Основные положения социологической теории П. Сорокина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения социологической теории П. Сорокина.



 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - российско-американский социолог. Социология, по его мнению, наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается. от таких наук, как экономическая теория, политология или правоведение, которые имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социология - со всеми сферами, с общими свойствами, признаками социальных явлений.

В теоретической социологии он выделял три основных раздела: социальная аналитика, изучающая строение и состав общества; социальная механика, изучающая закономерности социальных явлений; социальная генетика, изучающая общество с точки зрения его развития.

В качестве простейшей модели социального явления П. Сорокин рассматривал взаимодействие индивидов. По его мнению, комбинируя различные процессы взаимодействия, можно получить любой сложнейший социальный процесс, любое социальное событие. Структуру социального взаимодействия он определял как связь трех элементов: индивидов (минимум - двух), вступающих в акт взаимодействия и этим обусловливающих поведение друг друга, "актов" (или действий) и "проводников" этих действий (язык, письменность, деньги, орудия труда, музыка, предметы быта и т. д.). Взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидарные, односторонние и двухсторонние, кратковременные и длительные. П. Сорокин определяет социологию как науку, "изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных".

Большое внимание П. Сорокин уделял изучению социальной стратификации, под которой понимал "дифференциацию некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге". Она находит выражение в существовании различных социальных слоев и групп, занимающих неравное положение в обществе. По его мнению, основу стратификации составляет неравномерное распределение прав и привилегий, наличие или отсутствие материальных и духовных ценностей, власти и влияния среди представителей той или иной социальной группы. Выделяют три основные формы социальной стратификации: экономическую - деление на имущих и неимущих; политическую - неравенство в авторитете и престиже, званиях и почестях, наличие управляющих и управляемых; профессиональную - разделение на различные группы по роду их деятельности, занятиях, неравенство в престиже профессии. Он утверждал, что общества без расслоения и неравенства никогда не существовало и не существует, могут лишь меняться формы и пропорции П. Сорокин одним из первых ввел в научный оборот понятие "социальная мобильность". Под социальной мобильностью он понимал, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Социальные перемещения или социальная мобильность осуществляется либо по вертикали - "вертикальная мобильность", либо по горизонтали - "горизонтальная мобильность".

Центральной темой творчества П. Сорокина является социокультурная динамика. Основное понятие, которым он пользуется, - "социокультурная система", "включающая в себя бесконечное многообразие культурных ценностей - материальных и духовных (язык, религия, философия, произведения искусства, орудия труда, здания, церемонии, ритуалы и т. д.). Изучение искусства, науки, религии, права привело его к выводу, что в истории существуют три социокультурные системы, периодически сменяющие друг друга: умозрительная, чувственная, идеалистическая, каждая из которых характеризуется своим представлением о природе реальности и методе ее познания. П. Сорокин подчеркивал, что всякая великая культура представляет собой не механическое соединение разнообразных явлений, а единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, главную ценность. Для умозрительного типа культуры характерна всесторонняя (т. е. в науке, искусстве, философии, праве и т. д.) ориентация на потусторонние, или сверхчувственные ценности. При такой культуре реальность постигается сверхчувственным образом при помощи интуиции. В культуре чувственного типа, напротив, преобладающим влиянием пользуются материальные ценности, реальность воспринимается чувствами. Идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание ценностей двух вышеперечисленных типов, реальность познается при помощи рационального интеллекта.

П. Сорокин полагал, что каждая социальная система неповторима, уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка. Сложные волнообразные взаимосвязи и взаимопереходы от одного типа культуры к другому составляют существо процесса общественного развития в истории человеческого общества.

Современную культуру П. Сорокин считал культурой чувственного типа, которая переживает глубокий кризис. В качестве путей выхода из кризиса он предлагал тотальное разоружение, нравственно-религиозное возрождение человечества, признание принципа "альтруистической любви" абсолютной ценностью, переход к умозрительной социокультурной системе.

 

Социология личности.

Понятие личности.

 

Человек - это уникальный биологический вид Homo sapiens, высшая ступень развития живых организмов на Земле. По своей природе он является целостным, биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в единстве. Социальное в человеке не противостоит биологическому и не проистекает из биологического. Любой человек имеет совершенно индивидуальные биологические характеристики. При рождении он наследует определенные, психофизиологические задатки, которые затем развиваются в интеллектуальные и духовные свойства психики. Природа заложила в человеке. лишь склонность к определенным формам поведения (например, необходимость пребывания в группе, способность к самоограничению,), которые без соответствующей социальной среды и обучения не могут реализоваться.

Врожденными являются и некоторые психогенные элементы человека, такие как воля, характер, воображение, наблюдательность, способности, темперамент. Но личностью человек может стать не по рождению, а только в обществе, в социальной среде, в которой он приобретает социально - значимые свойства.

Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, лицо) и "personare" (говорить через). В русском языке теперь уже устаревшее слово "личина" имеет аналогичное значение. Стать личностью означает как бы надеть социальную маску.

В социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида. Личность - это продукт развития человека в обществе, определённый результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Социальными качествами являются: ценностные ориентации, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т. п.

Наряду с обще социальными, личность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности социальных общностей (классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных), членом которых она является. Усвоении черт, присущих этим многообразным общностям, и социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, выражается в социально-типическом поведении. Социально значимые качества и свойства личности существуют через многообразие их индивидуального воплощения. В известной мере, личность неповторима в силу присущих только ей комбинаций социально - значимых черт.

Личность характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества. Её независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой систему принципов поведения, основанную на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.

Каким образом происходит становление личности? Какие факторы влияют на формирование личности? Ответ на эти вопросы дает изучение процесса социализации личности.

 

3.2.Социализация личности.

 

Социализация (от лат. sociatis - общественный) - это процесс обучения и усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе. Благодаря социализации люди имеют возможность взаимодействовать друг с другом, передавать социальный опыт и культурные ценности от одного поколения другому. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность и способность независимо мыслить и действовать. Социализация не является пассивным процессом. Она связана с активным, деятельным участием самого человека в нём.

В процессе социализации индивида можно выделить две стороны - социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация - это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам и ценностям новой для него среды. Интериоризация - это процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека. На этом этапе формируется способность личности сочетать индивидуальные и общественные интересы.

Процесс социализации делят на два основных, качественно различных периода: первичная (или ранняя) социализация и вторичная социализация. "Первичная социализация" охватывает период детства. "Вторичная социализация" предполагает своеобразную трансформацию личности уже в период ее социальной зрелости, усвоение ею новых ценностей и навыков. Социализация осуществляется через влияние на формирование личности социальных институтов, групп, отдельных личностей, которые называют агентами социализации.

В период первичной социализации важнейшую роль в развитии ребенка, в формировании его сознания, мышления, восприятия, речи принадлежит общению с родителями, различным играм, подражанию взрослым.

Если на первоначальном этапе главным инструментом общения ребенка со взрослыми является интуитивное узнавание родителей, то качественно новый этап социализации начинается с момента овладения им языка и речи. Именно они выступают важнейшим средством формирования сознания и мышления у ребенка. С этого времени он становится активным участником социального взаимодействия. Овладение языком делает возможным усвоение ребенком опыта и знаний предшествующих поколений, ценностей человеческой культуры.

В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит первичная социализация. В семье дети постепенно приобщаются к миру взрослых, к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным образцам поведения.

Другим агентом социализации являются «группы равных «(друзья, сверстники): В них дети вступают в широкую сеть контактов между собой, усваивают нормы и ценности, характерные для данных групп. Уникальная роль в формировании сознания ребенка, в обучении ролевому поведению принадлежит детским играм. В процессе игры дети приучаются к правилам и нормам поведения, которые регулируют любую игру, у них развивается чувство ответственности, они учатся отстаивать свои интересы и свое место в социальной группе.

Важнейшая роль в социализации личности принадлежит школе. Главной задачей, школы является развитие способностей, задатков детей, воспитание личности и гражданина в соответствии с господствующей в стране моралью, культурными стандартами и ценностями.

Средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, кино и др.) также оказывают глубокое воздействие на умы и чувства людей. Они могут позитивно или негативно оказывать влияние на формирование у людей общественных ценностей и определенных образцов поведения. К агентам социализации можно отнести множество различных организаций, например, церковь, спортивные ассоциации и т. д.

Процесс социализации происходит на протяжении всей человеческой жизни, она продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Вместе с тем, если первичная социализация направлена на усвоение личностью базовых ценностных ориентации, формирование мотивационной системы поведения, то вторичная социализация, как правило, - лишь на освоение разнообразных форм поведения на основе уже сложившейся структуры ценностей. Вторичная социализация опирается на жизненный опыт, накопленные профессиональные знания, результаты предшествующего обучения. Можно сказать, что в ходе первичной социализации преобладают интериоризационные процессы, а во вторичной социализации - адаптационные.

Не всегда развитие личности идет по восходящей и строится на закреплении пройденного. Наряду со вторичной социализацией выделяют ресоциализацию. Ресоциализацией называется процесс усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, не позволяющих человеку адекватно ориентироваться в новых условиях. Ресоциализация может происходить в кризисные периоды личной жизни, жизни страны, социальной общности и т. п.

Психологи и социологи предложили ряд теорий, объясняющих, каким образом на основе взаимодействия различных факторов происходит формирование неповторимой личности.

 

Теории социализации.

 

Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я", которое Ч. Кули назвал "зеркальным Я". Другие люди - это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное Я как некую сумму зеркальных Я, отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое Я оказывается результатом взаимо-. действия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих.

"Зеркальное Я" становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения.

Дж. Мид развил дальше и систематизировал теорию "зеркального Я", Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей.

Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм В ходе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним.

Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль "обобщенного другого", под которым Дж. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду.

Процесс формирования личности, как считает Дж. Мид, проходит три различные стадии. Первая стадия - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Вторая стадия - ролевые игры, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, воспитателя, продавца и т. д. В процессе игры они воспроизводят эти роли. На этой стадии у детей развивается способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им другие члены общества.

Третья стадия - коллективные игры. Дети учатся осознавать ожидания членов группы, оценивать свое поведение в соответствии с правилами, стандартами, установленными в группе, обществе, выраженных в социальных нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. С этого момента индивид начинает формироваться как личность, обладающая своим зрелым субъективным Я. Он становится активным членом группы, участвующим в решении общих проблем, разделяя общие заботы и интересы группы.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.

В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид ("Оно"), Эго ("Я"), Суперэго ("Сверх-Я"). Ид ("Оно") - это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид - источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.

Эго ("Я") - та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Следующая часть структуры личности - Суперэго ("Сверх-Я"). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т. е. с коллективным сознанием.

Эти три компонента структуры личности активно воздействуют на формирование личности ребенка. Детям приходится, следуя принципу реальности, ждать случая, когда они могут удовлетворять потребности Ид, в то же время они должны подчиняться моральным требованиям, предъявляемыми родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет, ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, поэтому человек может испытывать чувство либо гордости, либо вины.

Таким образом человек находится в конфликте с обществом. Личность изнутри раздирают две силы: инстинкты, влечения, стремление остаться самим собой, отдаться удовлетворению своих желаний и влияние общества, его требований, законов, запретов, направленных на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам.

Сторонник психоаналитической ориентации в социологии американский ученый Эрик Хомбергер Эриксон (1902 - 1994) обратил внимание на то, что наряду с описанными 3. Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют и психологические стадии развития человеческого "Я", в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Э. Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, оно растягивается на весь жизненный цикл. На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением эмоциональных кризисов. Согласно теории Э. Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью).

Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат. cognitio - знание, познание) развития. Согласно Ж. Пиаже, способность мыслить развивается по мере прохождения четырех последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками. На первой, сенсометерной стадии (от лат. sensus - восприятие, чувство) у детей (до двух лет) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. На второй, предоперациональной стадии (от 2 до 7 лет), ребенок учится различать символы и их значения. На третьей, стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет), дети обретают умение мысленно совершать действия, которые они раньше выполняли только руками. На последней, стадии формальных операций (от 12 до 15 лет), подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем. В дальнейшем совершенствуются умения и навыки, усвоенные на этой стадии Ж. Пиаже делал акцент на активности личности в развитии своих мыслительных способностей.

Несмотря на различия рассмотренных выше теорий, их авторы едины в одном - личностью человек становится посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, в ходе освоения им социальных норм и функций (социальных ролей). Поэтому личность можно трактовать, наряду с уже выше данным ее определением, как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах.

 

3.4. Социальный статус и социальная роль.

 

Социальный статус - это положение, занимаемое личностью в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Отношение к своему статусу играет важную роль в самооценке человека.

Различают прирождённый статус, обусловленный полом, этнической принадлежностью, местом рождения, фамилией семьи, и приобретённый статус, определяющийся тем, чего достиг человек в своей жизни благодаря собственным усилиям в различных сферах жизнедеятельности. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один из них определяет его место в обществе. Этот статус называется главным или интегральным, он определяется в основном должностью человека. С социальным статусом тесно связана социальная роль.

Социальная роль - это ожидаемое окружающими людьми поведение, обусловленное статусом человека. Для характеристики особенностей ролевого поведения социологи используют два взаимосвязанных понятия ролевые ожидания и ролевые требования. Под ролевыми ожиданиями принято понимать реакцию со стороны окружающих людей, которые ожидают от исполнителя роли действий, соответствующих ролевым требованиям. Под ролевыми требованиями понимаются обязательные и необходимые действия, вытекающие из принятой личностью роли. Каждый, выполняя какую-либо роль, как правило, чётко представляет соответствующий круг обязанностей. В формальных группах обычно строго определены ролевые требования, в первичных - ролевые требования не всегда чётко и однозначно определяются. Если по каким - либо причинам человек не выполняет действий, предписываемых ему данной ролью, то ожидания окружающих не оправдываются. В одних случаях это может вызвать недоумение, в других- привести к формальным санкциям.

Через социальные роли субъекты непосредственно включаются в жизнедеятельность различных социальных групп. Социальная роль является важнейшим средством реализации творческих способностей личности. Исполнение социальной роли для человека, как субъекта, обусловлено определённым объёмом знаний, навыков, умений, выражающих его потребности и интересы. Ролевое поведение всегда есть единство объективного, представленного в виде ролевых требований, и субъективного, выражающего степень освоения роли, обусловленную личностными качествами человека. Если личность вкладывает всю свою энергию и талант в выполнение социальной роли, действует целеустремлённо и ответственно, то, вероятнее всего, выполнение данной роли реализует его сущностное Я. Если же человек относится к выполняемой роли пассивно и безучастно, то несомненно, что его интересы и направленность его Я не совпадают с данной ролью.

Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряжённости. Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более ролей, возникает ролевой конфликт. Один из способов преодоления конфликта заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие. Когда ролевые требования не отвечают внутренним устремлениям личности, то срабатывают иные защитные механизмы. Например, происходит вытеснение из сферы сознания в область бессознательного неприятных переживаний и оценок, связанных с выполнением роли и, Таким образом, индивид адаптируется к ней. Другим защитным механизмом может быть рационализация, когда человек стремится разумно уговорить сам себя в том, что нет ничего неприятного в навязываемой ему роли. Если всё - таки защитные механизмы не срабатывают, то это, в может привести к эмоциональному срыву. Конфликт между ролью и личностью может закончиться отказом человека выполнять данную роль.

Ролевые требования вместе с ролевыми ожиданиями определяются, в конечном счёте, социальными нормами, которые координируют и регулируют поведение людей. Нарушение социальных норм приводит к девиантному поведению.

 

Девиантное поведение.

 

Социологи под девиацией (лат. deviatio - отклонение) подразумевают, во-первых, поступок, деятельность человека, противоречащие общественным нормам (стереотипам, образцам); во-вторых, исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся правилам.

Девиация включает три основных компонента человека, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норму, являющейся критерием оценки поведения как девиантного; и некоего другого человека, группу или организацию, реагирующих на данное поведение негативным образом.

Девиантное поведение социологи рассматривают в узком и широком смысле слова. В широком смысле, под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой правового наказания, т. е. не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, получила в социологии особое название - делинквентное поведение (от лат. delinqueiis - совершающий проступок). Девиантное и делинквентное поведение можно разделить следующим, образом. Первое - относительно, а второе - абсолютно. Поведение считается девиантным относительно культурных и моральных норм данной группы. Делинквентное поведение абсолютно в том смысле, что оно нарушает санкционированные государством нормы.

Следует отметить, что девиантное поведение может иметь для общества и позитивное значение. Социальные отклонения могут стать средством прогрессивного развития, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения. Границы между отклоняющимся и неотклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве. Имеет место зависимость форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурологических и др. факторов.

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии (безнормность, беззаконие), разработанной Э. Дюркгеймом. Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением. Люди знают, чего следует ожидать от других и что ждут от них. Жизненный опыт людей более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных перемен жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате, люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Таким образом, аномия, по Э. Дюркгейму, обозначает такое состояние общества, которое характеризуется отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, когда старые нормы и ценности разрушены, а новые еще не утвердились. В этих условиях возникает конфликт между разными стандартами, оценками поведения, вследствие чего ослабевает контроль за его осуществлением.

Э. Дюркгейм, в отличие от большинства криминологов того времени, считавших, что девиантное поведение обусловлено индивидуальной патологией, рассматривал его как нормальное общественное явление, даже связанное с некоторыми позитивными социальными функциями. Ни одно общество не может обеспечить всеобщее соблюдение норм, и девиация необходима, поскольку общество должно быть гибким и готовым к переменам.

Теорию аномии существенно развил американский социолог Роберт Кинг Мертон (род. в 1910). Аномия, по Р. Мертону, особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Он считает, что причиной девиации является несогласованность между культурными целями, выдвигаемыми обществом (стремление к богатству, власти, успеху, выступающие в качестве установок и мотивов личности), и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Сами эти средства можно подразделить на предписываемые (законные) и наиболее эффективные, ведущие к результату кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительно к избираемым средствам. В качестве примера Мертон приводит противоречивое отношение американцев к проблеме богатства.

Достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые средства достижения этой цели включают в себя такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу с высоким заработком. Но в действительности, эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения. Например, многие люди не могут получить хорошее образование из-за отсутствия достаточных финансовых средств для его оплаты. Согласно Р. Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, торговле наркотиками, шантажу и т. п.

В зависимости от различного отношения граждан к целям и законным средствам их достижения Р. Мертон определяет возможные типы поведения: конформизм - принятие одобряемых обществом целей и средств их достижения; инновация - принятие целей, отрицание средств; ритуализм - отрицание целей, принятие средств (например, бюрократы); ретритизм - отрицание целей и средств (алкоголики, наркоманы); мятеж - отрицание целей и средств с заменой их новыми, что означает революционные перемены. Только конформное поведение среди перечисленных типов поведения не является девиантным, остальные же - относятся к отклоняющемуся поведению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.055 с.)