Расстройства настроения.

Как вы помните, под настроением понимается преобладающее на определенный период эмоциональное состояние, оказывающее влияние на всю психическую деятельность.

Расстройства настроения характеризуются двумя вариантами: симптомами с усилением и ослаблением эмоциональности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Страх и тревога. В повседневной жизни у психически здорового человека довольно часто встречаются такие эмоциональные состояния, как страх и тревога. Они же широко распространены и при многих психических заболеваниях. В структуре страха и тревоги выделяют три основных нарушения: аффективное — чувство опасности; интеллектуальное — неуверенность и волевое — нерешительность.

 

Страх — эмоция, возникающая на конкретную реальную или воображаемую опасность. Существуют как врожденные (природные, естественные), так и приобретенные (культурные) причины или стимулы для страха. К врожденным пусковым механизмам страха относят такие, как одиночество, незнакомость, высота, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула, боль. К социокультурным факторам страха относят обычно присутствие чего-то угрожающего или отсутствие того, что обеспечивает безопасность, а также контекст события, опыт и возраст индивида и др. Порог возникновения страха находится под влиянием индивидуальных различий биологического порядка, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Страх переживается человеком как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Человек ощущает угрозу своему существованию, своему телу и своему психическому "Я".

Выделяют несколько сотен разновидностей страха, при этом о патологичности или физиологичности страхов приходится говорить только условно, поскольку страх может являться адекватной, мобилизующей реакцией на реальную угрозу. Многие люди даже не подозревают о наличии у них какой-либо разновидности страха до того, пока не столкнутся с соответствующей ситуацией. Имеются данные, что примерно у 40% людей отмечается страх змей, 31% — боязнь высоты, 21 % — боязнь лечения у стоматолога, 15% — страх смерти.

Тревога, в отличие от страха, определяется как страх без явного объекта, как осознаваемое эмоциональное состояние без конкретного содержания. Стимулы или условия, порождающие тревогу, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности.

Тревогу обычно подразделяют на реактивную (тревога как состояние) и личностную тревожность. Тревога как состояние — это неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Тревожность как черта личности — это склонность индивида испытывать состояние тревоги. Эта черта личности непосредственно не проявляется в поведении, ее уровень можно определить по тому, как часто и интенсивно возникает у человека состояние тревоги.

 

Общая характеристика воли

С волей Вы уже познакомились в предыдущих темах,  когда узнали, что существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является активность - непроизвольная и произвольная.

Непроизвольная активность возникает без предварительного намере­нии человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия.

Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью.

Непроизвольная и произвольная активность проявля­ются во внимании, а в связи с вниманием и в других по­знавательных процессах. Поэтому различаются непроизволь­ное и произвольное восприятие, непроизвольное и про­извольное запоминание, непроизвольное и произвольное воображение и пр.

Произвольная активность возникает по нашему наме­рению, с заранее поставленной целью, она связана с на­шим «Я» и протекает с сознательным усилием. Произволь­ная активность лежит в основе волевых действий, которые в отличие от непроизвольных всегда совершаются по оп­ределенным мотивам.

Есть смысл говорить и о произвольном и непроизвольном поведении, которые определяются в психологии следующим образом:

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – действия человека, осуществляемые с помощью безусловных и условных рефлексов без контроля сознания.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - действия человека, подчинённые достижению осознанно поставленной цели и управляемые волей.

Т.О., произвольное поведение связано с волей человека («произвольность» - от сл. ВОЛЯ, а не от слова «произвол»).

Физиологические основы воли

Воля является рефлекторной функцией мозга. Её функционирование связано с образованием условно-рефлекторных связей.

В основе произвольного поведения лежат сложные системы нервных связей дви­гательной области коры головного мозга (расположенной в ее теменной части) с кор­ковыми концами анализаторов, лобными долями коры и ретикулярной формацией подкорки. Благодаря этим системам обеспечивается то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, вызывает возбуждение и в двигательной области.

Лобные доли обеспечивают сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой достижения цели (АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ – психологический механизм предвидения и оценки результатов действия, позволяющий регулировать поведение на основе сопоставления намеченной программы и поступающей в мозг информации; П.К. Анохин). Поражение лобных долей приводит к АБУЛИИ – отсутствию побуждений к деятельности, возникающему вследствие патологии мозга.

Решающую роль в волевых действиях играет вторая сигнальная система.

 

В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. В научной психологии это явление рас­сматривается как более сложное и неоднозначное.

 

Ступени волевого действия

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнообразных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.

Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удовлетворению непосредственной потребности без сознательной цели и усилия воли, а также без учёта возможных последствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в порыве гнева.

Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются привет­ствие, умывание по утрам, выполнение обычных производ­ственных заданий и пр.

Любое волевое действие подразумевает наличие цели.

ЦЕЛЬ — осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено

Действие человека.

 

Для достижения цели человек может затрачивать различные усилия, и потому по сложности волевые действия могут быть простые и сложные.

В ситуации, когда человек ясно видит цель, сразу переходит к действиям и ему не надо выходить за пределы наличной ситуации, говорят о простом волевом акте. Таким образом, прос­тое волевое действие включает следующие этапы:

1. Возникновение мотива и постановка цели действия.

2. Принятие решения.

3. Выполнение действий.

Когда вы каждое утро встаете, вы можете прилагать определенные волевые уси­лия, чтобы пойти на занятия. Но в данной ситуации, как правило, нет особой, напря­женной внутренней борьбы: у вас есть устойчивая мотивация (получение образова­ния, профессиональное развитие, саморазвитие или др.), которая определяет поста­новку цели (необходимо усвоить учебную программу, для чего нужно идти на занятие), и вы осуществляете соответствующие действия (добираетесь до учебного заведе­ния). Поэтому данное действие называется простым волевым действием. Хотя, мо­жет быть, некоторые учащиеся не согласятся и будут утверждать, что каждое утро они осуществляют очень сложное волевое действие. В качестве успокаивающего на поминания: чем сложнее достижима цель, тем приятней и ценней ее достижение.

Сложное волевое действие характеризуется тем, что между возникновением побужде­ния и исполнением действий наблюдается ряд процессов, вызывающих определенное внутреннее напряжение. Основными этапами сложного волевого действия выступают:

1. Возникновение побуждения.

2. Осознание ряда возможностей реализации мотива.

3. Борьба мотивов.

4. Принятие решения (постановка цели).

5. Выполнение действий. Рассмотрим подробнее особенности каждого этапа сложного волевого действия

1. Возникновение побуждения. Волевое поведение начинается с возникновения
побуждения, сила и направленность которого определяются конкретными потребностями, ценностями, обязательствами человека. Особо надо подчеркнуть, что волевое поведение — не простое удовлетворение наиболее сильных побуждений, а осознанное принятие решений с учетом всех составляющих мотивационной сферы человека. Неслучайно, что мотивационная сфера как система побудительных сил признается важнейшей характеристикой человека и влияет на формирование целостности личности. Особая роль в процессе возникновения побуждений отводится ценностным образованиям личности, так как в них проявляется нравственная суть человека

2. Осознание ряда возможностей реализации мотива. Данный этап связан
с работой мышления и предполагает анализ различных вариантов реализации побуждений. В ходе этой деятельности человек может осознать, что существуют различные альтернативы поведения, за каждой из которых стоят свои мотивы. Это порождает так называемую «борьбу мотивов».

3. Борьба мотивов. Данный этап — один из ключевых процессов сложного волевого действия. Борьба мотивов наблюдается в ситуации, когда у человека актуализи­руются одинаковые по силе мотивы, но связанные с различными направлениями дея­тельности.

БОРЬБА МОТИВОВ — этап сложного волевого действия, характеризующийся возникновением равнозначных по силе мотивов и связанный с необходимостью выбора одного из них для принятия решения и осуществления деятельности.

 

Борьба мотивов может наблюдаться как до начала, так и в ходе осуществления деятельности. Во втором случае внутренние колебания «провоцируются в точках за­труднений осуществляющейся деятельности. Если выбор ее был субъективно сомни­телен, и только требования ситуации заставили субъекта, несмотря на колебания, из­брать одну альтернативу, то в момент затруднения и неудачи возобновляется старая борьба мотивов, и перед субъектом на фоне его нынешних неудач рельефно проступа­ют преимущества отвергнутой альтернативы» (Ф. Е. Василюк). Трудности возникают и в ситуациях, когда появляются «отвлекающие» желания, соблазны, искушения, «от­тягивая» на себя часть энергии, занятой в осуществляемой деятельности. Поэтому «нужна особая работа воли, чтобы довести в этих условиях деятельность до конца», и «в этом смысле воля — это борьба с борьбой мотивов» (Ф. Е. Василюк). По результа­там анализа всех мотивов и особенностей ситуации человек должен принять решение и действовать. Затянувшееся «самокопание» неоправданно. Как заметил популярный современный писатель П. Коэльо, «если решение должно быть принято, лучше сде­лать это и иметь дело с последствиями».

Борьба мотивов показывает способность человека осознанно принимать реше­ние, прилагать внутренние усилия для достижения значимых целей. Поэтому не­случайно признается, что именно в борьбе мотивов в наибольшей мере проявляет­ся воля человека. Но важно, чтобы борьба мотивов закончилась принятием конк­ретного решения.

4. Принятие решения (постановка цели). Условно можно сказать, что в ходе предыдущих этапов человек создавал основу для принятия решения. Принять реше­ние — значит сделать выбор в пользу одной альтернативы, отказавшись от других, и таким образом создать идеальный, желаемый образ результата. Принятие реше­ния во многом предполагает мобилизацию всех своих внутренних ресурсов на выпол­нение задуманного.

5. Выполнение действий. По мнению немецкого философа В. Гумбольдта, «серьезное стремление к какой-либо цели — поистине половина успеха в ее дости­жении». Другая половина успеха определяется осуществлением конкретных дел, на­правленных на реализацию задуманного (О. Бальзак: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»). Неуспешно разрешенная борьба мотивов, необоснованно при­нятое решение не имеют никакой самостоятельной ценности, если нет практического исполнения задуманного. Поэтому согласимся со словами, что «сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей» (А. И. Рогов).

Результаты любого волевого действия есть смысл рассматривать в двух аспектах. Один связан с конкретными практическими достижениями, с реализацией поставленной цели. Другой является не менее важным и касается оценки человеком своих действий и извлечения уроков на будущее. В любом случае, следует помнить слова известного педагога Я. А. Коменского: «Добродетель развивается посредством дел, а не болтовни».

 

Задача. Ниже приводятся примеры волевых действий. Проа­нализируйте их, назовите мотивы, побуждающие ребят к этим действиям, и укажите, какие этапы волевого дей­ствия проявились в этих случаях.

1. Учащийся Л. — член редколлегии стенной газеты. Его предупредили, что сегодня в 5 часов вечера он должен вместе с другими ребятами готовить очередной номер газеты. Его товарищ Б. предложил ему уча­ствовать в групповой лыжной вылазке, которая состоится тоже в 5 часов. Л. долго колебался: идти ему на заседа­ние редколлегии или покататься на лыжах. Верх взяло первое соображение.

  2. В компании подростков самый старший закурил и стал предлагать папиросы другим. Некоторые, хотя и колебались, взяли папиросу. Тем, кто отказывался, старший говорил: «Боишься! Какой же ты мужчина!» Под влиянием насмешек и оказываемого на них давления эти ребята тоже засомневались. Но вот один из них возразил: «Причем тут боязнь?» Наступление прекратилось, а с ним исчезли и сомнения: брать или не брать папиросу.

 

Задача.

В одном из исследований учащихся спрашивали, какого человека называют настойчивым, какого самостоятельным и т. д. Некоторые из них на­стойчивым человеком назвали такого, который «во время спора никогда никому не уступает», «никогда не слушает других, все делает по-своему», «не принимает во внима­ние советов товарищей»; самостоятельным — того, «кото­рый живет своим умом, никого не слушая» 

В чем состоит ошибочность данных ответов? Какую важную сторону подлинно волевого действия упустили из виду эти испытуемые?

Дискуссия «Да или нет ЛЕНИ»?

 

«Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает» Б. Франклин

«Лень делает всякое дело трудным» Б. Франклин

«Энтузиазм не может долго подпитывать человека. Во всякой работе существуют естественные ритмы. Сравнительно долгое нарушение их приводит к надрыву, к депрессиям». Ф. Искандер

 

Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления.

 

Задача.

Во всех классах, особенно в старших, есть учащиеся, которые хотят самостоятельно воспитывать свою волю и волевые качества характера. Но не все из них знают, что надо для этого делать, и используют неправильные приемы или искусственные, оторванные от жизни упраж­нения (пропускают через тело электрический ток, при­жигают тело каленым железом, прыгают со второго эта­жа или с обрыва и др.).

Какие методы и приемы самовоспитания поли вы порекомендовали бы им?

 

Задача.

Многие в юности составляют правила поведения, на­мечают цели и пути воспитания своей воли. Например, великий педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила:

«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере вне­шнее.

2. Прямота в словах и поступках...

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится...

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, что есть, ни тем, что будет...»

На воспитание каких волевых качеств направлены в основном эти правила?

 

ЗАДАЧА. Почему нельзя согласиться со всеми высказываниями, которые здесь приводятся? Какие из них и в чем соответствуют, а какие — противоречат принципу детерминизма?

а) «Не в воображаемой независимости от природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности плапоморио заставлять законы природы действовать для определенных целей».

б) «Хотя обстоятельства жизни люди игнорировать не могут и не должны, тем не менее их действия зависят но только от обстоятельств, но и от них самих, от их свобод­ной воли».

в) «Если все материально обусловлено, то человочо-ской воле не остается никакого выбора, а где нет выбо­ра — там неприменим критерий моральной ценности» (Э. Гаррис).

г) Научный подход к пониманию сущности воли «ба­зируется на признании детерминированности воли и всех волевых проявлений объективными условиями жизни и деятельности людей».

 д) «Поскольку человек способен по своему усмотре­нию, независимо от внешних условий, усилием собствен­ной воли принимать любые решения и совершать соответ­ствующие этим решениям действия, то это доказывает на практике, что воля не подвластна внешнему миру, наобо­рот, она подчиняет себе наши мысли и действия, наше соб­ственное тело».

 

Тема 4. Эмоционально-волевые процессы личности

      

Основные понятия:

Эмоции, чувства, стенические, астенические, саморегуляция, эмоциональная амбивалентность, эмоциональная лабильность, депрессия, субдепрессия, маниакальное состояние, дисфория, апатия.

Воля, волевое действие, цель, борьба мотивов, волевые качества, гипобулия, гипербулия, абулия, катотонический ступор, парабулия.

Литература для учащихся:

1. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1989. – с. 54-67

2. Кирпиченко А.А. и др. Основы медицинской психологии. – Мн.: Выш. Шк., 1998. - С. 33-34



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.1 с.)