Balkhar – the national center of artistic trades of Dagestan 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Balkhar – the national center of artistic trades of Dagestan



In the article we considered one of the types of arts and crafts of Dagestan – balkhar ceramics, and revealed the tourist potential for ethnographic tourism development. The pottery glorified the village Balkhar and Dagestan to the whole world because of it’s originality. The producing of Dagestan ceramics counts a several thousand years. Balkhar ceramics is one of the oldest in the Caucasus. Today the fabric of national artistic trade in Balkhar continues to work and preserves old traditions. Balkhar attracts its ethnography scientists and tourists from the other countries. The folklore and architecture of Balkhar with domed furnace and masonry walls of buildings will interest everyone. Balkhars women engaged in felt production, weaved carpets and ribbons. The ancient rites of balkhars are very interesting. Balkhar ceramics and women costumes are kept in museums of the world.

Key words: ethnographic tourism, pottery, arts and crafts, balkhar ceramics, national artistic trade, Balkhar.

С незапамятных времен поэты называют керамику искусством огня. Гончарное производство имеет древнюю историю на территории Дагестана, о чем свидетельствуют музейные артефакты VI-V тысячелетия до нашей эры. В заметках путешественников, посетивших Дагестан, отмечается об обычае у горцев украшать стену гостевой комнаты декоративной керамикой, как дагестанской, так европейской (фарфор) и восточной (посуда). Дагестанцы и сегодня украшают стены своих домов декоративной керамикой. Дагестанская керамика очень самобытна – это оригинальность форм и разнообразие приемов декора, развивавшиеся на протяжении многих сотен лет. Роспись изделий из керамики неразрывно связана с высокой орнаментальной культурой других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана [5, с. 5]

Лакский аул Балхар известен миру своим гончарным производством (рис.1). Балхар расположен в Акушинском районе Республики Дагестан на высоте более 1600 метров над уровнем моря. Балхарская керамика имеет древнюю историю и эволюционировала на протяжении всего этого времени. Балхар является одним из ранних гончарных центров на Кавказе, на что указывают древнейшие орнаментальные мотивы. В ауле, помимо изготовления аутентичной керамики, занимаются производством войлочных изделий и паласов. Интересен Балхар своим фольклором – балхарский танец и свадебный наряд балхарки являются эталонными в Дагестане. Балхарцы не раз удостаивались призовых мест на международных фестивалях за керамику или фольклор, например, на Всемирной выставке в Париже. Сегодня Балхар – один из центров народных художественных промыслов Дагестана. Сюда приезжают, чтобы поближе познакомиться с балхарской культурой и лично изготовить балхарский сувенир. Аул, имея богатую историю, привлекает туристов из разных стран мира. В Балхаре продолжает свою работу художественный комбинат МУП «Балхар». Согласно статистике Правительства РД, количество туристов в Балхаре растет из года в год, как и в целом по Дагестану.

Балхар интересен не только своим гончарным производством, но и аутентичной архитектурой – мечети, печи, дома. В 1930 году в Балхаре была основана гончарная артель «Красный Балхар» и началось строительство мастерской [4, с. 119]. В артель входили практически все опытные мастера. В 1930-х годах в Балхаре можно было увидеть около 30 печей для обжига керамики. Такие печи называются по-лакски «кара» и имеют куполообразную конструкцию в виде куполов дербентских шиитских мечетей. В это же время в ауле насчитывалось около 1500 человек, занимающихся земледелием и кустарным керамическим производством, которым занималось почти все женское население. Еще в 1960-е годы балхарские изделия широко производились, их реализация происходила следующим образом: мужчины развозили по аулам на лошадях или ослах продукцию на продажу. Для того, чтобы дети не бросали камешки на изделия во время пути, им дарили по свистульке [3, с. 130-131].

В Балхаре изготавливались полосатые гладкие паласы с орнаментами и шерстяные носки. Балхарские женщины занимались производством водоносных лент. Водоносные ленты широко использовались некоторыми дагестанскими народами, но балхарские ленты выделялись среди других своей самобытностью, яркостью и насыщенными цветами [2, 41]. Балхарки ткали также хурджины – переметные сумы. Балхарские хурджины ткутся в технике паласа с богатой цветовой палитрой, около 15 полос со сложным растительным орнаментом на белом фоне. Хурджины сложной формы украшаются на лицевой части медальоном коврового типа с крестообразной фигурой в центре. Праздничные хурджины изготавливались из производимых мастерицами полосатых пологов, состоявших из шерсти и шелка. Такие хурджины в основном имели фиолетово-оранжевый окрас и стеганый орнамент в строчной композиции [2, с. 39].

Появление гончарного производства в Балхаре, согласно легенде, связано с местным жителем по имени Кал-кучи, который первым обнаружил подходящие для этого свойства глины вблизи аула. Изготовление керамики – исключительно женская работа, поскольку на протяжении столетий для мужчин это считалось постыдным занятием, они только реализуют продукцию. Раньше обучение девочек ремеслу начиналось в возрасте 7-8 лет их бабушками и могло продолжаться в течение 15 лет. В годы советской власти в ауле был открыт комбинат по производству балхарской керамики, в котором также можно было обучиться ремеслу, как и сегодня [3, с. 130-131].

Балхарские изделия имеют большое разнообразие: свистульки, подсвечники, маслобойки, кувшины для воды, кухонная посуда и другое (рис.2). Сегодня производство многих традиционных предметов быта продолжается: различные сосуды для хранения воды, молока, крупы, сосуды для умывания и другое. Балхарцы производят и современные изделия: оригинальные фигурки людей и животных, декоративные вазы, скульптурные композиции сельской жизни, горшки для цветов и различную сувенирную продукцию.

Глину для гончарного производства добывают в долине, которая находится на расстоянии 2 км от аула. Всего, неподалеку от Балхара, находится около пятнадцати видов глин. В процессе изготовления разные виды глин (жирные и тощие) смешиваются для достижения необходимого свойства формовочной массы, а затем ее замачивают и перемешивают ногами.

 

Рис.1. Коллекция балхарских изделий из домашнего собрания дагестанского фотохудожника Камиля Чутуева (фото автора)

Процесс изготовления. Процесс изготовления балхарских изделий длится с сентября по май, что связано с отсутствием полевых работ. Для начала женщины очищают глину от примесей и воздуха, заливают глину водой и прячут ее от света и тепла на несколько дней. Весь этот процесс обработки глины сопровождается пением песен, как праздник. Прежде чем начать работу за гончарным кругом, его смачивают водой и очищают от остатков глины, а после центр посыпают залой, чтобы с легкостью снять готовое изделие. В посыпанный залой центр круга устанавливается круглый комок глины для днища. Комок глины разравнивается кулаком и центрируется: гончар одной рукой крутит круг, а другой убирает излишки глины. Балхарские мастера используют в своей в работе донно-емкостный начин и спиральный способ налепливания: из днища формируются стенки сосуда с поэтапным добавлением по спирали жгутиков, толщина которых 2-4 см, а длина 15-20 см. С внутренней стороны сосуда место соединения жгутиков тотчас замазывается. Следует отметить, что при изготовлении сосудов с закрытыми формами жгутики добавляются с внутренней стороны и в это же время мастер расширяет стенки сосуда, надавливая на них. Затем стенки сформированного сосуда обстригаются и заглаживаются войлоком. При наращивании узкой шейки сосуда на кромке нижней части делаются насечки с внешней стороны. Далее сосуд расширяют надавливанием изнутри, используя инструмент с серповидным окончанием. Cложная форма сосуда достигается моделированием его профиля войлоком при медленном вращении круга. Ручки сосуда изготавливаются из жгутиков с конусовидными концами, которые вставляются в сделанные на сосуде углубления. Носик сосуда выполняется из куска глины конусовидной формы, которая протыкается в середине заостренной палочкой с ограничителем. С помощью палочки формируется окончательная форма носика, который прикрепляется в круглое отверстие, выполненное на стенке изделия. С придонной части изделия удаляют ножом лишнюю глину, а затем снимают его с круга. Через сутки начинается приделывание поддона: сосуд переворачивают вверх дном и устанавливают в ёмкость под названием «куц». Ёмкость имеет прорези, в которые помещаются выпуклые части сосуда. Для устойчивости ёмкость заполняют глиной, а ее саму примазывают к гончарному кругу. С придонной части удаляется подсохший слой глины и делаются ножом насечки, в которые прикрепляют жгут. С помощью жгута формируется поддон, который потом вместе с придонной частью заглаживается войлоком. Процесс сушки, во время которого их поворачивают, происходит исключительно в помещении. Через один-два дня изделие подвергается лощению. Затем изделия обжигаются в печах, распложенных на территории комбината или во дворах домов. Процесс обжига длится с пяти утра до двенадцати ночи, начинают с растапливания печи. Между мастерами существует разделение труда, то есть опытные занимаются самой ответственной частью работы. Окраска балхарской керамики от розовато-терракотового до матово-черного достигается благодаря использованию разного вида топлива при обжиге [3, с. 133].

Роспись керамики. Изделие, после полного высыхания, расписывается белой и красной тонко отмученной глиной. Сосуды с ручкой после изготовления сперва расписываются, а потом приделывается ручка [Там же, с. 133-134]. В своей росписи балхарские мастерицы используют растительные мотивы, астральную и земледельческую символику, а также магические знаки [1, с. 59]. Роспись наносится светлой глиной (ангобами): красная, белая и желтая. Виды балхарского орнамента: центрический, окаймляющий, ленточный и заполняющий. Как и для резьбы по дереву в Дагестане, так и для балхарской керамики характерно использование геометрических узоров: прямые и зигзагообразные линии, круги, ромбы, квадраты, многогранники и другое [4, с. 119]. В старину наибольшее распространение имели свастические круги, которые преобладали и в других видах декоративно-прикладного искусства Дагестана. У дагестанских народов это символ плодородия. Также изображались символы плодородия и знаки воды [1, с. 59]. Балхарские орнаменты можно разделить на четыре типа: зооморфный, геометрический, антропоморфный и растительный. Использование вышеописанных орнаментов говорит о древнем происхождении ремесла [4, с. 119]. Мастерицы помечают свои работы авторским знаком на внутренней стороне горлышка сосуда, на дне сосуда или на лапке игрушечного зверя. Этот знак выполняется тонкой кистевой росписью и передается от матери к дочери [1, с. 59].

Рис.2. Коллекция балхарских изделий из домашнего собрания дагестанского фотохудожника Камиля Чутуева в Кумухе (фото автора)

Балхарский фольклор. Балхар на протяжении многих лет интересен этнографам, историкам и путешественникам своими самобытными танцами и обрядами. Девочек с детства обучают свадебному танцу «Цикури», которые они должны будут станцевать на своей свадьбе. Свадебный наряд балхарской невесты весит около 25 килограммов и состоит из множества серебряных украшений, придающих платью особый колорит. В начале 1960-х годов был основан Ансамбль «Балхар», который прославился на весь мир, например, дважды получал «Золотой топорик» на международном фестивале горных земель в Польше в 1969 и 1995 годах. В репертуар ансамбля входят древние лакские танцы и песни, вокально-хореографический репертуар «У родника», старинный девичий танец «Банавша», хореографическая сюита «Балхарские танцы». Каждый год весной в Балхаре с танцами и песнями отмечают праздник первой борозды, символизирующее начало весны и полевых работ. На этот праздник в аул приезжает много гостей и туристов, которые после его посещения остаются под большим впечатлением.

Заключение. Аул Балхар обладает высоким туристским потенциалом, особенно для развития этнографического туризма. Он будет интересен туристам своим гончарным производством, народным фольклором, древними традициями, самобытной архитектурой, изготовлением красочных паласов и вязанием шерстяных носков. В ауле из года в год проходят различные этнографические фестивали, а также отмечаются национальные праздники. В домах многих балхарцев имеются домашние музеи с богатой коллекцией старинных редкостей. Сегодня в ауле действуют художественный комбинат и гостевой дом. Балхар входит во все туристические маршруты и карты Дагестана. Экскурсионные туры в Балхар осуществляются как в виде туров одного дня из столицы Дагестана, а также в виде многодневных туров по Дагестану с посещением Балхара от российских туроператоров.

 

Библиографический список

1. Гасанов, М.Н. Центр этнической культуры как экспериментальная площадка для сохранения, развития и популяризации этнокультурного многообразия народов Дагестана [Электронный ресурс] / М.Н. Гасанов // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentr-etnicheskoy-kultury-kak-eksperimentalnaya-ploschadka-dlya-sohraneniya-razvitiya-i-populyarizatsii-etnokulturnogo (дата обращения: 09.10.2020).

2. Лугуев, К.С. О ковровых изделиях Дагестана и некоторых поверьях, связанных с их применением в быту (ХIХ – начало ХХ века) / К.С. Лугуев, К.М. Гусейнов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12873931_34466226.pdf (дата обращения: 10.10.2020).

3. Петрова, Н.Ю. Гончарное производство жителей села Балхар в Дагестане [Электронный ресурс] / Н.Ю. Петрова // Археология, этнография и антропология Евразии – URL: http://old.archaeology.nsc.ru/ru//publish/journal/doc/2011/484/14.pdf (дата обращения: 08.10.2020).

4. Саидова, А.С. Искусство Балхара: проблемы исследования и перспективы развития [Электронный ресурс] / А.С. Саидова // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДФИЦ РАН № 20 – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41599867_38218057.pdf (дата обращения: 10.10.2020).

5. Шамадаева, В.М. Народная керамика Дагестана: Проспект / В.М. Шамадаева. – Москва, 1991. 46 с.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.017 с.)