Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VIII. О логическом представлении целесообразности природы
В предмете, данном к опыту, целесообразность можно представить или только из субъективного основания – как соответствие его формы в его восприятии (apprehensio) до всякого понятия с познавательной способностью, чтобы объединить созерцание с понятиями для познания вообще, или из объективной основы – как соответствие его формы с возможностью самой вещи по понятию о ней, которое ей предшествует и которое заключает в себе основание этой формы. Мы видели, что представление о целесообразности первого рода основывается на непосредственном удовольствии от формы предмета уже в самой рефлексии о нем; а представление о целесообразности второго рода, так как форму объекта оно относит не к познавательной способности субъекта в его восприятии, но к определенному познанию предмета при данных понятиях, – не имеет никакого дела с чувством удовольствия от вещей, а только с рассудком в обсуждении этих вещей. Если дано понятие о предмете, то дело способности суждения состоит в применении его к познанию в изображении (Darstellung, exhibitio), то есть в том, чтобы рядом с понятием поставить соответствующее ему созерцание, будет ли это происходить через наше собственное воображение, как в искусстве, когда мы реализуем заранее составленное понятие о предмете, который для нас есть цель, или через природу в ее технике (как в организованных телах), когда для суждения об ее продукте мы приписываем ей наше собственное суждение о цели; в последнем случае дается не только целесообразность природы в форме вещи, но и этот ее продукт представляется как цель природы (Naturzweek). Хотя наше понятие о субъективной целесообразности природы в ее формах по эмпирическим законам отнюдь еще не понятие об объекте, а только принцип способности суждения создавать понятия (иметь возможность ориентироваться в этом ее необыкновенном разнообразии), но мы полагаем через это в ней как бы расчет на нашу познавательную способность по аналогии цели; таким образом, мы можем смотреть на красоту природы как на изображение понятия о формальной (чисто субъективной) целесообразности, а на цель природы – как на изображение понятия реальной (объективной) целесообразности; в первой из них мы высказываем суждение на основании вкуса (эстетически), посредством чувства удовольствия, во втором – путем рассудка и разума (логически, по понятиям).
На этом основывается деление критики способности суждения на эстетическую и телеологическую, причем под первой понимается способность судить о формальной целесообразности (иначе называемой субъективной) на основании чувства удовольствия и неудовольствия, а под второй – способность судить о реальной целесообразности (объективной) природы путем рассудка и разума. В критике способности суждения та часть, которая заключает в себе эстетическую способность суждения, принадлежит ей по существу, ибо только она заключает в себе тот принцип, который совершенно априори полагает способность суждения в основу своей рефлексии о природе, именно принцип формальной по ее частным (эмпирическим) законам приспособленности природы к нашей познавательной способности, без которого рассудок не мог бы в ней разобраться; но нельзя дать ни одного основания априори, и даже объяснить возможность этого, только из понятия о природе как предмете опыта, как в общем, так и в частном, чтобы видеть, что должны быть и объективные цели природы, то есть вещи, которые возможны только как цели природы; только способность суждения, не заключая в себе для этого принципа априори, в предлежащих случаях (известных продуктах) заключает в себе правило, чтобы в интересах разума применить к делу понятие цели, после того как трансцендентальный принцип уже подготовил рассудок к тому, чтобы понятие цели (по крайней мере, по форме) применять к природе. Но трансцендентальное основоположение – представлять себе целесообразность природы в ее субъективном отношении к нашей познавательной способности по форме вещи как принцип суждения о ней – оставляет совершенно неопределенным, где и в каких случаях я могу составлять суждение о продукте как суждение по принципу целесообразности, а не только по общим законам природы, и предоставляет эстетической способности суждения на основании вкуса определять соответствие его (его формы) нашей познавательной способности (поскольку она решает это не через соответствие с понятиями, но через чувство). Но телеологически применяемая способность суждения определенно дает те условия, при которых нечто (как, например, органическое тело) должно быть обсуждаемо по идее цели природы. И ни одного основоположения из понятий о природе как предмете опыта нельзя приводить в оправдание того, чтобы априори приписывать ей отношение к цели и, даже хотя бы неопределенно, допускать это в действительном опыте на подобных продуктах; причина этого та, что надо представить очень много частных опытов и рассмотреть их в единстве их принципа, чтобы иметь возможность эмпирически познать объективную целесообразность в известных предметах. Эстетическая способность суждения есть, следовательно, особая способность рассматривать вещи по правилу, а не по понятиям. Телеологическая же не есть особая способность, а только рефлектирующая способность суждения вообще, поскольку она здесь, как и вообще в теоретическом познании, ведет дело по понятиям, только по отношению к известным предметам природы по особым принципам, а именно по принципам лишь рефлектирующей, а не определяющей объекты способности суждения. Следовательно, по своему применению она относится к теоретической части философии и, ввиду особых принципов, которые не являются определяющими, как это должно быть в доктрине, должна создавать особую часть критики; а эстетическая способность суждения ничего не вносит в познание своих объектов и, следовательно, должна быть относима только к критике субъекта, высказывающего суждение, и к его познавательной способности, поскольку она способна к принципам априори, каково бы, впрочем, ни было их применение (теоретическое или практическое), что составляет пропедевтику всякой философии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.194 (0.006 с.) |