Глава 1. Известные неизвестные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Известные неизвестные



 

1 Из письма Симеона Бетаршамского, обнаруженного и процитированного Шахидом (1971). С. 47.

2 Там же. С. 57.

3 Chronicon ad Annum Christi 1234 Pertinens, 1.237.

4 Из поэмы, написанной в Хиджазе, регионе Аравии, где находится Мекка, цитируется Hoyland (2001). С. 69.

5 Theophylact Simocatta. 4.2.2.

6 Евсевий. Церковная история. 1.4.10.

7 Евсевий. Житие Константина. 1.6.

8 Ибн Хишам. С. 629.

9 Там же. С. 105.

10 Коран, 96. (Поскольку автор и переводчик использовали разные тексты Священного Корана, в которых номера стихов не всегда совпадают, в ссылках даны только номера сур. – Е[ер.)

11 Ибн Хишам. С. 106.

12 Коран, 6.

13 Там же, 15. Или, возможно, «сделать то, что тебе приказано сделать».

14 Коран, 1.

15 Там же, 33.

16 Ибн Хишам. С. 155.

17 В английском языке «курейш» обычно употребляется без определенного артикля – как в арабском. Арабы никогда не называют его al-Quraysh.

18 Коран, 89.

19 Там же, 42.

20 Ибн Хишам. С. 303.

21 Wakidi: Kitab al-Maghazi, цитируется Hawting (1999). Р. 69.

22 Ибн Хишам. С. 555.

23 Из западносирийского христианского текста, в котором приводится диспут между монахом и «человеком из арабов». Хотя монах – что неудивительно, учитывая авторство, – в конце убедительно побеждает в споре, предположение, что одобрение Богом ислама выразилось в масштабе арабских завоеваний, христианину трудно было опровергнуть. Дата создания текста неизвестна, но Hoyland, сославшийся на него в 1997 г., считает, что он написан не ранее середины VIII в.

24 Al-Jahiz, цитируется Robinson. Р. 88.

25 Коран, 33.

26 Ibn Qutayba. Р. 217.

27 Al-Adab al-Mufrad al-Bukhari, 6.112.

28 Коран, 16.

29 Там же, 29.

30 Там же, 16.

31 Или пять, если считать ссылку на посланника Бога, которого называют Ахмед (61).

32 Коран, 3.

33 Al-Tahawi, цитируется Watt (1994). Р. 48.

34 Gibbon, ch. 37, и. 17. Святой – это Иероним.

35 Цитируется Wilson. Р. 174.

36 Великий немецкий теолог первой половины XIX в., Wilhelm M.L. De Wette. Цитируется Friedman. Р. 25.

37 Или, как чаще выражаются исламские ученые, «ворота ijtihad», где ijtihad, согласно определению Hallaq, «напряжение умственной энергии в изучении правового мнения до такой степени, что способности правоведов к дальнейшим усилиям». Hallaq убедительно доказал, что привычная датировка фразы X в. ошибочна.

38 Gibbon. Vol. 3. Р. 230.

39 Цитируется Gilliot. Р. 4.

40 Gibbon. Vol. 3. Р. 190.

41 Schlacht (1977). Р. 142.

42 Ibid. (1950). Р. 349.

43 Ibid. (1949). Р. 147.

44 Rahman (1965). Р. 70.

45 Коран, 8.

46 Ибн Хишам. С. 303.

47 Rahman (1965). Р. 70–71.

48 См., например: Gabriel. Р. 94.

49 Wansbrough (1978). Р. 25.

50 Crone (1987а). Р. 226–230. Это блестящий образец детективной работы. Фрагмент папируса – текст 71 в Grohmann (1963).

51 Коран, 8. Это относится к безымянному сражению, которое имело место в «день furqan», или «день освобождения», который, как нам известно из суры 2, приходился на Рамадан.

52 Единственное упоминание в Коране, 3.

53 Ибн Исхак – один из многих авторов, известных нам только по более поздним переработкам другими авторами их текстов.

54 Robinson (2003). Р. 51.

55 Также см.: Nevo, Koren.

56 Doctrina Iacobi, 5.16.

57 Из более чем 400 частных надписей из пустыни Негев в Южной Палестине, выполненных в VIII в., только в 11 надписях Мухаммед упоминается по имени. Donner (1998). Р. 88.

58 Ибн Хишам. С. 691.

59 Peters (1991). Р. 292.

60 Эти теории изложены в книгах Wansbrough, Luxemberg, Ohlig.

61 Парадигматический пример проблем, с которыми могут столкнуться мусульманские ревизионисты, – серия неприятностей, настигшая египетского академика по имени Nasr Abu Zayd, когда он опубликовал вариант текста Корана, как литературный труд, который развивался в течение некоторого времени. Его книга вызвала бурю возмущения. Ученого объявили отступником, жена развелась с ним, и сам он, в конце концов, отправился в изгнание. Краткий, но поучительный рассказ о том, какой сам Abu Zayd видит свою интеллектуальную родословную, изложен в его книге Reformation of Islamic Thought (P. 53–59). По крайней мере, он не был выброшен из окна, как несчастный палестинский историк Suliman Bashear.

62 Muhammed Sven Kalish. http://www.qantara.de/webcom/show_article. php_c—47 8_nr – 812/i. html.

63 Manzoor. P. 64.

64 Al-Azami (2003). P. 341. Интересно: когда под прицелом ученых-ревизионистов оказывается Библия, профессор неожиданно становится большим энтузиастом скептических вопросов. Он определенно ни разу не усомнился в праве мусульман вскрывать противоречия иудейских и христианских священных книг.

65 Вероятно, чаще всего немусульмане читают биографию, написанную Кареном Армстронгом, которая, в свою очередь, является новой редакцией более ранних биографий Родинсона и Уотта. Представляется интересным, что книга, написанная тем, кто всегда занимался благородными традициями библейских познаний, даже не упоминает о проблематичной природе источников информации о жизни Мухаммеда. Среди трудов ученых, считающих мусульманские традиции приемлемыми в роли исторических свидетельств, самыми читаемыми являются книги Хью Кеннеди.

66 Donner (1998). Р. 2.

67 Neurith. Р. 1. См. также откровенное признание Доннера, что «те из нас, кто изучают происхождение ислама, должны сделать коллективное признание: нам неизвестны многие основные вещи, касающиеся Корана, – и эти вещи настолько важны, что их знание обычно считается само собой разумеющимся для ученых, занимающихся другими священными книгами» (Reynolds. Р. 29).

68 Чтобы оценить диапазон мнений, заинтересованный читатель может изучить взгляды на аутентичность иснадов в трудах al-Azami (1985), Motzki (2002), Cook (1981). Обзор всех трех исследований и многое другое читайте в книге Берга, увидевшей свет в 2000 г., в которой автор провел глубокий и полезный анализ споров об иснадах. Хотя Берг не употребляет слово «схизма», он видит, что академическое мнение о раннем исламе расколото примерно в середине. «Что бы ни было тому причиной – стремление к позитивным результатам или к методологической и теоретической изощренности – мы имеем две очень разные, взаимоисключающие, а для неискушенного человека – одинаково правдоподобные модели происхождения ислама, – пишет он. – И любой сделанный вывод будет продуктом этих лежащих в основе предположений».

69 Berg (2000). Р. 219.

70 Crone (1980). Р. 7.

71 В Коране Гавриил упоминается трижды: два раза – в суре 2. Предупреждение двум сплетницам, что Гавриил готов вмешаться на стороне пророка, – в суре 66.

72 Евангелие от Иоанна, 1: 1.

73 Sahih Bukhari, 1.1.2. Хадис приписывают Айше, любимой жене Мухаммеда. Пророк в нем упоминается описывающим, что он чувствует во время откровений. Свои ощущения он сравнивает со звоном колокола.

74 См., например, Евангелие от псевдо-Матфея, гл. 20. Существуют устойчивые параллели между рассказом Корана о жизни Девы Марии и различных христианских апокрифических писаний. Больше подробностей – см.: Horn. Suleiman Mourad убедительно доказывает, что христианская легенда о пальме, с которой съела плод Дева Мария, в свою очередь, произошла от греческого мифа об Аполлоне и Артемиде, мать которых – титанида Лето – тоже разрешилась от бремени под пальмой и питалась ее плодами.

75 Само слово происходит из Корана, а смысл, в котором его применяют мусульманские ученые, скорее всего, нет.

76 PERF 558. PERF – стандартное сокращение для обозначения Archduke Rainer Collection. См. Grohmann and Jones (1998).

77 Одно частичное исключение – отношение мусульманских историков Персии, которые, представляется, действительно сохранили подлинным местные традиции. См.: Noth (1994). Р. 39.

78 Averil Cameron, Bowersock, Brown and Grabar. P. 16.

 

Глава 2. Ираншехр

 

1 Letter of Tansar. P. 64.

2 Ibid.

3 Ibid. P. 27.

4 Procopius. History of the wars. 1.3.

5 Ibid. В этом труде сказано, что столица эфталитов называлась Горго и что она располагалась неподалеку от персидской границы. Вероятнее всего, город находился где-то в районе Гонбад-э-Габус, на месте великолепной башни XI в., которая так нравилась Роберту Байрону. Согласно более поздним источникам, Пероз переправился через Оксус – реку, которая находится намного севернее, но ученые по большей части согласны, что рассказ Прокопия должен основываться на современном персидском источнике и потому является более предпочтительным.

6 Ammianus, 19.1.2.

7 Theophylact Simocatta, 4.4.8.

8 Procopius. History of the wars. 1.4. Согласно монетам, у Пероза также были серьги из трех жемчужин.

9 Ammianus, 26.6.80.

10 Ibid., 26.6.27.

11 Tabari. Vol. 5. P. 112. Ученые давно признали, что некие аутентичные материалы от Сасанидов были сохранены персидскими историками и поэтами после арабского завоевания их страны, но сколько именно материалов и какие – на этот вопрос ответа нет. Как и с мусульманскими источниками в арабской истории, так и с теми, которые относятся к сасанидскому периоду: не существует методологии, позволяющей отличить аутентичные материалы от тех, которые были искажены или даже

сфабрикованы на пустом месте. Стоит иметь в виду строгое наставление ведущего историка этого периода: «Никакая представленная [Табари] информация не должна приниматься, если она не согласуется с независимыми источниками, достоверность которых доказана» (Howard-Jonston, 2006. Р. 172).

12 Процесс начался при отце Пероза Йездегирде II.

13 Речь идет о так называемой стене Александра. На самом деле, как показали последние археологические исследования, она не имеет никакой связи с Александром. Она датирована концом V в. или началом VI в., и потому ее связь с Перозом представляется если не точной, то в высшей степени вероятной. См. Rekavandi et ah

14 Agathias, 4.27.3.

15 Letter of Tansar. P. 64.

16 На поверку только три из семи династий, в том числе династия Карин, подтверждаются в досасанидских источниках, но другие упоминаются в надписях, датированных началом сасанидского периода. Это подразумевает, что они были известными при предыдущем режиме. Разумеется, нельзя исключить, что некоторые семейства могли сфабриковать для себя древнюю родословную. См.: Christensen (1944). Р. 98—103.

17 Theophylact Simocatta, 3.18.7.

18 Elishe. Р. 167.

19 Подробное разъяснение отношений между персидской монархией и парфянскими династиями см.: Parvaneh Pourshariati. Если некогда государство Сасанидов считалось образцом централизованной автократии, теперь ученые все чаще рассматривают его как конфедерацию: еще одно радикальное переосмысление, которое вместе с рядом других революционизируют изучение поздней Античности.

20 Elishe. Р. 242.

21 Согласно Прокопию, это «Горго» – город, расположенный недалеко от персидской границы и потому часто подвергавшийся набегам. Никаких археологических свидетельств существования такого города не нашли, и представляется маловероятным, что в регионе могло существовать более или менее значительное поселение. Предположительно Горго являлся палаточным городом, каких было немало в степи. Я глубоко благодарен Эберхарду Сауэру, который занимался раскопками в регионе и нашел время обстоятельно побеседовать со мной.

22 Heliodoms, 9.15.1.

Ibid., 9.15.5.

24 Heliodoms, 9.15.3.

25 Procopius. History of the wars. 1.4.

26 Joshua the Stylite. P. 11.

27 В «Кембриджской истории Ирана» выдвинуто предположение, что сохраненные более поздними историками подробности набегов на мифическое царство Кеянидов смоделированы по образцу действительных событий, имевших место после поражения Пероза. Это еще один пример того, как поздняя Античность иногда может напоминать зал чудес.

28 Страбон, 15.3.15. Описание датировано I в. до и. э., но соответствует физическим остаткам храмов огнепоклонников сасанидского периода: отражение древних корней зороастрийских практик.

29 Lazar P’arpec’i. Р. 213.

30 Альтернативная теория помещает этот храм огня еще дальше на север. См. Boyce. Adur Burzen-Mihr.

31 Greater Bundahishn, 18.8.

32 Yasna, 30.3.

33 Ibid., 29.8.

34 Agathias, 2.26.3.

35 Ihn Miskawayh. P. 102. Фразу приписывают предполагаемому завещанию Ардашира, документу, сфабрикованному в V или VI в.

36 Letter of Tansar. Р. 33–34. Осознание того, что это утверждение было скорее стремлением, чем констатацией факта, стало одним из величайших прорывов в современном изучении Сасанидов. У Pourshariati (2008. Р. 326) сказано, что, говоря об отношениях церкви и государства, следует помнить, что история зороастрийской церкви как независимой от монархии иерархической структуры датируется только до V в.

37 Из Denkard, зороастрийского текста, который датируется первыми десятилетиями после правления Пероза. Цитируется в «Кембриджской истории Ирана».

38 Точная дата неизвестна, но это было в конце V или начале VI в. – именно в тот период, когда зороастрийская церковь только крепла (Kellens, Р. 1).

39 Yast, 13.100.

40 Lazar P’arpec’i. Р. 213.

41 Mihr Yast, 102–103.

42 Ibid., 7.

43 Ibid., 23.

Ibid., 22.

45 Joshua the Stylite. P. 11.

46 Christensen (1925). P. 93, утверждает, что Каваду было около тридцати, когда он взошел на престол, но это противоречит большинству источников. Вероятнее всего, он стал царем, когда ему исполнилось двенадцать или пятнадцать лет. См. Crone (1991). Р. 41.

47 Tabari. Vol. 5. Р. 117. Рассказы о героизме Сухры, сохранившиеся в арабской истории, по всей видимости, в основном произошли от традиций, распространявшихся родом Карин.

48 См. Parvaneh Pourshariati. Р. 380.

49 Значило ли это, что парфянские традиции поклонения Митре были настолько неприемлемы по стандартам зороастрийской ортодоксии, что составили конкурирующую религиозную школу? Вопрос вызвал разногласия среди иранистов. Покойная Мэри Бойс, специалист по зороастрийским теориям, считала, что Митра всегда оставался божеством, подчиненным Ор-музду, даже в Парфии, но более поздние исследования оставили это утверждение под сомнение. См.: Parvaneh Pourshariati. Р. 350–368.

50 Об истории и ее переписывании, а также о трех священных огнях см. соответствующие статьи Бойс. Вероятность того, что мидийский храм, Огонь Жеребца, был построен в VI в., представляется удивительной. Как указала Бойс, в руинах не нашли ни одного точно датируемого предмета, который относился бы к периоду до Пероза.

51 Tabari. Vol. 5. Р. 132.

52 Letter of Tansar. P. 40.

53 Цитируется из разных источников Crone (1991). Р. 23.

54 Ibid.

55 Об апокалиптическом настроении в Иране V в. см.: Yarshater. Р. 996.

56 Tabari. Vol. 5. Р. 132.

57 Лучшее введение в маздакизм – статья Yarshater в «Кембриджской истории Ирана». Он прослеживает корни движения до III в. В Crone (1991) утверждается, что отнесение карьеры Маздака к периоду правления Кавада, с чем согласны все источники, неверно, и его следует датировать несколькими десятилетиями позже. Критика этой теории изложена в Zeev Rubin (1995). Р. 230. Gaub, к примеру, утверждает, что Маздака не существовало вообще.

58 Procopius. History of the wars. 1.6.

59 Ibid., 1.5.

60 Procopius. On buildings. 1.1.12.

61 Из The Book of the Deeds of Ardashir, цитируется Stoneman. P. 4L

62 Ibid. C. 42.

63 Herodian, 6.2.2.

64 Ammianus, 22.12.2.

65 Cm. Robert Adams. P. 179–183. Он утверждает, что население Месопотамии выросло за период правления Сасанидов на 37 процентов.

66 Ammianus, 24.8.3.

67 Procopius. On buildings. 3.3.10.

68 Joshua the Stylite. P. 1.

69 Аспебед – скорее всего, не имя, а транслитерация на греческий язык его официального титула на Западе – Spahbed – генералиссимус. Если это тот же Spahbed, который принимал участие в нападении Кавада на Амиду в 503 г., тогда настоящее имя «Аспебеда» – Бави (Joshua the Stylite. Р. 76).

70 Procopius. History of the wars. 1.11.

71 Letter of Tansar. P. 43. Хотя оно, по-видимому, было написано во время правления Ардашира, идентификация описанных событий с мятежом маздакитов принята практически повсеместно.

72 Ibid. Р. 38.

73 Ammianus, 24.6.3.

74 Theophanes. Р. 26. Приводится описание садов Хосрова II в Дастакерте, но оно определенно применимо к описанию парка в Ктесифоне.

75 Ibid.

76 Бытие, 2: 8.

77 Книга пророка Даниила, 7: 3. Книга пророка Даниила обычно датируется серединой II в. до и. э. Сам Даниил предположительно жил на четыреста лет раньше.

78 Там же, 7.18.

79 Cassius Dio, 68.30.

80 Книга пророка Иеремии, 51:7.

81 Там же, 51, 37.

82 Procopius. History of the wars. 2.13.13.

83 Идентификация харранских ритуалов, как они описаны в христианских и мусульманских источниках, с праздником акиту дана в Green. Р. 156–157.

84 Послание Иеремии, 71.

85 Berosus. Р. 20–21.

86 Ammianus, 23.6.25.

87 Бытие, 11: 28. Мусульманские и некоторые иудейские традиции идентифицируют Ур с Урфу – это древнее название города Эдесса, недалеко от Харрана. Представляется, что поддерживает это предположение то, что Авраам получил первое откровение не у Уре, а в «Харане», почти наверняка это Харран. Между тем многие ученые согласны с тем, что Ур, упомянутый в Библии (Бытие), был древним городом с тем же названием в Халдее – на юге Месопотамии. Он процветал как важный культурный центр, в первой половине VI в. до и. э. при Вавилонской монархии – в тот самый период, когда иудеи были в Вавилоне в ссылке, и Книга Бытия обрела свою окончательную форму. Вероятно, желание изгнанников связать своего предка с изысканным местом происхождения объясняет ассоциацию Авраама с городом, названным в Книге Бытия (11: 28) «Ур Халдейский». Конечно, это подразумевает, что сам Авраам скорее мифическая, чем историческая фигура, – к этому выводу постепенно приходит большинство ученых. Возможно, не является обычным совпадением то, что сомнения в ученых кругах относительно историчности Авраама появились в 1970-х гг., одновременно с усилением скептицизма относительно роли мусульманских традиций в установлении истоков ислама.

88 Там же, 12: 1–2.

89 Там же, 17: 8.

90 Там же, 17: 5.

91 Letter of Tansar. Р. 64. Ссылка на саму Персию, но рыночная площадь Персии находилась в Ктесифоне, а не в Иране.

92 Бытие, 17: 9-10.

93 Исход, 20: 4.

94 b. Beracoth 8Ь. Цитатам из Талмуда часто предшествует одна из двух букв – b и у, указывающие на то, взяты они из Bavh – вавилонского Талмуда или Yerushalmi – палестинского Талмуда.

95 b Avodah Zarah 16а.

96 Denkard, 3.229. Хотя труд был написан в начале IX в., материалы, которые он включает, в основном относятся к периоду правления Сасанидов.

97 Elishe. Р. 63.

98 Ibid.

99 Существует поздняя фантастическая традиция, рассказывающая о приходе к власти последнего экзиларха по имени Мар Зутра. Он якобы воспользовался хаосом, созданным мятежом маздакитов, чтобы создать независимое Еврейское государство, но был свергнут Кавадом и распят на мосту в Ктесифоне. Долгое время существовало некритичное принятие сказочных историй как исторически достоверных, за исключением разве что самых сверхъестественных (Neusner (1986). Р. 98). Как отметил ведущий историк, исследователь месопотамских евреев, свидетельства, мягко говоря, неадекватны, а на самом деле невероятны (Там же. С. 104).

100 b. Hullin. 62b.

101 Нигде об этом отдельно не говорится, но энтузиазм, с которым евреи рвались служить в армии Кавада, представляется необъяснимым, если только цифры не увеличились как минимум в два раза благодаря воображению.

102 Eusebius. Preparation for the Gospel. 9.18. Фраза – цитата из по большей части утраченной книги – Eupolemus. Concerning the Jews of Assyria.

103 Большинство ученых датируют начало переписывания Талмуда примерно 500 г.

104 Exodus Rabbah, 15.21.

105 b. Sanhedrin 98a.

106 Genesis Rabbah, 42.4.

107 b. Sanhedrin 36a. Раввин – Иегуда ха-Наси, живший в конце II в.

108 b. Yevamot 20а.

109 b. Berakhot 58а.

110 b. Kethubot 111b.

111 b. Shabbat 30b.

112 Numeri Rabbah, 14.10.

113 Marcel Simon. P. 196.

114 b. Gittin 57a. Ссылки на Иисуса Христа в Талмуде расплывчаты и малопонятны. По вполне очевидным причинам их традиционно избегают и христианские, и еврейские ученые. Интересный и убедительный обзор содержится в недавней книге Петера Шеффера, который продемонстрировал, как «вавилонские истории об Иисусе и его семье являются намеренными и в высшей степени усложненными противопоставлениями историй о жизни и смерти Иисуса в Евангелиях» (с. 8).

115 Numeri Rabbah, 14.10.

116 Abodah Zara.

 

Глава 3. Новый Рим

 

1 Propertius, 3.22.21.

2 Athenaeous, 6.272А—275А.

3 Плутарх. Римские вопросы. 61.

4 Процесс начался задолго до официального вхождения Греции в состав Римской империи и, судя по всему, первоначально опирался на контакты между римскими и греческими поселениями в Италии. Греки навязали троянскую легенду Западу как форму эллинистического культурного империализма, но она была присвоена Западом для определения и передачи римской культурной индивидуальности (Gruen. Р. 31).

5 Ливий, 26.27.

6 Вергилий, 6.852–853.

7 Аристид, 26.59 и 99.

8 Вергилий, 6.792–793.

9 Там же, 1.279.

10 Такова, по крайней мере, претензия, выдвинутая нашими, как известно, враждебными христианскими источниками. Возможно, рассказ об унижении Валериана отражает меру принятия желаемого за действительное.

11 Цицерон, 17.

12 Optatianus Porphyrius. Carmen. 4, line 6. Поэма была создана в честь основания Константинополя и предполагает, что статус нового города как соперника Рима был очевидным с самого начала.

13 Евсевий. Житие Константина. 3.54.

14 Самая ранняя ссылка на эту традицию датирована V в. См. Созомен, 2.3.2.

15 Fowden (1991) – см. намного более ранний источник, подразумевающий, что порфир на самом деле был привезен из Рима.

16 Chronicon Paschale. Р. 16.

17 Zosimus, 1.58.4.

18 Procopius. History of the wars. 1.11.9.

19 Procopius. On buildings. 1.5.10.

20 Zosimus, 2.35.2.

21 Corippus, 3.224.

22 The Oracle of Baalbeck, line 166.

23 Procopius. The Secret History. 14.2.

24 Procopius. On buildings. 2.6.6.

25 Procopius. The Secret History. 30.21–23. Прокопий, по всей видимости, яростно ненавидел Юстиниана. Тем не менее, даже если некоторые детали перемен в придворных церемониалах преувеличены, смещение в сторону усиления формализма очевидно.

26 Procopius. The Secret History/ 8.27.

Ibid. 8.24.

28 Novels 43, prologue.

29 Novels 98: 16 December 539.

30 Cicero. On the Orator. 1.197.

31 Novels, 111.

32 CJ Constt. Summa, preface.

33 Идея, что император принимает закон, относится по меньшей мере к IV в.

34 John Lydus, 3.44.

35 Декрет Феодосия II (пр. 408–450) цитируется Kelly. Р. 187.

36 Procopius. The Secret History. 7.10.

37 Даже самая низкая цифра, которая имеется в нашем распоряжении – по оценке Прокопия, это 30 тысяч, – потрясает воображение. Все древние источники преувеличивали потери в боях, но бойня на ипподроме, несомненно, была из ряда вон выходящей.

38 John Lydus, 3.70.

39 Novels, 72.538.

40 Procopius, 1.14.52

41 Procopius. On buildings. 2.1.11.

42 Преувеличил Прокопий или нет вклад Юстиниана в сооружение укреплений Дары, неясно. См.: Croke, Crow.

43 Книга пророка Исаии, 40: 15.

44 Там же, 40.17.

45 Бытие, 22: 18.

46 Tractate Paschale 8. Сам раввин Элеазар беи Педат родился на Святой земле.

47 Амвросиаст, комментатор посланий святого Павла, которого долго путали со святым Амвросием. Цитируется Cohen. Р. 159.

48 Я глубоко признателен Shahrokh Razmjou за то, что он обратил на это мое внимание.

49 b. Kiddushin 70b.

50 Послание к галатам, 3: 28.

51 Там же, 3: 25–26.

52 Первое известное использование словосочетания «Ветхий Завет» – в труде Мелитона Сардийского (180), а «Новый Завет» – в труде Иринея «Против ересей» (4.91), написанном примерно в то же время.

53 Евангелие от Иоанна, 14: 6.

54 Евангелие от Матфея, 28: 19. См. также Второе послание к коринфянам, 13: 13.

55 Деяния, 2:2.

56 Первое послание к коринфянам, 12: 13.

57 Letter to Diognetus (а):5.

58 Ignatius. Letter to Ephesians, 6.

59 Евангелие от Матфея, 19: 21.

60 Там же, 7: 15.

61 Tertullian. The Prescription against the Heretics. 21.

62 Там же.

63 Послание к римлянам, 15: 19.

64 Евангелие от Матфея, 5: 18.

65 Tertullian. Against Praxeas. 2.

66 Irenaeus. Against Heresies. 1.8.1.

67 Относительно значения, придаваемого рассказам очевидцев ранними христианами и классическими историками, и подозрительного отношения к письменным свидетельствам см.: Alexander (1990) and Byrskog. К сожалению, вопрос, действительно ли канонические Евангелия сохранили рассказы очевидцев, не может быть рассмотрен в рамках одной сноски.

68 См., к примеру, Евангелие от Фомы, ряд Евангелий детства и Евангелие от псевдо-Матфея – тот же текст, в котором Христос говорит со своей Матерью из ее чрева. В некоторых из этих Евангелий Христос оживляет птиц, но не для того, чтобы развлечь друзей, а чтобы продемонстрировать брюзге еврею, что позволительно лепить из глины в Шаббат.

69 См. Origen, 1.1. Не сохранилось ни следа от Евангелия от Василида, так что, когда речь идет о его содержании, мы вынуждены полагаться на сообщения его врагов.

70 Irenaeus. Against Heresies. 1.24.4.

71 Origen, 1.1.

72 Clement of Alexandria. Stromateis. 7.106.4.

73 Justin Martyr, 47.

74 t. Hui, 2.24.

75 Евангелие от Иоанна, 3: 7.

76 Alan Segal (P. 1) придает метафоре более библейскую окраску: «Словно Иаков и Исав, близнецы, сыновья Исаака и Ребекки, две религии боролись во чреве». Есть и более радикальное изложение той же метафоры – см. Boyarin (2004. Р. 5): «Иудаизм – не „мать“ христианства; они близнецы, неразлейвода». Как и многие другие аспекты истории древних религий, вопрос, когда «разошлись» иудаизм и христианство, был в последние десятилетия революционизирован. По словам Carleton Paget, это составило «самый главный недавний прорыв в обсуждении иудейско-христианских отношений» (Р. 18). Выполненный этим автором обзор недавних исследований является самым подробным и интересным (Р. 1—39).

77 Bardaisan. Р. 49.

78 Свидетельства тому есть, скажем, в Сарде – на территории сегодняшней Западной Турции, где около 400 г. построена синагога с примыкавшей колоннадой с магазинами, которыми владели и христиане, и евреи. Если таково было положение дел в уже существовавшей христианской империи, нечто подобное почти наверняка существовало в III и IV вв. в Месопотамии. См. Rutgers.

79 См.: Becker. Р. 380.

80 См.: Rouwhorst. Р. 81–82.

81 См.: Weitzman. Другие утверждают, что перевод выполнен евреями, уже принявшими крещение.

82 Евсевий. Церковная история. 3.27. Павел на самом деле не призывал обращенных в христианство иудеев бросить Тору, но это редко оценивали по достоинству и неевреи-христиане, которые им восхищались, и иудеохристиане, часто относившиеся к нему с глубочайшим подозрением.

83 Из персидской надписи на чаше – цитируется Levene. Р. 290.

84 Ignatius. The Letter to Magnesians. 10.3.

85 Город был сдан Ардаширу в 241 г., но спустя пару лет снова возвращен.

86 b. Gittin. Это был Рабби Мейр.

87 Kohelet Rabba, 10.5.

88 Деяния святых апостолов, 19: 26.

89 Такова, по крайней мере, традиция. Возможно, так оно и было.

90 Евсевий. Церковная история. 5.1.

91 Альтернативная теория производит слово «религия» от relegere – «писать или размышлять снова и снова». Каково бы ни было происхождение слова, религия – это скорее практика, чем верование.

92 Император – Галерий, декрет от 311 г., цитируется Лактанцием: 31.4.

93 Из надписи некого Демея (Demeas), который, по его собственным словам, снес лживый образ демона Артемиды. Цитируется Foss (1979). Р. 32.

94 Jacob of Serugh, quoted by Griffith (2008). P. 123.

95 Книга пророка Даниила, 7: 7.

96 Там же, 7.19.

97 Lactantius, 44.5.

98 Книга пророка Даниила, 7:11.

99 Isidore of Pelusium. Р. 217.

100 Theodosian Code, 16.2.16.

101 Евсевий. Житие Константина. 1.28.

102 Там же, 2.12.

103 Ignatius. The Letter to Magnesians. 10.1.

104 Из письма, написанного Константином одновременно Арию и его епископу. Цитируется Евсевием в «Житие Константина» (2.71).

105 Евсевий. Житие Константина. 3.10.

106 Как часто происходило с христианскими неологизмами, Тертуллиан был первым, кто использовал слово religio так, как мы используем слово «религия». См.: Sachot. Р. 111–116.

107 Lactantius. Devine Institutions. 4.28.

108 Theidosian Code, 16.10.12.

109 Socrates Scholastisus, 7.29.

110 Acta Maetyrum et Sanctorum. Vol. 2. P. 149.

111 Фраза была добавлена в 470-х гг. патриархом Антиохийским к формуле «Святой Могучий, Святой Бессмертный». См. Brown (2003). Р. 119.

112 Barhadbeshabba of Holwan. Р. 605.

113 John Malalas. P. 228.

114 Procopius. History of the wars. 1.24. Есть самые разные мнения относительно правдивости этого эпизода.

115 Procopius. The Secret History. 2.9.

116 John Lydus, 3.89.

117 Procopius. On buildings. 1.10. Мозаика была частью обновления ворот Чалк, потребовавшихся после бунтов на ипподроме.

118 Ibid. 2.6.

119 Theidosian Code, 16.10.22.

120 Procopius. The Secret History. 2.13.

121 Точная хронология неясна. См.: Watts. Р. 128–129.

122 Agathias, 2.31.4.

123 Теория о том, что философы могли обосноваться в Харране, изложена в Athanassiadi (1993). Впоследствии автор признала, что теория остается противоречивой (1999. Р. 51–53).

124 Первое послание к коринфянам, 1: 20.

125 Athanassiadi (1999. Р. 51–53) утверждает (убедительно), что епископ жил в этом доме.

126 Paul the Silentiary, 489.

121 Procopius. On buildings. 1.27.

128 Ibid. 1.30.

 

Глава 4. Дети Авраама

 

1 Paul the Silentary, 144.

2 Sayings of the Desert Fathers: Joseph of Panephysis. P. 103.

3 Wisdom of the Desert Fathers. P. 3.

4 Life of Sabbas, 8.92, in Three Byzantine Saints.

5 Lucian. De Dea Syria: quated by Frankfurter. P. 178.

6 Life of Symeon the Younger, 11.

7 Ibid., 40.

8 Ibid., пролог.

9 Ibid., 199.

10 Ibid., 115.

11 Life of Daniel Srylite, 54, in Three Byzantine Saints.

12 Бытие, 32: 24–30.

13 Исход, 1: 7.

14 Там же, 1: 14.

15 Там же, 3: 2.

16 Там же, 3: 7–8.

17 Egeria. Р. 8.

18 Procopius. On buildings. 8.9.

19 Исход, 19: 16.

20 Второзаконие, 34: 10.

21 Цитируется Sivan (2008). Р. 68.

22 Jerome. Letters. 58.3.

23 Ibid., 46.2.

24 Life of Daniel Srylite, 10, in Three Byzantine Saints.

25 Паломник VI в., цитируется Sivan (2008). P. 70.

26 Jerome. Letters. 46.13.

27 Из письма, написанного двумя монахами императору Анастасию, цитируется Wilken. Р. 168–169.

28 Procopius. On buildings. 5.6.

29 Micah, 3.12. Об эволюции словосочетания «Храмовая гора» см. Goodblatt. Р. 193–203.

30 Анекдот подозрительно поздний: относится к VIII или IX в.

31 Jerome. On Zephaniah. 1.16.

32 Tanhuma to Leviticus: Qedoshim 10.

33 b. Yoma, 54b.

34 Ammianus Marcellinus, 23.1.

35 Из иудейского гимна VI в., цитируется Weinberger. Р. 34.

36 b. Gittin 62а.

37 Такова оценка Avi-Yonah. Р. 241. Другие авторы считают цифру слишком оптимистичной.

38 Jerome. On Isaiah. 48.17.

39 Комбинация углеводородного анализа и косвенных доказательств указывает на первое десятилетие правления Юстиниана.

40 Цитируется Meyers. Р. 353.

41 Ibid. 5.

42 Procopius. On buildings. 5.9. Прокопий не упоминает церковь. Здесь нам приходится полагаться только на археологические находки.

43 Классическую формулировку см. у Ab-Isda of Tyre (цитируется Crown. Р. 457). Фраза относится по крайней мере к IV в. Археологи находили ее на горе Гезирим во многих надписях. См.: Sivan (2008). Р. 119.

44 Цитируется Crown, Pummer, Tal. Р. 161.

45 О возможном влиянии самаритянской идеи «подчинения» Богу на ранний ислам см.: Crone, Cook. Р. 119; Crown, Pummer, Tal. P. 21.

46 А именно Rabbi Judah bar Pazzi and Rabbi Ammi. Cm. p. Abodah Zarah, 5.4. (III.a).

47 Abu I-Fath. P. 241.

48 Procopius. On buildings. 5.7.

49 John Malalas, 446.

50 Procopius. The Secret History.il.

51 Бытие, 19: 28.

52 Cyril of Yerusalem, ‘Prologue to the Catechetical Letters’, 10. В то время, когда он прочитал эту лекцию, Кирилл еще не был епископом. До назначения оставалось два или три года.

53 Ibid. ‘Catechetical Lecture’, 4.36.

54 Theodoret. Compendium Theodoret, Compendium of Heretical Fables. P. 390.

55 Jerome. Letters. 112.12. Справедливости ради следует отметить, что ни один раввин не выразил своего несогласия.

56 Jerome. In Esaiam. 40.9. Цитируется de Blois (2002). P. 15.

57 Epiphanius, 30.1.3.

58 Ibid., 30.1.2.

59 О высокой вероятности существования деревень христианских иудеев на Голанских высотах говорится в Joan Taylor. Р. 39–41. Более спорный вопрос – в какой степени мы можем доверять свидетельствам выживания узнаваемой иудейской форме христианства в VI и VII вв. Конструктивная статья Пайнса (Pines), увидевшая свет в 1968 г., доказывающая, что были свидетельства, датированные даже X в., вызвала много споров, но, говоря словами Gager (Р. 365), она в конце концов была принята, хотя с некоторыми модификациями.

60 Цитируется Stmgnell (Р. 258) из письма, написанного несторианским патриархом Тимофеем I в 786 г. Как показывает статья, в сирийских манускриптах существуют неопровержимые свидетельства даже более раннего открытия того, что впоследствии стало известно как свитки Мертвого моря. Иудеи в Средние века тоже были знакомы по крайней мере с одним из них – так называемым документом из Дамаска. Это следует из обнаружения в конце XIX в. двух копий этого документа в еврейском квартале Каира.

61 Sozomen, 2.4.

62 Josephus, 4.533.

63 Бытие, 19: 27.

64 Из письма Константина епископам Палестины. Цитируется Евсевием. Идентификация трех ангелов, которые посетили Авраама, с составными частями Троицы впервые была сделана во II в.

65 Мнение христианина, жившего в конце VI в. в Месопотамии. Цитируется Hoyland (1997). Р. 25.

66 Саргон II, царь Ассирии. Цитируется Hoyland (2001). Р. 96.

67 Ammianus, 14.4.4; 31.16.5–7. Греческие и римские авторы никогда не упускали возможности изобразить варваров каннибалами.

68 Ibid. 14.4.1.

69 Из ‘al-murqqish al-Akbar’ в Alan Jones (1996, Vol. 1). P. 112.

70 Abid ibn al-Abras. Цитируется Hoyland (2001). P. 121–122.

71 Доводы в пользу того, что Самуд действительно был конфедерацией, а не просто, как иногда считают, племенем, см.: Bowersock (1983). Р. 97–98, Graf, O’Connor. Р. 65–66.

72 Слово представлено на храме II в. в Ruwwafa, удаленном поселении в Западной Аравии, где есть надпись, сделанная на греческом и набатейском языках. Милик переводит shirkat как «конфедерация».

73 Происхождение было признано недавно благодаря новым эпиграфическим свидетельствам. См.: Graf, O’Connor.

74 Joshua the Stylite. P. 79.

75 Или, по крайней мере, почти наверняка так. См.: Shahid (1989). Р. 213.

76 Цитируется в «Кембриджской истории Ирана».

77 Cyril of Scythopolis, 24.

78 Арабское слово, судя по всему, образовалось от греческой формы первоначального латинского слова. См.: Jeffrey. Р. 196.

79 Procopius. History of the wars. 1.17.

80 Представляется возможным, что визит в Константинополь имел место после официального назначения Арефы королем. См.: Shahid (1989). Р. 103–109.

81 Procopius. History of the wars. 1.22.

82 Из сообщения Nonnosus – римского дипломата, отец и дед которого служили послами у разных арабских вождей и который сам был послан Юстинианом с миссией в Эфиопию и центральную и южную часть Аравии. То, что Гиббонс назвал «любопытным эпизодом» из его мемуаров, было сохранено Фотием, константинопольским патриархом VII в. в его Biblioteka. Точное местонахождение святилища, упомянутого Nonnosus, неизвестно, но, судя по отдельным данным им деталям, которые, правда, тоже весьма туманны, представляется достаточно очевидным, что оно не в Мекке, а где-то в Северной Аравии. См.: Crone (1987а). Р. 197.

83 Душара – греческая форма бога, известного набатеям как Дху-И-Шара, а Лахмидам – как Ашара. См.: Ryckmans. Р. 246.

84 Diodorus Sicilus, 3.42.

85 Лучший пример – храм в Jabal Qatuta, недалеко от Мариба.

86 О том, как Епифаний перепутал ka’iba и ka’ba, см.: Sourdel. Р. 67.

87 Theodoret. Ecclesiastical History. 26.13.

88 Theodoret. The Cure of Greek Maladies. Vol. 1. P. 250.

89 Бытие, 16: 12.

90 Между тем Библия не ставит знак равенства между детьми Исмаила и арабами. Рассказ о том, как они стали синонимами, см.: Eph’al, Millar.

91 The Life of Cimeon Priscus, цитируется Shahid (1989). P. 154.

92 Бытие, 21: 21.

93 О необычно часто встречающемся имени «Авраам» в пустыне Негев VI в. см.: Nevo, Coren. Р. 180.

94 Sozomen, 6.38.

95 Ibid.

96 Ibid. О свидетельствах еврейского присутствия в Северной Аравии в римский период см.: Hoyland (1995). Р. 93.

97 Титул также применялся к христианскому Богу после поражения Юсуфа. См.: Nebes. Р. 37–38.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.18.83 (0.3 с.)