Навык – это не способность не делать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навык – это не способность не делать



 

Хочу подчеркнуть, что навык – это не способность не делать что‑то нежелательное, а способность вместо этого делать что‑то правильное. Это очень простой принцип, однако для того, чтобы применять его верно, нужна тренировка. Когда вы спрашиваете людей, каким, по их мнению, навыком должен овладеть ребенок, они, как правило, говорят так: «Он должен научиться НЕ делать этого».

Ниже приведены четыре примера, которые показывают, как перейти от того, чего ребенок не должен делать, к тому, что он должен делать.

– Каким навыком нужно овладеть Майку?

– Он должен научиться не быть грубым с другими детьми.

– Верно. Так какое умение ему нужно совершенствовать для того, чтобы не быть грубым с другими детьми?

– Он должен научиться понимать, что он не единственный, кто может указывать другим, что делать и чего не делать.

– Очень хорошо; но каким навыком он должен овладеть для того, чтобы не поступать так?

– Он должен научиться общаться с окружающими.

– Звучит неплохо. Я уверен, что Майк поймет: в обучении правильному общению есть свои преимущества. Кроме того, этот процесс может оказаться для него весьма занимательным.

 

* * *

 

– Каким навыком должна овладеть Шина?

– У нее есть дурная привычка передразнивать людей. Она должна научиться не делать этого.

– Что она должна усвоить для того, чтобы расстаться с этой привычкой?

– Она просто должна прекратить поступать так, вот и все.

– Правильно, но давайте не забывать о том, что ребенку очень трудно расстаться с дурной привычкой, если он не может заменить ее какой‑то другой. Так какой же должна быть хорошая привычка?

– Я не знаю, но мне кажется, что проблема не столько в том, чтобы вообще перестать копировать других, а в том, чтобы понять, что иногда это нормально, а иногда может выглядеть неуважительно и даже причинять другим страдания.

– Итак, дело не в том, чтобы полностью перестать передразнивать других, а в том, чтобы научиться различать, когда можно это делать, а когда нельзя, так?

– Именно. Наверное, она должна научиться спрашивать у людей разрешения, если ей хочется повторить что‑то за ними. И, во всяком случае, она должна научиться просить прощения, если своим передразниванием кого‑то обидела.

 

* * *

 

– Каким умением должен овладеть Мэт?

– Он должен научиться не врать.

– Он знает, что ему не стоит выдумывать, но чему он должен научиться для того, чтобы этого не делать?

– Он просто должен прекратить выдумывать.

– Но вы же не хотите, чтобы Мэт вообще не фантазировал, правда? Ведь выдумывать что‑то интересное – это особое искусство. А вдруг он в будущем станет писателем?

– Нет, я не имею в виду, что он должен вообще прекратить сочинять, но ему надо научиться отделять реальность от вымысла.

– Да, мне кажется, что для ребенка такой навык важен. Так можно ли сказать, что Мэту нужно научиться различать факты и вымысел и уметь ставить людей в известность о том, что он имеет в виду в каждом конкретном случае?

– Да, он должен усвоить именно это, потому что его истории вообще‑то интересны. Он просто не понимает, что должен объяснять людям при необходимости, выдумывает он или говорит правду.

 

* * *

 

Учитель ученикам:

– Чему вы должны научиться, чтобы вести себя прилично по дороге в столовую?

– Нам нужно научиться не бежать, когда мы направляемся туда.

– Правильно, но что вы должны делать вместо того, чтобы бежать?

– Мы должны идти в столовую медленно и тихо.

– Очень хорошо. Будем тренировать этот навык. Я запишу это. А что еще вы должны научиться делать, чтобы добираться до столовой как положено?

– Мы должны научиться не толкаться.

– Хорошо, а чему вы должны научиться, чтобы этого не делать?

– Мы должны научиться ждать своей очереди.

– Отлично, это тоже запишем. Этот навык вы тоже можете тренировать.

 

* * *

 

Упражнение  

Вспомните какого‑нибудь своего знакомого, у которого есть раздражающая вас привычка.

Представьте себе, что вы выпили немного лишнего, и, не сдержавшись, говорите ему об этой его привычке прямо в лицо. Естественно, в ответ он тоже вспомнит о вас что‑нибудь неприятное.

Затем вы приходите в себя и понимаете, что на самом деле это был всего лишь сон.

Однако вы решаете подойти к этому человеку и поговорить с ним об этом. Но вам хотелось бы сделать это в конструктивной манере, не жалуясь на его неприятное поведение, а попросив его вместо этого вести себя иначе.

Как бы вы сказали человеку об этом?

 

* * *

 

Начинать практиковать овладение навыками нужно с разговора между взрослыми, как правило, в отсутствие ребенка. Обсудите, какие навыки ребенку нужно освоить, чтобы избавиться от своей проблемы. После того, как взрослые поймут, какой, на их взгляд, навык требуется ребенку, они должны предложить это ему. В следующей главе мы поговорим о том, как сделать ребенку такое предложение и какими словами нужно рассказать ему о навыках, которыми он должен овладеть.

 

 

Действия вместо запретов

Возможно, вы и сами замечали, что, когда вы просите ребенка прекратить делать что‑либо нежелательное, ваши слова не производят на него никакого впечатления. Вы говорите:

– Перестань! – а ребенок продолжает в том же духе, как будто вообще не слышит вас.

– Не кричи!

– Не разбрасывай игрушки!

– Сейчас же прекрати пинаться!

– Не балуйся с едой!

– Не дразни сестру!

Такие запреты часто не оказывают никакого воздействия на ребенка, а порой они даже провоцируют его на то, чтобы нарочно продолжать действовать в том же духе. Однако есть и хорошая новость: дети гораздо лучше подчиняются указаниям, если вы объясняете им, что они должны делать вместо этого. Если вы говорите ребенку, какое его действие вы хотите увидеть – а не чего вы видеть не хотели бы, – он не чувствует, что его упрекают в чем‑то, и поэтому не испытывает потребности защищаться. Ваши запреты в форме приказа должны преобразоваться в утверждения, подкрепляющие желаемое действие. Вот несколько примеров такого преобразования:

«Не кричи на меня!» – «Говори спокойно».

«Не бросай вещи!» – «Держи это в руках».

«Перестань пинаться!» – «Встань спокойно».

«Не дразни младшую сестренку!» – «Относись к сестренке по‑доброму».

 

Ступень 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.007 с.)