Гендерная педагогика: учебное пособие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерная педагогика: учебное пособие



 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=657595

«Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л. В. Градусова»: Флинта; Москва; 2011

ISBN 978‑5‑9765‑1022‑7, 978‑5‑02‑037437‑9

Аннотация

 

В пособии изложены основные вопросы теории и практики гендерной педагогики. Цель пособия – дать знания, необходимые для реализации гендерного подхода в образовании.

Для студентов факультетов дошкольного образования вузов, а также педагогов‑практиков, аспирантов и преподавателей.

 

Лилия Вениаминовна Градусова

Гендерная педагогика

 

Введение

 

Успешное решение задач подготовки будущих специалистов во многом определяется интенсивным обновлением содержания образования. В последние годы в различных областях научного знания, в том числе и в педагогике, все активнее заявляет о себе гендерная проблематика. В современной педагогической науке отделилась самостоятельная область научного знания, изучающая особенности развития, воспитания и обучения детей разного пола.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола – мальчик или девочка. Личность всегда имеет четкую половую идентификацию, мужскую или женскую.

Однако отечественную педагогику на протяжении длительного времени отличала «бесполость», т. е. одинаковый, унифицированный подход в воспитании мальчиков и девочек. Образовательные программы и технологии не учитывали психологических различий мальчиков и девочек, не были ориентированы на дифференциацию целей, задач, методов воспитания представителей разного пола. В последние десятилетия положение существенно изменилось. Необходимость подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, в том числе такую важную характеристику, как пол ребенка, все более осознается исследователями и педагогами‑практиками.

Гендерная педагогика изучает специфику воспитания мальчиков и девочек и представляет собой активно развивающуюся современную отрасль педагогического знания.

В настоящее время гендерный подход интенсивно внедряется в педагогическую теорию и практику, что определяет необходимость подготовки специалистов, обладающих знаниями о гендерных особенностях детей и способных применять эти знания в образовательном процессе. Вместе с тем гендерная проблематика недостаточно отражена в образовательных стандартах, учебных пособиях, что не позволяет эффективно формировать гендерную компетентность будущих специалистов.

В частности, пока недостаточно учебных пособий, освещающих вопросы гендерного воспитания на ступени дошкольного детства. В то время как дошкольный возраст является сензитивным периодом полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения полоролевой модели поведения, что обусловливает необходимость гендерного подхода в воспитании, начиная с дошкольного детства.

В представленном пособии предпринята попытка на основе анализа и обобщения имеющихся в педагогике научно‑методических материалов по гендерной проблематике показать современные подходы к проблеме гендерного воспитания.

Цель пособия – помочь студентам усвоить теоретические основы, на которых базируется гендерная педагогика, систематизировать имеющиеся знания, познакомить с современными подходами к гендерному воспитанию, с существующими в практике программами и технологиями воспитания с учетом пола детей, познакомить с различными точками зрения на ту или иную проблему.

В первой главе пособия рассматриваются общие основы гендерной педагогики, дается характеристика предмета, задач, понятийного аппарата этой дисциплины, краткий исторический обзор становления гендерного подхода в педагогике, анализ актуальных проблем гендерной педагогики на современном этапе.

Во второй главе освещаются вопросы, составляющие психологические основы гендерной педагогики: сущность и значение гендерной социализации, факторы гендерной социализации, гендерные характеристики личности на разных возрастных этапах. Особое внимание уделяется характеристике полоролевого развития и гендерных различий дошкольников.

Третья глава посвящена вопросам гендерного воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В ней раскрываются задачи и содержание гендерного (полоролевого) воспитания дошкольников, дается характеристика современных программ полоролевого воспитания, его форм, средств и методов.

В конце каждого раздела предлагаются вопросы и задания для лучшего усвоения материала и формирования собственной гендерной позиции.

В приложении дан словарь терминов, планы семинарских занятий, тестовые задания по содержанию материала пособия, диагностические методики по выявлению уровня полоролевой идентификации детей и гендерных представлений педагогов.

Пособие адресовано, в первую очередь, студентам факультета дошкольного образования вузов, а также студентам педагогических колледжей, педагогам‑практикам, аспирантам и преподавателям.

 

Глава 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.0 (0.006 с.)