Вместо заключения. Уроки логики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вместо заключения. Уроки логики



 

Завершая очерк основных логических проблем – по необходимости краткий, предполагающий активное участие мысли и воображения самого читателя, – сделаем некоторые наиболее общие выводы практического характера.

Мышление человека, зарождаясь вместе с трудом и развиваясь во взаимодействии с ним, достигло в своем развитии огромных высот. С его помощью человек постигает все более глубокие и сокровенные тайны природы и общества. Духовному освоению человека все более подвластны видимый нами многообразный мир вещей, окружающий нас, – макромир; недоступный нашим органам чувств и бесконечный вглубь микромир; величественный и необъятный космос, бесконечный вширь, – мегамир.

Силой человеческой мысли, словно силой волшебства, вызваны к жизни многочисленные науки, которые продолжают множиться и приносить все более весомые плоды; разнообразные искусства, покоряющие нас, одухотворяющие и украшающие нашу жизнь; сложнейшие технические устройства, облегчающие наш труд и превосходящие в некоторых отношениях саму человеческую мысль. Они образуют другой, особый по отношению к естественному, искусственный мир. В него входят мир понятий, слагающихся в более или менее стройные и сложные, целостные системы знания; мир образов – от самых фантастических до строго достоверных; мир орудий – искусственных органов человека, увеличивающих его физические и духовные возможности.

В этом ряду творений человеческой мысли логика стоит как бы особняком. И прежде всего потому, что в ней мышление впервые сделало предметом исследования само себя. В логике оно как бы смотрится в зеркало и изучает через него свой собственный мир.

Но именно потому, что логика исследует мышление, она неразрывно связана со всем, что ему доступно и что служит его проявлением. Вот почему логика находит все более широкие практические приложения в науке, искусстве и технике, в повседневной жизни.

Можно, вообще говоря, прожить жизнь и без логики, как, впрочем, можно прожить ее и без многого другого. Однако подобно тому как человек стремится не только к материальному богатству – богатству вещей, но и к богатству связей и отношений с другими людьми, так он стремится и к духовному богатству. И здесь логика оказывается ничем не заменимым и важным духовным компонентом.

Знание логики не создает способности мыслить – это естественный продукт самой природы и социальной среды. Но логическое знание значительно развивает саму способность мышления, делая ее более совершенной, подвижной и гибкой, увеличивая ее масштабы, позволяя раскрыть в ней новые грани и новые возможности. Логика анализирует и укрепляет мыслительный механизм, помогая устранять в нашем мышлении все нелогичное – неясное, двусмысленное, путаное, противоречивое, бездоказательное.

Так мастер‑гранильщик не творит самого алмаза – это продукт взаимодействия природных сил. В процессе огранки он лишь «отсекает» в нем все ненужное, выявляя скрытую в нем кристаллическую структуру, чтобы алмаз засверкал на солнце всеми своими гранями, стал предметом красоты.

Так мастер‑скульптор не производит мрамора, но превращает его в произведение искусства, восхищающее нас силой воображения.

Сила логики – это не сила науки о мышлении. Это сила самого мышления, самой способности человека логично мыслить. Но благодаря знанию логики как науки природная сила ума значительно возрастает.

Логика, демонстрируя свою силу в раскрытии нашей собственной мыслительной способности, тем самым демонстрирует также силу нашего мышления вообще, упрочивает и увеличивает уверенность в его безграничных возможностях, в могуществе человеческого разума. Таким образом, она усиливает познавательный оптимизм. Тем самым укрепляется вера в то, что, несмотря на все тяготы и сложности повседневной жизни, несмотря на зигзаги истории, неизбежно и неуклонно будет совершаться социальный прогресс – процесс восхождения общества на более высокие ступени своего развития. А это означает, что логика усиливает и социальный оптимизм.

В качестве эпиграфа ко всей книге мы избрали проникновенные слова нашего великого соотечественника А. Пушкина: «Что же и составляет величие человека, как не мысль?» На протяжении всего изложения мы стремились нарисовать более или менее широкую панораму строения, функционирования и развития человеческого мышления. А в качестве эпилога воспроизведем поучительные слова другого великого человека – римлянина М. Цицерона: «Нет никакой науки, все возможности которой указывались бы учителем, ибо всякий, кто усвоил ее общие законы в самых главных и основных проявлениях, всего остального прекрасно достигнет сам»[63].

Древние говорили: «Dixi et animam levavi» – «Сказал и тем облегчил свою душу». Этими словами мне и хотелось бы завершить книгу.

 

Приложение. Практические задания

 

Введение

 

Практическая цель изучения логики достигается всего успешнее тогда, когда читатель к изучению системы логических правил присоединяет собственные упражнения в логическом анализе предложений и умозаключений.

Предисловие к первому изданию русского перевода книги В. МИНТО «Дедуктивная и индуктивная логика».

 

Как бы ни относиться к вопросу, возрастают ли наши способности находить верные доводы в результате изучения логики или нет, бесспорно, что в результате изучения логики увеличивается возможность проверять правильность рассуждений. Ведь логика дает методы анализа рассуждений... Даже если мы считаем, что сами можем не ошибаться в своих рассуждениях, то все же не сомневаемся, что есть немало склонных ошибаться (особенно среди несогласных с нами).

С. Клини

 

Как и любая другая отрасль научного знания, логика – это прежде всего теоретическая наука, посредством которой раскрываются объективные закономерности исследуемой области, в данном случае – мышления, выступающего в качестве могучего средства познания действительности человеком.

В то же время логика носит глубоко практический характер. Она возникла из насущных практических потребностей людей в познании окружающего мира и общении между собой. «Логика Аристотеля, по ее первоначальному назначению, –подчеркивал английский логик В. Минто, – была таким же практическим руководством, как трактаты о мореплавании или руководства к игре в вист». По его словам, логика была рядом руководств для модной тогда умственной игры – особого вида прений, диалектики, игры в вопросы и ответы, столь полно иллюстрированной в диалогах Платона и связанной с именем Сократа.

Современные практические приложения логики – к науке и технике, ко всей общественной жизни – особенно богаты и разнообразны. Без нее невозможно представить себе глубокое своеобразие нынешнего этапа научно‑технического прогресса, переживающего пору революционных преобразований.

Особое значение приобретает использование логики в работе всякого юриста вообще. Имея дело непосредственно с правами и обязанностями людей в демократическом обществе, а следовательно, с их интересами и даже судьбами, современный юрист должен обладать мышлением в высшей степени точным, определенным, последовательным и обоснованным. Он обязан в совершенстве владеть всем богатейшим арсеналом логических средств. А это достигается не только глубоким изучением логической теории, но и разнообразными упражнениями по логике, решением логических задач. Лишь таким путем образуется прочный сплав знаний, умений и навыков, составляющих логическую культуру всякого человека.

Настоящее пособие служит практическим приложением к моему учебнику по логике и в основном воспроизводит его структуру. Оно предназначено для выработки у читателей необходимых умений и навыков анализа как своих собственных, так и иных мыслей.

В целях наиболее полного усвоения учебного теоретического материала в пособии приводится значительное множество заданий самого разнообразного характера. Естественно, что далеко не все из них могут быть выполнены в учебное время – на семинарских занятиях. Многие могут быть рекомендованы в качестве домашних заданий, а некоторые – использованы самостоятельно для углубления своей логической культуры.

Предполагается, что задания будут выполняться как в письменной, так и в устной форме. Но, как правило, ответы должны быть так или иначе аргументированы, даже если они принимают форму «да – нет». Причем приводимые задания даются в такой последовательности, чтобы степень активности и самостоятельности слушателя нарастала.

 

Список сокращений

 

ВЭД – внешнеэкономическая деятельность

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

пог. – поговорка

посл. – пословица

РФ – Российская Федерация

стар. Посл. – старинная пословица

ТК РФ – Таможенный кодекс Российской Федерации

Тр. к. РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ – Уголовно‑процессуальный кодекс Российской Федерации

ЮЭС –Юридический энциклопедический словарь

 

Раздел первый. Понятие

 

Искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления...

Ф. Энгельс

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.011 с.)