С оциальная и э кономическая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С оциальная и э кономическая



ЭКОНОМИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

 

С оциальная и э кономическая

География родного края

 

КЛАСС

 

 

Тетрадь

Для практических работ

 

Донецк

2016


ББК 28.89

Т37

 

 

О б щ а я р е д а к ц и я:


 

Утверждено на заседании Ученого совета Донецкого РИДПО (п ротокол № 5 от 20.06.2016 г.)


Полякова Л.П., министр образования и науки ДНР, доктор наук по государственному управлению, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания

Чернышев А.И., ректор Донецкого РИДПО, кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования

 

К о н с у л ь т а н т ы:

С имонова И.В., заместитель министра образования и науки ДНР

Зарицкая В.Г., проректор по научно-педагогической работе  Донецкого РИДПО, кандидат филологических наук, доцент

 

С о с т а в и т е л и:

Д енисова Е.Д., зав. отделом естественных дисциплин Донецкого РИДПО

В ечёркина Н.И., учитель географии Коммунального учреждения «ОШ № 25 I–III ступеней

г. Енакиево»

Подолянская Л.Я.,   учитель  географии  Коммунального  учреждения  «ОШ  № 25  I–III

ступеней г. Енакиево»

Г етьманцева Т.В., методист по географии Шахтерского методического центра

К елембет С.Л., учитель географии Донецкой школы I–III ступеней № 142

Д рыга Н.Н., учитель географии Харцызской школы I–III ступеней № 7

Ямковая О.Б., учитель географии Шахтерской школы I–III ступеней № 4

 

Р е ц е н з е н т ы:

В ы голко Т.А.,   заведующий  кафедрой  экономической  теории  и  государственного управления ДонНТУ, кандидат экономических наук

Г ерман О.И., методист методического центра управления образования администрации города Макеевка

С едова  С.И.,   учитель  географии  МОУ  «Гимназия  информационных  технологий  № 61

города Донецка»

 

Т37 Экономическое к р аеведение  : Со циальная  и
  эк о номическая география  родного к р ая  :  9  класс.

Тетрадь  для  практических  работ  /  Сост.  Денисова Е.Д.,

Вечёркина Н.И.,  Подолянская Л.Я.  и  др.  /  Под  общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. –

64 с.

 

 

Тетрадь  для  практических работ  по  курсу «Социально-экономическая  география Донецкого края» составлена в соответствии с региональной учебной программой для обучающихся 9-го класса. Включает 12 практических работ по основным темам курса. Практическая работа предусматривает выполнение разнообразных заданий: заполнение таблиц, построение графиков, диаграмм, анализ статистических данных, описание географических объектов и нанесение их на контурную карту Донецкого края.

Тетрадь для практических работ поможет обучающимся более эффективно выполнить практическую часть учебной программы.

Пособие предназначено для учителей и обучающихся 9-х классов.

 

© Донецкий РИДПО, 2016


 

 

Дорогие ребята!

 

 

Вы  держите  в  руках  тетрадь  для  практических  работ  по  курсу

«Социально-экономическая география родного края», которая поможет вам более эффективно выполнить практическую часть учебной программы.

В 9-ом классе предусмотрено выполнение 12-ти практических работ по основным темам курса.

При  выполнении  практической  работы  обращайте  внимание  на представленные опорные экономико-географические понятия. Они помогут

вам вспомнить теоретический материал и правильно сориентироваться при выполнении того или иного практического задания.

Задания  достаточно  разнообразные:  заполнение  таблиц,  построение

графиков, диаграмм,  анализ  статистических  данных,  описание географических  объектов  и  нанесение  их  на  контурную  карту Донецкого края.

Напоминаем правила работы с контурной картой:

Ø все  записи на  контурной карте  выполняются  карандашом  или шариковой ручкой, четко и аккуратно;

Ø раскрашивание необходимых  объектов  выполняется цветными карандашами;

Ø на  контурной  карте  обязательно должны  быть обозначены  названия морей или океанов, расположенные в поле карты;

Ø географические названия объектов подписываются с заглавной буквы;

Ø для  правильного  нанесения  на  контурную  карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку;

Ø реки, береговые  линии  озер, морей  и  океанов,  границы  государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно);

Ø географические объекты, названия  которых  не помещаются  на

контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе «Условные знаки».

В практической работе есть творческое задание, оно обозначено знаком

«*», его можно выполнять по выбору обучающихся.

Работая с данной тетрадью, вы более качественно усвоите практическую часть  учебной  программы,  отработаете  практические  навыки  работы  с

таблицами,  графиками,  диаграммами,  контурными  картами,  научитесь

анализировать информацию и делать выводы.

Изучайте и познавайте свой родной край! Вы – будущие хозяева этой земли и от вас зависит его развитие и процветание!


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Практическая работа № 1

 

Определение выгодности экономико-географического

и геополитического положения нашего края.................................................................................................. 6

 

Практическая работа № 2

 

Обозначение на контурной карте административных единиц нашего края...............................11

 

Практическая работа № 3

 

Изучение динамики количественного состава населения области..................................................15

 

Практическая работа № 4

 

Построение секторной и столбчатой диаграмм

национального состава населения региона....................................................................................................19

 

Практическая работа № 5

 

Определение отраслей специализации. Определение проблем

и перспектив их развития.........................................................................................................................................24

 

Практическая работа № 6

 

Обозначение на контурной карте районов угледобычи, нефте- и газопроводов......................29

 

Практическая работа № 7

 

Составление секторной диаграммы производства электроэнергии................................................35

 

Практическая работа № 8

 

Обозначение на контурной карте сырьевой базы,

основных районов предприятий металлургии.............................................................................................40

 

Практическая работа № 9

 

Обозначение на контурной карте основных посевов.

Анализ статистических данных о сельскохозяйственной продукции.............................................45

 

Практическая работа № 10

 

Нанесение на контурную карту основных транспортных магистралей

и транспортных узлов.................................................................................................................................................51

 

Практическая работа № 11

 

Нанесение на контурную карту основных научных

и культурных объектов Донецкого региона..................................................................................................55

 

Практическая работа № 12

 

Анализ статистических данных о внешнеэкономической деятельности региона. Построение столбчатой диаграммы экспорта (импорта) продукции..............................................61


 

Определение выгодности экономико-географического

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

 

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение города, района, страны или иного экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение.

Б л агоприятное ЭГП – это возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его темпы зависят от конкретных исторических и социально- экономических условий.

Ге ополитическое положение (ГПП) – это пространственное отношение географического объекта (страны, города) к другим географическим объектам, лежащим вне его и имеющим или могущим иметь на него существенное влияние.

Г осударственная граница линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

 

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задание 1. На контурную карту нанесите: границы, крайние точки нашего края, страны (области), с которыми мы граничим, областной центр, свой город (район, село).

 

К райние точки Донецкого края:

северная

южная                                                                                                                                        

восточная

западная                                                                                                                                    

 

Областной центр

Название города (района, села), в котором я живу


 

Административная карта Донецкого края   Условные знаки:


 

 

Задание 2: Дайте характеристику экономико-географическому положению нашего края по плану. Определите выгодность его положения:

1. Положение  по  отношению  к  соседним  географическим  объектам  (странам, районам, городам).

 

 

2.  Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

 

 

3.  Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

 

4.  Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

 

5.  Изменение ЭГП во времени.

 

 

6.  Вывод о выгодности экономико-географического положения нашего края:


 

Задание  3.   Дайте  характеристику  и  определите  выгодность  геополитического положения нашего края по плану:

ГПП  характеризуется  положением  географического объекта  по отношению  к странам:

1. С высоким политико-экономическим потенциалом.

 

 

2. Экспортирующих и импортирующих продукцию в больших количествах.

 

 

3. К  странам,  с  которыми  осуществляется  тесное  политическое,  экономическое, культурное сотрудничество.

 

 

4. К  странам,  которые  предъявляют  экономические,  политические  или территориальные претензии.

 

 

5. К странам – очагам региональных конфликтов.

 

 

6. К странам-нейтралам.

 

 

7. К региональным группировкам, военно-политическим союзам стран.

 

 

8. Вывод о выгодности геополитического положения нашего края:


 

Обозначение

на контурной карте административных единиц нашего края


 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

 

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) – разделение территории на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти.

Г ород - населенный пункт с населением 12 тыс. и более человек, жители которого заняты преимущественно в не сельскохозяйственных отраслях.

Село – это населенный пункт, в котором люди ведут сельский образ жизни и занимаются преимущественно сельским хозяйством.

 

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задание 1. На контурную карту нанесите границы и подпишите административные районы нашего края.

Г ОРОДА:

1. Авдеевка; 11. Енакиево; 21. Новогродовка;
2. Артёмовск; 12. Ждановка; 22. Селидово;
3. Горловка; 13. Кировское; 23. Славянск;
4. Дебальцево; 14. Константиновка; 24. Снежное;
5. Дзержинск; 15. Краматорск; 25. Торез;
6. Димитров; 16. Красноармейск; 26. Угледар;
7. Доброполье; 17. Красный Лиман; 27. Шахтёрск;
8. Докучаевск; 18. Донецк; 28. Харцызск;
9. Донецк; 19. Макеевка; 29. Ясиноватая.
10. Дружковка; 20. Мариуполь;  

1. Александровский; 10. Марьинский;
2. Амвросиевский; 11. Новоазовский;
3. Артёмовский; 12. Першотравневый;
4. Великоновоселковский; 13. Славянский;
5. Волновахский; 14. Старобешевский;
6. Володарский; 15. Тельмановский;
7. Добропольский; 16. Шахтёрский;
8. Константиновский; 17. Ясиноватский.
9. Красноармейский;  

 

Р АЙОНЫ:


 

Административная карта Донецкого края   Условные знаки:


 

 

Задание 2. Напишите краткое эссе на тему «Я люблю город Донецк за …».

 

Задание 3. Опишите свой город (район, село).

 

 

В ы вод:


 

Изучение динамики количественного состава населения области


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

 

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Де м ография – наука о народонаселении.

Де м ографическая политика – комплекс мер, направленных на регулирование численности населения.

Естественный прирост  населения   – это разница между числом  родившихся и числом умерших за определенный период времени.

Естественный прирост определяется по формуле:

Естественный прирост = рождаемость–смертность. Он может быть положительным

– если рождаемость превышает смертность, отрицательным – если смертность превышает рождаемость, нулевым – если эти показатели равнозначны.

Де п опуляция – систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих.

Естественное движение населения – это показатель, который определяет изменение численного количества народонаселения в результате таких  процессов, как рождаемость и смертность.

 

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задание 1. Из перечисленных факторов, влияющих на естественное движение населения, выберите способствующие повышению рождаемости (А) и приводящие к её снижению (В).

1. Стабильное экономическое и политическое положение в стране.

2. Государственная поддержка семей с детьми.

3. Высокий уровень безработицы.

4. Экономическая независимость женщин.

5. Стремление родителей получить в старости поддержку от взрослых детей.

6. Высокий уровень загрязнения окружающей среды.

А                                                                                                                                                    В

 

 

Задание 2. Используя данные таблицы, постройте график изменения численности населения за указанный период.

 

Г од 1990 1992 1995 2000 2001 2008 2010 2012 2013
Численность населения (тыс. чел.)   5339,2   5352,6   5266,9   4953,4   4841,2   4538,9   4466,7   4403,2   4375,4

 

 

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

 

Задание  3.   Проанализируйте  построенный  график.  Назовите  причины  колебаний численности населения за указанный период.

 

Задание  4.   Назовите  причины  снижения  численности  населения  в  регионе, распределив их по группам.

 

Экономические причины Экологические причины Социальные причины
     

 

Задание 5. Спрогнозируйте изменения численности населения на последующие годы в связи с событиями настоящего времени.

 

 

Задание 6. Предложите пути решения демографической проблемы нашего региона.

 

 

* Задание 7. Пользуясь данными Интернет-ресурсов, проанализируйте изменения в численности населения вашего населённого пункта. Сравните их с общей тенденцией по области.

 

 

Вывод:


 

Построение секторной и столбчатой диаграмм национального состава населения региона


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

 

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Национальный состав населения – распределение населения по признаку национальной  принадлежности.

Национальное меньшинство, или этническое меньшинство – представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной.

Д и аспора – часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания.

Русскоязычное население – общее название для всех лиц, для которых русский язык является родным или функционально первым языком. Русскоязычное население может быть представлено как этническими русскими, так и лицами других национальностей.

 

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задание 1. Укажите причины, обусловившие многонациональный состав населения нашего региона.

 

 

Задание  2.   Пользуясь  данными  таблицы,  постройте  секторные  диаграммы национального состава населения Донецкой области в 1989 и 2001 годах.

 

      Нац и он альн ост ь

Украинцы

               1989 г.              

50,7 %

2001 г.
56,87 %
Русские 43,6 % 38,22 %
Греки 1,58 % 2,01 %
Белорусы 1,45 % 0,92 %
Другие 2,67 % 2,98 %


 

 

1989 г.                                 2001 г.


Условные знаки:


 

Задание 3. Сравните полученные результаты.

 

 

Задание 4. Пользуясь справочной  таблицей, постройте  столбчатую  диаграмму национального состава населения Донецкого региона.

 

Национальность Численность (чел.)
Украинцы 2744149
Русские 1844399
Греки 97516
Белорусы 44525
Татары 19161
Армяне 15734
Евреи 8825
Немцы 4620
Другие 20771

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.184 с.)