Методики коррекции нарушений развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики коррекции нарушений развития



 

У ДЕТЕЙ С ОВЗ

В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии. А именно – четыре основные методики, ярко отличающиеся по первичному подходу к рассмотрению «особого» ребѐнка, а также по философии и педагогическим методам: ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).

 

Любой педагог (будь то музтерапевт, дефектолог или психолог) опирается в своей работе на какую-то из этих методик, сильно отличающихся по подходу и педагогическим приѐмам.

 

Опишем существующие методики и покажем их плюсы и минусы.

 

TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read)

 

Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler.

 

Изначально методика представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребѐнка.


Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. При необходимости программу адаптируют для коррекционной работы с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.

 

Речь идет о трех основных принципах:

 

1. Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.

 

2. Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.

 

3. Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.

 

Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:

 

• Имитация

 

• Восприятие

 

• Крупная моторика

 

• Тонкая моторика

 

• Координация глаз и рук

 

• Элементарная познавательная деятельность

 

• Речь

 

• Самообслуживание

 

• Социальные отношения

 

Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии 3-м уровням развития. Степень сложности задачи определяется возрастом развития. Первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2-х лет; второй уровень - от 2-х до 4-х лет, третий - от 4-х до 6-ти лет (диагностика проводится по Профилю психологического развития (PEP, Э.Шоплер, Р.Рейчл).


В общем, вся индивидуальная программа развития ребѐнка согласно этой методике делится на 3 части - понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра. Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала. Работа по методике TEACCH требует определѐнной организации пространственной среды. Если вы не имеете возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребѐнка лишние предметы, подбирать многообразные пособия и материалы для занятий, вам лучше отказаться от систематического применения этой методики. Формирование понимания эмоций и причин их возникновения проходит в четыре этапа.

 

Первый этап – подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах.

 

На следующем этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация.

 

Третий этап – формирование понимания эмоций, обусловленных желанием, и последний – понимание эмоций, обусловленных мнением.

 

Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности). Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определѐнный ритуализм.

 

Так для ребѐнка изначально создаѐтся комфортная среда. Весь день подчинѐн строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребѐнок. Всем вещам присуждается определѐнное место. Так занятие начинается только после того, как на столе в определѐнном порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребѐнка был определѐнный стул и стол

 

– только для занятий. Личная тарелка, личная тряпочка для вытирания пола или стола, личный веник и т.д. Определѐнные действия усваиваются ребѐнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки. Например, для обозначения еды- карточка с тарелкой, сна – рисунок кровати. Кроме слов педагог (мама) показывают ребѐнку карточки.

 

Ребѐнок, не имеющий речи, также использует для общения карточки-подсказки.

 

Плюсы методики


В России в государственных учреждениях используется именно эта система, так как она наилучшим способом подготавливает ребѐнка для его помещения в социальные государственные учреждения. Например, если вы планируете отдавать ребенка в интернат.

 

Методика позволяет добиться управляемости ребѐнка в ограниченном пространстве. Методика последовательна, имеет широкий спектр наработок. Методика не требует стопроцентного включения в процесс коррекции родителей. Методика идеально подходит для детей с наиболее тяжѐлыми и множественными нарушениями развития. Методика подходит для организации жизни семьи ребѐнка с ограниченными умственными возможностями. Только эта система подходит для привития бытовых навыков детям с умственной отсталостью с коэффициентом умственного развития ниже 34 баллов (глубокая умственная отсталость).

 

Минусы методики

 

Методика опирается на утверждение, что ребѐнку необходимо создать комфортную среду обитания хотя бы в рамках дома и заведения, которое посещает ребѐнок. К сожалению, ребѐнок начинает себя чувствовать себя спокойно только в знакомой среде.

 

Например, дома ребѐнок, обучавшийся по ТЕАССН, пролив воду, может еѐ спокойно вытереть, взяв личную тряпку в обусловленном месте. Но пролив воду из чашки в гостях у бабушки, ребѐнок или не заметит содеянного, или впадет в истерику, так как не сможет выполнить отработанную ранее программу: пойти в ванную, взять на определѐнной полке определѐнную тряпочку, вытереть, положить на место тряпочку. В доме бабушки всѐ иначе - другой стол, нет привычной ванной комнаты, а в ванной иная мебель, нет персональной тряпочки в цветочек, как дома. Алгоритм выполнения нарушен, и ребѐнок ведѐт себя так, будто навыка вытирания пролитой воды у него нет.

 

Ещѐ один минус- эта методика не учитывает социальные потребности ребѐнка, более того, старается ограничить общение ребѐнка, делая его адаптацию к жизни в обществе мало осуществимой.

 

А ВА (методика модификации поведения)

 

Доктор Іvar Lovaas и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе используют поведенческие методики для работы с детьми с

 

1963 года.

 

Задача данного метода терапии двойная: выработать у ребенка желание учиться и помочь понять ему, что обучение возможно. Методика предусматривает занятия один на один с последовательной поведенческой перспективой функционирования в обществе.


Классическая модель «стимул – реакция – результат» предусматривает разбивку необходимого навыка на небольшие последовательные этапы. Каждый из этих этапов должен быть усвоен ребенком перед тем, как будет введен следующий. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

 

Эта методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия.

 

Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребѐнку, а достаточно жѐстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются.

 

Например, если у ребѐнка стереотипная тяга к постукиванию руками друг

 

о друга, руки контролируют строжайшим образом – вплоть до фиксации рук в моменты возникновения стереотипии. То есть, это директивное направление в психотерапии, когда взрослый учит ребѐнка правильному поведению и корректирует нежелательные проявления, вплоть до жѐстких мер. В рамках обучающей программы по этой методике ребѐнок - всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого.

 

При всей строгости обучающей программы по методике АВА следует отметить, что только она подходит для тяжѐлых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжѐлых форм интеллектуальной недостаточности.

 

Эта методика не ждѐт, например, когда ребѐнок захочет научиться завинчивать крышки баночек. У ребѐнка нет выбора – ему поставили баночки, его рукой показывают движения и закрепляют движения до тех пор, пока ребѐнок самостоятельно не сможет выполнить навык. При этом закреплѐнным навык считается только тогда, когда ребѐнок сможет выполнять это действие без ошибок в не менее чем 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

 

Для каждого ребѐнка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребѐнок может осваивать одновременно 2-3 не связанных между собой навыка, однако педагогом выстраивается чѐтка система усложнения и поэтапного освоения всѐ новых и новых навыков.

 

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов (кладет карточки с


вилкой и ложкой в одну стопку, а карточки с кошкой и собакой – в другую), «покажи, как ты...» (делает вид, что причесывается / надевает шапку / крутит руль / тушит пожар / мяукает и ловит мышей), местоимения (правильно употребляет «я иду» – «ты идешь»), ответы на вопросы «Что», «кто», «где», «когда», «как», употребление «да» и «нет», и др. Среди более продвинутых программ – «Скажи, что будет, если..» (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть», и др.

 

Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

 

Поэлементное разучивание многих десятков действий занимает много времени. Считается, что АВА дает наибольший эффект, если заниматься с ребенком по этой методике 30-40 часов в неделю (при этом проверено, что аналогичное количество часов, проведенное с ребенком без особой методики, далеко не столь результативно). Кроме того, в идеальном варианте надо начинать занятия по этой методике до того, как ребенку исполнится 6 лет (АВА помогает также старшим детям, но чем раньше начать занятия, тем выше будет результат). Родители, даже при наличии сил и ресурсов, как правило, не могут давать ребенку сорок часов интенсивных занятий в неделю на протяжении нескольких лет. Обычно домашняя программа АВА для ребенка организуется силами родителей, плюс обязательные занятия с дефектологом, являющимся специалистом по данной программе.

 

В зарубежных странах обучение по системе АВА строится так: с

 

ребѐнком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (несколько специалистов разной направленности: дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т.п.), а контроль осуществляет супервизор – специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжение одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три специалиста, и таким образом ребенок получает пять-шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребѐнком, корректируя свои действия один относительно другого.

 

Пример одного из упражнений из программы «Язык – понимание»: Дефектолог дает задание («сделай как я»), поднимает руку, затем дает подсказку (поднимает руку ребенка), вознаграждает ребенка за правильный ответ. После несколько попыток (задание – подсказка – вознаграждение) делается попытка без подсказки: дефектолог поднимает руки вверх и просит «сделай как я», и ждѐт, даст ли ребенок правильный ответ. Если ребенок


отвечает правильно без подсказки, он получает вознаграждение (его хвалят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если ребенок дает неправильный ответ или не дает никакого ответа, тренировка с подсказками продолжается. Упражнение заканчивается, когда ребенок начинает в 80-90 случаях действовать правильно. Тут же вводится новое задание.

 

Например, педагог говорит «сделай как я», и хлопает в ладоши. Первые два задания должны быть максимально непохожими. Затем, когда ребенок станет выполнять оба действия без ошибок, их начинают показывать вместе. «Сделай как я» - и педагог хлопает в ладоши, затем поднимает руки вверх. Затем – наоборот: поднимает руки, потом хлопает. Эти два стимула считаются освоенными, когда ребенок дает 80% правильных ответов при чередовании двух действий в произвольном порядке. Затем вводят и отрабатывают третий стимул, затем чередуют все три, затем вводят четвертый, и др.

 

Когда у ребенка в запасе много освоенных стимулов (включая такие полезные для ежедневной жизни, как «иди сюда», «дай (название предмета)», «возьми» (название предмета), начинают работать над обобщением, или генерализацией навыков – проводят упражнения в неожиданных местах (в ванной, на улице, в магазине), чередуют людей, дающих задание (дефектологи, родители, бабушки и дедушки, знакомые, другие дети).

 

В какой-то момент ребенок не только осваивает те стимулы, которые с ним отрабатывали, но и начинает сам понимать новые задания без дополнительной отработки (например, «закрой дверь» ему показывают один-два раза, и этого оказывается достаточно). В таком случае программа считается освоенной – ребенок дальше может осваивать информацию из окружающей среды, как это делают типично развивающиеся дети.

 

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребѐнка не поддаѐтся контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребѐнок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания. Именно эта методика помогает снизить число

 

и интенсивность стереотипий, особенно двигательных при коррекции ребѐнка с аутизмом, а также если ребѐнок агрессивен или склонен к самоагрессии.

 

Данная методика не пытается адаптировать мир под ребѐнка (то есть, не создаѐт комфортную среду, как методика TEACCH или Son-Rise). Методика АВА заставляет ребѐнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции.

 

В рамках системы АВА могут активно применять абсолютно все методы работы – от чтения по складовой системе Зайцева и куклотерапии до работы со стимульным материалом по Монтессори. Обратим особое внимание на то, что


методика АВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребѐнок вступил в коммуникацию и достигает этого любым путѐм, который доступен ребѐнку.

 

Методика АВА требует четкости в использовании поощрений и наказаний, при этом наказания могут быть достаточно строгие, вплоть до физических методов. Например, если ребѐнок агрессивен по отношению к педагогу, педагог имеет право фиксировать своими руками руки ребѐнка, не давая ему ударить. По согласованию с родителями могут применяться различные методы наказаний и физического воздействия. Например, если у ребѐнка патологическая страсть к засовыванию предметов в розетки, система АВА не закрывает розетки заглушками, как это принято в иных методиках.

 

Система АВА говорит, что когда-нибудь ребѐнок обязательно найдѐт незакрытую розетку, и всѐ закончится смертельным исходом. Поэтому ребѐнку предоставляют доступ к розетке. Но каждый раз, когда ребѐнок тянет руку к розетке, он получает в руку быстрый лѐгкий укол специальным гвоздиком-иголочкой. Так постепенно ребѐнок начинает связывать, что если тянуться к розетке, будет больно. И ребѐнок делает логический вывод: тянусь к розетке-больно. Не тянусь - не больно.

 

Другой пример (менее экстремальный). Ребѐнок с РДА пытается съесть клей из клеящего карандаша каждый раз, когда его видит. Согласно TEACCH мы должны были бы убрать клей из поля зрения ребѐнка, а занятия по аппликации и коллажу – исключить.

 

Согласно методике АВА ребѐнка специально заставляют ежедневно делать аппликации и коллажи. Причѐм каждый раз, когда ребѐнок применяет клей правильно, он получает поощрение – сухарик, мини-кусочек конфетки, похвалу, поглаживание. Когда ребѐнком клей направляется в рот, взрослый фиксирует руку, вплоть до лѐгкого шлепка по руке или, например, может использоваться иной неприятный ребѐнку сигнал - лѐгкое обрызгивание водой из бутылочки с пульверизатором, свисток, лишение игрушки или выключение музыки, если ребѐнку нравится заниматься под музыку.

 

Если на начальном этапе в качестве поощрений разрешено использовать вкусовые поощрения (кусочки булочки, орешки) и физические нетравматичные наказания, то постепенно эти методы вытесняются нематериальными поощрениями (похвалой, любимой игрой – как поощрениями, изыманием игрушки или отказом от любимой игры - как наказанием). Таким образом, формируется правильное и безопасное поведение.

 

Отметим, что только методика АВА позволяет сформировать у ребѐнка с неврологическими и психиатрическими заболеваниями и умственной неполноценностью устойчивые навыки безопасного поведения. В результате


ребѐнок начинает регулировать самостоятельно свою деятельность. То есть, его поведение приближается к поведению обычного ребѐнка.

 

Плюсы методики АВА

 

Методика приносит быстрые и ярко выраженные результаты. При этом ребѐнок может показывать результаты в любой ситуации и любым людям. По результатам Ивара Ловааса, основателя этой методики, примерно половина детей, получавших коррекцию по методике АВА, может обучаться в обычной школе. Из общего числа детей, получавших коррекцию по методике АВА, до 90% улучшают свое состояние. Нередки случаи, когда при рано начатой коррекции, дети с ЗПРР и аутоподобным поведением преодолевали задержку в развитии и поступали, а потом хорошо учились, в обычных общеобразовательных школах.

 

Методика позволяет последовательно развивать ребѐнка, вплоть до вывода ребѐнка из неадекватного состояния. Методика позволяет использовать практически все известные приѐмы работы и заимствовать методы других методик. Согласно данной методике дети социализируются и входят в общество, развивают инициативность.

 

Дети с аутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий. То есть, эта методика наиболее перспективна, если вы хотите добиться, чтобы ребѐнок с отклонениями в развитии получил нормальное образование, смог самореализоваться с точки зрения профессии и социализации. Отметим, что только методика АВА позволяет освоить речь детям, которые обратились к коррекции поздно (когда на занятия к дефектологу попадает ребѐнок, с полным отсутствием речи в 5-6 лет). Изначально доводится подражательная деятельность до автоматизма, с фиксацией внимания на лицо педагога. Потом осваиваются подражательные артикуляционные движения, которые постепенно озвучиваются. Одновременно с логопедическими массажами, дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, артикуляционные упражнения позволяют разработать паретичные артикуляционные мышцы, что позволяет заложить основы речи, а зачастую и освоить на примитивном уровне речь детям, которые с позиции отечественной медицины заговорить уже не могут.

 

В практике студии «Арлекин» были примеры, когда ограниченную речь (в пределах 30 слов) осваивали дети в возрасте 8-12 лет на момент начала коррекционной работы. Напомним, что с позиции официальной медицины начинать становление речи с ребѐнком, у которого выявлена алалия, старше 6 лет – бесперспективная задача. Методика чѐтко структурирована, имеет систему генерализации и автоматизации навыков.


Методика комплексна, то есть охватывает абсолютно все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.

 

Минусы методики АВА

 

Эта методика не подходит на начальном этапе коррекции ребѐнка, если у ребѐнка имеется страх чужих людей, зато наблюдается сильная привязанность к матери.

 

Также эту достаточно жѐсткую методику лучше использовать ограниченно (например, только для формирования речи), если ребѐнок не просто контактен, а социально адаптирован и стремится, легко вступает в общение с детьми. Эта методика требует полной самоотдачи кого-то из родственников ребѐнка.

 

Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений, отчего некоторым родителям начинает казаться, что она похожа на дрессировку, хотя это не так. Нельзя путать дрессировку (обучение ребѐнка бесполезным навыкам) и тренировку (формирование полезного навыка посредством повторений). Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет.

 

Если родители не согласны или не могут использовать чѐтко систему поощрений-наказаний, то занятия по АВА становятся затруднительными, а зачастую - невозможными. Работа по данной системе не терпит перерыва в занятиях. Даже в случае болезни с ребѐнком проводится занятие (в облегчѐнной форме, короткое, на повторение пройденного). Но послабления невозможны. Поэтому некоторые родители оказываются морально и физически неготовыми к такой самоотдаче.

 

Методика требует постоянных супервизий, чѐткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития соответствующей плану коррекции. Методика требует на начальном этапе полного послушания ребѐнка, который не всегда легко достигнуть, если ребѐнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников. И только в процессе расширения понятийного аппарата формируется инициативность.

 

Система категорически не подходит для применения к ребѐнку, растущему в деструктивной семье (в семье с устойчивыми внутренними проблемами, сказывающимися на развитии ребѐнка). Изначально необходимо провести психотерапевтическую работу с семьѐй, и только потом начинать коррекцию развития ребѐнка.


 

Методика Son-Rise


Принципы методики Son-Rise (чаще еѐ называют «программа Son-Rise») Программа Son-Rise, предназначенная для помощи детям, страдающим аутизмом, создана более тридцати лет назад супругами Барри и Самарией Кауфманами, у которых один из детей имеет аутизм. Считается, что присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает установление зрительного контакта, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. То есть, здесь дефектологи не разбивают аутичный мир ребѐнка, а как бы присоединяются к нему, дают аутичным действиям новое понимание и осмысленность.

 

Например, ребѐнок фанатично стучит по всем предметам, ему не только это позволяется, но и даются дополнительные предметы – постучи молоточком, погремушкой, палочкой, завернутой в тряпочку. В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Обучение через игру приводит по мнению сторонников этой методики к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации.

 

Программа требует создания безопасного пространства для работы и игры, в котором ничто не отвлекает внимание ребенка, поддерживает атмосферу, наиболее благоприятную для обучения и развития. К сожалению, методика не подходит для коррекции сложных расстройств аутистического спектра, а также для коррекции детей старше 5 лет, у которых «уход» в «иной» мир уже совершился достаточно глубоко. Данная методика также неприменима

 

к детям, имеющим ярко выраженные аффективные всплески (для депрессивных и крайне агрессивных детей). Эта методика не подходит для коррекции развития детей с глубокими стадиями умственной неполноценности. Зато для детей, которые сверхпугливы, имеют массу навязчивых страхов, именно эта методика при планомерном и медленном подключении взрослого, помогает наладить контакт с педагогом. А, как известно, в основе любого обучающего процесса лежит способность и стремление к коммуникации.

 

Методика Сонрайз предполагает, что уважение и глубокая забота будут наиважнейшими факторами, влияющими на мотивацию ребенка к обучению, и с начала обучения делают любовь и «приятие» наиболее значимыми частями каждого обучающего занятия. В качестве плюсов этой методики называют следующие: присоединение к повторяющимся (аутостимуляции) и ритуальным действиям ребенка (например, выстраивание объектов в линию) позволяет деблокировать тайну этого поведения и усиливает зрительный контакт, социальное развитие и включение других в игру. Использование собственной мотивации ребенка усиливает эффект от обучения. Обучение через интерактивную игру ведет к эффективной социализации. Родитель как


наиболее важный и долговременный ресурс обеспечивает контроль и постоянство процесса обучения.

 

Плюсы методики

 

Методика является социально-направленной, так как предусматривает вовлечение в общение с ребенком, как самых близких людей, так и обученных специалистов и единомышленников программы. Одновременно она требует полной самоотдачи кого-то из близких и педагога, так как ребѐнок не должен ни секунды находиться вне контроля взрослого, и подключение к деятельности ребѐнка производится постоянно.

 

В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Это часто помогает создать контакт между матерью и ребѐнком, когда мать в силу «особости» ребѐнка и проблем склонна к отторжению и неприятию своего ребѐнка.

 

Зачастую именно эта методика позволяет лучше любой психотерапии восстановить равновесие в семье. Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает, например, установление глазного контакта с детьми-аутистами, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. Обучение через игру приводит в ряде случаев к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации.

 

Минусы методики:

 

- нет схемы работы над конкретными навыками, поэтому нередки случае ошибочности в выборе методов выработки навыка;

 

- считается, что только родитель может обучать ребенка, хотя это нет так. Зачастую ребѐнок, обучавшийся по этой программе, эффективно вступает в общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, а в незнакомой обстановке «теряется»;

 

- родители часто приходят к неправильному выводу, что все, что нужно делать;

 

- это любить ребенка, а специально направленные занятия не нужны;

 

- часть навыков, которые действительно важны для ребѐнка, но к которым ребѐнок в силу особенностей заболевания не стремиться, просто ускользают из спектра развивающей работы с ребѐнком. Одновременно у детей с глубокими нарушениями психики и интеллекта стремление к познанию мира настолько снижено, что эффективность занятий крайне мала;

 

- ребѐнку необходимо создать специальную среду. Для возникновения интереса к какому-либо новому навыку ребѐнку не оставляют выбора - оставляют в поле его зрения только тот предмет (стимульные материалы),


которые нужны для развития этого навыка. Но отсутствие помех в зоне обучения затрудняет процесс генерализации навыка;

 

- считается, что энтузиазм и заинтересованность взрослого вовлекают ребенка в общение и пробуждают у него устойчивый интерес к взаимодействию и обучению, что абсолютно не так. Например, в случае, например, глубокой умственной отсталости и ряда психических заболеваний ребѐнок может игнорировать попытки взрослого заинтересовать его новинками.

 

- считается, что безоценочное и оптимистическое отношение взрослого дают ребенку ощущение радости, усиливают его внимание и мотивацию в течение всей программы. При этом непонятно, каким образом ребѐнку пояснить, например, границы безопасного поведения, ведь наказание согласно этой методике недопустимо.

 

Эта методика задерживает социализацию ребѐнка, подавая неверный пример, как вступать в контакт. Ребѐнок всегда ждѐт инициативы со стороны второго участника общения.

 

Пример обучения – Ребѐнок с РДА имеет моторную стимуляцию – постоянно прыгает. Родитель включается во взаимодействие - прыгает вместе с ребенком. Подразумевается, что через какое-то время (это может быть день, два или даже месяц, ребѐнок должен каким-то образом осознать, что родитель имитирует его действия. Как только ребѐнок обратит внимание на связь – он начал прыгать, родитель тоже, считается, что ребѐнок сам, через инициацию прыганья, будет пытаться вступить в контакт со взрослым. Так начинается процесс активной коммуникации. Далее родитель начинает модифицировать движения аутостимуляции, предлагая ребѐнку прыгать по кочкам, по карточкам

 

с буквами, выполняя прыжки на батуте, поочерѐдно, под музыку в особом ритме и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.136 с.)