Понятие, принципы и формы финансового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, принципы и формы финансового контроля



 

Финансовый контроль это основная форма государственного контроля, который заключается в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием денежных средств и ресурсов. Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения и использования государственных денежных средств и ресурсов. Исходя из этого, основнымизадачами финансового контроляявляются:

. Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством.

. Проверка законности распределения финансовых ресурсов, целевого характера и эффективного использования государственных средств.

. Проверка соблюдения государственной финансовой дисциплины.

. Выявление и пресечение экономических правонарушений.

. Привлечение к ответственности лиц, допустивших правонарушение, предупреждение совершения экономических правонарушений.

. Разработка предложений по устранению экономических правонарушений.

Принципы организации государственного финансового контроля:

. Законность ( неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных действующим законодательством, всеми органами, осуществляющими финансовый контроль, и их должностными лицами).

. Независимость (органы финансового контроля независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от иных органов государственной власти).

. Объективность ( осуществление финансового контроля высококвалифицированными и компетентными специалистами с использованием фактических документальных данных в установленном законодательством порядке, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации).

. Ответственность ( к правонарушителям финансового законодательства применяются соответствующие меры юридической ответственности. При этом данный принцип рассматривается в трех аспектах: ответственность контролируемых; ответственность контролеров; ответственность третьих лиц).

. Гласность ( открытость и доступность для общества, средств массовой информации, граждан сведений о результатах контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в рамках финансового контроля, за исключением случаев, когда данные сведения являются предметом государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны).

. Системность ( единство правовых основ контрольно-ревизионной документации и экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в рамках финансового контроля, нормативно закрепленную организацию взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, нормативно установленную периодичность его осуществления.

В зависимости от времени осуществления выделяют следующие формы финансового контроля:

Предварительный контроль, оносуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования. Особенность данной формы заключается в том, что контроль происходит до совершения финансовой операции.

Текущий контроль, оносуществляется в процессе совершения финансовых операций. Любой руководитель, прежде чем подписать финансовый документ, должен убедиться в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

Последующий контроль, онпроводится после совершения финансовой операции, осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также проведением ревизий и проверок.

Виды финансового контроля

 

Система финансового контроля включает в себя следующие виды:

Государственный контроль, оносуществляется контрольно-ревизионным аппаратом органов государственной власти, наделенных определенными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики. Государственный контроль осуществляет: Комитет государственного контроля, Министерство финансов (Главное контрольно-ревизионное управление), Министерство по налогам и сборам, Национальный банк, Государственный таможенный комитет).

Ведомственный контроль, его осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, а также других структурных подразделений, входящих в систему данного органа управления.

Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить в своих подведомственных, структурных подразделениях документальные ревизии финансово-хозяйственной деятельности. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления, отделы, группы.

Внутрихозяйственный контрольосуществляется администрацией субъекта хозяйствования, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и злоупотреблениям.

Независимый контрольосуществляется аудиторскими организациями или аудиторами в интересах собственника субъекта хозяйствования на договорной (платной) основе. Выделяют внешний и внутренний аудит, а также обязательный и инициативный.

Общественный контроль - осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному контролю относятся также письма и сигналы граждан в контролирующие органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере.

финансовое налоговое право беларусь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.006 с.)