Назначение и история развития Правил дорожного движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение и история развития Правил дорожного движения



Учитывая глобальный характер международных автомобильных перевозок и автомобильного сообщения, уже давно возникла потребность регламентировать эти процессы на международном уровне. Первым соглашением такого рода была Парижская Конвенция по автомобильному движению 1909 г. Эта Конвенция наряду с некоторыми предписаниями по правилам движения предусматривала использование четырех знаков, указывающих на наличие перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровностей на проезжей части. (Символы на этих знаках сохранились и в настоящее время). В Конвенции 1926 г. число дорожных знаков возросло до шести.

Дальнейшим шагом в плане международной регламентации дорожного движения явилась Конвенция 1931 г., принятая в Женеве на очередной конференции по дорожному движению. В соответствии с этой Конвенцией число знаков увеличилось до 26 и они уже классифицированы по 3 группам: предупреждающие, предписывающие, указательные.

До второй мировой войны в различных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков. Европейская система соответствовала Конвенции 1931 г. и была основана на применении преимущественно символов. В англо-американской системе в большинстве случаев вместо символов использовались надписи. После окончания второй мировой войны была предпринята попытка создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации.

В 1949 г. в Женеве на международной конференции по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах. Советский Союз присоединился к ним в 1959 г.

Следующим этапом в развитии международного сотрудничества в сфере дорожного движения явилось принятие в Вене (Австрия) в 1968 г. Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Эти Конвенции впоследствии были дополнены Европейскими Соглашениями 1971 г., развивающими положения Конвенций применительно к условиям европейских государств. Советский Союз ратифицировал эти документы и их требования реализованы во всех нормативных документах, касающихся дорожного движения, действующих на территории Российской Федерации и в настоящее время.

В последние годы в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (КВТ ЕЭК ООН) была проведена большая работа по обновлению упомянутых международных Конвенций и Соглашений с учетом опыта стран Европы и США.

В результате были разработаны и в 1993 г. приняты поправки к этим документам, которые являются обязательными для применения на территории государств, ратифицировавших ранее сами Конвенции и Соглашения (или присоединившиеся к ним).

Основные положения международных Конвенций и Соглашений по дорожному движению реализованы в Правилах дорожного движения Российской Федерации, введенных в действие с 1 июля 1994 г., и действующих на настоящий момент с изменениями и дополнениями.

В СССР вплоть до 1940 г. не было единых Правил дорожного движения, они разрабатывались и утверждались местными органами власти и имели существенные различия. Некоторое единообразие было достигнуто после утверждения в 1940 г. типовых Правил движения, на базе которых стали создаваться более или менее единообразные Правила на местах.

Важным этапом в совершенствовании организации дорожного движения явилось создание в 1957 г. новых типовых правил движения, в которых были устранены многие неоправданные ограничения. На основе этих типовых правил во всех союзных республиках СССР в 1957—1959 гг. были приняты республиканские Правила дорожного движения. Первые единые для всей страны Правила дорожного движения были введены в действие с 1 января 1961 г.

Однако с учетом опыта применения первых единых Правил дорожного движения возникла необходимость их корректировки, что и было сделано в переработанной версии, введенной в действие с 1 января 1965 г. (этот документ назывался: «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогамСССР» и был утвержден приказом Министерства охраны общественного порядка РСФСР от 3 июня 1964 г. № 380).

После принятия в 1968 г. Конвенций о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах и дополняющих их Европейских соглашений 1971 г., Правила движения вновь подверглись существенной переработке. Их новая редакция была введена с 1 января 1973 г. приказом МВД СССР от 25 августа 1972 г. № 240.

Все последующие изменения и дополнения в Правила дорожного движения, а также их новые редакции тоже утверждались приказами МВД СССР по согласованию с союзными республиками. Такие изменения и дополнения вносились в 1975, 1976, 1979, 1980, 1984 и 1987 гг. В 1980 и 1987 г. фактически вводились новые редакции Правил дорожного движения, что было обусловлено большим объемом нововведений, касающихся дорожных знаков, технических требований к транспортным средствам.

За эти годы в Правила дорожного движения было внесено ряд изменений.

Так, в 1975 г. появилось, предписание об обязательном применении ремней безопасности, комплектации автомобилей медицинскими аптечками и огнетушителями. С 1976 г. введено ограничение скорости вне населенных пунктов до 90 км/ч для всех легковых автомобилей и междугородных автобусов и до 70 км/ч для грузовых автомобилей и мотоциклов. Установлены и некоторые другие ограничения скоростного режима.

В 1979 г. в Правила внесены уточнения, касающиеся применения ремней безопасности, более детально регламентирован порядок движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.

Редакция Правил дорожного движения 1980 г. отличалась от предшествующих полностью переработанным разделом по дорожным знакам, что было связано с введением нового ГОСТ 10807—78 «Знаки дорожные. Общие технические условия» и ГОСТ 23457—79 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».

В 1984 г. изменения и дополнения относились к регламентации требований безопасности к техническому состоянию транспортных средств. Это было обусловлено введением нового ГОСТ 25478—82 «Автомобили грузовые и легковые, автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки».

Редакция Правил, введенная с 1 января 1987 г. (утверждена приказом МВД СССР от 16 июля 1986 г. № 139), отличалась от предшествующей включением нескольких новых дорожных знаков и принципиальным изменением понятия «обгон» (под обгоном в этой редакции понималось опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное только с выездом на полосу или сторону проезжей части встречного движения).

После распада СССР начался активный процесс формирования Российского законодательства и соответствующей нормативной базы в сфере дорожного движения. В рамках КВТ ЕЭК ООН завершился важный этап обновления Конвенций по дорожному движению 1968 г. и дополняющих их Европейских соглашений 1971 г. Все эти обстоятельства и послужили основанием для подготовки Российских Правил дорожного движения. Совет Министров — Правительство Российской Федерации своим постановлением от 24 июля 1992 г. № 520 поручил разработать Правила МВД Российской Федерации, ряду других заинтересованных министерств и ведомств.

В процессе подготовки обновленных Правил дорожного движения было признано целесообразным исключить из этого документа все положения, не имеющие непосредственного отношения к порядку дорожного движения (требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств; вопросы, касающиеся обязанностей должностных лиц предприятий, организаций и учреждений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения). Все эти нормативы объединены в самостоятельный документ «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», который, как и «Правила дорожного движения Российской Федерации», были утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.

С 1 января 2006 года внесены изменения в «Правила дорожного движения» и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», которые сопровождались последующими дополнениями в период до 2009 года.

Помимо структурных изменений, в новые Правила был включен ряд новых положений, вытекающих из Российского законодательства, поправок к международным Конвенциям и Соглашениям, введены новые ГОСТы и дорожные знаки.

Безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих комплекса «человек — автомобиль – дорога - окружающая среда». Между тем недостаточная надежность элементов этой системы (низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог) является причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Среди пострадавших в результате ДТП большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах (61% от общего числа погибших и 62% — от общего числа раненых). На долю пешеходов приходится соответственно 39% погибших и 38% раненых. Наибольшее число пострадавших — люди сравнительно молодого возраста — 30—40 лет.

Основные причины возникновения ДТП: нарушения Правил дорожного движения со стороны водителей — 74,3%, нарушение Правил со стороны пешеходов — 30,8%, неудовлетворительное состояние улиц и дорог — 22,7%, технические неисправности транспортных средств — 2,5%.

Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

 

 

Общие положения Правил

 

Правила дорожного движения состоят из 24 разделов, включают в себя 3 приложения (дорожные знаки, дорожная разметка и перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств), и основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обзанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации (а).

Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (б).

а) Правила дорожного движения являются правовым документом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Они устанавливают нормы общественного поведения участников дорожного движения и призваны обеспечить безопасность везде, где возможно движение всех наземных транспортных средств, кроме железнодорожных.

Под дорожным движением в Федеральном законе понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Требования Правил распространяются на всех водителей и других участников дорожного движения в любых местах, где оно возможно и осуществляется. Это улицы городов, населенных пунктов, площади, переулки, проселочные дороги, территории предприятий, учреждений, организаций.

б) Правила определяет обязанности участников дорожного движения, расположение транспортных средств на проезжей части, значения сигналов регулирования, скорость движения, правила обгона, остановки и стоянки, проезда перекрестков и т.д. Все другие нормативные акты (преимущественно ведомственные), которые тоже регулируют отдельные конкретные вопросы, связанные движением в специфических условиях (карьерах, на закрытых территориях и т.п.) должны соответствовать Правилам. Это требование относится, прежде всего, к должностным лицам, разрабатывающим и утверждающим такие нормативные акты. Оно призвано предупредить разное понимание тех или иных предписаний, так как каждый участник дорожного движения рассчитывает на соблюдение всеми требований Правил. В случаях расхождений предписаний, содержащихся в других нормативных актах должны выполняться предписания Правил.

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Все участники дорожного движения обязаны не только знать, но и, безусловно, соблюдать требования Правил, так как от их правомерного поведения зависит обеспечение безопасности дорожного движения. Любые отступления от требования Правил могут повлечь материальный ущерб, гибель или увечье людей. В зависимости от характера нарушения Правил, наличия вредных последствий виновный может быть привлечен к ответственности.

На органы внутренних дел возложена обязанность организации и обеспечения безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, а также на автомобильных дорогах вне населенных пунктов.

Непосредственное участие в регулировании движения транспортных средств и пешеходов на улицах и автодорогах принимает Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

В вопросах, касающихся порядка движения ГИБДД, взаимодействует с другими службами ОВД. Работникам ГИБДД на дорогах помогают военные регулировщики, работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах. Все эти лица являются уполномоченными регулировать дорожное движение. Участники дорожного движения должны выполнять распоряжения работников милиции и лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение, касающееся порядка движения.

Работники милиции и лица, уполномоченные регулировать дорожное движение, должны действовать в пределах предоставленных им прав. Так, например, дежурные на железнодорожных переездах вправе давать указания, связанные лишь с порядком движения через переезд, а дежурные паромных переправ - через переправы. Все перечисленные лица должны иметь при себе соответствующие документы и предъявлять их в необходимых случаях участникам движения. Лица, уполномоченные регулировать дорожное движение, для их опознания участниками дорожного движения, должны иметь соответствующую экипировку (форменную одежду или отличительный знак – нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом (световозвращателем), или флажок).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.023 с.)