Культурное строительство в СССР в 1920 - 1930-х годах.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурное строительство в СССР в 1920 - 1930-х годах..



Развитие культуры в 1920–1930-е гг. рассматривается через призму понятия «культурная революция» (его впервые употребил В. И. Ленин в работе «О кооперации»). Огромная важность задач культурного строительства определялась двумя факторами: культурной отсталостью России (80 % неграмотных) и необходимостью воспитания «нового человека».

Придя в 1917 г. к власти, большевики решили в сжатые сроки осуществить «культурную революцию», используя всю силу государства для целенаправленного и планомерного культурного строительства. Центральным государственным органом по руководству процессом преоб­разований в сфере культуры стал Наркомпрос РСФСР (нар­ком А. В. Луначарский).

Борьба с неграмотностью. Важнейшей задачей культур­ной революции стала ликвидация неграмотности, охваты­вавшей 75% населения страны. Бороться с неграмотностью начали во время гражданской войны, прежде всего в рядах Красной армии.

1923 г. - организовано массовое добровольное общество "Долой неграмотность". Председатель центрального Совета общества - М. И. Калинин

Образование: изменение идеологической направленности школьного обучения, воспитание в духе пролетарского мировоззрения. 

Наука. Ученые внесли большой вклад в развитие фун­даментальных наук, изучение естественных производитель­ных сил России и СССР, в разработку и осуществление пла­на ГОЭЛРО. В сфере точных и естественных наук ситуация выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским (биолог, геолог), А. Ф. Иоффе (физик), П. Л. Капицей (физик), Н. И. Вавиловым (биолог) и др.

Литература и искусство. В двадцатых годах было много творческих союзов и групп: всероссийские союзы поэтов, крестьянских писателей, русских художников, литератур­ные группы «Серапионовы братья», Левый фронт (ЛЕФ). В двадцатые годы были созданы новые пролетарские творческие организации: Российская ассоциация пролетар­ских писателей, Ассоциация художников револю­ционной России, Российская ассоциация пролетар­ских музыкантов

«Важнейшим из искусств» большевики считали кино. Экран стал орудием коммунистической пропаганды и аги­тации. При демонстрации фильмов использовали метод «ле­нинской пропорции» — сочетание развлекательных филь­мов с политическими и научно-документальными. Агитфильмы и кинохроника. «Броненосец Потемкин». «Александр Невский», «Путевка в жизнь», «Семеро смелых», «Цирк», «Волга-Волга» (Александров).

В то же время многие произведения деятелей культуры запрещались или замалчивались. В первую очередь это ка­салось работ, чьи авторы не признали советскую власть, эмигрировали или были высланы из страны.

30-е годы — самый противоречивый период не только политико-экономического, но и культурного развития Со­ветского государства. Огромные массы народа приобщились к сокровищам культуры, талантливые представители трудящихся классов внесли свой посильный вклад в ее преобразование и развитие. Но: культур­ная революция не привела к росту критического отношения к действительности, к всестороннему и глубо­кому пониманию процессов жизни страны и мира.

Образование. В области образования была завершена борьба с массовой неграмотностью и малограмотностью. По переписи 1939 г. грамотное население в возрасте старше 9 лет составляло 81%. Это было главным индикатором свершения культурной революции в СССР. Однако итоги переписи не точно отражали реальное по­ложение вещей. В погоне за высокими показателями к ка­тегории грамотных относили тех, кто с трудом мог читать и писать, а порой едва мог написать свою фамилию. Поэтому обучение неграмот­ных и малограмотных продолжалось и в дальнейшем.

Наука. В 1930-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического и об­щественно-политического развития. Особенно значительными были научные разработки физиков — Д. С. Рождествен­ского, П. Л. Капицы, И. Е. Тамма, И. В. Курчатова, Л. Д. Ландау и многих других, работавших на оборону. Во второй половине 30-х годов резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки, что беспокоило многих ученых. В научных дискуссиях стали активно использоваться политические ярлыки.

Крупным событием культурной жизни страны явился I Всесоюзный съезд советских писателей - август 1934 г. Союз объе­динил 1500 литераторов СССР, стоявших на позициях со­циалистического реализма, который требовал историчес­кую конкретность художественного изображения действи­тельности сочетать с воспитанием трудящихся «в духе со­циализма».

Живопись - метод соцреализма. Высшим достижением считались картины Иогансона («Допрос коммуниста»), Грекова и его школы, посвященные военной тематике, портреты Нестерова, работы Дейнеки. 

Литературно-художественные журналы. “Новый мир”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать и революция”. напечатаны выдающиеся произведения советской литературы (Булгакова (Мастер и Маргарита), Горького, Маяковского, Шолохова (Тихий Дон), Ильф и Петров (12 стульев).

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве, в процессе которой социалистичес­кий реализм вылился в стандартизированный героический оптимизм.

Итоги культурной революции:

1. Повысился уровень грамотности.

2. Создана система общеобразовательных школ и высших учебных заведений.

3. Значительное развитие науки и искусства.

4. Была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, массовости культуры и образования, что было необходимо для подготовки большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции».

5. Тоталитарный строй последовательно и методично уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения.

ИСПОЛЬЗОВАНО:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.005 с.)