Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурное строительство в СССР в 1920 - 1930-х годах..
Развитие культуры в 1920–1930-е гг. рассматривается через призму понятия «культурная революция» (его впервые употребил В. И. Ленин в работе «О кооперации»). Огромная важность задач культурного строительства определялась двумя факторами: культурной отсталостью России (80 % неграмотных) и необходимостью воспитания «нового человека». Придя в 1917 г. к власти, большевики решили в сжатые сроки осуществить «культурную революцию», используя всю силу государства для целенаправленного и планомерного культурного строительства. Центральным государственным органом по руководству процессом преобразований в сфере культуры стал Наркомпрос РСФСР (нарком А. В. Луначарский). Борьба с неграмотностью. Важнейшей задачей культурной революции стала ликвидация неграмотности, охватывавшей 75% населения страны. Бороться с неграмотностью начали во время гражданской войны, прежде всего в рядах Красной армии. 1923 г. - организовано массовое добровольное общество "Долой неграмотность". Председатель центрального Совета общества - М. И. Калинин Образование: изменение идеологической направленности школьного обучения, воспитание в духе пролетарского мировоззрения. Наука. Ученые внесли большой вклад в развитие фундаментальных наук, изучение естественных производительных сил России и СССР, в разработку и осуществление плана ГОЭЛРО. В сфере точных и естественных наук ситуация выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским (биолог, геолог), А. Ф. Иоффе (физик), П. Л. Капицей (физик), Н. И. Вавиловым (биолог) и др. Литература и искусство. В двадцатых годах было много творческих союзов и групп: всероссийские союзы поэтов, крестьянских писателей, русских художников, литературные группы «Серапионовы братья», Левый фронт (ЛЕФ). В двадцатые годы были созданы новые пролетарские творческие организации: Российская ассоциация пролетарских писателей, Ассоциация художников революционной России, Российская ассоциация пролетарских музыкантов «Важнейшим из искусств» большевики считали кино. Экран стал орудием коммунистической пропаганды и агитации. При демонстрации фильмов использовали метод «ленинской пропорции» — сочетание развлекательных фильмов с политическими и научно-документальными. Агитфильмы и кинохроника. «Броненосец Потемкин». «Александр Невский», «Путевка в жизнь», «Семеро смелых», «Цирк», «Волга-Волга» (Александров).
В то же время многие произведения деятелей культуры запрещались или замалчивались. В первую очередь это касалось работ, чьи авторы не признали советскую власть, эмигрировали или были высланы из страны. 30-е годы — самый противоречивый период не только политико-экономического, но и культурного развития Советского государства. Огромные массы народа приобщились к сокровищам культуры, талантливые представители трудящихся классов внесли свой посильный вклад в ее преобразование и развитие. Но: культурная революция не привела к росту критического отношения к действительности, к всестороннему и глубокому пониманию процессов жизни страны и мира. Образование. В области образования была завершена борьба с массовой неграмотностью и малограмотностью. По переписи 1939 г. грамотное население в возрасте старше 9 лет составляло 81%. Это было главным индикатором свершения культурной революции в СССР. Однако итоги переписи не точно отражали реальное положение вещей. В погоне за высокими показателями к категории грамотных относили тех, кто с трудом мог читать и писать, а порой едва мог написать свою фамилию. Поэтому обучение неграмотных и малограмотных продолжалось и в дальнейшем. Наука. В 1930-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического и общественно-политического развития. Особенно значительными были научные разработки физиков — Д. С. Рождественского, П. Л. Капицы, И. Е. Тамма, И. В. Курчатова, Л. Д. Ландау и многих других, работавших на оборону. Во второй половине 30-х годов резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки, что беспокоило многих ученых. В научных дискуссиях стали активно использоваться политические ярлыки. Крупным событием культурной жизни страны явился I Всесоюзный съезд советских писателей - август 1934 г. Союз объединил 1500 литераторов СССР, стоявших на позициях социалистического реализма, который требовал историческую конкретность художественного изображения действительности сочетать с воспитанием трудящихся «в духе социализма».
Живопись - метод соцреализма. Высшим достижением считались картины Иогансона («Допрос коммуниста»), Грекова и его школы, посвященные военной тематике, портреты Нестерова, работы Дейнеки. Литературно-художественные журналы. “Новый мир”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать и революция”. напечатаны выдающиеся произведения советской литературы (Булгакова (Мастер и Маргарита), Горького, Маяковского, Шолохова (Тихий Дон), Ильф и Петров (12 стульев). В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве, в процессе которой социалистический реализм вылился в стандартизированный героический оптимизм. Итоги культурной революции: 1. Повысился уровень грамотности. 2. Создана система общеобразовательных школ и высших учебных заведений. 3. Значительное развитие науки и искусства. 4. Была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, массовости культуры и образования, что было необходимо для подготовки большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции». 5. Тоталитарный строй последовательно и методично уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения. ИСПОЛЬЗОВАНО:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.005 с.) |