Семинары № 1 - 2 «История археологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинары № 1 - 2 «История археологии»



Кафедра истории России

 

 

И.Ю. Трушкова

 

Самостоятельная работа студентов

по курсам «Основы археологии» и «Основы этнографии».

Специальность «История»

 

 

Киров 2003

 

 

ББК [Т4 + Т5] (07)

Т 804

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного университета.

 

Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Г.Г. Загвоздкин,

                 кандидат исторических наук, доцент Т.Е. Афиногенова   

 

Т 804 Трушкова И.Ю. Самостоятельная работа студентов по курсам «Основы археологии» и «Основы этнографии». Специальность «История». – Киров: изд-во ВятГУ, 2003. - 12 с.

 

 

 

 

©Вятский государственный университет, 2003

©И.Ю. Трушкова, 2003

 

 

Археология и этнография – специфичные курсы университетского образования. Кроме усвоения так называемых базовых знаний они предполагают глубокое осмысление исторической информации, ее творческую обработку и соответствующие исследования.

Помимо пассивного восприятия знаний через лекции образование в рамках «классического» университета предполагает достаточно высокий процент самостоятельного учебного и научного творчества студентов, самыми распространенными формами которого, в том числе и по предметам «Основы археологии» и «Основы этнографии», являются подготовка и участие в семинарах, написание рефератов, курсовых и дипломных работ. В них выявляются такие элементы, как определение конкретной цели самостоятельной работы (как я хочу выступить на семинаре? какую курсовую работу написать?), подбор способов решения этой задачи (какие книги прочитать? какие исследования провести?).

Финалом самостоятельной работы обычно являются соответствующие формы контроля и самоконтроля (выступление на семинаре, конференции, успешная защита диплома и т. д.). Самостоятельная работа студентов выступает средством самоорганизации, определения стиля научной деятельности будущего специалиста. 

Указанные формы самостоятельной работы представлены в порядке возрастания степени сложности; их особенности раскрываются следующим образом.

 

 

 

Семинары

 

Согласно классификации видов самостоятельной учебной работы, основанной на различиях по формам деятельности, семинары можно отнести к воспроизводящим по образцу и реконструктивно-вариативным видам учебы. Семинарская форма занятий демонстрирует такие навыки самостоятельной работы студентов, как умения работать с литературой и интерпретировать информацию, подготовку к участию в дискуссии, способность определять свое мнение и аргументировать его. Темы семинарских занятий по «Основам этнографии» и «Основам археологии» предусматривают развитие этих навыков.

 

Семинары по археологии (17 часов, 9 семинаров)

Семинары № 1 - 2 «История археологии»

1. Из истории зарубежной археологии. Важнейшие археологические открытия.

2. Российская археологическая школа до ХХ века (открытия, центры, издания).

3. Отечественная археология в ХХ века (центры, издания, концепции).

 

Литература:

 

1. Церен Э. Библейские холмы. - М., 1986.

2. Мейерович М.Л. Шлиман (Археолог. 1822 – 1890). - М., 1966.

3. Керам К.В. Боги, гробницы, ученые: роман археологии. – СПб., 1994.

4. Формозов А.А. Очерки по истории русской археологии. - М., 1961.

5. Монгайт А.Л. Археология и современность. - М., 1963.

6. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. - М., 1966.

7. Генинг В.Ф. Очерки по истории советской археологии. - Киев, 1982.

8. А.П. Окладников. Сборник статей. - М., 1981.

9. Российская археология: достижения ХХ и перспективы ХХI в. Сборник статей. - Ижевск, 2000.

Семинар № 3 «Методы и формы полевых археологических исследований»

1. Методы проведения археологических разведок.

2. Методы проведения археологических раскопок.

3. Первичная обработка экспедиционной информации.

 

Литература:

 

1. Авдусин Д. А. Полевая археология. - М., 1980.

2. Методика полевых археологических исследований. - Л., 1989.

3. Положение о производстве археологических раскопок и разведок и об Открытых листах..- М., 2001.

4. Федоров Г. Б. Дневная поверхность. - М., 1966.

 

Рефераты

 

 Среди видов самостоятельной работы студентов, относящихся к воспроизводящим по образцу, реконструктивно-вариативным, и частично – эвристическим, находится и написание рефератов. В основном работа над рефератом предполагает осмысление литературы. Собственным вкладом в полученный вид учебного творчества может быть составление классификации и установление соотношения с различными научными теориями. 

        Алгоритм самостоятельной работы здесь может быть выстроен следующим образом. Сначала надо определить цель написания реферата, затем проследить эту мысль на информации из литературы. Для этого важно как можно полнее проработать литературу. Далее логично составить согласно классификации план, разбив блоки информации на главы. Отражением самостоятельной обработки информации в реферате служит «Введение» и «Заключение». Список литературы, указанный в реферате, отражает степень проработанности учебной темы студентом.

    Темы для рефератов по курсам «Основы археологии» и «Основы этнографии» могут быть достаточно общими.

 

 

Примерные темы для рефератов

 

1. Первобытное искусство.

2. Происхождение земледелия.

3. Особенности жилищ.

4.  Путешествия, экспедиции.

5. Обычаи и обряды.

Хронологическая и географическая привязка темы в реферате может быть достаточно общей, касаться истории зарубежных стран и т.д. 

 

 

Курсовые работы

Написание курсовых проектов относится к реконструктивно-вариативным и эвристическим (исследовательским) видам самостоятельных студенческих работ. В них осмысление литературы и источников должно быть примерно равным. Считается, что чем больше источников, тем выше уровень качества курсовой работы.

Реферативный уровень осмысления этнографической и археологической информации представляется в виде разбора литературы в историографическом разделе курсовой работы. На его основе выявляется объем собственного вклада в исследование темы.

Как правило, объем персонального вклада в общее исследование определяется количеством обработанных автором источников. Среди них могут быть: материалы анкетирования населения, зарисовки этнокультурных объектов, записи проведения обрядов, данные Отчета в ОПИ ИА РАН о проведении разведок или раскопок (своих или научного руководителя, по согласованию). То есть к источникам, полученным самостоятельно, относится в данном случае информация, полученная в результате археологических или этнографических экспедиционных исследований. И если работа в археологической экспедиции строится в соответствии с Открытым листом, то в этнографической экспедиции широко используются разного рода вопросники, зарисовки, фото-, видео - и аудиофиксация.

Кроме того, при написании курсовой работы по археологии или этнографии возможно привлечение данных архивов, музейных фондов и других исторических источников, содержащих или отражающих этнографическую и археологическую информацию.

     Важным моментом при написании курсовой работы является определение объекта и предмета исследования. Существенное значение имеет выбор классификаций изучаемых явлений, объектов. Принцип систематизации обрабатываемой этнографической и археологической информации определяет деление материала на главы. Так, например, если при работе над темой «Традиционная утварь» всю используемую тем или иным этносом посуду разделить по видам сырья, то главы могут называться так: «Глиняная посуда», «Утварь из дерева», «Металлическая и стеклянная посуда» и т.п. Если в основу классификации положен хронологический принцип, то появятся главы «Утварь самая ранняя», «Утварь среднего хронологического периода», «Утварь поздняя».  

Темы курсовых конкретнее, чем у рефератов. Они не являются вводными в проблему. На археологическом и этнографическом материале эти темы представляются как исследования конкретных явлений, заключающиеся в их атрибутации, построениях систематизаций, обнаружении рядов аналогий.

«Введение» и «Заключение» в курсовой работе обычно соотносятся между собой следующим образом. Во «Введении» проблема ставится, вырабатывается идея. А в «Заключении» данная идея либо подтверждается, либо отрицается. При этом весь материал в главах может выглядеть как система доказательств.

Приложения к курсовой работе должны включать в себя уже не только список использованной литературы, но и список источников.

Примерные темы для курсовых работ

1. Украшения (предметы вооружения) древнего населения Приуралья.

2. Особенности жилища этнической группы (по данным археологии, этнографии).

3. Характеристика погребальной обрядности этнокультурной группы в определенный исторический период.

4. Характеристика хозяйства, торговые связи этнической группы в определенное время.

5. Календарная (семейная) обрядность этнической группы.

Исходя из реальной возможности большего участия студентов в сборе и обработке региональных археологических и этнографических данных, тематика их курсовых работ обычно связывается с регионоведением.     

 

Дипломные работы

 

Написание дипломных работ относится к реконструктивно-вариативным и более - к эвристическим (исследовательским) видам самостоятельной работы студентов. В них осмысление источников, как правило, превалирует над критическим разбором литературы. Реферативный уровень работы - разбор литературы – представлен в историографическом разборе. Объект и предмет исследования определяется примерно так же, как у курсовых работ, но на более глубоком уровне.

Структура диплома и объем содержания диплома – комплекс курсовых работ за разные курсы. Например, в дипломной работе о материальной культуре первая глава (а ранее соответствующая курсовая работа) посвящена традиционной пище этнической группы, вторая глава – жилищу, третья – одежде. Или другой вариант: в первой главе диплома (а ранее – в курсовой работе) описываются древние украшения, во второй – предметы вооружения, в третьей – орудия труда и т.д.

Особое внимание в дипломе надо уделять выводам по каждой главе. Как правило, их совокупность – вывод по работе в целом.

    «Введение» и «Заключение» соотносятся так же, как и у курсовых работ, но на углубленном уровне, с использованием методологических построений. В дипломной работе важно привлечение методологических приемов обработки этнографической и археологической информации.

Библиографический список качественно выполненной дипломной работы должен включать в себя несколько десятков работ разных авторов. Список источников определяется авторскими изысканиями по археологии или этнографии региона. Авторские источники должны быть обработаны полно, комплексно. Приветствуется привлечение источников из центральных собраний, а также литературы не только в рамках своего региона, но и соседних и общероссийского масштаба.

    Качественный дипломный проект – своеобразный задел для диссертации, вступительная работа при поступлении в аспирантуру.

    Таким образом, правильное использование в учебном процессе всех рассмотренных форм самостоятельной работы студентов способствует формированию их как высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на современном рынке интеллектуального труда.

 

  

 

 

Методическое издание

 

Т 804 Трушкова И.Ю. Самостоятельная работа студентов по курсам «Основы археологии» и «Основы этнографии». Специальность «История». – Киров: изд-во ВятГУ, 2003. - 12 с.

 

 

Редактор Е.Г. Козвонина

 

Подписано в печать

Бумага офсетная

Заказ № 148

Тираж 27

Усл. печ. л. 0,6

Печать копир Aficio 1022

Бесплатно

 

 

Текст напечатан с оригинал-макета, представленного автором.

 

610000, г. Киров, ул. Московская, 36.

Оформление обложки, изготовление – ПРИП ВятГУ.

 

Рецензия

 

на методические рекомендации Трушковой И.Ю.

«Самостоятельная работа студентов по курсам

«Основы археологии» и «Основы этнографии».

 

 

Особо актуальной задачей современного высшего образования представляется развитие у студентов индивидуального творчества, активности сначала в процессе получения знаний, а потом – в их применении. В связи с этим появляется необходимость в развитии видов самостоятельной работы студентов, особенностям которой при изучении таких дисциплин как «Основы археологии» и «Основы этнографии» и посвящены рассматриваемые методические рекомендации Ирины Юрьевны Трушковой, и.о. доцента кафедры истории России Вятского государственного университета. 

 В разделах логично рассматриваются вопросы сущности самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям, при написании курсовых и дипломных работ. Важным представляется включение планов семинаров и литературы к ним.    

В целом методические рекомендации «Самостоятельная работа студентов (по курсам «Основы археологии» и «Основы этнографии»), разработанные И.Ю. Трушковой, представляются самостоятельной методической работой. Эта работа имеет законченный вид и прикладное значение и поэтому может быть рекомендована к печати.

 

 

Рецензия

 

на методические рекомендации Трушковой И.Ю.

«Самостоятельная работа студентов по курсам

«Основы археологии» и «Основы этнографии».

 

 

 

   Методические рекомендации «самостоятельная работа студентов по курсам «Основы археологии» и «Основы этнографии», подготовленные и.о. доцента кафедры истории России И.Ю. Трушковой, разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным документам.

    Рассматриваемая работа включает необходимые разделы по видам самостоятельной работы студентов по вышеозначенным дисциплинам учебного плана вуза. Среди них – работа по подготовке к семинарским занятиям, написание реферата, курсовой и дипломной работ. Существующие соответствующие Программы федерального уровня творчески переработаны И.Ю. Трушковой.

Приобретение студентами навыков и умений по индивидуальной работе с такими видами исторических знаний как археологическое и этнографическое видится чрезвычайно важным для работы будущих специалистов. Полезным с методической точки зрения представляется приложение планов семинаров по указанным дисциплинам с соответствующими списками литературы, что дает возможность студентам углубить свои знания по данным предметам.   

В целом, представленные И.Ю. Трушковой методические рекомендации «Самостоятельная работа студентов по курсам «Основы археологии» и «Основы этнографии» является весьма проработанным документом, достойным положительной оценки и, несомненно, должен использоваться в обучении студентов ВятГУ.  

                    

 

Рецензия

на методические рекомендации Трушковой И.Ю.

«Положение об археологической практике студентов-историков»

 

 

Качественная практическая подготовка будущих специалистов с высшим образованием служит залогом их большей конкурентноспособности и востребованности на рынке труда. Особо ценной в этой связи видится практическая подготовка студентов-историков по приобретению навыков в экспедиционных археологических исследованиях. Этому способствует и «Положение об археологической практике студентов-историков», разработанное И.Ю. Трушковой. 

В рекомендациях рассматриваются общие положения, вопросы организации археологической практики, ее содержание, а также результаты. В комплексе с прослушанным теоретическим курсом «Основы археологии» практическая деятельность в экспедиции во время практики после окончания I курса обучения делает студентов подготовленными для дальнейших учебных и научных исследований по археологии.

В целом «Положение об археологической практике студентов-историков», подготовленные и.о. доцента кафедры истории России И.Ю. Трушковой достойно положительной оценки и поэтому может быть рекомендовано к печати.

 

 

Рецензия

 

на методические рекомендации Трушковой И.Ю.

«Положение об археологической практике студентов-историков»

 

 

Одной из важных составляющих высшего образования в рамках «классического» университета является углубленное археологическое теоретическое и практическое знание. Необходимые практические навыки по археологической деятельности профессионального историка студенты должны получать во время прохождения летней археологической практики. Вот почему методические рекомендации по организации и проведению студенческой археологической практики, разработанные и.о. доцента кафедры истории России Трушковой И.Ю., имеют определенную актуальность для вуза.

В «Положении об археологической практике студентов-историков» имеются все необходимые разделы: общие положения, вопросы организации практики, вопросы содержания практики, ее результаты. Все они определяют сущность практической деятельности студентов, их дисциплину и отчетность.

Методическая работа и.о. доцента кафедры истории России ВятГУ    И.Ю. Трушковой «Положение об археологической практике» достойна положительной оценки, может быть рекомендовано к печати. 

 

 

 

Кафедра истории России

 

 

И.Ю. Трушкова

 

Самостоятельная работа студентов

по курсам «Основы археологии» и «Основы этнографии».

Специальность «История»

 

 

Киров 2003

 

 

ББК [Т4 + Т5] (07)

Т 804

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного университета.

 

Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Г.Г. Загвоздкин,

                 кандидат исторических наук, доцент Т.Е. Афиногенова   

 

Т 804 Трушкова И.Ю. Самостоятельная работа студентов по курсам «Основы археологии» и «Основы этнографии». Специальность «История». – Киров: изд-во ВятГУ, 2003. - 12 с.

 

 

 

 

©Вятский государственный университет, 2003

©И.Ю. Трушкова, 2003

 

 

Археология и этнография – специфичные курсы университетского образования. Кроме усвоения так называемых базовых знаний они предполагают глубокое осмысление исторической информации, ее творческую обработку и соответствующие исследования.

Помимо пассивного восприятия знаний через лекции образование в рамках «классического» университета предполагает достаточно высокий процент самостоятельного учебного и научного творчества студентов, самыми распространенными формами которого, в том числе и по предметам «Основы археологии» и «Основы этнографии», являются подготовка и участие в семинарах, написание рефератов, курсовых и дипломных работ. В них выявляются такие элементы, как определение конкретной цели самостоятельной работы (как я хочу выступить на семинаре? какую курсовую работу написать?), подбор способов решения этой задачи (какие книги прочитать? какие исследования провести?).

Финалом самостоятельной работы обычно являются соответствующие формы контроля и самоконтроля (выступление на семинаре, конференции, успешная защита диплома и т. д.). Самостоятельная работа студентов выступает средством самоорганизации, определения стиля научной деятельности будущего специалиста. 

Указанные формы самостоятельной работы представлены в порядке возрастания степени сложности; их особенности раскрываются следующим образом.

 

 

 

Семинары

 

Согласно классификации видов самостоятельной учебной работы, основанной на различиях по формам деятельности, семинары можно отнести к воспроизводящим по образцу и реконструктивно-вариативным видам учебы. Семинарская форма занятий демонстрирует такие навыки самостоятельной работы студентов, как умения работать с литературой и интерпретировать информацию, подготовку к участию в дискуссии, способность определять свое мнение и аргументировать его. Темы семинарских занятий по «Основам этнографии» и «Основам археологии» предусматривают развитие этих навыков.

 

Семинары по археологии (17 часов, 9 семинаров)

Семинары № 1 - 2 «История археологии»

1. Из истории зарубежной археологии. Важнейшие археологические открытия.

2. Российская археологическая школа до ХХ века (открытия, центры, издания).

3. Отечественная археология в ХХ века (центры, издания, концепции).

 

Литература:

 

1. Церен Э. Библейские холмы. - М., 1986.

2. Мейерович М.Л. Шлиман (Археолог. 1822 – 1890). - М., 1966.

3. Керам К.В. Боги, гробницы, ученые: роман археологии. – СПб., 1994.

4. Формозов А.А. Очерки по истории русской археологии. - М., 1961.

5. Монгайт А.Л. Археология и современность. - М., 1963.

6. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. - М., 1966.

7. Генинг В.Ф. Очерки по истории советской археологии. - Киев, 1982.

8. А.П. Окладников. Сборник статей. - М., 1981.

9. Российская археология: достижения ХХ и перспективы ХХI в. Сборник статей. - Ижевск, 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.123 с.)